Главные вкладки

    Рабочая программа по литературному чтению 2 класс.Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»
    рабочая программа по чтению (2 класс) по теме

     

    Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.

        Цель уроков чтения в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель в нашем понимании – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующихзадач:

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rbochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu.docx29.59 КБ

    Предварительный просмотр:

    Краснодарский край, Туапсинский район

    муниципальное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа № 14 с. Кривенковское

                                 УТВЕРЖДЕНО

                                                                 решением педсовета протокол № 1

                                               от 31 августа 2010 года

                                                Председатель педсовета

                                                          ___________ И.В.Григорьева

    РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

    По    литературному чтению

             

     Класс    2а  

     Количество часов 136           Уровень  базовый

     

    Учитель    Приймак Татьяна Алексеевна

    Программа разработана на основе государственной  образовательной системы  «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа /Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2009.  

    1. Пояснительная записка

         Программа разработана на основе государственной  образовательной системы  «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2009.  

         Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и обеспечена учебниками «Литературное чтение» для 1–4 классов, авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева (заключения РАО (от 28.06.2005) и МПГУ (от 20.07.2005).

         Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.

        Цель уроков чтения в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель в нашем понимании – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

    1. Формирование техники чтения и приемов понимания текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать.

    2. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением.

    3. Приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

    4. Развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей.

       В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

      Линии, общие с курсом русского языка:

    - овладение функциональной грамотностью;

    - овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;

    - овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

       Линии, специфические для курса «Чтение и начальное литературное образование»:

    - определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

    - приобщение к литературе как искусству слова;

    - приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

         Нами взят за основу традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой. Суть ее заключается в следующем:

          Во 2 классе мир, который открывают для себя дети, расширяется. Читая произведения фольклора народов России и мира (сказки, былины, загадки, песенки, пословицы и поговорки) и авторские сказки, второклассники как бы обнаруживают себя в «едином духовном пространстве» и узнают, что мир велик и многообразен и в то же время един. Когда бы и где бы ни жили люди, в произведениях фольклора разных народов отчетливо видно, что в человеке всегда ценились трудолюбие и патриотизм, ум и доброта, храбрость и достоинство, сила чувств и верность, а неприятие вызывали леность, скупость, глупость, трусость, зло... Для подтверждения этого в учебник специально включены, например, сказки разных народов, имеющие сходные названия, сюжет, главную мысль.

        Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. Как же сделать чтение мотивированным? Как реализовать в отношении ребенка принцип идейно-художественной значимости того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? С нашей точки зрения, это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения учебников, а значит, и системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы.

         Во 2 классе «сквозные герои» учебника – второклассник Саша и сказочный персонаж – младший домовой Афанасий. Афанасий – знаток и любитель книг, они с Сашей путешествуют в сказки; Саша задает Афанасию вопросы, а младший домовой отвечает или помогает найти ответ, рассказывает, читает веселые стихи, песенки и считалки, загадывает загадки. Таким образом, система уроков литературного чтения во 2 классе – это игра-путешествие в сказки.

        Настоящая программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с хрестоматией, а с детской книгой. Ключевая особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», т.е. другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.

        Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включенные в учебники, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объем стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2–3 стихотворений по собственному выбору.

        Программа по литературному чтению для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

    1. Тематика чтения.

    2. Техника чтения.

    3. Формирование приемов понимания прочитанного.

    4. Элементы литературоведческого анализа текста. Эмоциональное и эстетическое переживание    прочитанного.

    5. Практическое знакомство с литературоведческими понятиями.

    6. Развитие устной и письменной речи.

     

      Таблица тематического распределения количества часов:

    № п/п

    Разделы, темы

    Количество часов

    Примерная или авторская программа

    Рабочая  программа

    1.

     Введение

    «Там, на неведомых дорожках...».

    2

    21

    2

    21

    2

    «Сказочные человечки»

    27

    27

    3.

    «Сказочные богатыри»

    13

    13

    4.

    «Сказка мудростью богата...».

    20

    20

    5.

    «Сказка – ложь, да в ней намек...».

    21

    21

    6.

    «Самое обыкновенное чудо».

