Работа над выразительным чтением в начальной школе
методическая разработка (чтение, 2 класс) по теме

 

Работа включает в себя информацию по обучению выразительному чтению в начальной школе по методике М. А. Рыбниковой и конспект открытого урока по литературному чтению с использованием данной методики. Тема: «Колыбельные песни в творчестве писателей».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над выразительным чтением в начальной школе.

Выразительное чтение пронизывает всю деятельность и учителя и ученика в процессе изучения литературного чтения в начальной школе. По мнению                         М. А. Рыбниковой, выразительное чтение учителя обычно предваряет разбор произведения и является ключом к пониманию его содержания. Выразительное чтение ученика заключает процесс разбора, подытоживает анализ, практически реализует понимание и толкование произведения. И, если ученики читают бесстрастно, думая только о формальной стороне чтения, не представляя себе картин, о которых рассказывают, то, что тут говорить о воздействии художественного текста на их чувства, о понимании ими текста?  Особенно остро этот вопрос стоит в начальных классах, так как, как раз в этот период дети еще плохо читают и работа над самим процессом занимает у них массу сил и времени.

А нам надо еще донести до них все чувства и мысли автора, скрытые в этом тексте. Поэтому работа над умением выразительно читать текст начинаться должна уже в первом классе. Эта работа должна включать в себя:

1). Работу над дикцией. (Отсутствие четкой и громкой речи характерно для малышей). Здесь можно использовать чистоговорки, скороговорки, загадки, пословицы. Весь этот материал для отработки дикции и для культуры живых интонаций. Ежедневная работа над произношением, четкостью, громкостью - первый шаг к работе над выразительным чтением.

2). Работа над выделением логического ударения. Сначала под руководством учителя, а потом и самостоятельно.

3). Составление партитуры стихотворения, в котором проставляются все паузы.

4). Выразительное чтение учителем или артистом в записи всегда должно предварять разбор содержания и являться ключом к пониманию прочитанного.

5). Анализ чтения других учеников и самоанализ помогает избегать типичных ошибок. Дети привыкают анализировать свое и чужое чтение, что помогает им читать лучше предыдущего и дает уверенность в своих силах.

Вся эта работа должна быть включена в систему уроков в начальной школе и предварять чтение стихотворений.

Дети должны получить и определенные теоретические сведения:

1). По технике чтения (дыхание, дикция, орфоэпия).

2). По логике чтения (логические паузы, сочетание силы голоса и высоты, темпа, ритма, ударения).

3). По эмоционально-образной выразительности с сопереживанием и чувствами.

Здесь очень помогают значки – рисунки, на которых изображены человеческие эмоции: гнев, радость, удивление, восторг, спокойствие, грусть, восхищение, насмешка, ирония. Не секрет, что дети очень затрудняются в характеристике эмоций и не отличают веселость и насмешку, иронию и сарказм.

Все эти знания дети получают не на одном уроке, а на целой серии, начиная уже с 1 класса. Нельзя сказать ребенку: «Читай  выразительно», не дав ему инструмента для этого.

Изучив подробно методику Рыбниковой М. А., на своих уроках я стала пытаться все это применять, и для меня и для ребят уроки стали гораздо интереснее, желаннее. Все очень любят читать стихи и, то, что задано на дом- все (и самые слабые) обязательно выучат и будут умолять их спросить. Приходится спрашивать всех, конечно тратится время урока, но это такой праздник для детей, что устоять невозможно.

Результат работы я представила на уроке, проведенном во 2 классе «Колыбельные в творчестве детских поэтов» по учебнику Э. Э. Кац «Литературное чтение». 

                                                                                                                                                                           Открытый урок по литературному чтению .

Тема: «Колыбельные песни в творчестве писателей»

Цели: Воспитывать интерес к чтению, фольклору, истории своего народа, любовь к близким.

Учить выразительному чтению;

Развивать умение самостоятельно работать с текстом, оценивать себя и своих товарищей.

Развивать эмоциональность , артистичность детей.

