Календарно-тематическое планирование, литературное чтение 3 класс
рабочая программа (чтение, 3 класс) по теме

 Крадинова Екатерина Владимировна

Данная рабочая программа составлена на основании предмета "Литературное чтение" для 3-его класса в соответствии с программой по литературному чтению, разработанной Ефросининой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_.docx53.16 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                  Пояснительная записка

Основная цель уроков литературного чтения – помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.

Основными образовательными линиями курса являются следующие:

  1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.
  2. Система работы над навыками чтения.
  3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.
  4. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
  5. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.

На основном этапе формирования читательской деятельности главным принципом является художественно-эстетический, используются жанровый и авторский принципы, осуществляется принцип эмоционально-эстетического восприятия произведения, а также учтены общепедагогические принципы построения процесса обучения: системности, преемственности, перспективности и др.

В 3 классе формирование читателя продолжается уже на более сложных (но доступных) текстах, углубляются литературные познания ученика, обогащается его читательский опыт. Читательское развитие школьника приобретает большую глубину, а чтение становится более самостоятельным. Между учеником, книгой, автором складываются определенные отношения, вызывающие у третьеклассников личные симпатии и предпочтения.

Данная программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования и базисному учебному плану образовательного учреждения, рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю), в том числе 2 часа на комплексные контрольные работы. Формами итоговой проверки сформированности учебной и читательской деятельности являются диагностический тест, проверка техники чтения (молча и вслух). Для контроля за формированием системы знаний и оценки уровня подготовки учащихся используются следующие формы: текущие проверки навыков чтения вслух и молча, проверка выразительности чтения, начитанности и читательских умений, литературные диктанты.

Учитывая особенности учащихся 3 «А» класса, некоторые темы программы по литературному чтению дополнены материалами, развивающими интерес младших школьников к литературному чтению, позволяющими сформировать основы читательской самостоятельности, обогатить читательский опыт, вовлечь читателя в диалог с текстом совершенствовать навык чтения третьеклассников, вести дифференцированное обучение с учетом уровня подготовки каждого ученика, что способствует развитию мышления, чувства слова, познавательных и творческих способностей, обогащению речи. Они отнесены в графу «Элементы дополнительного содержания» учебно-тематического плана.

                                                            СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ ПРОГРАММЫ

Круг чтения. Произведения устного народного творчества русского народа и других народов. Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, детская энциклопедия, книги-справочники.

Примерная тематика. Произведения о Родине, о героических подвигах во имя Родины, о труде людей и их отношении к Родине, друг к другу, природе и жизни; о жизни детей и взрослых, их чувствах, дружбе и бережном отношении к животным; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т. д.).

Жанровое разнообразие. Более сложные по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды. Стихотворные произведения (наблюдение за ритмическим рисунком, рифмой, строкой, строфой).

Народная сказка: замедленность действия за счет повторов, включения песенок и прибауток, наличие волшебных превращений, присказки, зачины и их варианты, особые концовки. Идея победы добра над злом, правды над кривдой. Реальность и нереальность событий. Герои положительные и отрицательные.

Литературная (авторская) сказка: сходство с народной сказкой: сказочные герои, повторы, структурное сходство; особенности: особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания.

Художественные рассказы: изображение явлений и героев; наличие диалогической речи, эпитетов, сравнений, устойчивых выражений.

Рассказы-описания (научно-художественные рассказы) — это промежуточный жанр между художественными и научно-популярными рассказами. Особенности описания образов природы в художественной форме, наличие реальных знаний.

Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литература, фольклор, литературное произведение. Литературные жанры: сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса-сказка, быль.

Присказка, зачин, диалог, произведение (художественное произведение, научно-художественное, научно-популярное). Герой (персонаж), портрет героя, пейзаж. Стихотворение, рифма, строка, строфа. Средства выразительности: логическая пауза, темп, ритм.

Восприятие литературного произведения. Восприятие произведений разных жанров из круга чтения на уровне понимания главной мысли.

Изучение произведений одного и того же жанра или произведений одного и того же автора; особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображения героев). Сравнение героев разных произведений, анализ их поступков, выделение деталей для характеристики; определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя. Выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям.

