Методическая разработка урока чтения Л.Н.Толстой "Как мужик убрал камень"
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Разработка урока и презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon winrar_zip_archive.zip200.64 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению, 4 класс

Авторы учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова                                                                                                                                                                

Тема: Басня Л.Н. Толстого «Как мужик убрал камень».

Тип урока: изучение нового материала.

Тема: Басня Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень».

Цель урока: Изучить басню Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень».

Задачи урока:

Обучающие задачи:

  1. Сформировать понятие о басне, о морали басни, сформировать опыт творческой деятельности.
  2. Учить анализировать поступки героев.
  3. Учить переносить литературные характеры в реальную жизнь и наоборот.

Развивающие задачи:

  1. Развивать интерес к художественному слову, умению выразительно читать.
  2. Развивать способность сравнивать, анализировать, обобщать.
  3. Развивать речь, творческое мышление учащихся.
  4. Развивать у школьников образное мышление, связанного с раскрытием метафор басни.
  5. Развитие логического мышления детей.
  6. Развитие умения проникать в скрытый (неявный) смысл произведения и понимания замысла автора.
  7. Развивать свои начальные понятия о морали, нравственности и других качествах людей.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать нравственные качества личности.
  2. Формировать у детей определенные этические взгляды.

Оборудование: портрет Л.Н.Толстого, учебник 4 класса «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова , иллюстрация к басне Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень», пословицы, мультимедийный проектор, презентация. 

        

ХОД УРОКА

1. Организационный этап.

Много книг чудесных,
Книжек умных, интересных,
Увлекательных, веселых
В городах, станицах, селах …
Ты идешь в библиотеку,
Чтоб побольше прочитать,
Настоящим человеком
Помогают книги стать.
         

2. Мотивация к учебной деятельности.

- Доброе утро, ребята. Я рада вас видеть на своем уроке.

 Начнём урок с речевой разминки. А для чего мы проводим речевую разминку?  (Чтобы правильно воспроизводить слова, правильно читать, чтобы тренировать речь)

Откройте свои тетради на стр.59 и найдите там речевую разминку, давайте выполним задание. 

Упражнение  «Посчитаем Егорок» (не делать ни вдоха, ни добора воздуха).

«Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки»: выдохнуть остаток воздуха, сделать новый вдох и считать Егорок.

3. Проверка домашнего задания.

- Вспомните, чему был посвящён наш с вами последний урок? (Мы узнали о творчестве Л.Н. Толстого, читали его рассказ «Детство»)

У вас было домашнее задание  и надо было подготовить пересказ, ответить на вопросы после текста, выполнить задание в тетради №77 и по желанию нарисовать рисунок, составить кроссворд или придумать свои вопросы к тексту. Давайте проверим, что у вас получилось.

Проверка пересказа отрывка «Детсво».

Ответы на вопросы после текста.

Проверка задания в тетради № 77.

Просмотр рисунков, детских кроссвордов и ответы на вопросы, составленные детьми.

- А какие еще произведения  Л. Н. Толстого вы читали?

Дети называют произведения  Л.Н. Толстого.

Молодцы вы прекрасно справились с домашним заданием.

4. Сообщение темы, постановка цели и задач урока.

– Сегодня на уроке будем изучать басню Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень». Вспомним что такое басня, в чём её особенности, составим план к произведению. Постараемся определить мораль этой басни, поработаем над пословицами. (слайд 1)

5. Изучение нового материала. Актуализация знаний

-Для начала давайте вспомним определение басни.

– Что такое басня?
 Вот такое определение дает толковый словарь Ожегова:

 1. Краткий иносказательный нравоучительный рассказ, стихотворение.

 2. Обычно вымысел, выдумка, пустой разговор (из словаря С.И.Ожегова) (слайд 2)


– В чём заключается особенность басни? (В том, что есть мораль.) (слайд 3)
- А какие ещё особенности басни вы знаете?

-интересный короткий занимательный сюжет;

-мало описаний;

-много диалогов;

-героев обычно несколько;

-главный герой выражает основную идею;

-героями являются животные, растения, вещи, птицы, рыбы, люди;

-высмеиваются человеческие пороки.

-короткое повествование в стихах или прозе;
-наличие морали;
- комизм;
-поучительность;.

– Что принято понимать под словом мораль? (Поучительный вывод, наставление, какие-то правила.) (слайд 4)

-А что басни высмеивают ? (слайд 5)

-лесть

-ложь

-глупость

-лень

-безнравственность

-невежество

-хвастовство

-Чему учат басни? (слайд 6)

-дружбе

-трудолюбию

-усердию

-честности

-доброте

-отзывчивости

-благородству

-благодарности

-добывать знания

Мы с вами знаем, что басни были написаны более 150 лет назад, зачем же нам детям 21 века, в век мобильной связи, компьютеризации изучать творчество Крылова, его басни?

