Открытый урок чтения
план-конспект урока (чтение, 4 класс) по теме

Сутулина Наталия Христофоровна

Урок -  литературная игра "Путешествие в страну Литературию" может быть использован как урок обобщения знаний или как тематический классный час в рамкахнедели литературы и родного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_chteniya.doc466.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Открытый урок Чтения

Тема: Литературная игра «Путешествие в страну Литературию»

 Цели урока: обобщить изученный материал по предмету; показать учащимся и их родителям, как много дети прочитали, как это хорошо - много знать; развивать у учащихся интереса к чтению на основе мотивирующего примера; воспитывать взаимопомощь, любовь к книгам; развивать память, речь, мышление.

Оборудование: детские работы  «Смотрите, что мы  читали!», карточки с именами поэтов, карточки с заданиями, кроссворды для каждой команды, иллюстрации с изображением героев произведений, жетоны, кассеты с записью детских песен по произведениям, принадлежности к играм.

Ход урока

I. Организационный момент

Итак, друзья, начнем программу.

Затей у нас большой запас!

А для кого они?

Для вас.

Мы знаем, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интереснее,

Чем наши веселые книги и сказки.

II. Сообщение темы и целей урока, его мотивация.

- Сегодня мы вспомним любимые произведения, покажем, чему научились за  эти года обучения. Каждый из вас сделает вывод, какую роль в вашей жизни играет чтение книг.  А сейчас рассмотрим выставку детских работ  «Смотрите, что мы  читали!»

III. Ход игры.

1. Разминка.

Игра   «Подумай!»

Сначала я задам вопрос,

А вы над ним затем всерьез

Подумайте. Одно из двух -

«Да» или «нет» - ответьте вслух.

 Коль вы находчивы, сполна

Поможет рифма, но она

Настолько хитрая у нас,

Что может с толку сбить подчас.

Скажи: приветствуя рассвет,

Поет ли сом усатый? (Нет.)

А, рассекая гладь пруда,

умеют гуси плавать? (Да.)

А если солнцем снег согрет,

он станет льдом холодным? (Да.)

Ответь, а может резеда

цвести в саду зимою? (Нет.)

 А крокодил собрать букет

 из белых лилий может? (Нет.)

Верблюд способен, дай ответ,

 идти 3 дня без пищи? (Да.)

Тех, кто трудится всегда,

в народе уважают? (Да.)

В конце спросить пришла пора:

вам понравилась игра? (Да.)

2. Вступительное слово учителя.

  1. Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в страну Литературию. Но она очень большая. Мы посетим с вами  разные области этой страны.
  2. Вспомните, как обычно герои начинают своё путешествие? (Выбирают одну из трёх дорог; бросают клубок ниток; читают подсказки  на камне и т.д.).
  3. На нашем пути встретился камень, а от него 4 дороги. По какой дороге отправимся? В какую область страны Литературии мы совершим своё путешествие?

        Итак, посетим Поэтическую область.

         

  1. «Узнай поэта»

Ребята, а задание-то, оказывается, на доске. (Учитель открывает задание.)

Надо правильно назвать полные имена поэтов.

        Тютчев         Афанасий Афанасьевич

        Никитин         Иван Захарович

        Суриков         Федор Иванович

        Фет         Иван Саввич

(Федор Иванович Тютчев, Афанасий Афанасьевич Фет, Иван Саввич Никитин, Иван Захарович Суриков.) (За правильные ответы дети получают жетоны.)

  1. «Вспомни стихи»
  1. Сейчас вы узнаете, куда мы попали. А помогут нам в этом пословицы. Догадайтесь, о чем идет речь.
  2. Больше его – больше снега, больше снега – больше хлеба.

2. Он от ветра защищает, урожаю помогает.

3.Много его – не губи,

 Мало его – береги,

Нет его – посади.

4. Волков бояться – в него не ходить.

 5. Чем дальше в него, тем больше дров. (Лес.)

