Развитие творческих способностей и положительной мотивации
статья по чтению (1 класс) по теме

Анкудинова Ольга Николаевна

Выступление на ШМО учителей начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей и положительной мотивации

при обучении грамоте.

      Творчество - это созидание. Оно порождает новые духовные и материальные ценности. Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Это все же мир юности и надежд, где почва благоприятна для творчества и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра.  Стремление к творчеству характерно для школы в условиях социально-экономических преобразований. Основной задачей для педагогов является формирование творчески-активной личности, постоянно думающей, стремящейся к творческому подходу в решении любых поставленных задач.

  Развитие творческих способностей - цель работы каждого учителя. Творчество оживляет познавательный процесс, активизирует познающую личность и формирует её.

    В деле воспитания и образования понятие «творчество» обычно связывается с понятиями «способности», «развитие», «личность», «одаренность». К творчеству наиболее подготовлены те дети, которые отвечают критериям одаренности:

ускоренное умственное развитие: познавательные интересы, наблюдательность, речь, сообразительность, оригинальные (нестандартные) решения задач;

у многих детей ранняя специализация интересов, интеллекта, эмоций: увлечение математикой, музыкой, изобразительной деятельностью, конструированием, иностранными языками;

активность, инициативность, стремление к лидерству, настойчивость и умение достигать поставленной цели;

хорошая память, развитые познавательные умения;

готовность и способность к исполнительским видам деятельности.

     Особого внимания на первых этапах работы учителя начальных классов по развитию творческих способностей младшего школьника заслуживает именно последний критерий. Важно, что условием творчества служит нетворческая деятельность. Это закономерно и весьма важно, т.к. подлинный творец-это труженик, который не пренебрегает кропотливым трудом и глубокими знаниями, а также опытом других.

     С первых уроков обучения грамоте обращаю внимание детей на выразительность чтения. Даже не умеющий читать ребёнок, пытается, повторяя небольшие стихи, загадки, скороговорки, проявить свои актерские способности. Далее, когда дети овладели навыком чтения, они продолжают работу над развитием этих способностей.

       Развитие  речи, интеллектуальных и творческих способностей детей в условиях школы  предполагает деятельность  в самых разных  направлениях.  Эта работа должна охватывать все сферы  совместной деятельности  ребёнка с педагогом и общение со сверстниками.

      При этом обязательно учитывается  индивидуальная  избирательность ученика к содержанию, его мотивация, стремление использовать полученные знания самостоятельно.   Для решения   данной задачи необходимы как ранее полученные знания детей, так и те, которые необходимо приобрести на уроке. Работа над данной темой должна помочь  формированию у детей  творческого мышления, умению самостоятельно добывать знания.     Формирование творческих способностей младших школьников будет более  эффективным, если организация процесса обучения будет  базироваться на основе игровой  деятельности. Учащиеся обучатся способам получения знаний, какой-либо информации их использования в будущей теоретической и практической деятельности. Они приобретут опыт работы, как в группах, так и самостоятельно. В ходе урока  развиваются  коммуникативные умения. Обработка  информации позволит научиться анализу, сравнению и сопоставлению фактов и явлений.  Совместная  продуктивная деятельность  создаст психологическую основу для взаимопонимания и дальнейшего творчества.

          Творческие способности детей я стараюсь развивать на всех уроках : труда, изобразительного искусства, математики, природоведения. Но родной язык всегда был и остается главным предметом в начальной школе, которому принадлежит решающая роль в духовной жизни ребенка. Родной язык в школе - это инструмент познания, мышления, развития. Он обладает богатыми возможностями творческого обогащения. Через язык ученик овладевает традициями своего народа, его мировоззрением, этническими ценностями. Через язык он приобщается к величайшим сокровищам - русской литературе и литературе других народов.    Начало обучения в школе - очень важный момент в жизни ребенка. Меняется основной вид деятельности: на смену игре приходит ученье. Этот новый неизвестный вид деятельности может являться фактором повышенной тревожности ребенка, способствует формированию заниженной самооценки. И если ребенку отводится роль не учащегося, а обучаемого, то очень скоро интерес к учению у части детей пропадает. В 1 классе  в системе идёт работа по развитию речи, логического мышления, развития фонематического слуха учащихся. Дети    под руководством учителя   достигают определённых результатов в   анализе звучащей речи, учатся вычленять из речи предложения, делить их на слова, слова на слоги, ставить ударение, устанавливать последовательность звуков и характер их связи в слове.  Необходимо  расширять работу по развитию речевых навыков и творческих способностей учащихся. Этому способствуют  различные игровые приёмы, которые  часто используются на уроках обучения грамоте.

Приёмы игровой деятельности, используемые на уроке.

Игра «Догадайся».   (Фрагмент урока обучения грамоте. Тема «Буквы  Е, е. Закрепление)

Цели: закрепление знаний об  особенности буквы е обозначать 2 звука, обозначать мягкость согласного,  развивать речевые умения и творческие способности учащихся.

постановка проблемы

деятельность учителя

деятельность учащихся

-Буквы пришли домой из дальнего путешествия по сказкам.  Все уже близко к дому, а вот буква Е отстала. Почему?

На доске рисунок дома,

Буквы идут с  рюкзаками, у каждой в рюкзаке схема звука, а у буквы Е 2 схемы.

Дети догадались, почему буква Е отстала, у неё ноша тяжелее - она несёт 2 звука.

 

На следующем этапе работы определяем, в каком слове 1, а в каком 2 звука обозначает буква Е.            

  Игра  «Обед для богатырей»  (Фрагмент урока обучения грамоте, тема «Слог, ударение», закрепление).     Детям предлагается рассмотреть  рисунок стола, на нем схемы слов. Рядом рисунки посуды, пищи, предметов, которые не относятся к теме. Дети должны  расположить к схемам нужные для обеда предметы, например:

                                             

                                                                                      Рисунки: самовар, хлеб и т.д.

И т.т.

Игра «Помоги животному найти домик»

На доске домики, в них схемы.    Рядом рисунки животных. Надо найти соответствующую схему и правильно заселить животное, например:

                                                    …               Рисунки  «кот, лиса …»                    

         И детям, и взрослым хорошо известны потешки, считалки, дразнилки, страшилки, смешилки, небылицы. Все эти стишки в житейском обиходе принято считать пустой забавой. На самом деле без этих смешных стишков ребенок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, никогда не сможет ясно выразить свои мысли, чувства, переживания и понять смысл речи, обращенной к нему. Ведь веселое, смешное, устрашающее или дразнящее стихотворение - это и есть своеобразная словесная игрушка. Правила заключены в самом стихотворении, в его назначении и содержании. Например, скороговорки, считалки, дразнилки, страшилки - все это в первую очередь игры: в быстрое произнесение трудной фразы, в расчет, в подтрунивание над детскими ошибками, в неожиданный и напрасный испуг и т.д. Но в то же время все это стихи - детская игровая поэзия , которая помогает детям открыть для себя новый мир - мир творчества. Отсюда один шаг до сочинения собственных стихов.

   Работу по литературному образованию в течении первых 23 недель интегрирую в уроки обучения грамоте. В это же время провожу различные упражнения на развитие чувства ритма и слухового внимания.   Рифмовать - значит подбирать слова для получения рифмы. Затем наблюдаем рифму стихов, напечатанных в " Азбуке". Читая с детьми стихи, наблюдаем, что строчки рифмуются по- разному .

         В период обучения грамоте включаю различные упражнения по рифмовке слов :

1.Дополни слоги до слов.

са -

ка -

да -

ма -

( Саша, каша, Даша, Маша )

чай –        май -        ( чайка, майка )

? - чик

? - чик

( мальчик, зайчик )

? - лень

? - лень

( тюлень, олень )

2.Придумай рифму к слову :

Доска ( тоска, треска )

3.Чистоговорки :

  1. Са - са - са - прилетела к нам оса.
  2. Ец - ец - ец - Вова молодец.

4.Игра " Доскажи словечко ".

Как зовут меня , скажи.

Часто прячусь я во ржи.

Скромный, полевой цветок,

Синеглазый … ( василек ).

5.Отгадай ребус и составь стишок.

- ечка

- ечка

- ечка

- ечка

( Печка, свечка, речка, овечка.)

В доме затоплена печка,

Мигает зажженная свечка,

Льдом покрылася речка,

Дремлет в хлеву овечка.

