Главные вкладки

    Развитие речи младших школьников через малые формы фольклора.
    статья по чтению по теме

    Муквич Татьяна Евгеньевна

     

    Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является речь.

    Развитие речи ребенка тесно связано с формированием интереса к речи вообще, и к собственной речи в частности, с потребностью совершенствоваться и обогащать ее.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razvitie_rechi_cherez_malye_formy_folklora.docx36.58 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие  речи  младших  школьников  через малые      формы  фольклора.

    «Начало искусства слова - в фольклоре»

    М.Горький

    Введение

    Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является речь.

    Развитие речи ребенка тесно связано с формированием интереса к речи вообще, и к собственной речи в частности, с потребностью совершенствоваться и обогащать ее.

    Основные функции речи

    1. Речь - средство общения, средство обмена чувствами, мыслями
    2. Речь - средство передачи и усвоения определенной информации, коллективного   опыта человечества, т.е. служит целями познаниямира

    1. Речь ~ средство воздействия на мысли, чувства, поведение людей.
    2. Речь - средство организации и планирования деятельности людей.

    Дети осмысливают значение речи в жизни человека и постепенно начинают овладевать определенными умениями помогающими им пользоваться речью в различных ее функциях.

    В школу приходят дети 6-7 лет, которые употребляют от 3 до 5-6 тысяч слов и практически владеют грамматикой родного языка, т.е. правильно склоняют, спрягают, строят предложения.

    Одаренные дети сочиняют стихи, придумывают сказки, фантазируют.

    Но проходит 3-4 года обучения в школе. Начиная постигать основы наук, дети, естественно, усваивают много специальных слов, овладевают учебно-научным стилем речи. Однако развитие их связной речи тормозиться; речь становится менее раскованной и эмоциональной, более трафаретной, даже обедняется. В итоге выпускник начальной школы так и не овладевает в должной мере родным языком. Вывод: чем раньше мы начнем развивать у детей человеческий дар - дар слова, тем раньше сделаем все чтобы, по выражению языковеда В.И.Чернышева, «открыть уста детей», тем скорее добьемся желаемых результатов.

    Детский фольклор, его своеобразие и особенности.

    Существует особый вид устного народного поэтического творчества - это детский фольклор. Этот термин был сформулирован в середине XX века фольклористом Г.С.Виноградовым. До этого для обозначения детского творчества ученые пользовались терминами «детские песни», «детские прибаутки», «детские игровые песни» и др. «В понятие детский фольклор входят все виды устных произведений, созданных взрослыми специально для детей, и устное творчество самих детей».(Русское народное поэтическое творчество / Под ред. А.М.Новиковой.- М.: Высшая школа, 1986.-С.270.)

    Все произведения детского фольклора по их функциональной роли можно разделить на две группы:

    1. произведения, связанные с игровыми действиями (пестушки и потешки, жеребьевки, считалки, игровые приговорки и припевки);
    2. произведения, которые занимают детей своим словесным содержанием и исполняются независимо от игровых действий (колыбельные песни, заклички, молчанки, прибаутки, небылицы, скороговорки или чистоговорки).

    Развитие речи младших школьников через малые жанры фольклора.

                 Развитие речи - проблема важнейшая для начальной школы. В основе моей работы по теме «развитие речи», использование различных форм, элементов устного народного творчества. А почему именно устное народное творчество?

                 Русский педагог К.Д.Ушинский считал, что первый воспитатель - это народ, поэтому актуальность вопроса, связанного с изучением малых фольклорных жанров и использование их в начальной школе особенно очевидна в наше время, когда зачастую утрачиваются веками сложившиеся нравственные ценности, притупляется чувство патриотизма, исчезает интерес к учебе и живому русскому слову.

                 Мир детства невозможно представить себе без сказки, так же как и без загадки, скороговорки, считалки. Это близко, понятно детям. Задача учителя использовать народную мудрость, практическую философию, опыт народа для развития речевых функций. Элементы устного народного творчества, для развития речи учащихся возможно использовать на любых уроках в любом классе.

               Использование на том или ином этапе урока примеров из исторических песен или легенд, пословиц и загадок расширяет кругозор учащихся, воспитывает их патриотические чувства, пробуждает интерес к истории, литературе, развивает речь, делая ее меткой, богатой и выразительной.

       

           Предлагаю свой опыт работы: «Использование элементов устного народного творчества».