  1. Вспомните строки из стихотворений этих поэтов, в которых говорится о лесе.

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно …

(«Зима», И. Суриков)

На безлюдный простор

 Побелевших полей

Смотрит весело лес

Из-под черных кудрей.

 Словно рад он чему,

И на ветках берез,

Как алмазы, горят

Капли сдержанных слез.

(«Встреча зимы», И Никитин)

Неколючий, светло-синий

По ветвям развешен иней

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тороватый

Свежей, белой, пухлой ватой

Все убрал кусты.

(А. Фет)

 

Вот и зима. Трещат морозы.

На солнце искрится снежок.

Пошли с товарами обозы

По Руси вдоль и поперек.

 Ползет, скрипит дубовый полоз,

Река ли, степь ли – нет нужды:

Везде проложатся следы!

На мужичке белеет волос,

Но весел он, идет – кряхтит,

Казну на холоде копит.

(И. Никитин)

Печальная береза

у моего окна.

И прихотью мороза

Разубрана она!

Как гроздья винограда,

Ветвей концы висят,

И радостен для взгляда

Весь траурный наряд.

(А. Фет)

Под дыханьем непогоды,

Вздувшись, потемнели воды

И подернулись свинцом –

И сквозь глянец их суровый

Вечер пасмурно-багровый

Светит радужным лугом,

 Сыплет искры золотые,

 Сеет розы огневые

И – уносит их поток …

(Ф. Тютчев)

  1.  «Узнай автора»

(Вопросы  команда выбирает по цвету метки на карточки. Жетон за правильный ответ дается сразу.)

Свет мой зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». А. С. Пушкин.)

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром. («Береза» с.А. Есенин.)

У меня зазвонил телефон.

  1. Кто говорит? – Слон.

(«Телефон» К.И. Чуковский.)

У Танюши дел немало,

у Танюши много дел:

Утром брату помогала,

Он с утра конфеты ел. («Помощница» А.Л.  Барто.)

Я не зря себя хвалю,

Всем и всюду говорю,

Что любое предложенье

Прямо сразу повторю. («Память»  Э.Н.  Успенский.)

Ребенок спросил

Ни с того ни с сего:

  1. А ну-ка скажи,
  2. Что красивей всего?

(«Что красивей всего?» Б.В. Заходер.)

  1. А сейчас музыкальная пауза.
  1. Игра «Угадай мелодию»
  1. Узнайте, к какому произведению относится песенка из мультфильмов.
  2. Вернёмся к камню и продолжим наше путешествие.

        А теперь  отправимся в Сказочную область.

  1.         Беседа по вопросам.
  2.  Как назывался, горшок, который сделали своим жильем звери? (Теремок.)
  3. Как звали трех былинных богатырей?

(Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.)

  1. Эта неприятная вещь, которая называется «Веселый Роджер», нарисована на флаге пиратских кораблей. Что это?

 (Череп и кости.)

  1. Главарь разбойников и мультфильма «Бременские музыканты»? (Атаманша.) Кто достал со дна озера для Буратино золотой ключик?

(Черепаха Тортилла.)

  1. Волшебница, исполнявшая желания сказочного Емели? (Щука.)
  2. Как называется русская народная сказка, главный герой которой – хлебобулочное изделие? («Колобок».)
  3. Как был наказан и где находился Буратино до тех пор, пока не совершил побег в страну Дураков, поддавшись  на уговоры летучей мыши? (В чулане.)
  4. Как называется русская народная сказка о том, что вежливость и доброту никакой холод заморозить не сможет? («Морозко».)

Подводится итог конкурса.

  1. «Угадай сказку».

 « … Тянут – потянут, вытянуть не могут … » (сказка «Репка»).

« .. .я от бабушки ушел, я от дедушки ушел … »

(сказка «Колобок»).

« … Дед бил-бил, не разбил, баба била-била, не разбила … »

(сказка «Курочка Ряба»).

