Развитие исследовательских навыков младших школьников на основе проектной деятельности
статья по чтению (4 класс) на тему

Образцова Людмила Николаевна

Еще совсем недавно научно-исследовательская деятельность школьников преимущественно осуществлялось с малочисленной «интеллектуальной элитой» старшеклассников и носила сугубо академический характер. В настоящее время школьные научные исследования уже не редки. Все чаще они ориентируются на решении актуальных практических проблем и служат  эффективным способом активизации познавательной деятельности.

Научно-практическая деятельность учащихся помогает сформировать в каждом ребенке творческую личность с развитием самосознания, позволяет испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов. Дело педагога – создать и поддерживать творческую атмосферу.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Развитие исследовательских навыков младших школьников

на основе проектной деятельности

Образцова Людмила Николаевна- учитель начальных классов,

                                                                                МБОУ « Средняя школа № 16» г. Балаково

 

«Когда людей станут учить   не тому, что они должны

думать, а тому, как они должны думать, то тогда

исчезнут всякие  недоразумения».

Объект: совместная научно-исследовательская деятельность учителя и учащихся начальных классов.

Предмет: Процесс развития творческих способностей младших школьников.

Цель: Самореализация личности на основе полученных исследовательских  навыков.

Задачи:

  1. конкретизация форм, методов и приемов развития личности;
  2. выявление условия развития творческих способностей.

Гипотеза исследования: Если ребенок мыслит творчески, если видит вокруг возможность для самосовершенствования, то он будет инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу, за которое  он бы ни взялся.

В ходе исследования  были использованы следующие методы:

  1. изучение теоретической литературы по организации исследовательской деятельности учащихся;
  2. изучение, анализ и обобщение опыта организации исследовательской деятельности учащихся;
  3. систематизация и обобщение результатов исследования и разработка рекомендаций по организации исследовательской деятельности учащихся;

Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что в нем разработаны исходные теоретико-методологические основания организации исследовательской работы   и обоснованы рациональные пути их реализации в педагогической практике.

Новизна: выявление условия, новые подходы  развития  ключевых компетентностей учащихся.

Практическая значимость данной работы определяется возможностью использования данных рекомендаций учителями в начальных классов.  Содержащиеся в работе теоретические положения и выводы помогут  педагогам и другим работникам образования осмыслить процесс организации исследовательской деятельности учащихся.

Основные  направления работы по организации исследовательской работы учащихся начальных классов.

Еще совсем недавно научно-исследовательская деятельность школьников преимущественно осуществлялось с малочисленной «интеллектуальной элитой» старшеклассников и носила сугубо академический характер. В настоящее время школьные научные исследования уже не редки. Все чаще они ориентируются на решении актуальных практических проблем и служат  эффективным способом активизации познавательной деятельности.

Научно-практическая деятельность учащихся помогает сформировать в каждом ребенке творческую личность с развитием самосознания, позволяет испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих талантов. Дело педагога – создать и поддерживать творческую атмосферу.

Три принципа организации научно-исследовательской деятельности:

  1. Принцип развития личности.
  2. Принцип  преемственности в расширении знаний.
  3. Принцип взаимосвязи базового компонента и системы дополнительного образования.

Исследовательская практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности. В фундаменте его исследовательский подход, позволяющий трансформировать обучение в самообучение.

Основные этапы выполнения научно-исследовательских работ учащихся:

-       Мотивация;

-       Выбор направлений исследований;

-       Постановка задачи;

-       Фиксация и предварительная обработка данных;

-       Обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез;

-       Оформление результатов работы;

-       Грамотное представление исследовательской работы;

Под руководством руководителя происходит чудо самосовершенствования, самопознания и самовоспитания.

Специфика научно-практической деятельности школьников в том, что ее главная цель – самореализация личности на основе полученных исследовательских  навыков.

Методы организации научно-исследовательской деятельности школьников:

-       Изучение научной литературы и обобщение полученной информации;

-       Имитационные и моделирующие методы, позволяющие свести сложное к простому, незнакомое к знакомому;

-       Анкетирование, тестирование, интервьюирование;

-       Наблюдение;

-       Концептуально-сравнительный, логико-индуктивный, системный, структурно- функциональный и др. виды анализа;

-       Прогностические методы.

