Развитие исследовательских навыков младших школьников на основе проектной деятельности
статья по чтению (4 класс) на тему
Еще совсем недавно научно-исследовательская деятельность школьников преимущественно осуществлялось с малочисленной «интеллектуальной элитой» старшеклассников и носила сугубо академический характер. В настоящее время школьные научные исследования уже не редки. Все чаще они ориентируются на решении актуальных практических проблем и служат эффективным способом активизации познавательной деятельности.
Научно-практическая деятельность учащихся помогает сформировать в каждом ребенке творческую личность с развитием самосознания, позволяет испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов. Дело педагога – создать и поддерживать творческую атмосферу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvitie_issledovatelskih_navykov_mladshih_shkolnikov.docx | 162 байта |
razvitie_issledovatelskih_navykov_mladshih_shkolnikov.docx | 29.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Развитие исследовательских навыков младших школьников
на основе проектной деятельности
Образцова Людмила Николаевна- учитель начальных классов,
МБОУ « Средняя школа № 16» г. Балаково
«Когда людей станут учить не тому, что они должны
думать, а тому, как они должны думать, то тогда
исчезнут всякие недоразумения».
Объект: совместная научно-исследовательская деятельность учителя и учащихся начальных классов.
Предмет: Процесс развития творческих способностей младших школьников.
Цель: Самореализация личности на основе полученных исследовательских навыков.
Задачи:
- конкретизация форм, методов и приемов развития личности;
- выявление условия развития творческих способностей.
Гипотеза исследования: Если ребенок мыслит творчески, если видит вокруг возможность для самосовершенствования, то он будет инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы ни взялся.
В ходе исследования были использованы следующие методы:
- изучение теоретической литературы по организации исследовательской деятельности учащихся;
- изучение, анализ и обобщение опыта организации исследовательской деятельности учащихся;
- систематизация и обобщение результатов исследования и разработка рекомендаций по организации исследовательской деятельности учащихся;
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что в нем разработаны исходные теоретико-методологические основания организации исследовательской работы и обоснованы рациональные пути их реализации в педагогической практике.
Новизна: выявление условия, новые подходы развития ключевых компетентностей учащихся.
Практическая значимость данной работы определяется возможностью использования данных рекомендаций учителями в начальных классов. Содержащиеся в работе теоретические положения и выводы помогут педагогам и другим работникам образования осмыслить процесс организации исследовательской деятельности учащихся.
Основные направления работы по организации исследовательской работы учащихся начальных классов.
Еще совсем недавно научно-исследовательская деятельность школьников преимущественно осуществлялось с малочисленной «интеллектуальной элитой» старшеклассников и носила сугубо академический характер. В настоящее время школьные научные исследования уже не редки. Все чаще они ориентируются на решении актуальных практических проблем и служат эффективным способом активизации познавательной деятельности.
Научно-практическая деятельность учащихся помогает сформировать в каждом ребенке творческую личность с развитием самосознания, позволяет испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов. Дело педагога – создать и поддерживать творческую атмосферу.
Три принципа организации научно-исследовательской деятельности:
- Принцип развития личности.
- Принцип преемственности в расширении знаний.
- Принцип взаимосвязи базового компонента и системы дополнительного образования.
Исследовательская практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности. В фундаменте его исследовательский подход, позволяющий трансформировать обучение в самообучение.
Основные этапы выполнения научно-исследовательских работ учащихся:
- Мотивация;
- Выбор направлений исследований;
- Постановка задачи;
- Фиксация и предварительная обработка данных;
- Обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез;
- Оформление результатов работы;
- Грамотное представление исследовательской работы;
Под руководством руководителя происходит чудо самосовершенствования, самопознания и самовоспитания.
Специфика научно-практической деятельности школьников в том, что ее главная цель – самореализация личности на основе полученных исследовательских навыков.
Методы организации научно-исследовательской деятельности школьников:
- Изучение научной литературы и обобщение полученной информации;
- Имитационные и моделирующие методы, позволяющие свести сложное к простому, незнакомое к знакомому;
- Анкетирование, тестирование, интервьюирование;
- Наблюдение;
- Концептуально-сравнительный, логико-индуктивный, системный, структурно- функциональный и др. виды анализа;
- Прогностические методы.
