Развитие читательских компетенций учащихся начальной школы
статья по чтению (3 класс) по теме

Филатова Светлана Викторовна

Материал отражает опыт работы по формированию читательских компетенций учащихся третьего класса (образовательная система "Начальная школа XXI века").

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_chitatelskoi_kompetencii.docx62.37 КБ

Предварительный просмотр:

«развитие читательской компетентности учащихся на уроках литературного чтения»


(справка к совещанию при завуче)



учитель: Филатова С.В.


Ведущая цель обучения чтению в современной школе – формирование активного читателя, не только владеющего прочными навыками чтения, но и подготовленного к самостоятельному использованию книги в дальнейшем обучении и самообразовании.

Читательская компетентность определяется «владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания». Такое обучение тесно связано с реализацией деятельностного подхода в обучении, с решением задачи саморазвития, превращения ученика из объекта в субъект деятельности.

Программа Л.А. Ефросининой «Литературное чтение» для четырёхлетней начальной школы, по которой я работаю со своими учащимися третий год, ставит своей целью формирование основ литературного образования учащихся младших классов. Это не только обучение правильному, сознательному, выразительному чтению, но и формирование умения работать с книгой. Обучение осуществляется посредством системы упражнений с книгой, специально направленной на выработку читательских умений.

Литературным материалом для работы учащихся являются учебник и рабочая тетрадь. Для чтения используются разножанровые произведения, разные по объёму; и художественные, и научно-познавательные. Это позволяет учитывать возрастные особенности, развивать интерес и к фольклору, и к классической литературе; осуществлять учёт разного уровня читательских умений и разный навык чтения. В учебнике выделен ряд рубрик:

  1. “Послушай” – произведения для слушания.
  2. “Обрати внимание”- цель этой рубрики кратко, в доступной форме раскрыть литературоведческие понятия.
  3. “Подсказка” – здесь объясняются непонятные слова, выражения, т.е. проводится словарная работа. Даются советы по выразительности чтения, предлагаются библиографические сведения об авторе или информация о его произведении.
  4. “Вспомни” – помогает вспомнить то, что учащиеся изучали раньше.
  5. “Книжная полка”– предлагает рекомендательный список книг. Из этого списка дети выбирают книги для самостоятельного чтения по изучаемому разделу. В рубрике даются задания-ориентиры, направляющие читательскую деятельность.
  6. “Проверь себя” – включает контрольно-проверочные задания: творческого и обобщающего характера.

Рабочие тетради по литературному чтению учат работать самостоятельно. Задания в рабочей тетради позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся (например, есть задания под звёздочкой - для хорошо читающих учеников). Они  подобраны таким образом, что учащимся легко осознать произведение, понять художественное слово. Виды работ разнообразные - выписать, выбрать, сравнить, объяснить, нарисовать, отгадать.

Все это позволяет заинтересовать учеников книгой и помочь им познакомиться с миром книг, научить слушать, читать и ориентироваться в них.

В пособиях дано большое количество разнообразных текстов и заданий к ним.  Благодаря этому на уроках литературного чтения постоянно  применяю различные формы работы: индивидуальную, фронтальную и групповую, а также осуществляю дифференцированное обучение.

В работе над литературными произведениями использую разнообразные методические средства и приёмы обучения:

  1. Формы чтения: чтение «цепочкой» (учащиеся, сменяя друг друга, читают текст по смысловым частям вслух), комбинированное чтение (одну из частей текста читает учитель, остальные части – ученики), самостоятельное чтение молча.
  2. Составление плана: картинного или логического в виде установления «смысловых вех» или развёрнутой модели.
  3. Пересказы прочитанного текста: подробные, сжатые,  выборочные, художественные.
  4. Творческие приёмы чтения: чтение в лицах, по ролям, выделение диалогов, реплик.

Выбор ведущего способа и конкретных приёмов работы над произведением определяется спецификой его содержания, жанровыми особенностями и целевой установкой урока.

В 3-ем  классе учащиеся получают первое представление о «родах» литературы, связи художественной литературы и истории, влиянии фольклора на творчество писателей, о понятии «авторская позиция писателя».

