Там на неведомых дорожках. Путешествие по сказкам А.С.Пушкина
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

Бессонова Наталья Владимировна

Данная разработка урока литературного чтения по теме «Там на неведомых дорожках…» (путешествие по сказкам А.С.Пушкина)»  предназначена для учителей начальных классов. Может быть использована при подготовке обобщающих уроков по сказкам Пушкина. К данному уроку разработана презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Там на неведомых дорожках…» ( путешествие по сказкам А.С.Пушкина)

Цели урока:

  1. Познакомить обучающихся с биографией А.С.Пушкина.
  2. Закрепить знания по сказкам великого русского писателя.
  3. Развивать образное мышление, речь, память.
  4. Прививать интерес детей к чтению.

Тип урока: урок-обобщение

Оборудование: кроссворд, портрет А.С.Пушкина,  костюм кота,  таблица с буквами, иллюстрации сказочных предметов, презентация к уроку (Приложение 1).

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Мотивационно- ориентированный

Учитель: - Сегодня на уроке мы с вами вспомним сказки известного русского писателя и поэта, а какого, вы узнаете, отгадав кроссворд.

                 

Вопросы:

1 В свете есть такие ль дива?
Вот идет молва правдива:
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает будто ....

2 Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает,
Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль за морем иль худо?
И какое в свете ....

3 Здравствуй, Балда- мужичок;
Какой тебе надобен оброк?
Об оброке век мы не слыхали,
Не было чертям такой печали.
Ну, так и быть возьми, да с уговору,
С общего нашего приговору -
Чтобы впредь не бы то никому горя:
Кто скорее из нас обежит около моря,
Тот и бери себе полный оброк,
Между тем там приготовят .....

4 В море остров был крутой,
Не привальный, нежилой;
Он лежал пустой равниной;
Рос на нем дубок единый;
А теперь стоит на нем
Новый город со дворцом,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами,
А сидит в нем князь Гвидон;
Он прислал тебе ......

5 Старший молвил: «Что за диво!
Все так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая ........

6 Воеводы не дремали,
Но никак не успевали.
Ждут, бывало, с юга, глядь -
Ан с востока лезет рать!
Справят здесь - лихие гости
Идут от моря. Со злости
Инда плакал царь Дадон,
Инда забывал и ...

(Ответы: 1 Пава 2 Чудо 3 Мешок 4 Поклон 5 Сестрица 6 Сон – Пушкин)

- Ребята, фамилию  какого писателя мы видим в выделенных клетках?

3. Обобщение знаний:

(Стук в дверь)

Учитель: Кто-то стучится. Давайте посмотрим,  кто бы это мог быть.

Ученый Кот (поет):

Говорят, Коты и Кошки

Любят греться на окошке,

Любят сливки и печенье,

Но не любят приключенья.

Я — совсем наоборот,

Я не зря — Ученый Кот!

Обойдусь без молока

И творожного сырка.

Но скажу без самомненья —

Обожаю приключенья!

Про меня молва идет:

Мол, не зря учился Кот!

Я в душе авантюрист,

Но — подчеркиваю! — лично

Я учился на «отлично»!

И поэтому-то вот

Я — вполне Ученый Кот!

- Ребята, сегодня я пришел к вам в гости неспроста. Все реже и реже люди стали вспоминать сказки замечательного  поэта А.С.Пушкина, а ведь я их так люблю. Без помощи Александра Сергеевича  существование меня и других сказочных героев было бы невозможным. Сегодня  я хочу проверить, знаете ли вы сказки  Пушкина, стоит ли мне переживать, что скоро никто на нашей планете про меня и моих друзей ничего не будет знать.

- Прежде, чем отправиться в наше путешествие, давайте вспомним, а кто же  такой – Александр Сергеевич Пушкин.

Рассказ учителя

- Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 году в Москве. Маленький Саша рано научился читать. Он в детстве в совершенстве изучил французский язык, много читал по-французски, но особая любовь была у мальчика к русской речи.

Бабушка поэта и няня Арина Родионовна были самыми близкими сердцу людьми. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Сашу Пушкина с русской  народной поэзией. Ее песни и сказки запомнились ему на всю жизнь.