Выбор методов зависит от особенностей исследуемой проблемы, уровня подготовленности и личностных особенностей учащихся и руководителя. Знание возрастных и психологических особенностей учащихся и умение поддержать из интерес к исследованиям значительно повышает эффективность руководства научно-практической деятельностью. Овладение сложными интеллектуальными операциями и обогащение понятийного аппарата, возрастающий познавательный интерес, стремление к приобретению универсального образования ведут к формированию научно-мировоззренческих знаний школьников, что становится фундаментом их духовной культуры и определяет их жизненные позиции.
Все разнообразие тем исследовательской деятельности детей можно объединить в три основные группы:
- Фантастические – ориентированные на разработку несуществующих объектов, явлений;
- Эмпирические – предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
- Теоретические – ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащих в разных источниках.
Правила выбора темы исследований:
- Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его;
- Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования;
- Тема должна быть оригинальна;
- Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Следует запомнить, что выбор проекта это только начало. Задача взрослых – помочь в проведении детских исследований, сделать их полезными и безопасными для самого ребенка и его окружения. Помощь требуется первое время на всех этапах работы: и при выборе предмета исследования, при поиске методов изучения, при сборе и обобщении материала, при доведении всего дело до логического завершения. Здесь уместно отметить еще один факт. Существует утверждение, что никогда никакая семья не дает ребенку того, что может дать школа; никакая самая лучшая школа не заменит семью. Поэтому только общими усилиями семьи и школы можно решать все вопросы работы с детьми.
Разработка проекта является важной стадией работы ребенка, которая поможет ему больше узнать об исследуемом объекте. На каждой стадии работы по проекту детьми ведутся записи в индивидуальном рабочем журнале. В него заносятся все шаги, проходимые ребенком во время исследования.
На всех этапах работы исследовательской деятельности ребенка мы должны ясно осознавать, что основной ожидаемый результат – развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний, умений и навыков. В данном случае имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя:
- первым можно считать тот, что создает ребенок своей головой и руками – макет, отчет и тому подобное.
- второй – самый важный – педагогический – это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр новых психологических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.
Оба эти результата хорошо видны во время защиты детьми собственных проектов. В этой связи защита итогов приобретает особую значимость. Это необходимый важный этап работы.
Защита – венец исследования. О выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.
Работа по организации исследований младших школьников требует от педагога немалых усилий.
Из опыта работы по организации исследовательской деятельности
«Любопытство - любознательность – познавательная потребность» - этими понятиями обозначается известная каждому педагогу «лесенка», ведущая к вершинам познания.
1 лесенка творчества: «Сочинения»
Сочинение – значит, приводить в порядок свои мысли, свои знания. Сочиняя, мы описываем предметы и картины (это описание), либо рассказываем о событиях, повествуем (это повествование), либо связываем свои знания, сравниваем, спорим, делаем выводы (это рассуждение). Чаще всего сочинения бывают смешанные.
Тематику сочинений определяют из разного уровня обобщения знаний и социального опыта детей. Выделено 2 основные группы тем:
- репродуктивные (предполагает раскрытие какого-то отдельного факта, явления, связанного с опытом детей).
- творческие (ученик вынужден при разработке таких тем совершать внутри предметный перенос знаний, и формулирование темы побуждает его к проявлению эмоционально-оценочных суждений).
Необходимо помнить четыре обязательных условия написания сочинений:
- предоставление своей работы перед аудиторией – чтение перед классом.
- обсудить с детьми написанные сочинения.
- обязательно при обсуждении упомянуть всех участников.
- по итогам обсуждения предоставить детям возможность отредактировать работы.
2 лесенка творчества: «Творческие задания»
Задания творческого характера – это задания, предполагающие вариативность решения и рассчитанные на реализацию творческих возможностей учащихся:
- иллюстрирование произведений и подписание рисунков словами из текста.
- Серия рисунков к одному тексту.