    24

    24

    7.

    «Сказочная планета»

    8

    8

    ИТОГО

    136

    136

    2. Содержание программы   136 часов (4 часа в неделю)

    1. Тематика чтения

        Введение (2ч.)

       «Там, на неведомых дорожках...». (21 ч). Волшебные сказки, народные и литературные (П. Ершов, А. Пушкин, В. Одоевский, П. Бажов). Стихи о волшебстве, о сказочном мире. Герои волшебных сказок. Особенности волшебных сказок («сказочные приметы»). Русские народные скороговорки.

        Сказочные человечки. (27 ч). Сказочные повести Т. Янссон, Дж.-Р.-Р. Толкиена, А. Милна, А. Линдгрен, Дж. Родари, А. Толстого и их герои.

       Сказочные богатыри. (13 ч). Сказки и былины об Илье Муромце и других русских богатырях, богатырские сказки разных народов.

      «Сказка мудростью богата...». (20 ч). Сказки разных народов о мудрых людях и глупцах, о трудолюбии и честности. Русские народные загадки. Загадки С. Маршака, Б. Заходера, А. Прокофьева.

       «Сказка – ложь, да в ней намек...». (21 ч). Сказки разных народов о животных. Аллегорический смысл сказок. Современная сказка-сценарий А. Курляндского «Ну, погоди!». Стихи Л. Квитко, Ю. Мориц, Г. Сапгира, В. Левина о животных. Считалки.

       «Самое обыкновенное чудо». (24 ч). Сказки А. де Сент-Экзюпери, Дж. Родари, В. Берестова, В. Хмельницкого, Б. Сергуненкова.

    2. Техника чтения.

       В государственных образовательных стандартах указываются следующие составляющие техники чтения на момент завершения начального образования:

    1. способ чтения – чтение целыми словами;

    2. правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;

    3. скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;

    4. установка на постепенное увеличение скорости чтения.

         Во 2 классе должен осуществляться переход к осознанному правильному чтению целыми словами, формирование осознанного чтения про себя, а также осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.

    3. Формирование приемов понимания прочитанного.

        Развитие умения осмысливать заглавие произведения, его связь с содержанием, главной мыслью. Обучение пониманию скрытого смысла заголовка, придумыванию вариантов заглавий, выбору наиболее подходящего заглавия. Обучение прогнозированию содержания текста на основе заглавия, иллюстрации и ключевых слов.

        Развитие умения находить ключевые слова в тексте.

    Обучение ответам на вопросы учителя к тексту произведения, нахождению в тексте предложений, которые подтверждали бы высказанную мысль. Обучение ответам на предварительные вопросы к тексту, поставленные учителем перед чтением.

    Обучение самостоятельному формулированию вопросов к тексту по ходу чтения.

    Развитие умений делить текст на части, самостоятельно озаглавливать части.

    Развитие умения формулировать основную мысль текста (частей текста), соотносить основную мысль и заглавие текста.

    4. Элементы литературоведческого анализа, эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного.

          Развитие умения находить в тексте слова, предложения для характеристики событий, места действия и т.д., материал для характеристики героя: чтение и анализ портрета героя, описания его жилища; речь героя, как она помогает понять его характер, размышлять над поступками героя, над авторским отношением к нему.

        Развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте, размышления по поводу того, почему автор выбрал из всего многообразия слов именно это слово, как автор рисует словами.

        Эмоциональное переживание детьми прочитанных стихотворений (что почувствовали, о чем захотелось подумать).

         Выражение своего отношения к героям, событиям, языку произведения. Развитие умения аргументировать свою точку зрения.

    Высказывание своего отношения к прочитанному.

    5. Практическое знакомство с литературоведческими понятиями.

       На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями:

    Устное народное творчество. Сказка, былина, загадка, песенка, скороговорка, пословица и поговорка как жанры устного народного творчества. «Сказочные приметы»: зачин, концовка, троекратные повторы, постоянные эпитеты.

    Литературная (авторская) сказка; повесть-сказка.

    Стихотворение (мысли и чувства автора, настроение, интонация, особенности употребления слов).

    Тема и основная мысль произведения.