 Да, потому что и сейчас есть человеческие пороки и его басни как никогда актуальны, для усовершенствования своих черт. Посмотреть на себя со стороны и избавиться от своих недостатков. 

Басня - вымышленное происшествие, выдумка, рассказ ради красного словца. Иносказательное, поучительное повествование, притча, где принято выводить животных, и даже вещи словесными; ложь, пустословие. Например: Полно басни сказывать, берись за дело (из словаря В.Даля)

-А откуда же к нам пришли басни?

 Немного истории.

(слайд 7)

Басенный жанр уходит своими корнями в фольклор многих народов. Первые письменные признаки «басенности» ученые относят к шумеро-аккадским текстам.

(слайд 8)

Устойчивую жанровую форму басня приобретает в греческой словесности. Наиболее видным представителем  этого времени является полулегендарный  Эзоп  (6 век до н.э.). .

 Первым кто стал использовать приём иносказание, а иносказание- это когда изображают животных, а имеют в виду людей - был Эзоп.

 Он жил в Древней Греции около 3000 лет назад, Эзоп был рабом и не мог открыто смеяться над людьми обладающие властью, он рассказывал истории, который якобы случались с животными. И хотя все понимали, что речь идет о людях, никто не мог обвинить Эзопа в том, что, он выслеживает неприглядные поступки определённого человека.

До сих пор, иносказательную речь называют Эзоповым языком. Читая басни, мы будем учиться понимать Эзопов язык. Многие басни Эзопа стали известны Российским читателям благодаря переводам Крылова. Он наделил их русскими чертами, вложил в их уста русскую народную речь.

(слайд 9)

В России главными этапами развития басенного жанра были басни М.В.Ломоносова и А.Д.Кантемира, потешная басня А.П.Сумарокова, наставительная И.И.Хемницера,  изящная И.И.Дмитриева, лукавоумудрен-ная И.А.Крылова, красочно-бытовая А.Е.Измайлова.

Лев Николаевич Толстой тоже написал басню. И как говорил А.М. Горький: «Не зная Толстого, нельзя считать себя  знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком.» (слайд 10)

 -А сейчас вы послушаете запись басни Л.Н.Толстого «Как мужик убрал камень». Постарайтесь  определить мораль этой басни. Обратите внимание, в названии басни есть вопрос. Постарайтесь понять, как мужик это сделал.

Звучит аудиозапись басни

-Понравилась ли вам басня?

-Что понравилось в басне?                                                                                                                                                 - Прочитайте басню про себя. Определите непонятные слова.

Словарная работа                                                                                                                                      

-Какие слова показались трудными?
-Есть ли такие слова, которые непонятны?

- Давайте разберём значение слов:    (слайд 11)                                                                                                                                                                                                                                                                 Инженер – специалист с высшим техническим образованием.
Порох – взрывчатое соединение или смесь.
Большой каток – машина для утрамбовки и уплотнения грунта,
Выдумка – вымысел, изобретение.
- Теперь текст понятен. Прочитаем басню вслух  и поупражняемся в выборочном чтении.  

6. Первичное закрепление.

-Сейчас  я предлагаю вам одновременно и ответить на вопросы и поработать в парах. Попробуйте составить план  басни, отвечая на вопросы. А потом мы посмотрим, что у вас получилось.

Дети читают «по цепочке» по частям и отвечают на вопросы учителя предложением из текста.
-Читаем вслух.
-Готовимся ответить на вопросы и одновременно составляем план.
Читаем по частям. (Выборочное чтение)
Прочитайте 1 часть.
-О чем в ней говорится?
- Где лежал камень? Чем он мешал горожанам? О чём попросили инженеров?

Что предложили бы вы, если оказались в группе инженеров?
Озаглавьте (Камень на площади).
Прочитайте 2 часть.
-О чем в ней говорится?
-Что предложил 1 инженер?
-Что предложил 2 инженер?
-Что больше 6 тыс. или 8 тыс. и на сколько?
-Как озаглавим? (Спор)
Прочитайте 3 часть.
-Что предложил мужик?

-Сколько он запросил?

- Какое решение проблемы стоило дешевле и на сколько?

-Почему ему дали еще 100 руб.
-Как озаглавить эту часть. (Хорошая выдумка)
-За какие деньги инженеры хотели убрать камень?
-Кто вызвал удивление инженеров?
-Как вы его себе представляете?

Найдите и зачитайте, какой момент изображён на иллюстрации. (слайд 12)
(Ученики зачитывают отрывок басни)

-Какие  строчки из басни подходят к этой иллюстрации?                                                                                                                    

-Какими  чертами обладал  мужик?