    Сказки

    «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

    Учитывая главную особенность своего класса (6-летний возраст) уроки проводятся в игровой форме с использованием сказочных героев. Уверена: обыграть, подстроить под урок можно любую сказку, как народную , так и авторскую.

    Дети охотно включаются в игру, вспоминают сюжет, рассказывают, пересказывают сказки, помогают героям, подражают им, сравнивают, ищут выход из различных ситуаций, в том числе и речевых. Все это будоражит воображение детей, воспитывает в маленьком человечке нравственные качества: чувство любви к ближнему, родной земле, понимание труда как основы жизни, они судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, защите Отечества, о культуре.

    Упражнения.

    Цели: развитие речи; творческой фантазии детей; стимулирование

    театральной деятельности; воспитание нравственных ценностей.

    1. Продолжи сказку: «Жили-были...»

    1. Угадай, кто я?

    Дети получают задание: представить себя в роли сказочного героя, двигаться, изъясняться от его имени. Остальные должны догадаться, в кого превратился их товарищ. Возможны индивидуальные и групповые роли.

    3 .Инсценировка.

    Отрывок или вся сказка обыгрывается детьми. Подражаем голосом (артикуляция) + жесты; + мимика; + эмоции.

    4.Угадай сказку:

    «Не лежалось на окошке,

    покатился по дорожке...»

    «А дорога - далека. А корзина - нелегка.

    Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок».

    «По тропе шагая бодро,

    Сами воду тащат ведра...»

    5.  Растеряшка.

    Назови хозяина вещи, название сказки по описанию или по демонстрации.

    4 Доскажи имя литературного героя и в какой сказке он живет.

    Кот...(в сапогах, Котофей Котофеич, Леопольд, Матроскин) Баба... (Яга,...) Лисичка.. .(сестричка,...)

    6  Докажи характер героя примерами из сказок.

    Зайчишка - трусишка, лисичка - сестричка, дочка - ..., падчерица и т.д.

    7. Опиши героя.

    Лиса (какая?)... Морозко (какой?)...

    8.  Поставь вопрос к задаче.

    Я колобок, колобок.

    От зайца ушел, От волка ушел. От медведя ушел. А от лисы не удалось!

    9. .Реши задачу.

    1. Красная шапочка принесла бабушке 3 пирога с мясом и 2 с грибами. Сколько пирогов всего она принесла?
    2. У Аленушки было 5 яблок. Она искала брата и потеряла 2 яблока. Сколько осталось?
    3. Измени задачку, чтобы она решалась сложением.
    4. Помоги Аленушке и Иванушке разложить 10 яблок в 2 корзины.

    10 .По картинке к сказке придумай задачу на заданную тему, используя текст  сказки.

               На уроках, где находится место сказке, всегда царит хорошее настроение, а это залог успешной работы. Сказка несет в себе юмор, фантазию, творчество и. самое главное, учит детей мыслить.

    «Загадка - для ума зарядка».

    Загадки - древнейший жанр устного народного творчества. В.П.Анипин определяет загадку как «мудреный вопрос». По определению фольклориста Чичерова В,И, «загадка - это иносказательное описание какого - либо предмета или явления, данное обычно в форме вопроса».

    Содержание загадок отражает жизнь и деятельность человека. С развитием общества тематика загадок меняется, но ее значение в жизни и развитии человека остается неизменным. Загадку можно использовать как на уроках, так и в играх, труде, быту, на прогулке. Она заставляет ребенка думать, развивает наблюдательность, стремление к размышлению и познанию окружающей действительности.

    По содержанию и структуре загадки таковы, что позволяют развивать логическое мышление детей, формировать у них навыки восприятия и использования речи - доказательства и речи - описания.

    Таким образом, загадка является как средством воспитания, так и средством обучения и развития детей.

    Упражнения

    Загадка может служить исходным материалом для знакомства:

    На уроке математики

    1. Что стоит в конце страницы,

    Украшая всю тетрадь?

    Чем вы можете гордиться?

    Ну конечно, цифрой пять.

    О чем загадка?

    Покажи числовую карточку, соответствующую числу 5.

    Назови соседей числа 5.

    Как получить число 5.

    Сравни число 5 с последующим и предыдущим.

    1. Для закрепления конкретных знаний о числах, величинах, геометрических фигурах, предлагаю загадки, в которых есть слова, содержащие математические термины:

    Он давно знакомый мой,

    Каждый угол в нем прямой.

    Все четыре стороны

    Одинаковой длины.

    Все его представить рад

    Как зовут его.. .(квадрат).

