Теоретические основы и и методические требования и формирование навыков правильного и выразительного чтения.
статья по чтению по теме

Сапожникова Наталья Вячеславовна

Подготовка учителя к выразительному чтению произведения начинается со знакомства с произведением (важно полюбить его). Чтение, анализ, воссоздающее воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoreticheskie_osnovy.docx26.38 КБ

Предварительный просмотр:

Теоретические основы


и методические  требования


 и формирование навыков правильного и выразительного чтения.


Подготовка к выразительному чтению художественного произведения.

Подготовка текста:

  1. Анализ произведения: осмысление текста, переживание того, о чем в нем говорится.
  2. Определение задачи чтения.
  3. Разметка текста: деление на части, уяснение главной мысли и определение задачи чтения каждой из них, обозначение логических ударений, пауз, темпа, силы, высоты голоса, проверка слов по словарю, произношение которых вызывает сомнение.
  4. Тренировочное чтение –  чтение вслух, чтение мастеров художественного слова

Произведения для младшего школьного возраста больше сюжетны.

Сюжет – содержание, события, взаимоотношения героев, обстановка действий.

                                                     Элементы сюжета:

                                                               экспозиция

                                                               завязка

                                                               кульминация

                                                               развязка

                                                               концовка (эпилог)

Цель  экспозиции – привлечь внимание слушателя. Спокойные повествовательные интонации. (Многие произведения не имеют ее, а начинаются с завязки).

Завязку   читать весомо, значительно, чтобы слушатели  поняли, что вслед  за этими строками начнется  собственно повествование.

Кульминация  – момент наивысшего  напряжения, после которого наступает перелом в действии. Выделение  кульминации при чтении (медленным темпом, большей силой голоса) увеличит напряжение слушателей  аудитории.

Развязка – положение, которое создается в результате развития действия.  Развязкой чаще бывает заключительная сцена произведения. Она снимает напряжение. Поэтому читать следует так (медленно, с интонацией конца), чтобы дети почувствовали конец, завершение.

Иногда в произведении бывает и эпилог  (концовка), который как и развязка, «разряжает» внимание слушателя, возвращая его  к действительности.

План анализа произведения для подготовки его к выразительному чтению:

  1. определить жанр, тему, идею произведения;
  2. решить, что хочется сказать слушателям, исполняя произведение;
  3. дать характеристику персонажей и их отношений;
  4. определить сюжет;
  5. выделить элементы композиции:

а) экспозиция,

б) завязка,

в) кульминация,

г) развязка,

д) концовка;

       4)  разбить текст на части по смыслу, озаглавить;

       5)  определить  отношение автора к событиям;

       6) обратить внимание на особенности языка.

     Портрет героя

                                План:

  1. Внешний вид.
  2. Где жил герой.
  3. Его привычки, любимые занятия.
  4. Отношение автора к герою.
  5. Что тебе самому больше всего нравится в этом герое?

Обучение младших школьников  выразительному чтению проходит в три этапа:

I этап – подготовка к восприятию

II этап – организация первичного восприятия произведения (первичный синтез)

III  этап  -  анализ литературного произведения

               - стилистический анализ

               - проблемный анализ

               - анализ развития действия

               - анализ художественных образов

Успешность работы над выразительным чтением

зависит от умения учителя совмещать виды работ аналитического и синтетического характера.

Виды работ синтетического характера

Словесное рисование

Составление диафильма

Диафильм – серия словесных или графических рисунков, с последовательностью событий, снабженных титрами.

Экранизация

Драматизация

Некоторые виды пересказа

Пересказ – подробный, краткий, творческий, выборочный (частичный).

Творческий пересказ – трансформация текста с целью его переосмысливания:

                             а) с изменением последовательности

                             б) с дополнением содержания текста.

Музыкальное иллюстрирование и др.

Как подготовиться к выразительному чтению:

  1. Перечитать текст. Определить содержание, мысли, чувства, настроение героев, автора.
  2. Определить свое отношение к героям.
  3. Мысленно представить их.
  4. Решить, что будешь сообщать читателям (задача).
  5. В соответствии с задачей выбрать интонационные средства – тон, темп, паузы, логическое ударение.
  6. Повторное чтение.
  7. Выразительное чтение.

Основные положения системы К.С.Станиславского, определяющего работу над  выразительным чтением.  

В основе выразительного чтения лежит работа над актерским мастерством. Существенное звено

этого  учения – метод физического действия ( думать не о самом чувстве, а о тех условиях,

которые вызвали переживание).На искренности чувствования Станиславский строит свою систему

как искусство переживания.

Работа над выразительностью чтения основывается на принципе искренности переживаний.

Этому способствуют упражнения:

  1. «Откройте скорее…»

                «Расскажи мне…»

               «Прочти это письмо.»

               «Едем завтра или нет»

          Чем ярче представление, тем выразительнее речь.

  1. По аналогии составить упражнения для детей.

  1. Как добиться речевой действительности, читая  «чужое» ( созданное кем-то). Как это

сделать?   Не заучивать  интонации, а заинтересовать, нарисовать картину. Понять замысел

автора, проанализировать текст.

Пример:

  1. Прочитать текст 2 раза:

 а) равнодушно,

 б)  определив цель словесного действия, стремясь к ее достижению.

А. Барто  «Веревочка»

Весна, весна на улице,

Весенние деньки!

Как птицы заливаются

Трамвайные звонки.