Выбор методов зависит от особенностей исследуемой проблемы, уровня подготовленности и личностных особенностей учащихся и руководителя. Знание возрастных и психологических особенностей учащихся и умение поддержать из интерес к исследованиям значительно повышает эффективность руководства научно-практической деятельностью. Овладение сложными интеллектуальными операциями и обогащение понятийного аппарата, возрастающий познавательный интерес, стремление к приобретению универсального образования ведут к формированию научно-мировоззренческих знаний школьников, что становится фундаментом их духовной культуры и определяет их жизненные позиции.

Все разнообразие тем исследовательской деятельности детей можно объединить в три основные группы:

  1. Фантастические – ориентированные на разработку несуществующих объектов, явлений;
  2. Эмпирические – предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;
  3. Теоретические – ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащих в разных источниках.

Правила выбора  темы исследований:

  1. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его;
  2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования;
  3. Тема должна быть оригинальна;
  4. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Следует запомнить, что  выбор проекта это только начало. Задача взрослых – помочь в проведении детских исследований, сделать их полезными и безопасными  для самого ребенка и его окружения. Помощь требуется первое время на всех этапах работы: и при выборе  предмета исследования, при поиске методов изучения, при сборе   и обобщении материала, при доведении всего дело до логического завершения. Здесь уместно отметить еще один факт. Существует утверждение, что никогда никакая семья не дает ребенку того, что может дать школа; никакая самая лучшая школа не заменит семью. Поэтому только общими усилиями семьи и школы можно решать все вопросы работы с детьми.

 

Разработка проекта является важной стадией работы ребенка, которая поможет ему больше узнать об исследуемом объекте. На каждой стадии работы по проекту детьми  ведутся записи в индивидуальном рабочем журнале. В него заносятся все шаги, проходимые ребенком во время исследования.

На всех этапах работы исследовательской деятельности ребенка мы должны ясно осознавать, что основной ожидаемый результат – развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний, умений и навыков. В данном случае имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя:

  1. первым можно считать тот, что создает ребенок своей головой и руками – макет, отчет и тому подобное.
  2. второй – самый важный – педагогический – это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр новых психологических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.

Оба эти результата хорошо видны во время защиты детьми собственных проектов. В этой связи защита итогов приобретает особую значимость. Это необходимый важный этап работы.

Защита – венец исследования. О выполненной работе надо не просто рассказать, ее, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения. 

Работа по организации исследований младших школьников требует от педагога немалых усилий.

Из опыта работы по организации исследовательской деятельности

«Любопытство - любознательность – познавательная потребность» - этими понятиями  обозначается известная каждому педагогу «лесенка», ведущая к вершинам познания.

1 лесенка творчества: «Сочинения»

Сочинение – значит, приводить в порядок свои мысли, свои знания. Сочиняя, мы описываем предметы и картины (это описание), либо рассказываем о событиях, повествуем (это повествование), либо связываем свои знания, сравниваем, спорим, делаем выводы (это рассуждение). Чаще всего сочинения бывают смешанные.

Тематику сочинений определяют из разного уровня обобщения знаний и социального опыта детей. Выделено 2 основные группы тем:

  1. репродуктивные (предполагает раскрытие какого-то отдельного факта, явления, связанного с опытом детей).
  2. творческие (ученик вынужден при разработке таких тем совершать внутри предметный перенос знаний, и формулирование темы побуждает его к проявлению эмоционально-оценочных суждений).

Необходимо помнить четыре  обязательных условия написания сочинений:

  1. предоставление своей работы перед аудиторией – чтение перед классом.
  2. обсудить с детьми написанные сочинения.
  3. обязательно при обсуждении упомянуть всех участников.
  4. по итогам обсуждения предоставить детям возможность отредактировать работы.

