«ЗАЩИТА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА ПО ВНЕКЛАССНОМУ ЧТЕНИЮ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ Л. Н. ТОЛСТОГО». 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Бамбурова Олеся Васильевна

Методическая разработка урока по литературному чтению:

«ЗАЩИТА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА ПО ВНЕКЛАССНОМУ ЧТЕНИЮ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ Л. Н. ТОЛСТОГО»,

отражающего опыт применения и результат эффективного использования в практической деятельности СОТ

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon proekt.zip18.57 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ с. Мусорка

Методическая разработка урока по литературному чтению:

«ЗАЩИТА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА ПО ВНЕКЛАССНОМУ ЧТЕНИЮ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ Л. Н. ТОЛСТОГО»,

отражающего опыт применения и результат эффективного использования в практической деятельности СОТ

Учитель начальных классов

Бамбурова Олеся Васильевна

2012 год

Тема проекта:  Уроки Льва Николаевича Толстого.

Проблема.  В творчестве Л. Н. Толстого есть совсем маленькие произведения для детей, которые он включил в свою Азбуку. Мы удивились, неужели такие маленькие рассказы могут чему-то учить и воспитывать? Актуальны ли они сейчас, ведь после их написания прошло более 100 лет?

Формирование компетенций: информационной, коммуникативной, общекультурной, учебно-познавательной.

Научная область: литература

Класс: 4 Выполнили ученики  Бесчетвертева Дарья, Гуренкова Алена, Юдин Дмитрий.

Руководитель Бамбурова О.В.

Тип проекта: исследовательский

Продолжительность выполнения проекта: среднесрочный

Оборудование: детская литература – произведения Л.Н. Толстого, компьютер.

Тематическое поле:

уроки внеклассного чтения

детская литература, Интернет

учителя, ученики

интерес учащихся

Цель работы над проектом:

Для учащихся

Для учителя

Исследовать, несут ли рассказы Л.Н.Толстого нравственные уроки детям нашего времени.

Активизировать познавательную деятельность при изучении произведений Л.Н. Толстого; развивать умение систематизировать, анализировать и обобщать социальную информацию, умение высказывать и аргументировать свое мнение, формулировать суждения.

Задачи работы над проектом:

Задачи для учащихся

Задачи для учителя

1.Провести анкетирование среди учащихся начальных классов.

1. Помочь при анализе анкет.

2. Прочитать некоторые рассказы Л.Н.Толстого.

2. Помочь определиться в выборе произведений.

3. Исследовав эти произведения, выявить, какие нравственные уроки дает нам автор.

3. Совместно проанализировать выбранные тексты, проследить работу с дополнительной информацией.

4. Оформление результатов и презентация проекта (Приложение)

4. Помочь в оформлении презентации проекта, с учетом использования новых технологий.

Поэтапный план исследования:

- анкетирование

- анализ анкет

- анализ произведений

- подбор пословиц к произведениям Толстого и иллюстрирование

- обобщение результатов исследования

- оформление презентации проекта

- презентация проекта

Результаты работы над проектом: В результате исследовательской работы  пришли к выводу, что  простые, понятные и увлекательные рассказы Л.Н.Толстого интересны и в наше время. Ненавязчиво и деликатно писатель учит нас жить в мире людей. Каждая история показывает жизненную ситуацию, а мы сами делаем выводы. Эти выводы и есть УРОКИ  жизни. Эти уроки были полезны в яснополянской школе. Они остаются полезными всем детям и  в современном мире.

 Ресурсы

Л.Н. Толстой «Детям» М: «АСТ» 2001г.

Л.Н. Толстой «Рассказы. Сказки. Басни. Были» М:»Стрекоза» 2007г.

В. Морозов «Яснополянская школа» М: «Детская литература» 1997г.

www.jeducation.ru Духовно-нравственные основы рассказов «Азбуки» Л.Н.Толстого

www.poskart.ru Пословицы и поговорки

Тема урока: «Уроки Л.Н.Толстого»

Цели урока:

образовательная: познакомить с новыми фактами биографии писателя, развивать умение анализировать текст;  

развивающая: развитие устной  речи, умения выделять главное, сравнивать; развивать мотивацию учащихся к творческой деятельности, пробуждение интереса к созданию проекта; сформировать умения проводить исследования, передавать и презентовать полученные знания и опыт;  сформировать навыки совместной работы и делового общения в группе.

воспитательная: привлечь внимание учащихся к личности Толстого, облагородить мысли и чувства ребят через соприкосновение с произведениями искусства (развить духовный, душевный потенциал), воспитать способность видеть прекрасное, уважения к ценностям мировой художественной культуры.

