Литературная игра по сказочной повести Джанни Родари «Приключения Чиполлино»
методическая разработка по чтению (2 класс) на тему

Богомолова Елена Вячеславовна

 

Цели:

Вызвать интерес к содержанию произведения и творчеству писателя, желание прочитать другие произведения автора.

Воспитывать чувство дружбы, умение приходить на помощь, желание делать добро и противостоять злу.

Развивать внимание к авторскому слову в художественном тексте.

Способствовать прочному усвоению содержания повести сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_igra_po_skazochnoy_povesti_dzhanni_rodari.docx125.07 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная игра по сказочной повести  Джанни Родари «Приключения Чиполлино»

Цели:

Вызвать интерес к содержанию произведения и творчеству писателя, желание прочитать другие произведения автора.

Воспитывать чувство дружбы, умение приходить на помощь, желание делать добро и противостоять злу.

Развивать внимание к авторскому слову в художественном тексте.

Способствовать прочному усвоению содержания повести сказки.

Оборудование : фотографии писателей, «волшебная » шкатулка, музыкальное оформление, книга писателя, карточки с о словами для пословиц.

Ход  игры:

1. Многим долго неизвестный,

Стал он каждому дружком.

Всем по сказке интересной

Мальчик-луковка знаком.

Очень просто и недлинно

Он зовется… (Чиполлино)

Учитель:

-А знаете ли вы кто придумал этого замечательного мальчика-луковку?

Джанни Родари  родился в Италии, в семье булочника. Как и все ребята, в детстве он мечтал о многом: ему хотелось быть скрипачом, и он несколько лет учился играть на скрипке; ему хотелось быть художником, хотя в школе по рисованию у него были плохие отметки; мечтал делать игрушки, так как считал, что игрушки так же важны, как книги .Но никогда не мечтал стать поэтом-писателем. Однако, сам того не подозревая, он долго готовился к своей писательской деятельности: Джанни Родари работал журналистом, писал статьи для газет и журналов; был школьным учителем, причём очень хорошим учителем.  Джанни Родари очень любил рассказывать ребятам разные смешные истории. Ему очень нравилось, когда смеются дети, когда все дети счастливы. Когда шла война, он сражался с фашистами. После войны стал всемирно известным писателем. Причём  Джанни Родари  прославился в нашей стране раньше, чем у себя на родине, благодаря вот этому человеку…

– портрет С.Я. Маршака.

– Как вы думаете почему? (ответы детей)

– Да, благодаря прекрасным переводам С.Я. Маршака, Джанни Родари и прославился в нашей стране. Русских детей с итальянским писателем познакомил С.Я. Маршак. С.Я. Маршак и Джанни Родари в своей работе во многом были единомышленниками, они очень любили детей. Джанни Родари был в нашей стране во многих городах: в Москве, Ялте, Симферополе, Севастополе, Краснодаре, Нальчике, в детском лагере «Артек», Санкт-Петербурге, Риге. И везде он встречался с великолепными читателями.Джанни Родари говорил: «…везде: в библиотеках, школах, Дворцах, домах культуры видел великолепных читателей».

2. Представление команд.

Сегодня игра посвящена  произведению Джанни Родари «Приключения Чиполлино». В игре примут участие три команды.

3.Конкурс «Кто я?»

1. Попрощавшись со всеми, кто завязал свои вещи в узелок и, нацепив его на палку, пустился в путь. (Чиполлино).

2. Можно подумать, что он вытаскивает кирпичи из собственного брюха. Каждый раз, когда у него прибавляется кирпич, сам он худеет на килограмм. (Тыква).

3. Когда он был еще молод, он спал с вечера до утра, чтобы успеть переварить все, что съел за день. Но потом он сказал себе: «Спать – это только время терять: ведь когда я сплю, я не могу есть». (Барон Апельсин).

4. Он преспокойно сидел у себя на балконе, усы у него были натянуты вместо веревок, и на них сушилось белье. (Лук Порей).

5. Непомерная жадность обоих родственников беспокоила их, и они срывали гнев на своем племяннике, у которого не было ни отца, ни матери. (Графини Вишни).

6. Он жил под большим каштаном, его называли доктором бедняков, потому что он прописывал больным очень мало лекарств и платил за них из собственного кармана. (Доктор Каштан).

7. Когда синьор пришел в себя, кругом царил непроглядный мрак. Он решил, что его уже повесили. «Я умер, - подумал он, - и, конечно, нахожусь в аду. Но почему здесь так мало огня?» (Горошек).