Оборудование:

Фото малышей

Проекты детей

Магнитофон с записью 2 колыбельных

Графопроектор  с записью слов для развития речи

Кукла-малыш

Люлька с очепом, веретено, лампа, чугунок.

Чистые листы  для записи чувств.

1. Организационный момент.

2. Введение в тему урока.

А) Определение темы урока уч-ся.

Звучит мелодия колыбельной «Спят усталые игрушки…»

(Положили головки на парты, закрыли глазки. Что услышали ?)

Учитель:  Сегодня у нас необычный урок. Урок будет тихим и спокойным.

Кто догадался, почему?

Назовите тему нашего урока.

Б)Есть у белорусского писателя Максима Танка стихотворение «Вопросы и ответы».

Чтение стихотворения учителем:

-Дедушка, кто старше меня ?

-Твои папа и мама.

-А кто старше, чем они ?

-Мы с бабушкой…

-А кто старше всех на свете?

-Внученька  старше всех на свете, я думаю,

Наш хлеб насущный

Да еще колыбельная,

Которую поет твоя мама…

Звучит колыбельная песня из мультфильма «Умка».

В)Рассказ учителя.

В давние времена народные песни заменяли многим детям школу и книги. Сама колыбель – люлька, зыбка передавалась из поколения в поколение. Ребенок скоро из колыбели вырастал, а  песни , как будто оставались в ней, накапливались и передавались из поколения в поколение. Колыбель  подвешивали  на шесте, чтобы было удобно качать .Такой шест называли очеп . Говорят ,что очеп рубили на вершине холма в самой красивой березовой роще. Тогда считали люди, что ребенок вырастит красивым и будет правильно говорить. Прежде чем положить ребенка в колыбель, туда клали разумные советы, написанные на бумажках.

Г) Проект «Люлька» Мальчик показывает сделанную им модель люльки и поет:

Брат сестру качает,

Еще величает:

« Сестрица родная,

Расти поскорее,

Расти поскорее,

Да будь поумнее…»

Д)Вопросы : Как пели эти песни ? (Ласково, нежно. Почему ?)

Е) Физ - минутка для глаз.

3.Сегодня мы прочитаем несколько  песен разных поэтов. Это А. Барто, А.Майков,   А. Мей, И. Токмакова.

1) А я хочу начать с песни великого русского поэта М.Ю. Лермонтова.

Спи, моя радость, усни!

В доме погасли огни,

Птички затихли в саду,

Рыбки уснули в пруду;

Месяц на небе блестит,

Месяц в окошко глядит…

Глазки скорее сомкни,

Спи ,моя радость, усни…

Усни ! Усни!...

2)Вопросы учителя: Темп ? Громкость ? Тон ?

3) Анализ стихотворения ,выделение чувств, которые хотел передать поэт.

4) Чтение стихотворения детьми.

5) Физ-минутка музыкальная

4. Послушаем другую песню в исполнении девочки  поэта А. Мея.

Проект- инсценировка.

5. Самостоятельная работа с текстами песен.

Ваша работа будет состоять из 3 ступенек:

1-самостоятельное чтение

2-в паре

3-выступление перед классом.

Алгоритм у каждого:

Прочитай и представь описанную словами картину.

Прочитай 2 раз и обрати внимание на слова, которые нужно выделить голосом.

Покажи любовь матери, прочитай выразительно. Помни о темпе, тоне, громкости.

Класс оценивает чтеца.

6.Проект-инсценировка по стихотворению А. Барто.

        

7.Заключение.

-Чем похожи все колыбельные?

-Какая больше понравилась и почему ?

Колыбельные- это наше детство, это наши мамы, это память. Потеря памяти так же страшна ,как и потеря мечты. Особенно страшно, когда забывают самых близких.

Напишите, какие чувства вызвали эти песни, на листочках и положите их в люльку.

8.Домашнее задание: выучить наизусть любую из колыбельных.

Литература:

М. А. Рыбникова  «Очерки по методике литературного чтения» М. 1963г.