Творческая деятельность. Развитие интереса к художественному слову. Сочинение (по аналогии с произведениями фольклора) загадок, потешек, небылиц, сказок, забавных историй с героями изученных произведений. «Дописывание», «досказывание» известных сюжетов.

Коллективная творческая работа по изученным произведениям во внеурочное время (в группе продленного дня, к творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятиях): дорога сказок, город героев, сказочный дом и т.д. Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков-отчетов.

Навык чтения. Чтение вслух и про себя небольших произведений или глав из произведений целыми словами. Умение читать выразительно текст  произведения, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок.

Работа с текстом. Осознание последовательности и смысла событий. Вычленение главной мысли текста. Определение поступков героев и их мотивов в произведениях; сопоставление поступков персонажей и их оценка. Нахождение в произведении слов и выражений, характеризующих героев и события; выявление авторской позиции и своего отношения к событиям и персонажам.

Работа со структурой текста: начало, развитие, концовка; деление текста на части и озаглавливание; составление плана под руководством учителя. Пересказ содержания текста (подробно и выборочно) по готовому плану. Самостоятельное выполнение заданий к тексту.

Читательские умения:

  1. самостоятельное определение темы и жанра, умение пользоваться оглавлением, предисловием, послесловием;
  2. отбор произведений по теме и жанру, авторской принадлежности;
  3. самостоятельное чтение произведений и книг по заданной теме, жанру или авторской принадлежности.

Межпредметные связи:

  1. с уроками русского языка: аннотация к прочитанному произведению (2-3 предложения), запись описания пейзажа или портрета персонажа, первые опыты в пробе пера (сочинение считалок, сказок, рассказов);
  2. с уроками изобразительного искусства: знакомство с художниками книг, иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения;
  1. с уроками музыки: знакомство с музыкальными произведениями на тексты отдельных произведений, составление музыкального интонационного рисунка и сравнение его с интонационным рисунком произведения, музыкальные образы героев произведений;
  2. с уроками труда: переплет книг, работа с элементами книг, ремонт книг в классной и школьной библиотеках.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

К концу обучения в 3 классе учащиеся должны уметь:

  1. читать сознательно и правильно текст целыми словами вслух и про себя;
  2. знать наизусть 6-7 стихотворений и 2-3 отрывка из прозы;
  3. выразительно читать подготовленное произведение с места или наизусть;
  4. определять смысл событий и поступков героев; выражать свое отношение;
  5. пересказывать текст произведения (подробно и кратко) по готовому плану;
  6. самостоятельно читать произведения и книги по изучаемым темам;

•        пользоваться библиотечным фондом;

•        отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, но авторской принадлежности;

•        пользоваться справочной литературой.

Учебно-методические средства обучения

  1. Ефросинина, Л. А., Оморокова, М. И. Литературное чтение: 3 класс, в 2 ч. Ч. 1, 2. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 160 с.: ил. - (Начальная школа XXI века)

  1. Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 3 класс: учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2012. - (Начальная школа XXI века)

  1. Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 3 класс: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., доп. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 112 с.: ил. - (Начальная школа XXI века)

  1. Ефросинина Л.А. Литературное чтение в 3 классе: Методическое пособие. – 2-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 256 с.

  1. Сборник «Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания: в 2 ч. – М.: Вентана – Граф, 2008. – 416 с. (Оценка знаний).
  2. Литературное чтение: итоговая аттестация: 3 класс: типовые тестовые задания/О.Н.Крылова. – М.: Издательство «Экзамен». – 56 с.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Вид контроля

Элементы дополнительного содержания

Дата

                                                              Устное народное творчество (12 часов)

1

Загадки. Какие бывают загадки. Загадка-сказка.

В.Даль "Старик-годовик"

1

2

Малые жанры фольклора: пословицы.

1

Конкурс "Знаток русских  пословиц"

3

Русская народная сказка. «Самое дорогое»

1

Входной контроль техники чтения

Проектная работа: сочинялки. Присказка, зачин, концовка сказки.

4

 Русская  народная  сказка «Про ленивую и Радивую».

1

Творческий проект: создаем книжку-малышку.

5

Сказки с загадками. Русская народная сказка «Дочь-семилетка»

1

Сравнение сказок с загадками. Сочинение загадок-описаний.

6

Волшебная русская народная сказка «Царевич Нехитер-Немудер». О присказках

1

Сравнение бытовых и волшебных сказок.

