Творчество Виталия Бианки
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Урок обучения грамоте (1 класс)

    Тема.  "В.В.Бинки, его произведения"

     Цели. Познакомить с произведениями В.В.Бианки: учить читать, следуя за звуковым ориентиром, развивать речь, воображение; воспитывать интерес к чтению, познавательный интерес к природе, воспитывать такие черты характера как доброта, нежность, учить видеть удивительное рядом.

     Учебные материалы. Учебник "Русская азбука" (В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин и др.), книги В.В.Бианки, портрет писателя; аудиозапись "Утро в лесу", музыкальный центр; маски для инсценирования; презинтация с изображением животных из рассказов, интерактивная доска.

Ход урока

   I. Организационный момент

  II. Сообщение темы и цели урока

  Учитель. Отгадайте загадки и заполните сетку кроссворда.

   По вертикали:

  1. По веткам скачет, а не птица

   Рыжая, да не лисица.

   2. Хвост пушистый, мех золотистый,

   В лесу живёт, в деревне кур крадёт.

   3. Всю ночь летает -

   Мышей добывает - 

   А станет светло

   Спать уложится в дупло.

    4. Окраской - сероватая

    Повадкой - вороватая.

    Крикунья хрипловатая.

    Кто она?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon s.trofimovich._bianki_i_ego_proizvedeniya.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Светлана ТРОФИМОВИЧ,

учитель начальной школы

с. Верхнеильиновка,

Завитинский р-н, Амурская обл.

Творчество Виталия Бианки

Урок обучения грамоте (1 класс)

Тема. «В.В. Бианки, его произведения».

Цели. Познакомить с произведениями В.В. Бианки; учить читать, следуя за звуковым ориентиром, развивать речь, воображение; воспитывать интерес к чтению, познавательный интерес к природе, воспитывать такие черты характера как доброта, нежность, учить видеть удивительное рядом.

Учебные материалы. Учебник «Русская азбука» (В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин и др.), книги В.В. Бианки, портрет писателя; аудиозапись «Утро в лесу»; музыкальный центр; маски для инсценирования; презентация с изображениями животных из рассказов, интерактивная доска.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и цели урока

Учитель. Отгадайте загадки и заполните сетку кроссворда.

По вертикали:

1. По веткам скачет, а не птица,

Рыжая, да не лисица.

2. Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живет, в деревне кур крадет.

3. Всю ночь летает –

Мышей добывает –

А станет светло

Спать уляжется в дупло.

4. Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая.

Кто она?

5. Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный?

6. Сами крошки,

Боятся кошки.

Под полом живут,

Туда все несут.

Д. Получается слово Бианки.

У. О ком были все загадки?

Дети. О животных.

У. Сегодня мы продолжим чтение рассказов и сказок, героями которых являются животные. Познакомимся с новым писателем, поразмышляем над тем, чему учат его произведения, узнаем новое и интересное о жизни животных. Найдите в кроссворде выделенную строчку и узнайте фамилию писателя.

На доске портрет и поддпись:

Виталий Валентинович Бианки (1894–1959)

III. Вступительная беседа

У. Рассмотрите обложки книг. Как вы думаете, о ком писал В.В. Бианки?

Д. О животных.

У. Правильно. Давайте прочитаем текст о писателе.

Ученик читает, учитель дополняет: «Он с детства любил лес. Отец (орнитолог) научил видеть каждую травку, птицу, зверюшку... и конечно любить их. Любить все живое, беречь, узнавать хотел научить вас Бианки, писал для вас свои книги».

IV. Работа над произведением

У. Послушайте фрагмент аудиозаписи «Утро в лесу».

Дети слушают.

– Голоса каких птиц вы услышали?

Дети отвечают.

– Рассмотрите книгу В.В. Бианки «Кто чем поет?». Как вы думаете, о чем она?

Давайте прочитаем произведение и проверим ваши предложения.

Дети читают текст.

– Угадали вы, о чем будет рассказывать писатель?

Д. Да.

У. Как вы понимаете слово «безголосые»?

Д. Безголосые – без голоса, не умеют петь.

У. Давайте проверим, как вы запомнили текст.

Ученики на листочках ставят плюс, если дают положительный ответ, минус – если отрицательный.

1. Лягушки надули пузыри за ушами?

2. Аист забыл про свой завтрак?

3. Выпь в камышах стояла на двух ногах?

4. Выпь заревела словно бык?

5. Дятел стучал по пню?

6. Жук-усач пищал?

7. Шмель полетел петь на озеро?

8. Шмелиная песня разбудила саранчу?

9. Был ли на лугу целый оркестр саранчи?

10. Бекас пел хвостом?

Проверка тестирования.

1. +        3. –        5. –        7. –        9. +

2. +        4. +        6. +        8. +        10. +

У. Опишите клюв аиста. Найдите нужные слова в тексте.

Д. «Длинный клюв застучал, затрещал одной его половинкой о другую – то тише, то громче, то реже, то чаще.»

У. Как издавал звук жук-усач?

Д. «Закрутил, закрутил головой. Жесткая шея заскрипела, тоненький-тоненький писк послышался. Пищит, а никто его не слышит.»

У. Как поет бекас?

Д. «Хвост раскрыл веером, выпрямил крылышки, перевернулся носом к земле и понес вниз.»

V. Физкультминутка

VI. Инсценирование сказки

У. Угадайте, кто это:

Всю ночь летает,

Мышей собирает?

