конспект урока по теме "А. Гайдар "Тимур и его команда"
план-конспект урока (чтение, 4 класс) на тему

Конспект урока по литературному чтению по  программе 2100 в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka_chteniya.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый  урок

по литературному чтению в 4 «В»  в рамках проведения  декады литературного чтения.

Дата: 11 марта 2010 г.

Тема: А. Гайдар «Тимур и его команда»

Цели:

- познакомить учащихся с жизнью и творчеством Гайдара, его повестью «Тимур и его команда»,

- продолжить работу над совершенствованием качеств полноценного навыка чтения и умения работать с текстом произведения.

- Развивать восприятие, мышление, внимание, воображение, память, устную речь учащихся.

- Воспитывать интерес к творчеству Гайдара и уважение к нему как к человеку.

Тип урока:   урок ознакомления с новым произведением с использованием  презентации о биографии А. П. Гайдара.

Оборудование:  портреты Гайдара, выставка его книг, карточка со словом «команда», учебник, мультимедийный проектор.

План:

  1. Организационный  момент.  

Сегодня мы продолжим путешествие по миру литературы, познакомимся с новым автором, его произведением, будем читать главы из этого произведения и рассуждать о прочитанном, будем учиться быть настоящими читателями.

 Речевая разминка.

- Прочитайте глазами стихотворение поэта Лунина.

Я однажды видел сам:

Як летел по небесам,

Ястреб плавал в океане,

Ягуар бежал от лани,

Ясень по полю ходил,

Язь в лесу грибы ловил…

Я не вру, поверьте мне,

Я видал это во сне.

- Скажите, что необычного встречается в этом стихотворении? (Ястреб не плавает в океане, Ягуар догоняет лани, Ясень не может ходить, Язь не может в лесу грибы ловить)

- Как вы думаете, где же поэт все это видел? (во сне)

- Давайте прочитаем это стихотворение хором тихо. Сделают это со мной ребята 1-го ряда.

- Со 2-м рядом мы прочитаем стихотворение громко.

- С 3-м рядом мы прочитаем его скороговоркой.

- Кто прочитает нам его серьезно?

- А теперь с радостной интонацией.

- Ну вот теперь наш речевой аппарат готов к работе.

 

  1. Проверка домашнего задания.

Выступления учащихся (монтаж, коллективный  рассказ о жизни  Гайдара).

- Сам  Гайдар говорил о себе, что у него «обыкновенная  биография в  необыкновенное  время». А как  думаете  вы?

- Что особенно интересно было читать (слушать) о  Гайдаре?

- Что из прослушанного вам кажется особенно важным для  понимания книг  писателя?

- Как вы  открывали для себя  Гайдара: с какими  источниками  работали, где брали  материал для  рассказа? Как  его  обрабатывали?

- Известно, что, когда Гайдар работал над книгой, он долго оттачивал  каждую  фразу, десятки раз повторял её  вслух. А как работали вы? Готовили ли  своё  выступление? Произносили  ли его  вслух? Или  ограничились лишь поиском и  отбором материала? Понятно ли было из  рассказов ребят, кто  готовился? Кому и какие  рекомендации вы бы дали?

                       

Показ  презентации.

III.    Работа с текстом до чтения. 

  1. Беседа с учащимися.

- Как  помогает  подготовиться к чтению повести  Гайдара  рассказ  Р. Фраермана?  Какого   повествования  вы  ждёте?  (А не  просто о чём?)

    - Что  значит  слово  «команда»? Видели ли мы  пример команды в  истории,  рассказанной  Р. Фраерманом?

  1. Выступления  учащихся, прочитавших книгу  целиком.

«Почему я  советую  прочитать  эту  книгу  А. Гайдара?»

IV.    Работа с  текстом во  время  чтения.

        1)   Самостоятельное  чтение  глав  1  и  2.

       

 - Оправдались ли ваши  ожидания в том, каким  будет  повествование?

        - Сумели ли вы получить  удовольствие от  чтения? Когда? Что рассмотрели в  тексте?

  1. Комментированное  чтение.

Первая  часть.

- О чём думает и переживает  Коля  Колокольчиков, стоя  рядом с  дедом?

- Какую  воспитательную  беседу ведёт дед с  внуком? По какому  поводу?

         - С какой  целью  могли  сидеть  двое на трубе  дома  молочницы? Догадались ли вы, кто  они?

         - Что  заставило  Колю  покинуть  «пост»  возле  деда?

         - С кем из  членов  команды мы  знакомимся в  этой  части  текста?

         Вторая  часть.

         - Кто  такие  Ольга и Женя?  Похожи ли  сёстры?

Какая  Ольга?  (Обратить  внимание на саму  форму  имени.)

Какая  Женя?

        - Кто  старше? Почему вы  так  думаете?

-  Прочитайте  по  ролям  разговор  сестёр.

        - Что рассказывает о Жене её  поведение на  чердаке?

Прочитайте  выразительно  эту  сцену.

        - Отчего девочке    «стало не  по себе?»

        - Кто  предупреждает  Женю  об  опасности?

        - Какая  фраза звучит  комично?  («…Примчатся … люди, и  они тебя  поколотят»).

        - Знакомы ли  Тимур и  Женя?  Как  могло  получиться, что  Тимур  знает Женю,  а  Женя  знает о  нём,  но  не  его?

        Рассказы ребят, прочитавших книгу,  о  знакомстве  Тимура  с  Женей.

   - Как  Гайдар  выделяет  Тимура  их  его  команды?

 

V.   Работа с  текстом после  чтения.

      1).  Обобщающая  беседа.

- На  какой  необычный  чердак  попала  Женя?

- Что  рассердило  ребят  из  команды  Тимура, ведь Женя  забралась на  чердак  в  своём  саду?

      2).  Творческий  пересказ.

Тему  выбирают  учащиеся, рассказы от  1-го лица:

 Коля  Колокольчиков «Фу,  пронесло!»,

Женя  «Я – капитан»  и др.

  1.   Домашнее  задание.

 Прочитайте  3-ю  и  4-ю  части  текста.

                                                                                               Приложение №1

Гайдар! При этом звонком имени добрая улыбка озаряет лица многих людей. Пожилой человек вспомнит сказку про Горячий камень и расправит морщины: жизнь прожита не напрасно; юный вспомнит романтику тимуровских дел, малыш – веселые проказы славных мальчишек Чука и Гека.

Родился Аркадий Петрович 9 января 1904 года в городе Льгов Курской губернии в семье учителя. Детские годы прошли в Арзамасе. Учился в училище, когда началась война его отца забрали в солдаты. Но Аркадий через месяц сбежал с дома, чтобы ехать к отцу на фронт. В девяноста километрах от Арзамаса его задержали и вернули. Когда ему было четырнадцать лет, он встретился с "хорошими людьми - большевиками" и в 1918 ушел "воевать за светлое царство социализма". Он был физически крепким и рослым парнем, и поэтому он смог обмануть комиссию и его приняли на курсы красных командиров.

В четырнадцать с половиной лет он командовал ротой курсантов, а в семнадцать лет был командиром отдельного полка по борьбе с бандитами. В декабре 1924 Гайдар ушел из армии после ранения и контузии. И он начал писать.

Он много ездил по стране, встречался с разными людьми. Аркадий Петрович не умел писать, закрывшись в кабинете, за удобным столом. Он сочинял на ходу, обдумывал свои книги в дороге, твердил наизусть целые страницы, а потом записывал их в простых тетрадках. «Родина его книг – разные города, деревни, даже поезда».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по английскому языку "Новая команда, буква Сс", УМК "Enjoy English -2"

Конспект урока по английскому языку "Новая команда, буква Сс", 2 класс, УМК Биболетовой М.З."Enjoy English -2 ", 4 урок....

Конспект урока литературного чтения по теме «А.П. Гайдар «Тимур и его команда». Программа «Начальная школа XXI века», 3 класс

Урок составлен для учащихся 3 класса по программе "Начальная школа  XXI  века" .  По данной программе на уроке изучается  отрывок из произведения А.П. Гайдара "Тимур и его команда"...

Конспект урока по литературному чтению. А. Гайдар "Тимур и его команда".

Конспект урока по литературному чтению для 4 класса представлен в виде технологической карты....

Конспект урока «А. Гайдар. Тимур и его команда» 3 класс

Цели деятельности учителя:Формирование  умения анализировать литературное произведение,   читательского навыка.Планируемые результаты:Предметные:Знать  содержание произведения.Умет...

Конспект урока «А. Гайдар. Тимур и его команда. Образ главного героя, поступки» 3 класс

Цели деятельности учителя:·        Формирователь  умение анализировать литературное произведение, формировать  читательский навык, воспитывать...