урок литературы 3 класс Былинный сказ "Илья Муромец и Соловей-разбойник"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Пилишина Галина Владимировна

разработка урока литературы в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_literature.doc750.5 КБ

Предварительный просмотр:

Литература                                      3 класс                          

Тема: «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Былинный сказ

Цель: обобщение знаний о былинном творчестве народа,

           формирование представлений о былинном сказе, особенностях его построения;

           расширение представлений учащихся о русском богатыре Илье Муромце, его подвигах перед землей русской;

           совершенствование навыков чтения;

           учить сравнивать, обобщать, делать выводы;

   развитие связной речи, памяти, творческого воображения учащихся средствами художественной литературы;

   воспитание любви к родине, уважения к ее защитникам; внимательности, любви к поэтическому слову.

Ход урока

  1. Проверка домашнего задания.
  1. Выразительное чтение отрывка из былины.
  1. Выставка рисунков.
  1. Фаза вызова интереса.

- Отгадайте загадку:

 Кто без нот и без свирели

 Лучше всех выводит трели,

 Голосистее, нежней?

 Кто же это? ...

(Соловей)

  1. Что это за птица? Соловей отличается не только красивым оперением, но и прекрасным голосом. Он может выводить замечательные трели.
  2. Кто такие разбойники? Они являются положительными персонажами или отрицательными? Приведите примеры.
  3. А что получится, если соединить два слова: соловей и разбой-

             

- Как вы думаете, почему его так назвали?

«Свободное письмо».

Детям даются 2-3 минуты, чтобы они записали свои предположения.

Выслушиваются ответы нескольких учеников. Можно обменяться тетрадями.

- У вас будет возможность проверить свои предположения во время чтения произведения «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

  1. Подготовка к восприятию.
  1. Что такое былины? О чем рассказывается в былинах? Кого на Руси называли богатырями?
  2. Где исполнялись былины? Кто исполнял былины и как?
  3. С какой былиной мы с вами познакомились на предыдущем уроке? (Отрывок из былины «Илья Муромец и Святогор».)

Вводится понятие «былинный сказ».

     Былинный сказ - это изложение былины в прозе.

Словарная работа: зыбучие, гать, ремни сыромятные, тын, кафтан, дружина.

Целевая установка перед чтением.

  1. Сравните образ Ильи Муромца в былине «Илья Муромец и Святогор» и в былинном сказе «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
  2. Какие характерные черты Ильи Муромца заметили?
  1. Работа над произведением.
  1. Первичное чтение.
  2. Проверка восприятия.

- Что понравилось и запомнилось? Чем былинный сказ отличается от былины?

- Кто главные герои? Кто из них положительный, а кто - отрицательный?

- Какие характерные черты Ильи Муромца заметили?

(Храбрый, сильный, серьезный, мудрый, сдержанный, прямодушный)

  1. Повторное чтение.
  2. Анализ произведения.

- Зачем Илья Муромец отправился за реку?

- Прочитайте слова, которые говорят о волшебной силе коня Ильи Муромца.

(Скачет Илья Муромец во всю конскую прыть. Бурушка - Косматушка с горы на гору перескакивает, реки-озера перепрыгивает, холмы перелетает.)

- Прочитайте слова, которые говорят о богатырской силе Ильи Муромца.

(Соскочил Илья с коня. Он левой рукой Бурушку поддерживает, а правой рукой дубы с корнями рвет, настилает через болото настилы дубовые. Тридцать верст Илья гати настелил - до сих пор по ней люди добрые ездят.)

- Как Илью Муромца встретил Соловей-разбойник?

- Прочитайте абзац, в котором говорится о силе Соловья- разбойника.

(Да как засвищет он по-соловьиному, зарычит по-звериному, зашипит по-змеиному, так вся земля дрогнула, столетние дубы покачнулись, цветы осыпались, трава полегла. Бурушка-Косматушка на колени упал.)

- Объясните смысл выражения: «.. .русые кудри на голове не дрогнули».

- Что удивило Соловья-разбойника?

- На что он использовал свою силу?

- Найдите в тексте гиперболы. Для чего использовали этот прием?

- Найдите архаизмы (устаревшие слова). Употребляем ли мы их сегодня в речи?

Работа в паре.

Подготовка к пересказу. Выделение опорных слов и словосочетаний.

болота

зыбучие

настилы

дубовые

речка

широкая

лес

темный

голос

страшный и т.д.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.
  2. Домашнее задание: прочитать былинный сказ, приготовить пересказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Былина "Илья Муромец и Соловей-разбойник"

Презентация к уроку литературного чтения. на уроке представлены различные виды работ, способствующие активизации деятельности и более прочному усвоению материала....

урок по теме "Илья Муромец и Соловей-разбойник" 3 класс

В данной разработке знакомимся с устным народным творчеством....

Конспект урока и презентация по литературному чтению 3 класс Илья Муромец и Соловей-разбойник

Конспект урока и презентация по литературному чтению 3 класс Илья Муромец и Соловей-разбойник...

Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»....

Презентация_русские былины "Илья Муромец и соловей разбойник"

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». В ней есть несколько основных эпизодов: освобождение Ильей Чернигова от осадившей его вражеской силы. Встреча с Соловьем-разбойником, закрывшим д...

«Илья Муромец и Соловей-разбойник». Былинный сказ

Планируемые результатыПредметные обобщение знаний о былинном творчестве народа,   Метапредметные Познавательные: форми­рование представлений о былинном сказе, особенностях его постр...