    1. На материале загадок формируем умения заменять число суммой, увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц; закрепление приемов сложения и вычитания вида

    +1; +2; +3; +4;

    На уроках обучения грамоте:

    1. Используя загадку, выделяем новый или уже изученный звук.

    Летит птица - небылица.

    А внутри народ сидит,

    Меж собою говорит.

    1. Назовите первый (любой) звук в отгадке. Дайте характеристику звука.
    1. Упражнение в слышании.

    Лесом катается клубок.

    У него колючий бок.

    Подать сигнал (хлопнуть), услышав звуки /к/, /к/

    По каким признакам догадались, что это еж?

    1. Словарная работа.

    Загадай об овощах, фруктах и т. д.

    Отгадай, докажи, измени.

    1. Сочиняем загадку.

    На определенную тему, рифму, используя заданные признаки.

    1. Отгадай кроссворд (из загадок).

    На уроках обучения письму также используются различные загадки. Работая над развитием мелкой моторики (по методике Потаповой) применяю штриховку (см. приложение), и без загадки не обойтись.

    1. Кто сегодня придет на урок ?

    Рыжая плутовка,

          Кур считает ловко

          Как догадались? Рисуем , штрихуем, дополняем.

    10  .Нарисуй отгадку.

    11 .Чистописание.

    1. Подбор        загадок, так, чтобы слова - отгадки объединяла одна орфограмма.

    «Сочетания жи, ши, ча, ща».

    1. Где упрется хвостом, Станет дырка потом, (шило)
    2. Два зверя следят (уши).
    3. Считает весь свой век,

    А все не человек (часы) и т.д.

    1. Звуковой анализ слов отгадок.

          Итак, использование загадок на уроках в полной мере себя оправдывает. Загадка требует от отгадывающего неординарного мышления. Загадки - вопросы, загадки - описания, загадки - иносказания -  все они помогают увидеть в обыкновенном необыкновенное, в необычном - необычное, в быте - поэзию.

    На уроках знакомства с окружающим миром использую загадки о природе, растениях, явлениях природы, продуктах, игрушках и т.д.

    Пословицы.

    «Пословица недаром молвится»

               Использование пословиц в обучении и воспитании имеет давнюю историю. В этой истории значительное место занимает Р.И.Буслаев, который в своей работе «О преподавании отечественного языка» в 1844 году изучение пословиц выделили в качестве самостоятельного вопроса. Что же представляет собой пословица как учебный материал? В.И.Даль так определял этот жанр: «Пословица - это краткое изречение, поучение, более в виде житейского приговора: пословица есть собь. Пословица любопытна, ее интересует все, что связано с человеком, его деятельностью, окружающей природой. Она вездесущна, все знает и обо всем имеет свое собственное, народное суждение». На многие пословицы, по мнению великого педагога Л.Н.Толстого, «мог быть написан ряд не то повестей, не то картин». Важно обеспечить понимание смысла пословицы и донести ее обобщенность. Это важное достоинство пословицы. Не менее существенна оценка. Одна из целей пословицы - привить людям определенные оценки явлений действительности, жизненного поведения человека. Пословицы легко запоминаются. Это объясняется выразительностью и строгостью формы, их созвучием, ритмикой.

                  Пословица, как и сказка, и загадка, может присутствовать на любом уроке

    Упражнения

    1. Вместо точек вставь название животных:

    Голоден, как...

    Упрям, как...

    Здоров, как... и т.д.

    1. Доскажи пословицу:

     Без труда ...

     Каков мастер ...

     Поспешишь ...

    • Где и когда можно употребить данную пословицу?

    1. Кто больше? За определенное время вспомнить пословицы на определенную тему.
    2. Вспомни, как называется в народе такой человек:

    Ел да устал, спал да намаялся, (лентяй)

    Язык без костей, что хочет, то и лопочет, (болтун)

    Подал ручку, да подставил ножку, (двуличный)

    1. Составь пословицу:

    День - ночь, дело - потеха, дело - мастер.

    1. Пословицы - ребусы.
    2. Восстанови пословицу, добавив прилагательное: За (какой?) головой, ногам покоя нет.
    3. Соотнеси пословицу и картинку.
    1. 1 пословица, много картинок
    2. 1 картинка, несколько пословиц.
    1. Вспомни пословицу с числом 7.
    2. «Скучен день до вечера, когда делать нечего».
    1. Чистописание.
    2. Подчеркнуть все знакомые орфограммы.
    3. Найти слова, где два слога, три слога, выписать их, поставить ударение.
    4. Выписать слова с мягким знаком на конце (в середине) слова, разделить их для переноса.
    5. Найти слова, где все согласные звонкие (или глухие)
    6. Выписать слова, в которых букв больше, чем звуков.

