Былинные богатыри.
план-конспект урока чтения (4 класс) по теме

Урок был проведён в рамках курса "Народная культура", но может быть использован в качестве обобщающего урока по литературному чтению. Предварительно детям даётся задание прочитать былины, найти в них характеристику богатырей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bylinnye_bogatyri..doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Былинные богатыри.

Цели: обобщить знания о былинах и их героях; через эмоциональное проживание образа героя подвести  к определению особенностей черт характера русского народа.

I .Работа с эпиграфом.

- Прочитайте:

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

                                Вадим Шафнер.

  1. -Как понимаете?
  2. Попробуем найти красоту в прошлом, чтобы лучше дорожить своей историей.

II . Работа с месяцесловом.

  1. Слово учителя.

Кончился студёный месяц –просинец. Пришёл на светлорусский простор месяц с вьюгами и метелями, холодный ветер с мелким снегом будто сечёт морозный воздух. Студёны сретенские морозы, но живут в это время не только они, но и оттепели, которые тоже сретенскими называются. Сретенский мороз пришёл, значит мужик зиму пережил. В этом месяце зима весну встречает. Какой это месяц?

(февраль)

  1. Выбор названий.

  1. Выберите те названия, которые соответствуют февралю. Докажите свой выбор.

( бокогрей, просинец, сечень, кривые дороги, снежень, перезимье)

  1. Объясните эти названия.
  1. Работа с пословицей.

  1. Восстановите пословицу:

Весна, зима, в, встретятся, февраль, с, впервой

( В феврале зима с весной встретятся впервой.)

  1. Как понимаете?
  1. Проверка домашнего задания.
  1. Какие пословицы о Феврале вы приготовили?

III  . Выход на тему урока.

  1. Слово учителя.

Хоть и близка весна, но часты ещё морозы с вьюгами и метелями; день хоть и прибывает, но длинны ещё сумерки и ночь долга. В такое время люд крестьянский не высовывает носа из дому.

  1. Беседа.

  1. Что же делали крестьяне в долгие зимние вечера?
  2. ( посиделки, песни, сказки, рукоделие)
  1. Подготовка к новому.

  1. Сейчас мы перенесёмся в те стародавние времена в крестьянскую избу, посмотрим, что же было тогда, о чём шёл разговор.
  2. Закройте глазки, представьте, что мы в крестьянской избе. За окном тьма непроглядная, вьюга воет, а дома тепло, в печке потрескивают дрова, на столе горит свеча, возле печки кот мурлычет. Вся семья в сборе. И вдруг..

(стук в дверь, входит странник)

IV. «Явление» сказителя.

Странник:

  1. Здравствуйте, люди добрые. Позвольте мне возле вашего очага обогреться, да ночь скоротать, а я вам расскажу, кто таков, где бывал, что видал, что слыхал.

Учитель:

  1. Входи, добрый человек. Присаживайся у огня. Отведай хлеб-соль.

Странник:

  1. Благодарствуйте, хозяева. Называют меня сказителем-былинщиком. Полю я песни о событиях старины седой – старины.

Учитель:

  1. Как по-другому называются старины?
  2. Сказители исполняют былинные песни. Люди эти пользовались особым уважением, их специально приглашали в артели и платили только за то, что они пели былины. Петь былины – это особое искусство, которое, переходя от поколения к поколению, служило способом передачи древних верований, представлений о мире, сведений из истории. А всё, о чём рассказывалось в былинах, воспринималось как правда, как реально происходившие события.
  3. О ком же песни твои?

Странник:

  1. А пусть ребята скажут.
  2. (дети: о былинных героях, богатырях)

Учитель:

  1. Чем же прославились былинные герои, что о них песни сложили?
  2. ( дети: подвиги во имя отечества)

Обобщение.

Главные герои былин – богатыри, люди исключительные, наделённые чертами, которыми не обладает обычный человек. Именно эта исключительность роднит их всех, весьма непохожих друг на друга.

V. Формулирование темы урока.

  1. Как бы вы сформулировали тему урока?
  2. Былинные богатыри – это начало фразы, а продолжение сформулируем в конце урока.
  3. Прочитайте в памятке к уроку, над какими вопросами будем работать на уроке.
  4. (памятка у каждого)
  1. Выясни, что общего в характере каждого из богатырей.
  2. Чем необычен каждый из них?
  3. Кем являются богатыри для русского народа?
  4. Заполни таблицу.

Имя героя.

Подвиги героя,

его черты характера.

  1. Выбери фразу, которая продолжит тему урока, или предложи свою.

Былинные богатыри – это…

  1. Воплощение черт характера русского народа.
  2. Собирательный образ русского народа.
  3. Сказочные персонажи, которые учат любить свою родину.
  4.      

VI. Работа над новым.

Песня былинщика:

В стольном было городе во Киеве,

Что у ласкова, сударь, князя Владимира,

А и было пированье, почестной пир,

А и было столованье, почестной стол,

Много на пиру было князей и бояр,

И русских могучих богатырей.

Все на пиру наедалися,

Все на пиру напивалися,

Все на пиру порасхвастались.

Ну, узнайте их, люди добрые.

Илья Муромец.

  1. Я – крестьянский сын, старый казак из города Мурома, села Карачарова. С младых лет я не мог ходить, пока меня странники-калики на ноги не поставили.