Задачи урока:

создать мотив обучения через связь материала урока с жизнью;

обучать изложению своих мыслей в соответствии с нормами литературного языка;

обучать обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления;

совершенствовать навык критического осмысления текста;

развивать коммуникативные навыки, толерантность, мотивацию к творческой переработке знаний.

Оборудование:  выставка книг Л.Н. Толстого и о нем; сообщения     консультантов; иллюстрации по биографии и произведениям писателя; репродукции картин Крамского, Репина; аудиозаписи вальса Шопена, «Лунной сонаты» Бетховена,  выставка рисунков учащихся; мультимедийная презентация исследовательского проекта; рабочие тетради учащихся.

Форма: защита проекта + интегрированный урок

Материалы урока и презентацию проекта можно использовать при изучении творчества Л. Н. Толстого в 1-4 классах.

План  урока :

Организационный момент

Введение в тему

Сообщения консультантов

Закрепление пройденного материала

Физкультминутка

Презентация проекта

Оценивание проекта

Итог урока

ХОД УРОКА 

ЭПИГРАФ УРОКА: «В каждом человеке и его поступках всегда можно узнать самого себя». Л.Н Толстой (На доске)

Орг. момент

 Актуализация знаний. Кто же он? 

Учитель

. Сейчас вы услышите ключевые слова, по которым вы попробуйте догадаться о ком пойдёт речь?  

Он родился в 1828 году в усадьбе Ясная поляна. Прожил 82 года и посвятил всю свою жизнь литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Писатель очень любил детей. Он открыл школу в Ясной Поляне, написал Азбуку и сам учил детей.

Да, правильно, Лев Николаевич Толстой. В прошлом году мы кратко знакомились с его биографией.

Сегодня мы пролистаем ещё некоторые страницы альбома творческой жизни Л.Н.Толстого. Повторим пройденный материал и узнаем много нового и интересного.

Ребята-консультанты сегодняшнего урока подготовили нам сообщения об этом замечательном русском писателе. Будет звучать музыка, которую любил слушать Толстой.

( Сообщения произносятся на фоне музыкальных произведений.

Все даты записываются в рабочую тетрадь по чтению.)

Сообщения консультантов

Сообщение консультанта 1

Детство писателя

Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна, близ города Тулы.  Это дом, в котором родился Лев Толстой. В Ясной Поляне писатель провёл большую часть своей жизни.  “ Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и моё отношение к ней” По своему происхождению Толстой принадлежал к знаменитому роду. Находился в родстве с А.С. Пушкиным. Их прабабушки были сёстрами.  Отец – Николай Ильич, мать- Мария Николаевна (это единственное сохранившееся изображение Марии Николаевны) Детей в семье было пятеро: 4 сына и дочка. Лёвушка был предпоследним ребёнком. Дети рано остались сиротами. Мама умерла, когда Лёве было только 1,5 года, а отец Николай Ильич через 7 лет. Воспитательницей детей была их дальняя родственница Татьяна Александровна Ергольская. Дружескую привязанность к Татьяне Александровне Лев Николаевич сохранил на долгие годы. С большой любовью вспоминал о своих родителях. Черты их жизни и характеров запечатлел в некоторых своих произведениях. Например “Детство”.

Уже в детстве Лев отличался от братьев искусством составлять шарады, маленькие рассказы. Когда Лёве было семь лет , братья Толстые затеяли издавать рукописный журнал “Детские забавы”. Лёва вёл рубрику “Натуральная история”, где писал рассказы о птицах. Пристрастие к жанру рассказов о животных осталось навсегда.

Сообщение консультанта 2

Л.Н.Толстой- студент

С 1841 года дети Толстые жили в Казани у тётушки – опекунши Пелагеи Ильиничны Юшковой. В 1844 году Лев Николаевич поступил в Казанский университет на отделение восточных языков, затем перешёл на юридический факультет. Но Лев Толстой отличался от многих своим пытливым умом, ему хотелось знать больше и лучше, его не устраивало обучение в университете, поэтому в 1847 году он подал прошение об увольнении его из числа студентов.

Сообщение консультанта 3

Военная служба

В 1851 году Толстой с братом Николаем отправился на Кавказ, чтобы поступить там на военную службу. Слева от вас Лев Толстой, а справа Николай. Именно здесь Л.Н.Толстой написал свою первую повесть “Детство”.

В 1854 – 1855 годах Толстой участвовал в героической обороне Севастополя. Это время было для него школой военного и гражданского мужества.