    Герои народных и литературных сказок. Поступки героев, их причины. Собственная оценка поступков героев. Характер героя; как писатель создает (рисует) характер героя: портрет героя, его речь (что и как говорит герой), поведение, мысли героя, отношение автора. Сказочные герои, придуманные авторами (хоббиты, муми-тролли и др.).

    Язык народных сказок. Язык авторских сказок и стихотворений (какие картины нарисованы, какие слова использует автор).

    6. Развитие устной и письменной речи.

      Обучение:

    - подробному пересказу небольших произведений или отдельных эпизодов с соблюдением логики изложения;

    - выборочному пересказу текстов в форме рассказа о сказочном герое;

    - устному словесному рисованию с использованием слов, выражений из текста;

    - составлению устных рассказов от имени одного из героев по заданному плану.

       Развитие умения писать работы по итогам чтения – сочинения-миниатюры о сказочных героях.

    Заучивание наизусть и чтение стихотворений и небольших отрывков прозы (3–7 предложений) с соблюдением интонации, тона, темпа и громкости речи, соответствующих содержанию текста.

    Творческие работы: сочинение сказок, загадок, считалок.

      Требования к уровню подготовки учащихся 2 класса

    Линии развития учащихся средствами предмета «Литературное чтение»

    - овладение функциональной грамотностью;

    - овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текста;

    - овладение умениями и навыками различных видов устной и письменной речи

    - определение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному, развитие умения объяснять это отношение

    - приобщение к литературе как к искусству слова;

    - приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях

    2 класс (программный минимум)

    - осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами;

    - понимание смысла заглавия произведения; выбор наиболее подходящего заглавия из данных; самостоятельное озаглавливание текста;

    - умение делить текст на части, озаглавливать части;

    - умение выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

    - подробный и выборочный пересказ текста;

    - составление устного рассказа о герое прочитанного произведения по плану

    - размышления о характере и поступках героя;

    - высказывание своего отношения к прочитанному (что почувствовал, о чем захотелось подумать), своего понимания авторского замысла (о чем думал, что чувствовал автор)

    - умение относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;

    - умение находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и др. сказочные приметы;

    - умение относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);

    - соотнесение авторов, названий и героев прочитанных произведений

    3. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

    1. Литературное чтение «Маленькая дверь в большой мир» 1ч., 2., авторы Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева.

    2. «Тетрадь по литературному чтению» авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева

    3.Уроки литературного чтения во 2-м классе. Методические рекомендации для учителя .- Изд. 2-е., перерабю- Мю : Баласс, 2008ю-320 сю (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»). Авторы Бунеев Е.В., Чиндилова О.В., Яковлева М.А.

    СОГЛАСОВАНО                                                                                      СОГЛАСОВАНО    

     Протокол заседания МО учителей                                                         Зам.директора по УВР                                

    от 31 августа 2010 года № 1                                                                  

     _______________О.Б.Саакян                                                                 ______________Н.Г Воронина

                                                                                                         

    «____»____________2010 года                                                            «____»____________2010 года


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по литературному чтению 2 класс (Образовательная система "Школа 2100")

    Рабочая программа по литературному чтению составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС и авторской  Е.В. Бунеевой, Р.Н. Бунеева...

    Рабочая программа по технологии 2 класс Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

    Программа разработана на основе государственной  образовательной системы  «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. – М.:...

    Рабочая программа по математике 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

    Программа разработана на основе государственной  образовательной системы  «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. – М.:...

    рабочая программа по литературному чтению 1-4 кл образовательная система "школа 2100"

    пояснительная записка , содержапие программы по каждому классу с 1 по 4...

    Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса (на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, М.В.Бойкиной)

    Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса (на основе авторской программы Л.Ф.Климановой) включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

    Рабочая программа учебного курса "Русский язык" 4 класс, составная часть Образовательной системы "Школа 2100"

    Рабочая программа состоит из пояснительной записки, календарно-тематического планирования на 2016/2017 учебный год, планируемых результатов, материально-технического обеспечения ....

    Рабочая программа по литературному чтению 3 класс. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР,

    Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР, Федерального государственн...