Учитель: 

  1. Кто это?
  2. Чем он знаменит?
  3. Зачитайте отрывки из былин, в которых описаны необыкновенные качества Ильи Муромца.
  4. Что записали в таблицу?
  5. (очень сильный,
  6. могучего телосложения,
  7.  верный своему отечеству,
  8.  находчивый,
  9.  справедливый)

Справка: Илья Муромец стоял во главе богатырской дружины. Его имя встречается в записках 16в. у посла германского императора к запорожцам; когда тот был в Киеве, его водили в храм Св. Софии, и там он видел гробницу Ильи Муромца.

Добрыня Никитич.

  1. Я – гусляр и хороший игрок из Рязани. С двенадцати годов не было мне равных в поединке кулачном.

Учитель:

  1. Кто это?
  2. Чем знаменит?
  3. Зачитайте отрывки из былин.
  4. (необыкновенная сила,
  5. прославился подвигами,
  6.  охотник,
  7. забавы богатырские,
  8. освободил пленных русских,
  9.  хороший пловец,
  10. смелый,
  11. сноровистый,
  12. выручает других,
  13.  любит родину,
  14. удалой,
  15. меткий стрелок,
  16.  служит отечеству)

Справка. Добрыня Никитич – фигура вполне достоверная. Он родной дядя кн. Владимира, вместе с ним поехал в Новгород и много лет правил там. А когда Владимир сел на престол в Киеве, Добрыня остался новгородским посадником.

Алёша Попович.

  1. Я – богатырь из города Ростова, сын попа Леонтия Ростовского, победил Тугарина Змеевича.

Учитель:

  1. Какие подвиги Алёши Поповича знаете?
  2. Подтвердите отрывками из текста необыкновенные его качества.

( известный

уважаемый

прозорливый

могучий

ловкий

сильный

смелый

не прячется за чужой спиной

находчивый)

Обобщение.

  1. Зачитайте качества, которые повторяются у каждого богатыря.
  2. ( могучий, смелый, ловкий, находчивый, любит родину)
  3. могли ли быть эти качества у простого русского народа?
  4. Кто догадался, кто скрывается под обликом этих богатырей?( русский народ)

Слово учителя.

  1. Большинство былин посвящено сражению богатыря с чудищем или вражеской силой. Былинный богатырь, как правило, действует в одиночку, идёт навстречу страшной опасности и всегда побеждает. Эти богатыри – плоть от плоти, кость от кости народной: в их необыкновенных обликах чувствуется биение сердца народного. В них перед нашим взором восстаёт дух русского народа, верящего в свободу Земли Русской, могучего своей самобытностью. Этому народу всё по плечу, нет ничего непосильного. Народ – вот кто был подлинным героем и воителем за русскую землю, образ которого воплощён в русских богатырях.

VII. Возвращение к теме урока.

  1. Как бы вы продолжили фразу, начало которой является тема урока? (по памятке)

VIII. Работа по репродукции картины В. Васнецова «Богатыри».

  1. Былинным героям посвящены не только литературные произведения, но полотна художников.
  2. Перед вами репродукция картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри». Сколько их? Почему?
  3. ( Васнецов любил писать картины на сказочные темы. Прежде чем написать эту картину, он тщательно изучал былины, собирал материал о богатырях)
  4. Глядя на картину, мы видим живую историю Древней Руси. Перед нами широкая степь. Тяжело гудит она под копытами могучих богатырских коней. Полдень. Приближается гроза. Жаркий ветер разметал косматые конские гривы, положил, примял седой ковыль. Богатыри вглядываются вдаль.
  5. Каково выражение лиц богатырей?
  6. Воинственны ли они? Хочется ли им воевать?( не хотят, но если враг нападёт, смогут дать достойный отпор)
  7. Представьте себя на месте одного из них. О чём вы думаете, вглядываясь вдаль? Какие чувства испытываете?

IX. Итог.

  1. Вернёмся к эпиграфу. Какую красоту мы нашли в прошлом нашей родины?
  2. (красота богатырского тела, его поступков и подвигов, духа)

X. Дом. задание.

Найти былины с другими героями. Уметь их охарактеризовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Былинные богатыри.

Факультатив "В мире книг" 4 класс. Раздел "Страницы старины седой" , тема "Былинные богатыри"...

Слушание и работа с детскими книгами. «Былины Л.Н. Толстого». Былина Л.Н. Толстого «Святогор-богатырь».

Тема:   Слушание и работа с детскими книгами. «Былины Л.Н. Толстого».Былина Л.Н. Толстого «Святогор-богатырь».Цели урока:  1.Продолжать знакомить  учащихся с творчеством Л.Н. Толст...

Презентация "Былинные богатыри"

Презентация к уроку литературного чтения, 4 класс...

Методическая разработка. Проект "Праздники моей Родины". Беседа " День памяти былинного богатыря Ильи Муромца".

Методическая разработка.Проект "Праздники моей Родины".Беседа " День памяти былинного богатыря Ильи Муромца"....

Исследовательская работа учащихся 4 класса на тему: «Былинные богатыри в седой древности и сегодня»

В работе представлена визитная карточка исследовательской деятельности с подробным описанием....

Былинный богатырь Илья Муромец

Презентация по литературному чтению в рамках изучения темы "Былинные герои"....

Библиотечное занятие, посвящённое Дню защитника Отечества "На героя и слава бежит" (о былинных богатырях)

Данная методическая разработка может быть использована в работе учителей начальных классов, библиотекарей общеобразовательных учреждений, педагогов дополнительного образования в целях воспитания уваже...