Сообщение консультанта 4

Яснополянская школа

Мы знаем, что Лев Николаевич Толстой был основателем школы для крестьянских детей . Л.Н.Толстой в 1859 году устроил в своём имении Ясная Поляна школу для крестьянских детей. Тогда в нашей стране было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все крестьяне были безграмотны. Толстой сам учил крестьянских детей, писал для них учебные книги. Работу в школе Л.Толстой считал важнейшим делом своей жизни. Вслед за тем в соседних уездах были открыты ещё 26 школ.  

В 1870 году он создал Азбуку,  а также различные сказки.

Сообщение консультанта 5

Возвращение на родину

К 1862 году относится важное событие в жизни Толстого- женитьба на Софье Андреевне Берс. Сразу же после свадьбы Лев Николаевич Толстой с женой отправились в Ясную Поляну, где провёл 20 лет, полных вдохновенного, писательского труда. Повести для взрослых читателей, а также для детей. Толстой работал ежедневно, он был великим тружеником. Любил собирать вокруг себя всю семью.

Сообщение консультанта 6

Уход великого писателя

20 ноября 1910 года в результате тяжёлой болезни Лев Николаевич скончался.

На похоронах собралась многотысячная толпа: рабочие, крестьяне, интеллигенция, учащаяся молодёжь. Похоронен Толстой в Ясной Поляне.

 Закрепление

Учитель

 Сейчас я проверю, как вы усвоили новый материал. Сможете ли вы дома сориентироваться в своей тетради для выполнения домашнего задания. На экране будут появляться даты , которые касаются жизни Л.Н.Толстого, а вы постарайтесь вспомнить чем она знаменуется. Можно пользоваться тетрадями.

9 сентября 1828 год- дата рождения;

Ясная Поляна- усадьба , где родился Л.Н.толстой;

1844 – 1847г – годы учёбы в Казанском университете;

1854 – 1855 г- оборона Севастополя;

1859 г- открытие Яснополянской школы для крестьянских детей;

1870 г - создание Азбуки;

1862 г – женитьба;

20 ноября 1910 года - дата смерти Л.Н.Толстого

  Если что-то не успели записать, обращайтесь к нашим консультантам.

Физкультминутка

Презентация проекта (Электронная презентация и ее распечатка представлены в разделе № 8 данного портфолио)

Учитель:

Дома вы читали рассказы для детей Л.Н. Толстого. Обменивались впечатлениями. Творческая группа ребят работала над проектом, давайте послушаем их и оценим их работу.  (Дети открывают таблицу для оценивания проекта в рабочей тетради).

Творческая группа

Слайды 1, 2

Нам очень понравились рассказы Л. Н. Толстого. Эпиграфом к нашему проекту послужили его слова: «В каждом человеке и его поступках всегда можно узнать самого себя». Здесь вы видите портрет Л.Н.Толстого.

Слайд 3

(Актуальность)

В творчестве Льва Николаевича Толстого есть совсем маленькие произведения для детей, которые он включил в свою Азбуку. Мы удивились, неужели такие маленькие рассказы могут чему-то учить и воспитывать? Актуальны ли они сейчас, ведь после их написания прошло более 100 лет?

Слайд 4

Итак, цель нашего проекта: исследовать, несут ли рассказы Л.Н.Толстого нравственные уроки детям.

Для осуществления данной цели  необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анкетирование среди учащихся начальных классов.
2. Прочитать и проанализировать некоторые рассказы Л.Н.Толстого.

3. Исследовав эти произведения, выявить какие нравственные уроки дает нам автор.

4. Оформить результаты исследования 

Мы составили поэтапный план исследования:
1. Анкетирование.

2. Анализ анкет.
3. Анализ произведений.
4. Подбор пословиц к произведениям Толстого и иллюстрирование.
5. Обобщение результатов исследования.
6. Оформление презентации проекта.

7. Презентация проекта.

Слайд 5

В анкетировании принимали участие учащиеся 2-4 классов. Всего 49 человек. Вопросы анкеты и результаты такие:

1.Знакомы ли вы с творчеством Л.Н.Толстого?
(читали его произведения?)
ДА-100%
49 человек

2. Можете ли вы назвать некоторые из них?
(напишите названия)
ДА-(справились с заданием)-96%
47 человек
НЕТ-(не справились с заданием)-4%
2 человека

3. Считаете ли вы рассказы Л.Н.Толстого воспитывающими, поучительными?
ДА-94%                                 НЕТ-6%
46 человек                            3 человека

Слайд 6, 7 

 Мы прочитали и проанализировали рассказ Л.Н.Толстого
«Муравей и голубка».  (Выразительное чтение рассказа )
 (9ввввввв(((

В подтверждение его  поучительности подобрали пословицы:

- Там где дружат, живут и не тужат.
- Друзья познаются в беде.
- Сам погибай, а друга выручай.