    Содержание многих пословиц служит материалом не только для изучения грамматических правил, но также является источником воспитания нравственных качеств.

    Работа над пословицами и поговорками на уроках русского языка и чтения, занимает важное место в обучении грамоте, и является прекрасным источником для развития мышления и речи учащихся.

    Скороговорка

    Еще один вид малых форм фольклора - скороговорка. Соревновательное и игривое начало которой очевидно и привлекательно для детей. Велика польза скороговорки как упражнение для артикуляции, выработки хорошей дикции. Работа над скороговоркой проста. Нравится детям и опять же используется на разных уроках.

    Упражнения

    Водовоз вез воду из водопровода.
    Над  артикуляцией

    1. Читаем по слогам.
    2. Читаем по словам.
    3. Цепочкой.
    4. Медленно - ласково.
    5. Быстро - четко.
    6. Первое слово громко, постепенно понижая голос и т.д.
    7. Подражая какому - нибудь животному.

    Память

    1. Расскажи по памяти.
    2. Можно предложить сразу несколько скороговорок - повтори, что
      запомнил.
    3. Повтори скороговорку на определенную тему.

    Логическое ударение

    1. Выделяй голосом указанное слово.

                    Водовоз вез воду из водопровода.

    Интонация
    Что изменилось?
    Водовоз вез воду из водопровода.
    Водовоз вез воду из водопровода?

    Лексика

    1. Найди родственные слова.
    2. Выдели общую часть (корень).
    3. Найди родственников, которых нет в скороговорке.
    4. Объясни значение каждого слова

    Орфография

    1. Какое из слов - родственников будет проверочным?

    На уроках математики используем скороговорки с числами.

    Три сороки тараторки тараторили на горке.

    1. Какое число употребляется в тексте?
    2. Какой цифре соответствует (чистописание).
    3. Сколько слов в скороговорке?
    4. Найди самое короткое слово.
    5. Сколько в нем букв?
    6. А в самом длинном?
    7. Сравни числа и т.д.

                А между делом можно просто поиграть:

    1. Конкурс на звание чемпиона по скороговоркам.
    2. Соревнование «телефонистов» (испорченный телефон).

    При работе со скороговоркой важно, чтобы дети поняли: речь будет понятна для других, если говорить достаточно громко, в нормальном темпе, без лишних жестов; чтобы учащиеся научились в соответствии с ситуацией, с задачей общения изменять громкость, темп, тон речи, тембр, уместно использовать жесты и мимику.

    Скороговорки - это игра веселая и безобидная, а главное – очень   полезная.

    Считалки

    Из всего многообразия жанров и форм детского устного народного творчества особая судьба у считалок. Считалками (народные названия - счетушки, читки, говорушки и др.) принято называть короткие рифмованные стихи, применяемые для определения ролей в игре, соревнование в сказывании считалок - обучение детскому артистизму (эстетический фактор), заставляет разучивать больше стихотворений и тем самым развивать речь и память (познавательная функция), добиваться права вести пересчет по детским, неписанным законам (этическая сторона):

    Один, два, три - Ваня не шути.

    Один, два, три, четыре, пять,

    Ваня не шути опять.

    Один, два, три, четыре, пять,

    Шесть, семь, восемь – Ваня, не шути, мы просим!

    Девять, восемь, семь, шесть,

    Пять, четыре, три, два, один –

    В прятки мы играть хотим.

    Игры

    Игра - один из ведущих видов деятельности шестилетнего ребенка. Наша задача - совместить учебу и игру, добиваясь при этом одной цели - развитие ребенка. Народная игра выполняет различные функции: развивающую, познавательную, развлекательную, диагностическую, корректирующую, служит средством приобщения детей к народной культуре. С.А.Шмаков утверждает, что «игра национальна, межнациональна, общечеловечна». В психологии развивается такое направление как игротерапия.

    В качестве эффективных видов игротерапевтических средств используем народные игры с куклами - потешками, хороводы, игры - шутки, состязания. Игры помогают ребенку самовыражаться, а значит, развиваться. Включая ребенка в игровое общение, мы развиваем его речь. У детей к этому возрасту накоплен и сформирован достаточно богатый игровой опыт, позволяющий себя проявить и экспериментировать.