7

Литературное слушание. Русская народная сказка «Елена Премудрая»

1

Дополнительное чтение: «Умная внучка» (в пересказе А. Платонова)

8

Малые жанры фольклора. Скороговорки. Потешки.

1

Тематич. контроль

Сам-ая  работа

Конкурс "Знаток малых жанров русского фольклора".

  9-11

Былины. "Добрыня и Змея", "Илья Муромец и Соловей-разбойник", "Алеша Попович

и Тугарин Змеевич", "Вольга и Микула"

3

Понятия былинный герой, сказитель. 

Выделение языковых средств худ.  выразительности. Особенности былины: напевность, особенности языка, повторы,

устойчивые эпитеты.

12

Литературное слушание. Былины. «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Первый бой Ильи Муромца», «Алеша Попович»

1

Сравнение былин. Работа с элементами книги: титульный лист, оглавление.

13

Обобщение по разделу "Проверьте себя". Выполнение заданий в учебнике и тетради

Тематич. Контроль.

Викторина

Басни (3 часа)

14

Эзоп «Лисица и виноград».

И. Крылов «Лиса и виноград»

1

Структура и художественные особенности басни: мораль, вступление, рассказ

(развитие действия), олицетворение.

15

И. Крылов «Ворона и лисица»

1

Дополнительное чтение: Эзоп

"Ворон и Лисица"

16

Литературное слушание. И. Крылов «Крестьянин и работник», «Волк и Ягнёнок». Басни. Эзоп «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая Лиса»,

1

Тематич. контроль.

Конкурс чтецов басен

Работа с аппаратом книги: титульный лист, внутритекстовые иллюстрации, составление краткой аннотации к книге.

Произведения А. С. Пушкина (8 часов)

17

А. С. Пушкин

«У лукоморья дуб зеленый…»

1

Представление об эпитетах, устойчивые эпитеты, олицетворения.

Дополнительное чтение. А. С. Пушкин «Бой Руслана с головой» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»)

18-20

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

3

Выделение языковых средств художественной выразительности

21

Литературное слушание. А.С.Пушкин "Сказка о попе и о работнике его Балде"

1

22

А. С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…», «Зимний вечер».

1

Наблюдение за построением строф и рифмы.

23

А.С.Пушкин "Няне". К. Паустовский «Сказки Пушкина».

1

24

Обобщение по разделу "Проверьте себя". Выполнение заданий в учебнике и тетради

1

Тематич. Контроль. Сам. работа

Выбор книг на основе рекомендованного списка в библиотеке.

Стихи русских поэтов.

Ф. И. Тютчев, А. Н. Майков, А. А. Фет. (4 часа)

25

Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою Зимою…»

1

Выделение языковых средств художественной выразительности. Стихотворная строка. Строфа, рифма, ритм стиха.

26

Литературное слушание. И. Бунин «Листопад»

1

27

А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поет, глаза прищуря…»

1

28

Обобщение по разделу «Стихи русских поэтов»

1

Тематич. контроль

Выбор книг в библиотеке по изучаемой теме, опираясь на данные обложки и титульного листа.

Произведения Л. Толстого (9 часов)

29-30

Л. Толстой. Сказка «Два брата».

Басня «Белка и волк»

2

Сравнение жанров произведений и выделение

особенностей. Особенности басни в прозаической форме, выделение морали.

31

Литературное слушание. Л. Н. Толстой «Работник Емельян и пустой барабан»

1

Определение вида сказок. Работа со справочниками, энциклопедией.

32

Научно-познавательные и

художественные рассказы.

Л. Толстой "Лебеди", "Зайцы"

1

Дополнительное чтение. «Лев и собачка»

33-35

 Разножанровые произведения.

Л. Толстой. Рассказ "Прыжок". Былина

"Как боролся русский

богатырь"

3

Сюжетно-композиционный треугольник

36

Литературное слушание. Книги Л. Н. Толстого.

А. Сергеенко «Как  Л. Н. Толстой рассказывал сказку об огурцах»

1

Дополнительное чтение рассказов
Л. Толстого «Ореховая ветка»

37

 Обобщение по разделу "Проверьте себя". Выполнение заданий в учебнике и тетради

1

Тематич. Контроль.