Нарисовали вот такую иллюстрацию.

Слайд 8,9 

Мы прочитали и проанализировали рассказ Л.Н.Толстого
«Бестолковый мужик».
 (Выразительное чтение рассказа ) (9ввввввв

В подтверждение его  поучительности подобрали пословицы:

- Вырос, а ума не вынес.
- Птице крылья, а человеку разум.

Нарисовали вот такую иллюстрацию.

Слайд 10,11 

Мы прочитали и проанализировали рассказ Л.Н.Толстого
«Саша был трус».
 (Выразительное чтение рассказа ) (9ввввввв

В подтверждение его  поучительности подобрали пословицы:

- Трус умирает тысячу раз.
- Страхов много, а жизнь одна.
- На трусливого и уж-змея.
- Паникер да трус - хуже нет обуз.

- У страха глаза велики

Нарисовали вот такую иллюстрацию.

Слайд 12,13 

Мы прочитали и проанализировали рассказ Л.Н.Толстого
«Чашка».
 (Выразительное чтение рассказа ) (9ввввввв

В подтверждение его  поучительности подобрали пословицу:

- Правда светлее солнца

Нарисовали вот такую иллюстрацию.

Слайд 14,15 

Мы прочитали и проанализировали рассказ Л.Н.Толстого
«Отец и сыновья».
 (Выразительное чтение рассказа ) (9ввввввв

В подтверждение его  поучительности подобрали пословицы:

- Добрые детки, дому венец, а худые - конец.

- Один добрый пример - лучше ста слов.

Нарисовали вот такую иллюстрацию.

Слайд 16 

Подведем итоги нашей работы. Проанализировав анкеты уч-ся 1-4 классов мы выявили, что современные дети читают и знают творчество Л.Н.Толстого. Считают его произведения воспитывающими и поучительными. Результат исследований мы показали в диаграммах.

Мы прочитали и проанализировали некоторые произведения Толстого, а именно: «Муравей и голубка», «Бестолковый мужик», «Саша был трус», «Чашка», «Отец и сыновья».

Исследовав эти произведения, мы выявили, что каждый несет в себе нравственный урок.

Нравственный урок, мораль, каждого рассказа мы решили предоставить в виде пословицы, ведь это народная мудрость.
И это ещё раз подтверждает, что произведения Толстого несут в себе нравственные уроки.

Творческая группа проиллюстрировала рассказы и подписала пословицы .

Слайд 17 

В результате исследовательской работы пришли к выводу, что простые, понятные и увлекательные рассказы Л.Н.Толстого интересны и в наше время. Ненавязчиво и деликатно писатель учит нас жить в мире людей. Каждая история показывает жизненную ситуацию, а мы сами делаем выводы. Эти выводы и есть УРОКИ жизни. Эти уроки были полезны в яснополянской школе. Они остаются полезными всем детям и в современном мире.

VII. Оценивание  работ.

Оцените свою работу и работу своих товарищей. Сегодня мне понравилась ваша сплоченность, ваша активность на уроке, но окончательный результат ее вы узнаете на следующем уроке, после оценки проекта вами и нашими гостями.

Подведение итогов

Учитель

Сегодня мы говорили о великом русском писателе Л.Н. Толстом и о его произведениях.

Что нового для себя вы узнали?

Что вам понравилось на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Защита исследовательского проекта «Жевательная резинка: за и против»

Проектная деятельность:учит детей видеть проблему;формулировать вопросы, давать четкие определения понятиям:наблюдать, проводить эксперименты;делать выводы;доказывать и защищать свои идеи...

исследовательский проект Сказка - ложь, да в ней намёк 4 класс с презентацией

Данный исследовательский проект выполнен ученицей 4 класса. Проект соответствует требованиям, предъявляемым к исследовательским проектам. При работе над проектом, ребёнок познакомился со многими сказк...

Защита исследовательского проекта Вторая жизнь мусора -2012 год 1 класс

Защита исследовательского проекта  "Вторая жизнь мусора"....

Защита исследовательского проектов о зимующих птицах

Защита исследовательского проектов о зимующих птицах на занятии кружка "Проектная деятельность"...

Защита исследовательского проекта

Презентация проекта моей ученицы Рудовой Екатерины...

Программа проекта "Герои ВОВ в произведениях художественной литературы" 4 класс.

Программа проекта " Герои ВОВ в произведениях художественной литературы" 4 класс....