Обобщение опыта по теме : «Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов».
статья (чтение) на тему

Муштуренкова Татьяна Геннадьевна

Навык быстрого чтения и понимание прочитанного формируется на основе развития всех познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления.Предложенные упражнения позволяют работать над развитием навыков быстрого чтения на любом уроке. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение опыта  по теме : «Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов».

Как помочь ученикам преодолеть возникающие трудности при чтении, при этом сохранить интерес к чтению и желание встречаться с книгой как можно чаще? Именно эта проблема – формирование навыка чтения без насилия над ребенком на основе развития мыслительных процессов, на основе постоянного роста интереса ребенка к чтению – является актуальной.

          Интерес к чтению возникает тогда, когда читатель свободно владеет осознанным чтением. Несформированный навык чтения мешает восприятию, что,  свою очередь, тормозит развитие мыслительных процессов и памяти. Это приводит к низкому уровню обучаемости, а в конечном результате – к низкому качеству обучения.

          Что же такое навык чтения? Под навыком чтения мы понимаем способ чтения  (умение читать целыми словами, слогами или по буквам), темп чтения  (скорость, беглость), правильность чтения (наличие или отсутствие технических ошибок; замена окончаний слов; повторение слова или слога при чтении; пропуски, добавления, искажения, ошибки в ударении), выразительность чтения и понимание прочитанного.

        Психологи утверждают, что у каждого человека темп чтения строго индивидуален и соответствует скорости его разговорной речи. Они так же отмечают неустойчивость и вариативность скорости чтения даже и одного и того же чтеца.

Необходимость овладения детьми навыка оптимального чтения, как залогом успеха всего дальнейшего обучения, понятна каждому учителю. Как же помочь детям?

Отправной точкой над проблемой является убеждение, что качество всех параметров может быть повышено не столько путем многократного прочитывания, сколько за счет овладения такими действиями, которыми дают качественный сдвиг в чтении. При этом обязательно учитывать возрастные психологические особенности ребенка.

Навык быстрого чтения и понимание прочитанного формируется на основе развития всех познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышления.

  1. Восприятие текста.

Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств.

Чтение как психологический процесс начинается со зрительного восприятия. Восприятие текста происходит в два этапа: первичное восприятие и его обработка.

Для увеличения скорости и эффективности чтения необходимо:

– увеличить ширину поля зрения;

–уменьшить число фиксаций на одну строчку печатного текста, т.е. формировать умение воспринимать в одну фиксацию большее число печатных знаков;

– сократить время каждой отдельной фиксации;

– избавиться от регрессий;

– развитие антиципации текста.

1.Упражнение на увеличение поля зрения.

         Под полем зрения понимается участок текста, чётко воспринимаемый глазами при одной фиксации. Так как у детей поле зрения мало, их глаза делают много фиксации. Необходимо расширять поле зрения, чтобы  взгляд фиксировал не 2-3 буквы, а целое слово или несколько слов.

На решение этой задачи направлено упражнение

«Пирамида»            

                                           О         М

                                                         

                                         

                                         *******

                                         

                      А                                        Х                    Н           Л                        

                                   

        Глядя в центр, на точку и не двигая глазами по горизонтам, надо постараться одновременно увидеть  два слога.

       Расположив цветную точку в середине можно применить и такую таблицу. При работе с этими таблицами необходимо  волевое  усилие. Взгляд обязательно фиксируется на точке в центре таблицы.

      Ставится  задача видеть всю таблицу целиком. Учитель называет букву, а ученик должен найти её, не отрывая взгляд от точки.

 

ЛИ

МА

ПА

О

КО

НА

КА

У

МОН

      Ставится  задача видеть всю таблицу целиком. Учитель называет букву, а ученик должен найти её, не отрывая взгляд от точки.

Э

У

Ю

И

Ы

О

Т

*  

С

Р

Е

М

А

Н

Я  

Я

Е

И

Ю

*

Г

А

К

О

     

   

Расширению поля зрения способствует и «Словесная пирамида».

Кол

Укол

Уколол

Уколоть

Ма

Мал

Мама

Марка

Знать

Узнать

Познать

Опознать

2.Нравятся детям упражнения на тренировку восприятия, предложенные Ли Кларком. В ряду слов предлагается найти слово, идентичное тому, которое расположено в начале строки и выделено жирным шрифтом.

вол/мол мул вол волк столб болт вол тол вот

мак/маг мак мат мал смак бак мак лак мак рак гак

ручка/тучка кучка рубка ручка рюмка речка

маска/манка марка каска пасха маска миска

Быстро продвигаясь по строчке, найти два одинаковых слова.

Каркас карась карат каркать карниз карниз карст

Катер кратер катет катет катион катод каток

3. Упражнения, направленные на сокращение времени каждой отдельной фиксации.

1) Быстрое чтение слов в столбцах по вертикали, когда каждое предыдущее слово закрывается карточкой.

2)Назвать предмет, слово, словосочетание, показанное за минимальную единицу времени.

4. Избавление от регрессий.