Сам. работа

Произведения Н.А. Некрасова (6 часов)

38

Н. Некрасов «Крестьянские дети».

1

Аналитическое чтение статьи К.И.Чуковского

"Мужичок с ноготок"

39

Литературное слушание. Н. Некрасов «Крестьянские дети» (полный текст)

1

40

Н. Некрасов «Славная осень»

1

Выделение языковых средств художественной выразительности: эпитетов, сравнений, олицетворений.

41

Н.А.Некрасов «Зеленый шум».

К. И. Чуковский «Зеленый шум»

1

42

Стихи о природе.
Н. Некрасов «Мороз-воевода»

Дополнительное чтение. Н. А. Некрасов «Саша», «Перед дождем»

1

Тон, темп и ритм чтения.

43

Произведения Н. Некрасова.
К. И. Чуковский «О стихах Н. А. Некрасова».

Обобщение по разделу «Произведения Н.А.Некрасова»

1

Тематич. контроль

Самост. работа

Работа со справочно-энциклопедической литературой

Произведения А. П. Чехова (4 часа)

44

А. П. Чехов «Степь»

1

Промежу-

точный контроль техники чтения

Выделение олицетворений. Дополнительное чтение И. С. Тургенев «Лес и степь»

45-46

А.П. Чехов «Ванька».

2

47

Обобщение по разделу «Произведения А.П.Чехова»»

1

Дополнительное чтение Н. Шер «О рассказах А. П. Чехова»

                                                    Сказки зарубежных писателей. (3 часа)

48

Ш. Перро «Подарки феи»

1

49

И. Топелиус «Солнечный луч в ноябре».

1

Дополнительное чтение

Ц. Топелиус «Зимняя сказка»

50

Обобщение по разделу «В мире сказок»

1

Комплексная разноуровневая контрольная работа

Дополнительное чтении сказки 

Г.-Х. Андерсена

Стихи русских поэтов(5 часов)

51

И. Никитин «Русь»

1

Выделение языковых средств художественной выразительности

52

И. Никитин «Утро»

1

Работа над логическим ударением

53

И. Суриков «Детство»

1

Дополнительное чтение. Стихи И. Суркова

54

С. Дрожжин «Привет», «Зимний день»

1

Конкурс чтецов

55

Литературное слушание. Стихи о Родине. Обобщение по разделу «Стихи русских поэтов»

1

Творческая работа «Мой любимый поэт»

Дополнительное чтение. Ф. Н. Глинка «Москва»

Произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка (5 часов)

56-57

Д. Мамин-Сибиряк «Приемыш»

2

58-59

Д. Мамин-Сибиряк «Умнее всех»

2

60

Обобщение по разделу « Рассказы Д. Мамина-Сибиряка»

1

Тематич. контроль. Сам. работа

Произведения А. И. Куприна (6 часов)

61-62

А. И. Куприн «Синяя звезда»

2

63-64

А. Куприн «Барбос и Жулька»

2

Дополнительное чтение. А.Куприн «Собачье счастье»

65

Литературное слушание. А. Куприн

«Ю-ю»

1

66

Обобщение по разделу «Рассказы
А.И. Куприна»

1

Тематич. контроль. Сам. работа

Стихи С.Есенина (5 часов)

67

Есенин. Стихи о Родине

1

Выделение языковых средств художественной выразительности: строфы, паузы, логические ударения.

68

С. Есенин. «Нивы сжаты, рощи голы…».

Стихи о природе

1

Определение интонационной партитуры.

69

С. Есенин «Береза».

1

70

С. Есенин «Бабушкины сказки»

1

Творческая работа: рассказывание сказок «Про Ивана-дурака»

71

Обобщение по разделу «Стихи С. Есенина»

1

Конкурс чтецов

Конкурс выразительного чтения стихов С.А. Есенина (работа в группах)

Произведения К.Г. Паустовского (10 часов)

72-73

К. Паустовский «Стальное колечко»

2

Обучение художественному пересказу.

74

К. Паустовский «Кот-ворюга»

1

Творческая работа: рассказ от имени кота "Моя кошачья жизнь"

75

К. Паустовский «Какие бывают дожди»

1

 Понятие: научно- познавательный рассказ. Творческая работа: придумать рассказ

"Дождь идет"

76

Слушание и работа с детскими книгами К.Г.Паустовского.