2 лесенка  творчества: «Творческие задания»

Задания творческого характера – это задания, предполагающие вариативность решения и рассчитанные на реализацию творческих возможностей учащихся:

  1. иллюстрирование произведений и подписание рисунков словами из текста.
  2. Серия рисунков к одному тексту.
  3. Портрет героя.
  4. Характеристика героя.
  5. Составления писем и телеграмм от имени героев.
  6. Реклама.
  7. Пишем, подражая автору.
  8. Рассказы по наклейке.
  9. Конкурс «Кто прочитает оригинально».
  10. Книжки-малютки и т.д.

Необходимо здесь: защита своей идеи, обсуждение, подведение итогов.

3 лесенка творчества: «Праздники  читательских удовольствий»

На таких уроках мы по разным темам выучиваем стихи, находим сказки, рассказы, подходящие к теме. И на основе разбора литературного слова учимся сочинять сказки, стихи, рассказы. Цель этих праздников:

  1. Развить умения выразительного чтения;
  2. Раскрытие творческого потенциала школьников;
  3. Развитие интеллектуальных способностей, познавательного интереса, расширение кругозора;
  4. Развитие коммуникативных навыков.

4 лесенка творчества: «Мин теруччум»(Моя родословная) - совместные проекты с родителями

Эту работу мы провели в 3 классе. Положительные стороны этой работы:

  1. Изучение  и  знание  своих родовых  корней;
  2. Совместная поисковая деятельность с родителями;
  3. Развивается правильное самосознание, понимание своего Я.
  4. Развивается чувство ответственности за свою родословную.

Такие проекты учат детей выступать, согласованно работать с родителями, исследовать.

5 лесенка творчества:  «Проекты внеклассных мероприятий»

Вся воспитательная работа ведется в форме КТД – коллективно творческих дел. Весь класс разбит на 5 групп. Причем группы эти создаются в начале каждого учебного года по желанию детей.

В 1-2 классах все мероприятия планировались совместно с родителями и учителем. В 3 классе – учащиеся сами с учителем. А в 4 классе – дети самостоятельно проектируют сценарии и план проведения мероприятий.

Такие проекты учат детей умению выступать, быть организованными, творчески относиться к делу, быть самостоятельными.

6  лесенка творчества: «Защита проектов» - венец исследования

Составной частью развития творческой деятельности учащихся является научно-исследовательская работа (НИР). Задачи  включения  учащихся в НИР:

  1. Обучение учащихся методике исследования, пополнение и углубление теоретических знаний;
  2. Вооружение их технологией и умениями творческого подхода к исследованию выдвинутых проблем.

Работу я начала в конце 3 класса. Перед каникулами дала задание: во время  летних каникул – найти интересующую тему, понаблюдать и записать в виде заметок или дневника наблюдений  или в виде реферата.

Научно-исследовательская работа  в 1-4 классах. День проектов – 1 раз в неделю. 

При работе над проектом необходимо поставить цели:

  1. Образовательные: сформировать у учащихся целостную картину мира; вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс; познакомить детей с этапами проектной деятельности;cформировать речевые умения.
  2. Воспитательные: воспитывать терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей; через содержание учебного проекта подвести учащихся к каким-то выводам.
  3. Развивающие: развивать умения проектировать, мыслить в процессе изучения тем; развивать умения работать с дополнительной литературой, расширить кругозор; развивать способности к самоконтролю действий по достижению целей и рефлексии.

Учебно- педагогические задачи:

  1. Создать условия  для развития умения учиться на собственным опыте и опыте других в процессе разработки учебного проекта;
  2. Оформить результаты работы в виде плакатов, рисунков, макетов;
  3. Научить рецензировать творческую работу одноклассника;
  4. Составить программу по выбранной теме.

Проекты в 1 классе имеют форму: выступления по сочинению. Выслушиваем каждого выступающего и делимся своими мыслями, взглядами на ту или иную точку зрения.

Во 2 классе – выполнение работы в виде рефератов. Проводится защита рефератов.

В 3 классе – знакомлю с методикой проведения учебных исследований. Здесь проводятся 2-3 фронтальных тренировочных занятия с классом. Это необходимо для того, чтобы познакомить каждого ребенка с техникой проведения исследования. Для проведения тренировочных занятий изготовила карточки с символическим изображением методов исследования:«подумать», «задать вопросы», «посмотреть в книгах», понаблюдать», «посмотреть в других источниках»

На 1 этапе в исследовательский поиск вовлекается весь класс.