6.Задумай предмет и опиши его в стихах с помощью прилагательных.

Круглое, гладкое,

Красное, сладкое. ( Яблоко ).

7.Придумай стишок по его началу или концу.

Как у наших у ворот,

Бабка курочек зовет.                                                          

Петуха - то не позвали

И все зернышки склевали.

Ха - ха - ха ! Ха - ха - ха !

Как нам жалко петуха !

Скоро утро и заря

Петуху вставать пора.

Ха-ха-ха! ха-ха-ха!

Как нам жалко петуха.

           Загадки, пословицы, поговорки - древнейшие жанры устного народного творчества. В них много поэзии. красоты. Они удивляют нас построением, широким использованием языковых средств. Они воспитывают в ребятах высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, они судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре.

Данные жанры устного народного творчества как ценнейший языковой материал я широко использую в обучении и воспитании учащихся. Они как игра, развлечение. Но в то же время через них дети по- другому видят окружающий их мир. Уроки мною строятся так,  чтобы захватить не только ум, но  развивать и чувства детей. На уроках всегда создается атмосфера творческого поиска .

  1. Любовь к Родине сильнее смерти.
  2. Вольному воробью и соловей в клетке завидует.
  3. Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
  4. Тому тяжело , кто помнит зло.
  5. Добрая совесть не боится клеветы.
  6. Без друга на сердце вьюга.

Летом бежит, а зимою стоит. ( Река.)

Без рук, а строить умеет. ( Птица. )

Не огонь, а жжется. ( Крапива.)

      Детские стишки ненавязчиво и деликатно предостерегают: " На крапиву не садись, если сядешь - берегись". Маленькие стихотворения помогают ребенку обрести утраченное душевное равновесие: снимают агрессию (дразнилки)., защищают от страхов (страшилки), устанавливают справедливость (считалки). Дети с удовольствием слушают эти стишки, быстро их запоминают.

     Такая творческая работа способствует росту общеобразовательного и эстетического уровня ребят, сплочению и объединению детского коллектива, обеспечивает высокий уровень проводимых в школе уроков. В содержании этих уроков присутствует народный дух, национальная мудрость.

 Большое  внимание уделяется знакомству ребят с народными промыслами. Дети проявляют глубокий интерес. В классе работает мастерская " Умелые руки". Проводятся беседы, экскурсии в музей  для лучшего знакомства ребят с народными промыслами. Все это обеспечивает глубокий интерес детей к произведениям устного народного творчества, осознанию специфики малых литературных форм, их художественного своеобразия и прелести, дает возможность познакомить детей с бытом , культурой наших далеких предков.

Проводимая  работа с детьми, развивает творческие способности, воображение, вызывает положительные чувства, воспитывает любовь к народному творчеству и народным традициям, способствует воспитанию патриотизма у детей. А также воспитывает положительную мотивацию к учению.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Любимовская основная общеобразовательная школа»

«Развитие творческих способностей и мотивации при обучении грамоте»

( выступление на ШМО учителей начальных классов)

Учитель 1 класса: Анкудинова О.Н.

Любимово,  2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение мотивации учащихся через развитие творческих способностей.

Как сделать учебный процесс более эффективным?...

выступление на мо на тему « Повышение мотивации учащихся через развитие творческих способностей в урочной и внеурочной деятельности»

доклад на тему « Повышение мотивации учащихся через развитие творческих способностей в урочной и внеурочной деятельности»...

Повышение мотивации учащихся через развитие творческих способностей. Выступление на ШМО.

Проблема мотивации исследуется достаточно широко. Наблюдение за работой учителей показывает, что они далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся. Многие учителя, часто сами того не ос...

Повышение мотивации через развитие творческих способностей в урочной и внеурочной деятельности.

На протяжении многих лет совершенствую в своей педагогической голове проблему , как  научить ребенка учиться с удовольствием, как привить ему желание узнавать каждый день что то новое и как сформ...

Повышение мотивации учащихся через развитие творческих способностей в урочной и внеурочной деятельности .

В  статье  дается  краткий  анализ  причин  снижения  интереса  учащихся  к  учебе,  обосновывается  необходимость  поиска  новых...