- Портрет героя.
- Характеристика героя.
- Составления писем и телеграмм от имени героев.
- Реклама.
- Пишем, подражая автору.
- Рассказы по наклейке.
- Конкурс «Кто прочитает оригинально».
- Книжки-малютки и т.д.
Необходимо здесь: защита своей идеи, обсуждение, подведение итогов.
3 лесенка творчества: «Праздники читательских удовольствий»
На таких уроках мы по разным темам выучиваем стихи, находим сказки, рассказы, подходящие к теме. И на основе разбора литературного слова учимся сочинять сказки, стихи, рассказы. Цель этих праздников:
- Развить умения выразительного чтения;
- Раскрытие творческого потенциала школьников;
- Развитие интеллектуальных способностей, познавательного интереса, расширение кругозора;
- Развитие коммуникативных навыков.
4 лесенка творчества: «Мин теруччум»(Моя родословная) - совместные проекты с родителями
Эту работу мы провели в 3 классе. Положительные стороны этой работы:
- Изучение и знание своих родовых корней;
- Совместная поисковая деятельность с родителями;
- Развивается правильное самосознание, понимание своего Я.
- Развивается чувство ответственности за свою родословную.
Такие проекты учат детей выступать, согласованно работать с родителями, исследовать.
5 лесенка творчества: «Проекты внеклассных мероприятий»
Вся воспитательная работа ведется в форме КТД – коллективно творческих дел. Весь класс разбит на 5 групп. Причем группы эти создаются в начале каждого учебного года по желанию детей.
В 1-2 классах все мероприятия планировались совместно с родителями и учителем. В 3 классе – учащиеся сами с учителем. А в 4 классе – дети самостоятельно проектируют сценарии и план проведения мероприятий.
Такие проекты учат детей умению выступать, быть организованными, творчески относиться к делу, быть самостоятельными.
6 лесенка творчества: «Защита проектов» - венец исследования
Составной частью развития творческой деятельности учащихся является научно-исследовательская работа (НИР). Задачи включения учащихся в НИР:
- Обучение учащихся методике исследования, пополнение и углубление теоретических знаний;
- Вооружение их технологией и умениями творческого подхода к исследованию выдвинутых проблем.
Работу я начала в конце 3 класса. Перед каникулами дала задание: во время летних каникул – найти интересующую тему, понаблюдать и записать в виде заметок или дневника наблюдений или в виде реферата.
Научно-исследовательская работа в 1-4 классах. День проектов – 1 раз в неделю.
При работе над проектом необходимо поставить цели:
- Образовательные: сформировать у учащихся целостную картину мира; вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс; познакомить детей с этапами проектной деятельности;cформировать речевые умения.
- Воспитательные: воспитывать терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей; через содержание учебного проекта подвести учащихся к каким-то выводам.
- Развивающие: развивать умения проектировать, мыслить в процессе изучения тем; развивать умения работать с дополнительной литературой, расширить кругозор; развивать способности к самоконтролю действий по достижению целей и рефлексии.
Учебно- педагогические задачи:
- Создать условия для развития умения учиться на собственным опыте и опыте других в процессе разработки учебного проекта;
- Оформить результаты работы в виде плакатов, рисунков, макетов;
- Научить рецензировать творческую работу одноклассника;
- Составить программу по выбранной теме.
Проекты в 1 классе имеют форму: выступления по сочинению. Выслушиваем каждого выступающего и делимся своими мыслями, взглядами на ту или иную точку зрения.
Во 2 классе – выполнение работы в виде рефератов. Проводится защита рефератов.
В 3 классе – знакомлю с методикой проведения учебных исследований. Здесь проводятся 2-3 фронтальных тренировочных занятия с классом. Это необходимо для того, чтобы познакомить каждого ребенка с техникой проведения исследования. Для проведения тренировочных занятий изготовила карточки с символическим изображением методов исследования:«подумать», «задать вопросы», «посмотреть в книгах», понаблюдать», «посмотреть в других источниках»
На 1 этапе в исследовательский поиск вовлекается весь класс.
