Дидактические игры на уроках обучения грамоте.
занимательные факты (чтение, 1 класс) по теме

Немтышкина Галина Анатольевна

 

Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, самостоятельности, инициативы. С другой – решают дидактическую задачу: изучение нового материала или повторение и закрепление изученного, формирование учебных умений и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stati_dlya_publikaciy.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры на уроках обучения грамоте.

     Для учителя начальных классов, которые работают в 1 классе, главная забота – помочь детям усвоить программный материал, при этом максимально заинтересовав их для успешной работы. Главным помощником в этот период является, конечно, игра.

     Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, самостоятельности, инициативы. С другой – решают дидактическую задачу: изучение нового материала или повторение и закрепление изученного, формирование учебных умений и навыков.

     Игра стимулирует познавательную активность детей, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности. Еще А.С.Макаренко сказал: «Хорошая игра похожа на хорошую работу…». Поэтому каждому учителю необходимо научиться использовать игру на уроке.

     На первых уроках при ознакомлении с составом предложения, с последовательностью слов в предложении особое место может быть отведено игре «Слова ожили». Дети составляют предложение по данной картинке. К доске вызываются 3 ученика, они выступают в роли слов. Остальным детям дается задание составить предложение, в котором столько же слов, сколько детей у доски. По картине дети составляют предложение, например: Заяц ест морковку. Каждый ученик сам выбирает себе слово из составленного предложения, в роли которого он будет выступать. Классу дается задание поставить «слова» в таком порядке, чтобы получилось составленное предложение. Затем дети, выступающие в роли слов, называют каждый свое слово по порядку, и все слышат предложение, составленное коллективно.

     В другом варианте игры учитель сам предлагает детям, выступающим в роли слов, слова, например: ёжик, грибы, несёт. Остальные дети составляют из них предложение, правильно выстраивая «живые слова» у доски. Дети-«слова» произносят свои слова по порядку, у них получается предложение: Ёжик несёт грибы.

     Есть и третий вариант этой игры. На перемене учитель готовит детей, которые будут выполнять роль «живых слов», научить их произносить слова хором, но каждого свое слово. На уроке по команде учителя дети произносят их. В ходе беседы дети приходят к выводу, что предложение не получилось, потому что слова в предложении произносились не строго друг за другом. Учащиеся выстраивают слова в нужной последовательности, а дети-«слова» произносят предложение.

     Восстановление последовательности слов в предложении развивает у детей умение определять количество слов в предложении, составлять предложение по заданному количеству слов, а также способствует  лучшему пониманию детьми членораздельности и строгой последовательности слов.

     Игру «Слова ожили» в разных вариантах можно использовать не только на первых уроках по ознакомлению с предложением, с его словесным составом и последовательностью слов в предложении, но и в более поздний период, когда дети будут записывать небольшие предложения под диктовку. Эту игру можно использовать и при изучении деления слова на слоги, составлении слова из слогов. Называться она уже может «Слоги ожили».

     Важное место игре отводится при ознакомлении со звуковым составом слова, при обучении звуковому анализу. Например, игру «Слова, в которых есть данный звук» хорошо использовать при изучении и выделении звуков. На уроке в гостях у детей сказочный герой или кукла. У него день рождения. На столе у учителя стоят игрушки, среди которых надо выбрать в подарок герою те, в которых слышится звук [у]. когда все предметы названы, спросить у детей: «А что бы вы могли подарить из своих игрушек, в названиях которых есть звук [у]?»

     Другой вариант этой игры может проходить так. Изучаем звук [и]. Дети представляют, что сейчас зима и они катаются на горке. Учитель предлагает назвать слова о зиме, в которых слышится звук [и]. А затем назвать слова, в которых не было бы звука [и].

     При закреплении знаний о гласных и согласных буквах помогает игра «Заблудившаяся буква». На доске расставлены буквы, которые перепутал Незнайка. Гласные: А Н И Р У. Согласные: Т К Е О М. дети находят то, что перепутал Незнайка, доказывают правильность своих слов, ставят буквы на место.

     Игру «Назови букву» можно использовать почти на каждом уроке. Игра способствует лучшему запоминанию изученных букв. Ученик или учитель показывает буквы на «ленте букв», а дети по цепочке называют их. Если буква названа неправильно, учащиеся хлопком рук подают сигнал. Эта игра хороша тем, что в ней принимают участие все ребята класса.

    На уроках технологии можно вырезать буквы из картона по шаблонам, а затем использовать их в игре «Узнай букву». Она способствует лучшему запоминанию  букв. Несколько букв берутся на урок по обучению грамоте. Учитель завязывает глаза ребенку, просит его ощупать букву и назвать ее. После того как назовут все буквы, дети составляют из них слова. Игра помогает первоклассникам не только усвоить начертания печатных букв, но и развить умение составлять из букв слова.

     При изучении новой буквы, при формировании умений и навыков правильно читать слоги, актуальна игра «Дополни до целого слова». Ворона Каркуша приносит детям слоги: ка, кн, ко, ку. Ребята учатся читать слоги, подбирают такие слова, в которых есть данные слоги. Такая игра способствует обогащению словарного запаса детей, развивает их мышление.