8. Он никогда не пускается в путь, не захватив с собой дюжины подзорных труб и биноклей, сотни компасов и десятка фотоаппаратов. (Синьор Моркоу).

9. В полночь его разбудил звонок.

- Кто там?

- Воры!

- Иду, иду! Подождите, пожалуйста, я только халат накину.

(Черника).

4. Конкурс «Волшебная шкатулка

Волшебство продолжается, смотрите, ребята, какая красивая шкатулка. Наверное, она волшебная. В ней лежит какой-то предмет. Как открыть шкатулку? Не открывается. Ребята, на шкатулке что-то написано. Кто поможет и прочитает? (Ученик читает).

Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Дети отгадывают).

Лук. А вы знаете, как звучит слово “луковица” по-итальянски? (“Чиполлино”).

Но в коробочке ещё что- то лежит… Отгадайте!

1. Здесь находится то, чем предложил принц Лимон опрыскать бедняков. (Духи).

2. Здесь находятся двое родственников, один был двоюродным братом покойного мужа синьоры графини Старшей. А другой приходился двоюродным братом графини Младшей. (Апельсин, мандарин).

3. «Ты много думаешь, - кричала графиня Вишня. – Перестань думать, меньше будет расходов на них. На что? (На лекарства).

5. Конкурс капитанов

1. Как звали отца Чиполлино? (Чиполлоне).

2. Сколько братьев у Чиполлино? (7).

3. Кто правил страной, где проживали герои нашего произведения? (Принц Лимон).

4. Как был одет принц Лимон?

(Во все желтое, а на желтой шапочке у него побрякивал золотой колокольчик).

5. Какие колокольчики были у придворных? (Серебряные).

6. А у солдат? (Бронзовые)

7. О чем мечтал кум Тыква? (дом)

8. Чем угощал кум Тыква мальчишек? (леденцы)

9.За что посадили в тюрьму Чиполлоне?наступил на ногу Лимону)

6. Музыкальная пауза.

7. Конкурс «Крылатые выражения»

Собери пословицу. Подумай кому принадлежат эти слова?

1.ВЕЛИКИ. СТРАХА ,У , ГЛАЗА  (У страха глаза велики. ) Мыши испугались мяуканья Виноградинки.

2.ДОВОЛЕН , ВОЛЕН, ТОТ, И, КТО ( Кто волен . тот и доволен.) Земляничка в ответ Помидору.

3.СМЕЁТСЯ, КТО, ПОСЛЕДНИЙ. ТОТ, СМЕЁТСЯ (Смеётся тот, кто смеётся последний.) Помидор Виноградинке.

Учитель: - Какие еще пословицы встречаются в книге и кто их произносит?

"На сердце кошки скребли" - у Чиполлино, когда он понял, что в данный момент он не сможет помочь друзьям.

- "У вас, как видно, язык без костей. Довольно болтовни! Покажите-ка мне лучше, в какую сторону рыть", - сказал Крот Чиполлино.

- "Товарищи по несчастью", - так говорили о себе Чиполлино и Медведь, вспоминая о родителях.

- "Спаси меня, Боже, от друзей, а от врагов я уж как-нибудь и сам избавлюсь!" - сказал принц Лимон, когда барон Апельсин раздавил его генералов.

- "Остался в дураках" - синьор Помидор, когда он первый раз в жизни пролил слезы и домик от него спрятали.

- "Словно о стенку горох" - когда Горошка арестовали и его просьбы никто не слушал.

- "Учись уму-разуму. Жизнь научит", - говорил сыну Чиполлоне.

- "Здесь и у стен есть уши", - говорила кума Тыквочка своим товарищам в камере и была права.

"Наврать с три короба", - было сказано, когда господа ходили следом друг за другом и не признались, где они были.

- "На нет и суда нет", - думал дровосек, когда говорил неправду принцу Лимону и полицейским.

- "Поживем - увидим", - говорил Горошек Чиполлино.

- "Час от часу не легче", - сказал Помидор, когда подумал, что Мандарин в плену.

- Почему барон Апельсин считал, что "спать - только время терять"?

8.Конкурс «Ты – мне, я - тебе»

 ( Дети готовят инсценированный отрывок и предлагают вопрос другой команде)

1.

. Инсценированный отрывок. Диалог Тыквы и Виноградинки.

- Будь так добр, посчитай мои кирпичи.

Мастер Виноградинка, захватив с собой шило из мастерской, посмотрел на груду кирпичей и начал:

- Шестью семь – сорок два… Девять долой… Словом, всего у тебя теперь сто восемнадцать штук.