2 этап – по полученным картам, каждая группа приступает к своим обязанностям.
3 этап – просушивание каждой группы.
4 этап – сбор собранных сведений, анализ и обобщение.
5 этап – рефлексия - что мы должны делать дальше?
6 этап – издание своего проекта – в виде газеты, брошюры, книжки-малютки и т.д.
В 4 классе – начинается индивидуальное научное исследование каждого учащегося.
Класс | Этапы | Сроки | Форма | Направление |
1 класс | 1 | 1 четверть | Каждый готовит выступление - сочинение | Тема: Тайна моего имени |
2 | 2 четверть | Тема: Мой город Балаково | ||
3 | 3 четверть | Тема: Природа родного края | ||
4 | 4 четверть | Тема: Наши традиции | ||
Летние каникулы | Мои летние каникулы | |||
2 класс | 1 | 1 четверть | Каждый готовит Реферат | Тема: Мой родной край. |
2 | 2 четверть | Тема: Я – человек. | ||
3 | 3 четверть | Тема: Мой родной язык. | ||
4 | 4 четверть | Тема: Фольклор. | ||
Летние каникулы | Тема: Мое географическое лето | |||
3 класс | 1 | 1 четверть | Подготовка проектов группой | Тема: Будущее нашей Родины |
2 | 2 четверть | Тема: Я и мое здоровье. | ||
3 | 3 четверть | Тема: Охрана природы. | ||
4 | 4 четверть | Тема: Главное чудо света. | ||
Летние каникулы | Выбор темы исследования и работа с литературой. | |||
4 класс | 1 | 1 четверть | Каждый готовит проект индивидуально | Проверка работ и индивидуальные консультации |
2 | 2 четверть | 1 предзащита. Индивидуальные консультации | ||
3 | 3 четверть | Защита проектов | ||
4 | 4 четверть | Выступления по разным инстанциям. |
Обобщив свой опыт, изучив соответствующую литературу, опыт других учителей, я согласна с их выявленными условиями творчества:
1. Раннее начало
Раннее плавание, раннее хождение, раннее чтение, ранний счет, раннее знакомство и работа с разными инструментами и материалами дают огромный толчок развитию способностей.
2. Окружающая среда, система отношений
Насколько возможно заранее окружить ребенка такой средой и системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность.
3. Максимальное напряжение сил
Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до потолка своих возможностей и постепенно поднимает этот «потолок» все выше и выше.
4. Свобода выбора деятельности
Желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем служат надежной гарантией того, что напряжение ума пойдет на пользу.
5. Помощь взрослых
Не превращать свободу в безнаказанность, а помощь – в подсказку.
Нельзя делать ЗА ребенка то, что может сам делать, думать ЗА него, когда он сам может додуматься.
Анализируя результативность работы в технологии учебного исследования, можно сделать выводы:
- усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся;
- значительно расширяется кругозор школьников в предметных областях;
- учащиеся вооружаются универсальными способами учебной деятельности, даётся импульс к саморазвитию, развиваются способности к самоанализу, самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
- формируется социальный опыт в труде и общении;
- учителю даётся возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширять контакты с родителями учащихся;
- способствует профессиональному росту учителя;
- развиваются учебно-познавательная, информационная, коммуникативная компетенции, а также компетенция личностного самосовершенствования.
Исследовательская деятельность в начальной школе способствует общему развитию школьников, и непосредственно таких показателей мыслительной деятельности как умение:
- классифицировать;
- обобщать;
3. отбирать все возможные варианты решения;
- переключаться с одного поиска решения на другой;
- составлять план действий по своей работе;
- рассматривать объект с различных точек зрения;
- составлять задания по предложенной теме;
- проводить самоконтроль.
Развитие творческих способностей помогает человеку быть на высоте, какой бы род деятельности он ни избрал бы в будущем, способствует обогащению внутреннего опыта школьников.
Таким образом, исследовательская работа – это путь формирования особого стиля учебной деятельности, он позволяет трансформировать обучение в самообучение, запускает механизм саморазвития. У школьников появляется потребность узнавать новое.