   Распространённым недостатком в чтении является регрессия. Регрессия – это возвратное движение глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Причины регрессий в следующем:

  1. сила привычки
  2. кажущиеся трудности текста
  3. отсутствие внимания

Для устранения регрессии используется следующая система упражнений.

  1. Чтение пар слов, отличающихся одной буквой: козы-косы, ветер-вечер, взбежал-вбежал, трапы-тропы.
  2. Чтение цепочек слов, близких графическому облику: вслух – глух - слух, вьют – вьюн – вьюга.
  3. Чтение цепочек родственных слов: вода – водный – подводный, лес –лесной- лесник.
  4. Чтение слов, в которых парные по твёрдости – мягкости фонемы выполняют смыслоразделительную функцию: ест – есть, галка – галька, угол – уголь.
  5. Чтение слов, в которых слоги напечатаны разным шрифтом. ПоСкаКАлИ, взлеТЕЛ.

5. Развитие антиципации текста. (смысловой догадки)

   Умение антиципировать способствует облегчению чтения и углублению восприятия и понимания его содержания. Приведённые ниже упражнения являются эффективными для развития речи на всех уровнях.

  1. Чтение с пропущенными окончаниями, буквами, слогами.
  2. Игра «Доскажи словечко»  Ло-ло-ло на лице…(светло), Ул-ул-ул у меня сломался…(стул).
  3. Занимательные модели. *Е* (мел, сел, лес), Е** (еда, ели, ела ), Е*** (енот, езда, ерши), *Е** (леса, село, пела, Лена, села).
  4. Слова + невидимки.  – Я толстый и большой… С (слон). - Я там, где боль. Я – ах! Я – ой!… С (стон). - На мне кузнечики звенят…С (стог).  – Я конечный результат…И (итог).
  5. Чтение текста через слово.
  6. Чтение наоборот. Написанное прочитывается таким образом, что последнее слово читается первым и т.д.
  7.  На доске написаны скороговорка или придуманные детьми четверостишие, загадка.

После предварительного прочтения учитель убирает окончания нескольких слов и просит восстановить текст. Убираются целые слова, восстановить текст предлагается по памяти.

  1. Прочитать предложения, у которых пропущены окончания отдельных слов.

Для этого задания выбираются тексты из известного детям произведения «Репка».

По.. де.. ре.. Вы.. ре.. бо..-пре.. Ста..де.. ре..тя.. Тя..-потя.., вы.. не мо..

  1. Восстановить слова на основе заданных комбинаций согласных.

Написать слова, у которых есть такие согласные:

к-н  кино, океан, конь, окно…

с-л  сила, соль, осел, село…

  1. Дописать пропущенные слова в пословицах, фразеологизмах, предложениях.

Он сам во всем…

Дверь была…

Тише едешь…

Сделал дело…

 

  1. Восстановить диалог.

 – Ты уже читал эту книгу?

 – …

 – Я тебе дам ее прочитать.

 – …

 – Ты что, медленно читаешь?

Дети сами придумывают диалоги  и предлагают одноклассникам их восстановить.

II. Развитие внимания.

Чтение – вид деятельности, в котором значение внимания особенно велико, так как без умения сосредоточиться, организовать внимание, быстрое чтение невозможно. Значит, обучение быстрому чтению должно включать в себя как обязательный элемент развития навыков умственной концентрации сосредоточение.

Поэтому ученикам предлагаются задания, развить такие свойства внимания, усидчивость, распределение, переключение, а также увеличить объем внимания.

  1. Для расширения объема и распределения внимания используются корректурные пробы.

Подчеркнуть в ряду буквы:

м – а / м с а  ы у м а м а у ы с у о н о с а м и у о;

у – ы / м с а у с ы п а м л е ы и у ы а о д т ж и р

  1. Для развития избирательного внимания использую методику Мюнстерберга.

Найти среди буквенного текста слова, подчеркнуть их.

К н о с л и к п р с л о н т д к в о л к м и т п р щ у к а т ь к а р а с ь т п   с о м т д н

Найти общее понятие для слов каждого ряда. Какое из них лишнее?

  1. Найти ошибки в тексте.

Я вчера буду купаться.

Мы завтра были на даче.

  1. Упражнения, предложенные И.Д.Ладановым в книге «Техника быстрого чтения».

Найти пары цифр и букв, отличающихся друг от друга. Сосчитать количество отклонений. Время выполнения упражнения 1,5 мин.

III. Чтение и память.

78 86 32 76 90 73

78 86 32 76 80 73

уд вд ыж зы ха ал

уж в дых щи бв ба

В книге О.А.Кузнецова «Техника быстрого чтения» отмечается, что память – это динамический процесс, поэтому качественные и количественные показатели памяти определяются степенью активности психической деятельности человека.

Известно, что объем оперативной памяти у взрослого человека составляет 7 + 2 единицы хранения. У младшего школьника – на 2 единицы меньше. Этой единицей хранения может быть буква, слог, слово, фраза, идея.

Таким образом, для повышения эффективности чтения нужно сделать содержание этих единиц более емкими, т.е. для повышения эффективности восприятия и запоминания текста при чтении необходимо объединить считываемую информацию в крупные информационно-смысловые блоки (словосочетания, предложения, идеи).

Игровые упражнения, направленные на развитие вербальной памяти.

  1. Игра «Слова».

Записать как можно больше слов, относящихся к темам:

«Школа, книга, город, осень» – на уроке русского языка;

«Лес, животные, приборы и оборудование» – на уроке «Мир вокруг нас».

«Искусство, живопись» – на уроке изобразительного искусства.

  1. Игра «Кто больше запомнит?».

Первый участник называет любое слово. Следующий участник игры повторяет названное слово и произноси свое и т.д.

Перед началом игры можно обговорить тему, по которой учащиеся будут подбирать слова. Например на уроке русского языка – имена существительные женского рода.

  1. Игра «Запоминаем рисуя».

Ведущий готовит список из 20 слов. Последовательно называет слова, после каждого названного слова считает до трех. За это время участники знаком зарисовывают названное слово. В конце игры они должны назвать все слова по порядку, опираясь на свои рисунки.

  1. Игра «Запоминаем слова».

Игра проводится в парах.

Каждый из партнеров берет лист бумаги и пишет на листе 20 слов. Пока дети пишут, они должны запомнить эти слова. Через одну минуту участники обмениваются листочками и проверяют, насколько хорошо каждый из них запомнил записанные слова.

  1. Игра «Посмотри и запомни».

На столе раскладываются карточки с написанными на них словами. Дается время для запоминания этих слов.

Дети отворачиваются, а учитель меняет карточки или убирает несколько из них. Затем просит сказать, что изменилось.

IV. Приемы осмысления текста.

Конечным результатом и целью любого чтения является понимание прочитанного. Для осмысления текста необходимо не только быть внимательным при чтении, но и владеть определенными приемами, к которым относятся осмысление смысловых опорных пунктов, антиципация и реципация.

Первый прием: выделение опорных пунктов предполагает деление текста на части, его смысловую группировку, т.е. выделение в тексте основных идей, значимых слов, фраз, и из них создание логической цепи.

Второй прием: антиципация – предвосхищение или смысловая догадка.

Третий прием: реципация – мысленный возврат к прочитанному под влиянием новых мыслей, возникающих в процессе чтения.

Определение смысловой структуры текста.

Умение определять смысловую структуру текста, связи смысловых частей можно формировать с помощью следующих заданий.

1.Подобрать к каждому заголовку (пункту плана) соответствующую часть текста (определить, где она заканчивается).

2. Работа с деформированным текстом.

  1. Собери рассыпанные тексты.

Зайца, мультфильмов, несколько, Котеночкин, ловит, как, о, кинорежиссере, том, создал, волк.

  1. Собери предложения из частей.

Уже вполне сформировавшиеся кенгурята при малейшей опасности направляются к маминой сумке;

где Балтийское море;

когда защищается;

плывущие по Ледовитому океану;  

гагары хорошо знают;

куда и прячутся;

ядовитая змея кусает человека только тогда

3.Нарисуй структуру текста, изображая каждую часть кругом. Впиши заглавия этих частей.

4.Разбей текст на смысловые части. Выдели главную мысль в каждой смысловой части текста.

Работа над прогнозированием текста.

  1. Допиши словосочетания:

перочинный…

грецкий…

карие…

кромешный…

2.Дополни предложение.

На берегу разложили костер, чтобы…

Для большого строительства этого маловато, но достаточно для…

3.Допиши текст.

4.Восстанови пропущенные строчки в произведении.

Предложенные упражнения позволяют работать над развитием навыков быстрого чтения на любом уроке. Эти упражнения не занимают много времени, а дидактический и раздаточный материал, подготовленный для формирования навыков чтения, можно использовать для решения других учебных задач.

Использованная литература

  1. Кузнецов О.А., Хромов Л.Н. Техника быстрого чтения. М., 1983.
  2. Ли Кларк. Техника быстрого чтения. Минск, 1999.
  3. Ладанов И.Д., Розанова О.А. Практическое пособие с упражнениями «Техника быстрого чтения». М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов

Обобщение опыта работы учителя начальных классов по модулю  Упражнения, способствующие развитию техники чтения....

Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов

Как помочь ученикам преодолеть возникающие трудности при чтении, при этом сохранить интерес к чтению и желание встречаться с книгой как можно чаще? Именно эта проблема – формирование навыков чтения бе...

Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов

Данный материал поможет учителям начальных классов сформировать навык чтения у детей через развитие познавательных процессов....

Формирование навыков чтения на основе развития познавательных процессов

Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но еще труднее воспитать увлеченного читателя. Ведь научиться складывать из бу...

Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов.

Как помочь ученикам преодолеть возникающие трудности при чтении, при этом сохранить интерес к чтению и желание встречать с книгой как можно чаще? Именно эта проблема – формирование навыков чтения без ...

Формирование навыка чтения, как способ развития познавательных УУД

Совершенствование техники чтения – это одна из  главных задач обучения младших школьников. От постановки обучения детей чтению во многом зависит формирование личности ученика, становление его отн...

Формирование навыка чтения на коррекционных занятиях на основе развития познавательных процессов.

Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов у младших школьников....