    В зависимости от решения тех или иных задач меняется набор игр, игровых ситуаций, заданий, меняются позиции учителя, цели играющих. Большинство народных игр знакомы ребятам в измененном виде: «Салки» - «Галки», «Грачи летят» - «Летает - не летает», «Яша и Маша».

    Для детей важно участие в играх. Оно способствует их нормальному самочувствию в общении со сверстниками.

    Игры

    1. Шел козел по лесу, по лесу. Нашел себе принцессу, принцессу.

    Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем

    И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем

    И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем

    И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

     Головкой покачаем, качаем, качаем

    И снова начинаем...

    1. Золотые ворота! Проходите, господа!

    В первый раз прощается, Второй запрещается,

    А на третий раз

    Не пропустим вас.

    1. Грачи летят.

    Заключение

    Устное народное творчество в различных своих формах предоставляет огромные возможности для развития речи, развития творчества, развития личности.

    Все вышеперечисленные упражнения показывают возможность, необходимость и эффективность использования малых форм фольклора.

    Свести обучение речи лишь к изучению грамматической или синтаксической роли ее нельзя, ибо слово, речь связаны мышлением. Научить ребенка говорить - значит научить мыслить.

    Таким образом, использование элементов устного народного творчества помогает учащимся «открыть глаза на мир», активизирует мыслительную деятельность, развивает их души, формирует потребность к самосовершенствованию, саморазвитию.

    В результате активного использования малых фольклорных жанров повышаются воспитательные и познавательные возможности детей; дети учатся говорить более выразительно, глубже выражают свою мысль, что отражается на других уроках; занимательные задания способствуют развитию логики мышления, пространственных представлений, воображения и воли детей, расширению кругозора и общей осведомленности об окружающем мире; улучшается артикуляция, вырабатывается хорошая дикция. Следовательно, формирование знаний, умений и навыков по русскому языку и чтению можно и нужно производить с использованием фольклорного материала, что позволяет заинтересовать детей и способствует развитию мыслительной деятельности.

    Литература

    1. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Игры и занимательные упражнения на
      уроках русского языка 1- 4 кл. - М., 2003.
    2. Волина В. Веселая грамматика. - М., 1995.
    3. Гвоздева Е.М. Как я использую загадки, пословицы при изучении
      проверяемой безударной гласной в корне // Начальная школа. - 1993.
      - № 3.
    4. Даль В. Пословицы русского народа. - М., 2003.
    5. Ладченко А.Л. использование пословиц на уроках // Начальная
      школа, 1997. - № 7.
    6. Ладыженская Т.А. Речь. Речь. Речь. - М., 1990
    7. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников 1- 4 кл. -
      М.; Тула, 2003.
    8. Львова М.Е. Воспитательная и образовательная роль загадок //
      Начальная школа, 1998.
    9. Новикова А. М. Русское народное поэтическое творчество. - М., 1986.

    10.Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. - Ярославль, 1996.

    1. Хлыстакова        А.Н. Литературное развитие младших школьников
      средствами фольклора // Начальная школа, 1996.
    2. Шанский        Н.М. В мире слов. - М., 1985.

    13 И.Шаповалова Е.В. Использование малых форм фольклора // Начальная
    школа, 1998. - № 2.

    1. Печкурова        О.В. Современные уроки развития речи. - Ростов на Дону:
      Изд.-во «Феникс».2003.
    2. Львов        М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. - М.,
      Просвещение. 1975.
    3. Щеголева        Г.С. Уроки развития речи в начальной школе. _ СПб:
      СпецЛит. 2000.
    4. Сергеева        Е.Л. Где живут сказки. - СПб: 1992.
    5. Мали        Л.Д., Арямова О.С., Климова С.А., Пескова Н.С. Речевое
      развитие младших школьников. - Пенза, 1993.
    6. Ладыженская        Т.А. Речевые секреты. -М. Просвещение, 1992.
    7. Рамзаева        Т.Г. Методические основы языкового образования и
      литературного развития младших школьников. - СПб: СпецЛит. 1999.
    8. Калугин        М.А. После уроков: кроссворды, викторины, головоломки. -
      Ярославль, 1997.
    9. Тарабарина        Т.И., Соколова Е.И. И учеба, и игра: русский язык. -
      Ярославль, 1997.

    23.Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1972.

    24.Скопина Е.В., Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по
    русскому языку + фольклор на уроках русского языка и чтения. -
    Москва «ВАКО». 2004.