« Высоко сижу, далеко гляжу – не садись на пенек, не ешь пирожок …» (сказка «Машенька и медведь»).

«         Несет меня лиса за темные леса, за высокие горы … »

(сказка «Кот, петух и лиса»).

« … Я, мышка-норушка, я, лягушка-квакушка … »

 (сказка «Теремою».)

« … Козлятушки, ребятушки, отопритеся, отворитеся … »

(сказка «Волк и семеро козлят»).

  1. Подсчитываем жетоны.

Дети с жетонами приглашаются за столы.

3. Игра командная.

  1. Ребята, смотрите, а под камнем что-то лежит. Да это путеводитель страны Литературии.  Да ещё зашифрованный. Кто ответит на вопросы шифра, тот отправится дальше. На доске цветик- семицветик

-

  1. Сказка ложь да в ней намёк. Добрым молодцам урок. Какой жанр литературы кроме сказок даёт намёк на поведение, на мотив действия, на тему для размышления? Конечно, это пословицы и поговорки.
  1. «Доскажи словечко»

Отгадайте пословицу по двум словам:

Труд – лень. (Труд человека кормит, а лень портит.)

Язык – дело. (Не спеши языком, торопись делом.) дело – мастер. (Дело мастера боится.)

Семь – один. (Семь раз отмерь, один раз отрежь.)

 Продолжите пословицы:

Не красна изба углами … (красна пирогами).

Кто много читает,         (тот много знает).

Чем дальше в лес,         (тем больше дров).

Мир освещается солнцем, … (а человек знанием).

  1. «Литературный кроссворд»

Пока команды отгадывают кроссворд, проводится игра с залом.

  1. «Угадай героя»

(по иллюстрациям)

        А теперь посетим Загадочную область.

         

  1. Сказочные загадки  

Серый хвостище,

 Впалые бочища.

Уши торчком,

 Бродит молчком.

За один присест

Семь козлят может съесть. (Волк)

Доктор кукольных наук,

Дуремара лучший друг.

Он коварен и хитер,

На расправу очень скор. (Карабас-Бара6ас)

Мальвины верный страж и спутник он

Добрейший пудель … (Артемон)

Что за чудный домок?

Кто там только не живет:

И мышка – норушка,

И лягушка-квакушка,

И комар-пискун,

Медведь – топчун … (Теремок)

Добрейший кот из всех котов

Страдает, бедный, от мышей-врагов. (Кот Леопольд)

Он таскает с кухни плюшки

у обидчивой старушки. (Карлсон)

Громко плачет бегемот,

у него болит живот.

К больному торопится,

Очень спешит

Отважный и добрый

Наш доктор … (Айболит).

Бродит по Африке опаснейший злодей,

Злой и жестокий разбойник … (Бармалей)

По ягоды с подружками в лес она пошла,

Случайно на избушку медвежью набрела.

Маленькая девочка в лесу заблудилась,

С помощью медведя домой возвратилась. (Сказка «Машенька и медведь»)

Изворотлива, хитра,

Способна обмануть она

Медведя, волка, петуха

Проныра рыжая … (Лиса)

Она шла себе да шла,

Да вдруг денежку нашла.

Побежала на базар,

Прикупила самовар.

 Собрала гостей

Со всех волостей … (Муха-цокотуха)

   Молодцы! Отгадали  все загадки.  А теперь вернёмся к дорожному камню и выберем другую область страны Литературии.  

Перед тем как отправиться дальше, подведём итоги конкурсов. Победителям вручаются медали.

           Игровая область.

             Что-то в стране Литературии напутали. Разве игры связаны с литературой? (В устном народном творчестве изучаются считалки и т.д.)

Подвижные сказочные игры (проводятся в игровой комнате)

Подвижные игры значительно оживят сказочно-развлекательную конкурсную программу, снимут напряжение игроков, нуждающихся, в силу своих возрастных особенностей, в смене определенного места и вернуться к своей команде, передать палку следующим трем игрокам. Побеждает та команда, игроки которой первыми завершат свое «путешествие».

«Рыбаки и золотые рыбки» - путем считалочки выбираются двое рыбаков. Взявшись за руки, они бегут за золотой рыбкой. Они стараются окружить ее, сомкнув вокруг рыбки руки. Постепенно из пойманных рыбок составляется целая цепочка - «невод». Остальные, оставшиеся не пойманными, рыбки ловятся «неводом». Последние двое не пойманных игроков являются победителями, которые и становятся при повторении игры рыбаками.

«Гуси-лебеди» - при помощи считалочки выбираются два-три игрока - «гуси-лебеди».  Их задача: поймать как можно больше детей. Заранее выбираются в качестве укрытия «кисельные берега» (прочерчиваются  линии на полу); «яблонька», «печь», куда преследователи не имеют доступа. По сигналу ребята выбегают из своих укрытий и свободно передвигаются по площадке: прыгают, бегают, танцуют, прогуливаются – что больше нравится, в это время звучит веселая музыка. Музыка резко обрывается и внезапно появляются «гуси-лебеди», которые начинают свою охоту за детьми. Оставшиеся не пойманными три ребенка при повторении игры становятся «гусями-лебедями».

«Кот в сапогах» - для этой игры необходимо приготовить две пары сапог самого последнего размера. В игре участвуют две команды, игроки которых, надев сапоги, должны добежать до определенного места и вернуться, снять сапоги и передать следующему игроку. Побеждает та команда, которая первой закончит игру.

«Колобок на прогулке» - между собой соревнуются двое детей.

В руках у каждого по большому мячу-«колобку». По сигналу, ребята, ударяя мяч- «колобок» о пол, должны добежать до финиша. Выигрывает тот, кому удастся первым закончить игру.

«Муха-Цокотуха» - кому не известны эти знаменитые строю I

из сказки Корнея Ивановича Чуковского «Муха-Цокотуха»:

Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

 Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла …

В игре принимают участие две-три команды. Каждому игроку от команды выдается по «денежке» - обручу. Необходимо по  сигналу докатить свою «денежку» до «базара» и обратно. После чего обруч передается следующему игроку команды. Выигрывает команда, первой закончившая игру.

         

-В стране Литературии есть удивительный город, который необходим для каждого из вас. Это чудесный Книгоград. А где он находится? Где нам его искать? Конечно,  - это библиотека. Мы сейчас отправляемся к Мартыновой Н. Н. в библиотеку.

Чудесный Книгоград.

Открытый урок чтения в 1-4 классах.

Дата проведения: 9.10.2007.

Цель урока является привлечение внимания учащихся к книге и чтению как важным факторам сохранения и развития отечественной культуры и науки.

Ребята!  Приглашаю вас в чудесный Книгоград.

Давайте вместе с вами побродим по его улицам и переулкам. Посмотрите – ка, чей это портрет?

Дети: А.С.Пушкина.

Представьте себе, что вы оказались в тенистом зелёном сквере Книгограда.

Посмотрим, хорошо ли вы помните эти волшебные страницы сказок А.С.Пушкина.

  1. Викторина «Чудо – сказки»

1.Скакими словами царица обращалась к зеркалу? ( «Свет мой, зеркальце,

скажи … »)

2.Начните «Сказку о рыбаке и рыбке»

( «Жил старик со своею старухой … »)

 З. Сколько лет жил старик со своею старухой?

( «Ровно тридцать лет и три года»).

4.Как старуха бранила старика? ( «Дурачина ты простофиля» ).

А сейчас мы с вами выйдем на улицу Математики.

Вспомните книги в названиях которых есть цифры. Если назовёте автора книги,  получите ещё один балл.

«Волк и семеро козлят»

«Семь подземных королей» А.Волков

«Али-баба и сорок разбойников»

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

А.С.Пушкин.

«Белоснежка и семь гномов» бр. Грим.

«Три медведя»

«Три поросёнка» С.Михалков

А сейчас мы пойдём на перекрёсток Любимых писателей.

Я буду называть вам литературные произведения (сказку, рассказ, стихотворение), а вы вспомните их автора.

1.«Спящая красавица» Ш.Перро

2.«Фантазёры» Н.Носов .

З.«Почта» С.Маршак

4.«Живая шляпа» Н.Носов

5. «Айболит» К. Чуковский

А сейчас я буду задавать вопросы и называть четыре ответа. Нужно выбрать  

правильный.

1.Как называется одна из сказок Ш. Перро?

«Курочка в серёжках»

«Петушок в сапожках»

«Кошка в сарафане»

«Кот в сапогах»

2.Что нужно было сделать Красной Шапочке, чтобы попасть в бабушкин домик?

Нажать на кнопочку.

Набрать код подъезда.

Дёрнуть за верёвочку.

Показать удостоверение.

3.В результате чего пострадал Кошкин дом?

Наводнения.

Урагана.

3емлетрясения.

Пожара.

4.Чем наполнена голова Винни-Пуха?

 Мозгами.

Опилками.

Мякиной.

Синтипоном.

5.Что подарили эльфы Дюймовочке?

Корону.

Крылышки.

Обручальное кольцо.

Пропеллер.

Подведение итогов. Вручение призов.

II. Выставка литературных новинок  «Книга ищет читателя!»

В библиотеке тишина

Совсем иная, чем повсюду,

Мне кажется, порой она

В себе утаивает чудо.

В ней слышен зов далеких стран,

В ней скрыты тайны океанов.

Вот, слышишь – Немо – капитан

О чём – то спорит с Д,Артаньяном.

 Послушный зову твоему,

Здесь Дон Кихот на помощь мчится.

Ответ на сотни «почему»

На книжных прячутся страницах.

Дверь в чудеса открыта здесь

 Для всех, любому человеку.

  1. Библиотекарь проводит обзор книг для чтения детей младшего школьного возраста.

IV. Итог путешествия

Подведем итог. Понравилось вам путешествие? Кто лучше всех знал материал и помог нам двигаться дальше в пути?  

Литература:

  1. «В гостях у праздника. Внеклассное мероприятия в начальной школе»/Н.А. Богачкина./  -М.: Глобус, 2007.
  2. «Совместные праздники для школьников и родителей». /Борытько Н.М. / -М.: Глобус, 2006.
  3. Сухин И.Г. Литературная кроссворд - азбука. - СПб.6 Союз, 1999.
  4. Арсенина Е.Н. Авторские сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе./ -М.: Глобус, 2007.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок чтения. Методическое пособие.

¢Данное пособие – рекомендация по проведению Открытых уроков чтения было создано для библиотекарей, педагогов начального звена и учителей литературы на основе рекомендаций для проведения у...

открытый урок чтения И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна».

Открытый урок с применением технологии проблемного обучения. проведя мини-исследование, учащиеся приходят к ответу на главный проблемный вопрос:  :" Как удалось И.А. Крылову избежать наказания, х...

Открытый урок чтения "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"

Открытый урок с использованием технологии проблемного обучения...

Открытый урок чтения по теме "Страна Детства

Урок посвящен творчеству С.В. Михалкова, использовала материал Волынчиковой Е.А., я его дополнила и переработала. ...

открытый урок чтения И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Зеркало и обезьяна».

Открытый урок с применением технологии проблемного обучения. проведя мини-исследование, учащиеся приходят к ответу на главный проблемный вопрос: :" Как удалось И.А. Крылову избежать наказания, хотя он...

Открытый урок чтения Пришвин "Моя Родина"

Познакомить детей с творчеством и рассказом М.М. Пришвина. Развивать навыки выразительного чтения, учить выделять смысловые части, составлять план.  Воспитывать любовь к Родине, к природе....

План – конспект открытого урока чтения по учебнику «Литературное чтение» 2класс.

Отзыв                              на открытый урок по ...