- Хватит на дом?

- По-моему, нет.

- Как же быть?

- Не знаю, право, что тебе сказать… Построй курятник.

- Да у меня ни одной курицы нет!

- Ну так посели в курятнике кошку. Знаешь, кошка – зверь полезный. Она мышей ловит.

- Это-то верно, но ведь кошки у меня тоже нет, правду сказать, и мыши еще не завелись. Не с чего и негде…

- Чего же ты от меня хочешь? – засопел мастер Виноградинка, ожесточенно почесывая затылок шилом.

- Сто восемнадцать – это сто восемнадцать, ни больше, ни меньше. Так ведь?

- Тебе виднее – ты арифметике учился.

«Я сложу из кирпичей совсем-совсем маленький домик, - думал Тыква, работая. – Мне ведь дворца не нужно, я и сам невелик. А если кирпичей не хватит, пущу в ход…

Вопрос: Что хотел пустить в ход кум Тыква? (Бумагу).

2.

- Хорошо, что его вовремя схватили, - говорили досужие болтуны. – Вы только подумайте, он хотел заколоть его высочество кинжалом.

- Ничего подобного: у злодея пулемет в кармане!

- Пулемет? В кармане?

- Быть этого не может.

- А разве вы не слышали стрельбы?

Вопрос: О ком идет речь и что же произошло на самом деле?

(О Чиполлоне, который наступил на ногу принцу Лимону).

3. . Инсценированный отрывок. Диалог Мастино и Чиполлино.

- Ах, - сказал он, поглаживая себя по животу, - какая чудесная, свежая вода!

У Мастино потекли слюнки, так что ему на минуту стало даже легче.

- Синьор Чиполлино, - сказал он, - а эта вода чистая?

- Еще бы! Она прозрачнее слезы!

- А в ней нет микробов?

- Помилуйте! Эту воду очистили и процедили два знаменитых профессора. Микробы они оставили себе, а воду дали мне за то, что я починил им туфли.

И Чиполлино снова поднес бутылку ко рту, притворяясь, будто пьет.

- Синьор Чиполлино, - спросил удивиленный Мастино, - как это у вас получается, что бутылка все время остается полной?

- Дело в том, - ответил Чиполлино, - что эта бутылка – подарок моего покойного дедушки. Она волшебная и никогда не бывает пустой.

- А вы мне позволите отхлебнуть немного – хотя бы глоточек? Один глоточек?

- Глоточек? Да пейте сколько хотите! – сказал Чиполлино. – Я же сказал вам, что моя бутылка никогда не пустеет!

Вопрос: Что снилось псу Мастино? (Что он купается в горном озере)

9.Подведение итогов. Награждение.

Учитель:

Игру я хочу закончить словами Чиполлино "На этом свете вполне можно жить в мире, для всех на Земле хватит места:" живите, ребята дружно! Не ссорьтесь друг с другом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок: литературного чтения. Учебник под редакцией В.Ю. Свиридовой, Н.А. Чураковой Класс: 1 «А» Тема урока: Джанни Родари "Приключение Чиполлино"Система РО Л.В.Занкова

Работа над сказкой развивает интерес к чтению через знакомство со сказкой,  вызывает  у детей положительные эмоции, воображение, фантазию, формируеть навык грамотного, внимательного чтения,...

Конспект урока литературного чтения по сказке Дж. Родари "Приключения чиполлино"

Этот конспект урока  я приготовила для того чтобы учащиеся  узнали об авторе и прочитали его произведение,...

Урок литературного чтения 2 класс Дж.Родари "Приключения Чиполлино" (2 урок.)

Урок литературного чтения во 2 классе образовательной системы "Школа 2100", авторы учебника Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева.На втором уроке проводится работа по составлению  характеристики главного геро...

Методическая разработка урока-игры по повести-сказке Джанни Родари «Приключение Чиполлино»

Игровые моменты на уроке литературного чтения вызывают интерес к литературе, делают умственную работу более продуктивной. У младших школьников велика потребность в игре, она необходима им для развития...

Тест по сказочной повести Джанни Родари "Приключения Чиполлино"

Тест по содержанию сказочной повести  Джанни Родари "Приключения Чиполлино"...

Урок- игра по повести –сказке Д.Родари «Приключение Чиполлино»

Хотите отправиться в приключение с Чиполлино? Тогда этот урок-игра по повести-сказки Д.Родари для Вас!...