     Активное участие дети принимают в играх-соревнованиях. При проведении игры «Кто больше?» детям предлагается составить слова из слогов, расположенных на доске или на слоговой таблице. Например, на уроке закрепления букв Т и т детям даются слоги и буквы:

са   ты  с

ки  ти но

ко  ны  т

Дети читают, а затем составляют слова: кот, коты, кино, нос, кит, сани, киты, коса, кисти, кони.

     В другом варианте этой игры дети составляют слова из данного слова. Например, Незнайка принес интересное слово, в котором есть много других слов: СТОРОНА. «Кто больше?» - спрашивает учитель.

     Есть и третий вариант игры «Кто больше?». Требуется заменить в слове одну букву, например, заменить согласную в словах бочка, день (бочка – точка, почка, кочка, ночка, дочка; день – пень, тень, лень). В другом случае дети заменяют в словах гласную букву:  палка – полка, пилка; мал – мел, мыл, мял, мёл.

     Из разрозненных букв и слогов дети также любят составлять слова. Так в игре «Кто быстрее составит слова?» из данных букв и слогов: у,д,б; о,д,м; в,о,р,д; с,д,а; р,о,д,в,а; т,е,д,и; ре, во,де дети составляют слова: дуб, дом, двор, сад, дрова, дети, дерево.

     Активизирует детей на уроке игра «Заполни окошечки». Незнайка принес таблицы, надо ему помочь вставить пропущенные буквы.

ПЕТ   Х

ОВ    

КО       ВА

КУ       ЦА

РО

У

РИ

ЦА

Ц    ПЛЯ

Б     ЛКА

ЛИСИ  

ЗА  

ЦА

ЯЦ

А

Е

В заключении игры проводится беседа. «Названия каких животных записаны на первой таблице? На второй? В чем отличие домашних животных от диких? Каких животных вы видели на арене цирка?»

     Разнообразит уроки обучения грамоте игра «Вкусные слова». Смешарик нес «вкусные слова», по дороге рассыпал буквы, слоги и все перепутал. Дети складывают из букв и слогов слова. Например:

Я           С           Б            Н

                                  ЛО         РУ         КО         ША

                                   Г           ЛИ         ВА         НО

Получаются слова яблоко, слива груша лимон. После чтения слов по цепочке или хором учащиеся приходят к выводу, что Смешарик нес фрукты. Такая игра способствует формированию у детей умений и навыков складывать слова из отдельных слогов и букв, способствует развитию навыка чтения, развивает логическое мышление.

     Развитию речи ребенка, его творческого мышления способствует игра «Помоги Тюбику». В гости приходит друг Незнайки – Тюбик. У него плакат, на котором записаны слова. Тюбик задумывается какую картину ему лучше нарисовать. Дети помогают герою, они составляют рассказ, используя слова, данные на плакате.


 ВЛАДИК             СОБАКА            РЕЧКА



 УДОЧКА            ЛЕТО                 ДЕРЕВНЯ  



 УТКА                 УТЯТА               СОЛНЫШКО

 Заслушиваются 4 – 5 рассказов. И совершается чудо – Тюбик нарисовал картину. Плакат переворачивается и перед детьми предстает готовая картина. Этот фокус можно показать и на интерактивной доске.

     Данная игра ценна тем, что во время ее проведения осуществляется индивидуальный поход в формировании у детей умений составлять рассказ по опорным словам. Если первые рассказы составляли сильные дети, то в конце, когда картинки уже были нарисованы, предлагается слабым ученикам рассказать о том, что нарисовал Тюбик. И дети постепенно учатся составлять текст по образцу прослушанных рассказов и по картине, которую видели. Так у детей появляется уверенность в своих силах.

     Главное для каждого учителя, чтобы игра приносила пользу на уроке: сосредоточивала внимание детей, усиливала интерес к учебной деятельности, вырабатывала уверенность в своих силах. А еще важно, чтобы первоклассники получали максимум радости и удовольствия от работы.

     Игры, игровые упражнения, соревновательные моменты, применяемые на уроках в 1 классе, делают процесс обучения грамоте интересным, занимательным, создают у детей бодрое рабочее настроение, облегчают преодоление трудностей в усвоении учебного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на уроках обучения грамоте

Материал содержит подборку игр, которые можно использовать начиная с первых уроков обучения грамоте...

Дидактические игры на уроках обучения грамоте

В работе описаны дидактические игры, которые можно использовать на уроках обучения грамоте....

Дидактическая игра на уроках обучения грамоте и русского языка.

Дидактическая игра как средство развития интеллектуальных  способностей детей младшего школьного возраста....

Дидактические игры на уроках обучения грамоте

Дидактические игры на уроках обучения грамоте в первом классе...

Дидактические игры на уроках обучения грамоте и русского языка

Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения в младшем школьном возрасте (Л.С. Выгодский), поэтому опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы – это ...

Дидактические игры на уроках обучения грамоте

ИГРЫ   на уроках обучения грамоте...