Д. Сова.

У. Сказка, которую вы сейчас увидите, так и называется – «Сова». Давайте посмотрим и послушаем, будем зрителями.

Ученики дома готовились к показу сказки, готовили оформление: маски, дупло совы, стол и др. При инсценировании слова автора читает учитель.

У. Как вы думаете, простила Сова Старика?

Дети отвечают.

– Почему, когда Старик прогнал Сову, остался без молока?

Учитель вместе с учащимися выстраивает и объясняет цепь питания: сова мыши – шмели – клевер – корова – человек.

VII. Чтение рассказов из Азбуки

Хорошо читающие дети читают самостоятельно рассказ «Первая охота». Учитель работает с остальными учениками.

У. Он в берлоге спит зимою

Под большущею сосною,

А когда придет весна,

Просыпается от сна.

О ком мы будем читать?

Д. О медведе.

Чтение рассказа «Приспособился» за звуковым ориентиром.

У. Как устроил медведь место для берлоги в первый раз? Почему пришлось покинуть уютную квартиру? Где устроился медведь во второй раз? Где же медведю удалось спокойно провести остаток зимы? Как вы понимаете выражения: «едва успел убежать», «никому и в голову не пришло»?

Дети отвечают на вопросы учителя.

Хорошо читающие дети по цепочке прочитывают рассказ «Первая охота».

– Удалось ли щенку поймать ящерку? Почему? А вы видели ящерицу? Расскажите, чем она запомнилась вам.

Дети отвечают.

VIII. Итог урока

У. Какой рассказ или сказка вам понравился? Почему? О ком писал В.В. Бианки? Я хотела бы закончить урок так: книжки о птичках, цветах и деревьях – это, в конечном счете, все равно о нас самих.

Приложение к рассказу «Кто чем поет»

Выпь – боязливая и очень осторожная птица. Она ведет строго одиночный образ жизни (за исключением периода размножения) и избегает общества себе подобных и других птиц.

Внешность, вся ее фигура и особенно замечательная защитная окраска говорят о том, что ее природной обстановкой должны являться именно камыши.

Питается выпь рыбой, причем сравнительно крупной (до 25 см), лягушками, головастиками, пиявками, водными насекомыми и их личинками, гусеницами, а при случае даже птенцами болотных птиц.

Притаившись в камышах, выпь целый день сидит смирно, никогда добровольно не покидает занятого места. Днем она летит плохо, с трудом, неровным полетом и спешит поскорее упасть в камыши. Однако с наступлением темноты выпь неузнаваемо меняется: делается бодрой, подвижной, очень охотно летает взад-вперед над болотом с особым, хриплым криком.

Народ обычно зовет эту птицу «бугаем» или «водяным быком». Этим названием она обязана своеобразному, слышному на километры звуку, который самец выпи издает весной во время гнездования. Звук этот походит на тот звук, который получается, если «ухать» низким голосом в большую пустую бочку.

Бекас – ночная или, вернее, сумеречная птица, наиболее деятельная в первые часы после захода и перед его восходом.

Для жизни бекаса нужна сырая, мягкая почва, в которой он мог бы без труда добывать корм, засовывая в нее свой длинный тонкий клюв, и возможность спрятать гнездо, а затем и птенцов, да и скрываться самому во время сна и отдыха.

Кормится бекас своеобразно. У него перед вершиной клюва есть мягкий участок, в котором расположены окончания нервов и осязательные тельца. Засовывая клюв в мягкую, болотную почву, бекас нащупывает им свою добычу, состоящую из червей, насекомых и их личинок, мелких моллюсков и частично из тоненьких корешков растений.

Токование бекаса говорит о начале брачного периода. Сидевший где-тоневидимо в траве бекас вдруг срывается с места и, издавая свой характерный крик «так-так-так-так», несется вверх; затем винтом кверху и забирается так высоко, что даже в полдень его не увидишь невооруженным глазом. На такой высоте бекас начинает описывать круги, расширив крылья, бросается вниз, описывая дугу волнами. В это время и раздается тот характерный, похожий на блеяние ягненка звук.

Происхождение этого странного звука теперь уже выяснено: бекас издает его не голосом; звук этот получается в результате колебания узких крайних рулевых перьев, когда птица с силой рассекает воздух, распустив хвост. О силе звука можно судить по тому, что его совершенно ясно слышно на расстоянии почти километра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по рассказам Виталия Бианки

Тест для уроков внеклассного чтения по рассказам В. Бианки "Плавунчик", "Красная горка", "Аришка-трусишка", "Первая охота"...

Тест по рассказам Виталия Бианки

Тест для уроков внеклассного чтения по рассказам В. Бианки "Плавунчик", "Красная горка", "Аришка-трусишка", "Первая охота"...

Жизнь и творчество Виталия Бианки

Презентация на тему: "Жизнь и творчество Виталия Бианки"...

Жизнь и творчество Виталия Бианки

Презентация к уроку литературного чтения 1-2 класс...

Виталий Бианки. Жизнь и творчество.

Презентация знакомит  с биографией и творчеством Виталия Бианки. Возможно использовать во внеклассном чтении....

Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе "Творчество Виталия Бианки"

Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе "Творчество Виталия Бианки"...

По страницам жизни и творчества Виталия Бианки

Данный материал подходит к урокам чтения. По нему можно познакомить детей с биографией замечательного писателя....