-В чём же мораль  басни Льва Николаевича Толстого? (Важна не столько сила, сколько смекалка.)

-Почему данное произведение можно назвать басней?

Найдите строчки, в которых заключена  мораль басни.  

- Какой урок для себя вы можете извлечь?  (Важна не столько сила, сколько смекалка. Нужно хорошенько подумать: возможно, существуют и нестандартные решения  проблемы).

Теперь давайте, посмотрим какие планы получились у вас.

7. Физкультминутка (с движениями+ для глаз)

Вы, наверное устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Вправо ниже наклоняйся. Раз, два, три.

Влево тоже наклоняйся. Раз, два, три.

Покрутились, повертелись

И за парты тихо сели.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем. Поморгаем

И опять читать мы начинаем.

8. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

- Сейчас я предлагаю  вам хорошенько подумать, проявить смекалку и  сообразительность.  Вам нужно собрать пословицы и объяснить их смысл.

Класс делится на группы и собирает пословицы из конверта.
-Что такое пословица?
 (Пословица – краткое народное изречение с назидательным смыслом).

Дети в группах собирают пословицы  из конверта

Где не возьмёт топор, там возьмёт смекалка.

Глупый киснет, а умный всё промыслит.

Достигай всего своими способностями.

Красна гора скалой, а человек - головой.

Смётка дороже богатства.

 Мало что хотеть, надо знать да уметь.
Ленивые руки не родня умной голове.
Каков мастер, такова и работа.
Недаром говорится, что дело мастера боится.
Сила ломит всё, а ум силу.

9. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

Откройте свои дневники и запишите домашнее задание.
Выразительно читать изученную басню и пересказывать. Можно нарисовать рисунок.

А ещё  я вам предлагаю творческую работу по желанию. Писали ли вы когда-нибудь свои собственные басни? Попробуйте! Сочините свою басню, запишите её и по желанию оформите своими рисунками. Из лучших работ   мы оформим альбом «Наше творчество».

Выставление оценок за урок.

10. Рефлексия( подведение итогов).

- Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.)

-Что делали на уроке?

- Что нового вы узнали на уроке?  (Басни  учат нас быть трудолюбивыми, честными, справедливыми. Поэтому их называют нравоучительными произведениями.)
Нравоучительный смысл басни в словах автора в начале или в конце басни. Это  мораль басни )

-Что интересного узнали  на уроке

-Нужно изучать басни?

- Что этот урок дал для жизни?
-Какую цель мы поставили в начале урока?

- Достигли мы поставленной цели?

-Урок понравился?

- У вас на партах лежат цветные карточки. Зелёная карточка означает положительный ответ, жёлтая карточка – сомнение, красная карточка – отрицательный ответ. Я произнесу некие утверждения, а вы поднимайте карточки согласия, сомнения или несогласия.

-Я знаю, что такое басня.

-Я знаю, что такое мораль басни.

-В самостоятельной работе у меня всё получилось.

-Я доволен своей работой на уроке.

-Молодцы.

Урок хочу закончить стихотворением:

Чтоб урок прошёл не зря
Вам желаю я, друзья,
Чтоб вы с книжками дружили
И воспитанными были!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по чтению на тему:"Басня Л.Н.Толстого "Как мужик убрал камень"

Конспект урока составлен по учебнику Л.Ф. Климановой для 4 класса.Урок составлен в технологии деятельностного метода. На уроке предусматривается использование мультимедийной презентации....

Конспект урока по литературному чтению Л.Н. Толстой «Как мужик убрал камень»

Конспект урока по литературному чтению Л.Н. Толстой «Как мужик убрал камень»...

Технологическая карта к уроку литературного чтения 4 класс по теме "Л.Н.Толстой "Как мужик убрал камень"

УМК "Школа России". Литературное чтение в 4 классе по теме Л.Н.Толстой басня "Как мужик убрал камень", технологическая карта....

открытый урок по литературному чтению Л. Н.Толстой "Как мужик убрал камень"

урок проводился учителям кожууна в рамках семинара учителей начальных классов "Подготовка к ВПР"...

Технологическая карта урока литературного чтения 4 класс. Тема: Л.Н.Толстой "Как мужик убрал камень"

Литературное чтение 4 класс. Тема урока: Л.Н.Толстой "Как мужик убрал камень" УМК Школа России...

Конспект урока литературного чтения "Басня Л. Н. Толстого "Как мужик убрал камень" (УМК "Школа России" 4 класс)

Цели деятельности учителя: Знакомство с басней Л. Н. Толстого «Как мужик убрал камень»,Планируемые результатыПредметные: Знать: литературные жанры; что такое басня, аллегория, мораль ...