1

Рассматривание книг Паустовского, работа с

аппаратом книги: предисловие, оглавление,

аннотация

    77

К.Г.Паустовский "Теплый хлеб".

1

78

Обобщение по разделу "Проверьте себя" (выполнение заданий в учебнике и тетради) или комплексная разноуровневая контрольная работа .

1

Тематич контроль

Сам. работа

Выбор книг на основе рекомендованного списка в библиотеке

79-80

Литературное слушание. Детские книги о природе (Н. Сладков, Г. Скребицкий, Э. Шим, В. Бианки и др.).

2

Дополнительное чтение. В. Астафьев «Стрижонок Скрип»

81

И. С. Тургенев «Перепелка»

1

Дополнительное чтение И. С. Тургенев «Воробей»

Произведения С. Маршака (3 часа)

82

С. Маршак «Урок родного языка»

1

Выделение языковых средств художественной выразительности.

Первая часть урока-конкурса "Мой Маршак":

- работа в учебнике по рубрике "Книжная полка";

- выразительное чтение стихов С.Я.Маршака;

- аннотация "своей" книги, принесенной на урок;

- конкурс творческих работ.

Вторая часть урока-конкурса "Я знаю стихи

С.Я.Маршака"

83

С. Маршак «Ландыш».

В. Субботин «С Маршаком»

1

84

Литературное слушание.

 С. Маршак «Кошкин дом»

Обобщение по разделу «Произведения

С. Я. Маршака»

1

Тематич контроль

Сам. работа

Рассказы Л. Пантелеева (6 часа)

85-86

Л. Пантелеев «Честное слово»

2

87-88

Л. Пантелеев «Камилл и учитель»

2

89

Литературное слушание.

Л. Пантелеев «Фенька»

1

Дополнительное чтение. Л. Пантелеев «Новенькая»

90

Обобщение по разделу «Рассказы

Л. Пантелеева»

1

Тематич. контроль. сам. работа

Работа со справочной литературой: составление справки об авторе

Произведения А. П. Гайдара (4 часа)

91-92

А. Гайдар «Горячий камень»

2

Работа со справочной литературой

    93

А. Гайдар «Тимур и его команда» (отдельные главы)

1

Знакомство с жанром: повесть.

94

С. Михалков «Аркадий Гайдар».

К. Паустовский «Об аркадии Петровиче Гайдаре».

1

Дополнительное чтение. С. В. Михалков «Ошибка»

Произведения М. Пришвина (3 часа)

95

М. Пришвин «Моя Родина». Очерк.

1

Дополнительное чтение 

М. Пришвин «Двойной след»

96-97

М. Пришвин «Выскочка»

М. Пришвин «Жаркий час».

В. Чалмаев «Воспоминания о  М. М. Пришвине»

2

Сравнение разных по жанру произведений

М.М.Пришвина: очерк, художественный рассказ, юмористический рассказ, рассказ-описание

Произведения зарубежных писателей (5 часов)

98-100

Дж. Лондон «Бурый волк»

1

Тематич. контроль. Сам. работа

Работа со справочной литературой

101

Итоговая контрольная работа

1

Комплексная разноуровневая контрольная работа

102

Э. Сетон-Томпсон «Чинк»

Работа с выставкой книг

зарубежных писателей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планированиае по литературному чтению для 1 класса

КТП по литературному чтению 1 класс. УМК "Школа России" (ФГОС)...

Рабочая программа и календарно - тематический план по литературному чтению для 2 класса

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование составлено в соответствии с ФГОС, УУД расписаны по каждой теме...

Календарно-тематическое планировние по литературному чтению для 1 класса.

Календарно-тематическое планировние по литературному чтению для 1 класса....

Календарно-тематический план по литературному чтению(тат.яз) поУМК Перспектива 2 класса

Календарно-тематический план по литературному чтению составлен  на 2014-2015 учебный год  по УМК Перспектива....

Календарно-тематический план по литературному чтению(тат.яз) поУМК Перспектива 2 класса

Календарно-тематический план по литературному чтению составлен  на 2014-2015 учебный год  по УМК Перспектива....

Календарно-тематические планы по литературному чтению

Календарно-тематические планы по литературному чтению...


 

Комментарии

 Крадинова Екатерина Владимировна

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование.