Урок литературного чтения во 2 классе: Украинская народная сказка "Колосок".
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Бажутова Наталья Викторовна

На данном уроке формируются УУД:  смысловое чтение; использование знаково-символические средств:  моделей обложек; осуществление  фиксации  выборочной информации по тексту произведения с помощью инструментов ИКТ; проведение сравнения по заданным критериям; умение оценивать правильность выполнения действия; ориентация в нравственном содержании сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_lit_chteniyawinrar.rar169.54 КБ

Предварительный просмотр:

Бажутова Н.В.,

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 546

Тема: Украинская народная сказка «Колосок»

Цели:  формировать умение работать с текстом произведения;  формировать читательские умения, используя такой вид работы как выборочное чтение; формировать специальные читательские умения: правильно называть произведение, тему и жанр произведения; расширять словарь учащихся; учить сравнивать текст сказки с его анимацией; учить понимать точку зрения автора и выражать своё мнение о произведении;  формировать умение восстанавливать последовательность событий в произведении; воспитывать трудолюбие.

Ресурсы: учебник: Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2. / авт.-сост. Л.А.Ефросинина – М.: «Вентана – Граф», 2011; компьютер учителя, проектор, экран, макбуки детей.

УУД: смысловое чтение; использование знаково-символические средств:  моделей для решения задач; осуществление  фиксации  выборочной информации по тексту произведения с помощью инструментов ИКТ; проведение сравнения по заданным критериям; умение оценивать правильность выполнения действия; ориентация в нравственном содержании сказки.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

1.Работа с моделями обложек (приложение 1):

- Посмотрите внимательно на модели обложек и послушайте отрывок из произведения, соотнесите его с моделью:

-Нет, я не умею летать, да и задыхаюсь на воздухе. Вот лучше в воде поплавать вместе. (С.33, учебник)

Ответы детей: первая модель.

- Бык видит: дело плохо… И срубил себе избушку сам. Затопил печку и полёживает, греется. (С. 28, учебник)

Ответы детей: вторая модель.

- Что общего у этих моделей, чем они различаются?

(Сходство: жанр – сказка о животных, различие: в первом случае – авторская сказка, во втором – народная.)

- Прочитайте заголовок сказки на с. 38. («Колосок»). Как вы думаете, о чём может рассказывать сказка с таким названием?

Ответы детей. 

  1. Работа по теме урока.

1.Чтение сказки хорошо читающими детьми. Остальные следят глазами.

2.Ответы на вопросы:

- Какое настроение вызывает у вас эта сказка? Объясни.

- Как звали героев сказки? Почему их так звали? Найдите объяснение в тексте.

- Что делал петушок? Найдите и прочитайте в тексте.

- Что делали мышата? Найдите и прочитайте в тексте.

- Почему Круть и Верть вылезли из-за стола?

- Правильно ли поступил петушок, что не стал  их удерживать?

- Выражает ли главную мысль сказки пословица «Какие труды, такие и плоды»?

- А какие ещё пословицы вы могли бы подобрать к этой сказке?

 (Хочешь есть калачи, не сиди на печи. Без труда не вынешь рыбку из пруда. Кто не работает, тот не ест.)

3.  Рассматривание иллюстраций в учебнике (с.39, 41) и чтение подходящих к ним эпизодов.

4. Словарная работа: выяснить  значение  слов молотить и молоть у детей; уточнить значение данных слов по словарю  С. И. Ожегова.

III. Физкультминутка.

- Покажите, как петушок молотил зерно, как взвалил мешок на спину, как месил тесто, как лепил пироги.

IV. Работа на макбуках в среде Кликер 5.

  1. Восстановление деформированного текста (приложение 2).

- Восстановите последовательность событий в сказке.

2. Самопроверка выполненной работы – на экран выводится восстановленный текст (приложение 3).

V. Просмотр мультфильма «Колосок» (приложение 4).  Сравнение текста сказки с содержанием мультфильма.

1. Задание учителя:

- Смотрите внимательно и постарайтесь ответить на вопрос: отличается ли мультфильм от текста сказки? Чем?

2. Ответы детей на поставленный вопрос.

VI. Рефлексия.

- Какое произведение мы читали?

- Чему учит эта сказка?

- Как бы вы поступили на месте петушка?

- Что бы вы посоветовали мышатам?

- Какие народные сказки ещё мы читали? Попробуйте назвать их в таком порядке, в каком мы их изучали.  (Приложение 5 – презентация: слайды 1, 2).

VII. Домашнее задание (Приложение 5 – слайд 3):

1.выполнить задания в рабочей тетради – с.24-25;

2.поготовить выразительное чтение сказки «Колосок» по ролям (с.42, задание 5 – учебник).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 3 класс. Русская народная сказка "Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо"

           Бывает добрая, бывает злая. Живёт в избушке на курьих ножках. Служат ей чёрные коты и летучие мыши. Помогает богатырям случайно зашедшим в избушку, но может того, кто ей не понравится в печ...

Разработка урока литературного чтения. Тема: "Колосок"(украинская народная сказка) УМК "Начальная школа XXI века"

В разработке представлен конспект открытого урока литературного чтения для учащихся 2 класса. Использовался учебник "Литературное чтение" 2 класс. Автор образовательной программы по литературному чтен...

Урок литературного чтения 2 класс Русская народная сказка "Снегурочка"

Урок, проведенный в рамках семинара городской проблемной группы учителей начальных классов «Формирование метапредметных навыков через технологию развития критического мышления» . В основу у...

Урок литературного чтения 1 класс Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть».

Технологическая карта урока и презентация. На уроке представлены разнообразные формы работ в группах....

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс русская народная сказка "Два Мороза"

Технологическая карта урока литературного чтения Класс: 2 Тема: Сказка «Два Мороза» Цель урока: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Два Мороза» Задачи: Образовательная: отрабатыват...

Урок литературного чтения, 1 класс. Русская народная сказка «Лиса и кот»

Формирование читательской компетенции младшего школьника. Развитие речи обучающихся через формирование умений выражать свои мысли и чувства литературным языком; развитие умений грамотно читать (у...