Как происходит работа с произведением? Основной формой изучения литературного произведения является чтение. Можно выделить первичное чтение произведения и аналитическое чтение. Аналитическое чтение в начальной школе опирается на сюжет произведения. Читая, учащиеся комментируют текст, интерпретируя события, рассуждают, высказывают свои соображения, доказывают, аргументируют свои ответы, подтверждая их словами их произведения (приём вычитывания). Постоянно уделяю внимание формированию умения сравнивать, сопоставлять наблюдаемые литературные явления. Сравниваем сюжеты, героев, жанры, выразительные средства и.т.д. Например, изучая басни, сравнивали прозаические басни Эзопа и стихотворные  И.А.Крылова, находили сходства и различия не только в сюжете, но и в форме выражения авторской мысли и языке. В процессе анализа произведений использую приём моделирования, который помогает включить в активную работу каждого ученика на уроках литературного чтения.

Жанры:

Темы произведений:

рассказ

о родине – красный цвет

сказка

о людях (детях) – жёлтый цвет

стихотворение

о природе – зелёный цвет

загадка

о животных – коричневый цвет

басня

о волшебстве – синий цвет

Моделирование может использоваться для понимания сюжета произведения, пересказывания, самоконтроля, сравнивания различных  произведений, характеристики героев. Оно выступает как средство, позволяющее сформировать конкретные практические действия - умения работать с книгой.

 

При анализе произведения начинаем использовать приём «сюжетный треугольник». Сюжетно-композиционный треугольник помогает детям понять последовательность и связь событий в произведении: когда они происходили (время действия), какое событие случилось первым, с чего началось действие (завязка), как развивались события (и достигли кульминации), как продолжались (изменялись) события после кульминации, к чему это привело, и чем всё это закончилось (развязка).

                                                            СЮЖЕТ

                                                 кульминация событий

                развитие событий                                         продолжение событий

вступление                                                                                                          заключение

                              завязка                                                     развязка

Научить ребят думать над прочитанным, понимать произведение помогает приём "толстых” и "тонких” вопросов. "Умный вопрос — это уже добрая половина дела”, — писал Ф. Бекон. Таблица "толстых” и "тонких” вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова — это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления — способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении — демонстрация понимания пройденного.

"Тонкие” вопросы

"Толстые” вопросы

Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана.

Кто?

Что?

Когда?

Как звать ...?

Было ли ...? 

Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

Объясните, почему...?

Почему, вы думаете ...?

Почему вы считаете ...?

В чём различие ...?

Предположите, что будет, если ...?

Что, если ...?

Может ...?

Будет ...?

Мог ли ...?

Согласны ли вы ...?

Верно ли ...?

 

На уроках литературного чтения учу ребят пользоваться информационно - коммуникационными технологиями: работать с учебником и справочной литературой, вести диалог с писателем и автором учебников, пользоваться электронными источниками информации.

На стадии разработки находится электронный дневник читателя в информационном образовательном пространстве, в котором учащиеся будут оставлять отзывы о прочитанных книгах, делиться впечатлениями, обмениваться мнениями.  

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»;

Урок - мастерская по теме: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся начальной школы с применением технологии творческих мастерских»...

Читательская компетенция учащихся начальных классов.

Современное общество ставит перед образовательными учреждениями задачу подготовки человека думающего, выпускника, способного активно участвовать в созидательной жизнедеятельности, проявлять инициативу...

«Формирование читательской компетенции в начальной школе».

laquo;Читательская компетенция – это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, представленную в знаково-буквенной форме, и успеш...

Тема самообразования "Формирование читательской компетенции в начальной школе как способ активизации познавательной деятельности младших школьников"

обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование, позволяющее найти подходы и методы формирования творческих способностей у учащихся в связи с требованиями ФГОС, при которых они приобре...

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся, с применением современных технологий.

Базовым навыком функциональной грамотности младших школьников считается читательская грамотность – это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их д...

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся.

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся....

Развитие читательской грамотности в начальной школе, как одного из компонентов функциональной грамотности учащихся.

Читательская грамотность — это уровень владения навыками чтения и понимания текста. Она включает в себя способность правильно произносить слова, понимать и интерпретировать прочитанное, а т...