Шумная, веселая,

Весенняя Москва.

Еще не  запыленная

Зеленая листва.

Галдят грачи  на дереве.

Гремят грузовики.

Весна, весна на улице.

Весенние деньки!

Станиславский рекомендует исполнителям искренне верить в реальность жизни литературных героев, сродниться с ними настолько, как будто это их собственная жизнь.

Исполнитель должен обладать развитым воображением.

         

Воображение

воссоздающее

                   

творческое

По авторскому описанию представить созданную писателем картину жизни (портрет, пейзаж, эпизод,..).

Умение детально представить картину, скупо представленную в словесном оформлении.

Исполнитель вживается в образ литературного героя.

Если артист выходит на сцену, теряет самообладание, то происходит конфуз, застенчивость. Чтобы избежать этого, необходимо увлечься тем, что происходит на сцене.

Учитель на уроке отвечает за создание атмосферы доброжелательности, непринужденности.

Особого внимания заслуживает техническая сторона дела: плохая речь (окание, гнусавость, взвизгивание, писки, скрипы и пр.) вызывает недоразумение, заслоняют смысл, суть.

«У всех звуков, из которых складывается слово, своя душа, своя природа, свое содержание, которое должен почувствовать говорящий. Если же слово не связано с жизнью и произносится формально, механически, вяло, бездушно, пусто, то оно подобно трупу, в котором не бьется пульс. Живое слово насыщено изнутри».

                                                                                                                                         К.С.Станиславский

                                                                     Техника речи

Техника речи – система работы над речевым аппаратом. Она включает в себя губы, зубы,

челюсти, язык, твердое и мягкое небо, маленький язычок, гортань, голосовые связки.

В технику речи входят: дыхание, голос, дикция, орфоэпия.

дыхание

голос

дикция

орфоэпия

Правильное дыхание – свободное, глубокое, частое (не учащенное),

незаметное

Атака звука – способ смыкания голосовых связок в момент перехода от дыхательного положения к речевому

Понятность.

Нормы литературного произношения.

Требования:

1)вдыхать носом и ртом

2)вдыхать бесшумно

3)не перебирать дыхание при вдохе

4)пополнять дыхание при малейшей возможности

5)не задерживать дыхание на паузах

Работу над голосом нужно начинать в период обучения грамоте с постановкой правильного дыхания.

Правильная артикуляция.

Фонематический слух – различение фонем (основных звуков) и их оттенков.

«Свеча»

«Проколотый мяч»

«Цветочный магазин»

«Ах, какой ужас!»

«Ах, какая прелесть!»

«Ах, как хорошо!»

«Ах, как прелестно!»

Интонация

Интонация – совокупность совместно действующих звуковых элементов установленной речи. 

Явление сложное, целостное.

Компоненты:

  1. Сила голоса (громкость и логическое ударение).
  2. Пауза (логическая и психологическая).
  3. Темп и ритм (темп – медленный, средний, ускоренный, быстрый; ритм – и в стихах , и в прозе, чередование звучащих отрезков речи и пауз ).
  4. Мелодика  (движение голоса вверх, вниз, восклицательные и вопросительные  предложения, перечисления, причины).
  5. Тон – эмоциональная окраска речи.
  6. Тембр – природная окраска голоса.

Неязыковые средства выразительной речи.

Мимика, телодвижения, жесты, поза – дополнительные средства воздействия на слушателя.

Правила учителю:

  1. Лучше читать стоя.
  2. Не следует расхаживать.
  3. Держаться прямо.
  4. Избегать механических жестов (не переступать с ноги на ногу).

Ноги поставить на расстоянии 12 – 16 см – одна чуть впереди, колени эластичны. Нет напряжения ни в руках, ни в плечах, ни в шее.

  1. Использовать выразительность мимики (перед зеркалом).

Подготовка учителя к выразительному чтению произведения начинается со знакомства с произведением (нужно полюбить его, дополнить замысел своим отношением, страстностью исполнения).

  Чтение                                                  анализ      

                                                                                                     воссоздающее воображение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования

Реферат и презентация по теме "Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования"....

работа над словарными словами (формирование образа правильного слова) - формирование навыков правильного и осознанного чтения

Комплексное индивидуальное логопедическое занятие по коррекции нарушения письма и чтения на фоне ФФНР. 2    класс   ...

Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования

Отсутствие интереса к чтению зачастую является главной проблемой подрастающего поколения, проблемой, которую ребенку не решить в одиночку. Тем более важно сделать чтение неотъемлемым и основополагающи...

Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения и пути их совершенствования

На основе анализа результатов чтения учащихся, автором определены наиболее эффективные методы и приёмы, способствующие развитию навыка беглого, осознанного, выразительного чтения.В докладе дан историк...

Формирование навыков правильного, осознанного, выразительного, беглого чтения и пути их совершенствования.

          Формирование навыков правильного, осознанного, выразительного, беглого чтения и пути их совершенствования.Научить детей правильному, беглому, осознанному...

Методические рекомендации и презентация "Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения как условие развития речи у младших школьников"

Методические рекомендации и презентация "Формирование навыков беглого, осознанного, выразительного чтения как условие развития речи у младших школьников"...

Формирование навыков правильного, беглого, выразительного чтения.

Психологи утверждают, что на успеваемость ученика влияет более 200 факторов. Главным же фактором является умения бегло читать. Увеличение скорости чтения у школьников происходит главным образом в нача...