2 этап – по полученным картам, каждая группа приступает к своим обязанностям.

3 этап – просушивание каждой группы.

4 этап – сбор собранных сведений, анализ и обобщение.

5 этап – рефлексия - что мы должны делать дальше?

6 этап – издание своего проекта – в виде газеты, брошюры, книжки-малютки  и т.д.

В 4 классе – начинается индивидуальное научное исследование каждого учащегося.

Класс

Этапы

Сроки

Форма

Направление

1 класс

1

1 четверть

Каждый готовит выступление

- сочинение

Тема: Тайна моего имени

2

2  четверть

Тема: Мой город Балаково

3

3  четверть

Тема: Природа родного края

4

4 четверть

Тема: Наши традиции

Летние каникулы

Мои летние каникулы

2 класс

1

1 четверть

Каждый готовит

Реферат

Тема: Мой родной край.

2

2  четверть

Тема: Я – человек.

3

3  четверть

Тема: Мой родной язык.

4

4 четверть

Тема: Фольклор.

Летние каникулы

Тема: Мое географическое лето

3 класс

1

1 четверть

Подготовка проектов группой

Тема:  Будущее нашей Родины

2

2  четверть

Тема: Я и мое здоровье.

3

3  четверть

Тема: Охрана природы.

4

4 четверть

Тема: Главное чудо света.

Летние каникулы

Выбор темы исследования  и  работа с литературой.

4 класс

1

1 четверть

Каждый готовит проект индивидуально

Проверка  работ и индивидуальные консультации

2

2  четверть

1 предзащита.

Индивидуальные консультации

3

3  четверть

Защита проектов

4

4 четверть

Выступления по разным инстанциям.

Обобщив свой опыт, изучив соответствующую литературу, опыт других учителей, я согласна с их выявленными условиями творчества:

1. Раннее начало

Раннее плавание, раннее хождение, раннее чтение, ранний счет, раннее знакомство и работа с разными инструментами и материалами дают огромный толчок развитию способностей.

2. Окружающая среда, система отношений

Насколько возможно заранее окружить ребенка такой средой и системой отношений, которые бы стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность.

3. Максимальное напряжение сил

Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до потолка своих возможностей и постепенно поднимает этот  «потолок» все выше и выше.

4. Свобода выбора деятельности

Желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем служат надежной гарантией того, что напряжение ума пойдет на пользу.

5. Помощь взрослых

Не превращать свободу в безнаказанность, а помощь – в подсказку.

Нельзя делать ЗА ребенка то, что может сам делать, думать ЗА него, когда он сам может додуматься.

Анализируя результативность работы в технологии учебного исследования, можно сделать выводы:

  1. усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся;
  2. значительно расширяется кругозор школьников в предметных областях;
  3. учащиеся вооружаются универсальными способами учебной деятельности, даётся импульс к саморазвитию, развиваются способности к самоанализу, самоцелеполаганию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
  4. формируется социальный опыт в труде и общении;
  5. учителю даётся возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширять контакты с родителями учащихся;
  6. способствует профессиональному росту учителя;
  7. развиваются учебно-познавательная, информационная, коммуникативная компетенции, а также компетенция личностного самосовершенствования.

Исследовательская деятельность в начальной школе способствует общему развитию школьников, и непосредственно таких показателей мыслительной деятельности как умение:

  1. классифицировать;
  2. обобщать;

3.  отбирать все возможные варианты решения;

  1. переключаться с одного поиска решения на другой;
  2. составлять план действий по своей работе;
  3. рассматривать объект с различных точек зрения;
  4. составлять задания по предложенной теме;
  5. проводить самоконтроль.

Развитие творческих способностей помогает человеку быть на высоте, какой бы род деятельности он ни избрал бы в будущем, способствует обогащению внутреннего опыта школьников.

Таким образом, исследовательская работа – это путь формирования особого стиля учебной деятельности, он позволяет трансформировать обучение в самообучение, запускает механизм саморазвития. У школьников появляется потребность узнавать новое.