Прошли годы. Александр Сергеевич стал поэтом. Он написал много стихов о свободе, о любви, о дружбе, о природе.

Представьте себе: старый дом, зимний вечер, за окном падает снег, поет в трубе ветер, жужжит веретено. Няня рассказывает сказку. Поэт гусиным пером, торопливо записывает ее. Сюжеты этих сказок поэт использовал при создании своих сказок.

-А какие сказки Пушкина вы знаете?

-Какие чудеса в них встречаются?

Ученый кот.

- Ребята, а сейчас мы с вами будем отгадывать загадки, отгадав которые вспомним сказку.

Загадки.

Фырчит, рычит,
Ветки ломает,
Пыль поднимает,
Людей с ног сбивает,
Слышишь его,
Да не видишь его
(Ветер)

Постелю рогожку,
Посею горошку,
Положу калач,
Никому не взять
(Небо, звезды месяц)

Взглянешь - заплачешь,
А краше его нет на свете.
(Солнце)
- Из какой сказки все эти герои? (Сказка о мертвой царевне…)

- Кто герои этой сказки? Что с ними произошло?

Ученый кот.

- Следующее задание. Ребята, найдите спрятанные в таблице слова и назовите сказку, в которой все эти слова встречаются. Слова могут располагаться и по горизонтали, и по вертикали.


Ответ: Корыто, невод, вода, дворянка, рыбка, царица, владычица. "Сказка о рыбаке и рыбке"

- Кто герои этой сказки?

- Что с ними приключилось?

Ученый кот

- Отправляемся дальше. Сейчас вы должны узнать сказку по нарисованному предмету.

Узнавание сказки по нарисованным сказочным предметам.

         

Ученый кот

- Ребята, вы все такие молодцы! Вы так хорошо знаете сказки А.С.Пушкина. Я с легким сердцем могу отправиться к себе домой. Дядя родной, Кот Котофеевич, заждался — давно с ним не виделись. Прощайте! Но помните, как у Пушкина сказано: «Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит, там, на неведомых дорожках, следы невиданных зверей...»

Учитель:

- Нам без сказок скучно будет жить,

Ведь от сказок наша встреча так искрится.....

Расскажи ее своим друзьям

И умчишься в Лукоморье, словно птица.....

И тогда к тебе придет

Этот самый умный кот,

И русалка спляшет с лешим в хороводе.....

Вот уж  двести лет

Знает сказки белый свет,

И, конечно, любят Пушкина в народе...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие по сказкам А.С.Пушкина

Данная статья соотнесена к внеклассной работе. В моей школе есть традиция, когда выпускники одиннадцатого класса приходят на последний урок в начальную школу, к четвероклассникам (тоже выпускникам I с...

Урок литературного чтения по теме " Путешествие по сказкам А.С. Пушкина"

Цели: 1.Закрепить у учащихся знание сказок А.С. Пушкина.  2. Развивать образное мышление, речь, память. З. Прививать интерес к предмету....

Урок -путешествие по сказкам А.С.Пушкина "Обобщение знаний об имени существительном" русский язык 4 класс

На уроке ребята в занимательной форме проверят свои знания по теме" Имя существительное"Цели урока:Обучающие: совершенствовать умения и навыки правильного письма; закрепить и обобщить знания детей об ...

Там, на неведомых дорожках! (викторины по сказкам А.С.Пушкина)

Данный ресурс можно использовать на уроках внеклассного чтения или внеклассных занятиях, посвящённых творчеству А.С.Пушкина. Ребятам предлагается выполнить различные задания: назвать сказку и героя ск...

Презентация. Там на неведомых дорожках... Ко Дню памяти А.С.Пушкина. Литературное чтение. 3 класс.

Данная презентация поможет учащимся начальных классов  в достаточном объеме узнать все о жизни и творчестве А.С.Пушкина. Рассчитана на 45 минут урока. проводится в форме игры-викторины....

Классный час «Там на неведомых дорожках» (КВН по сказкам)

Цель: продолжить знакомство с творчеством А.С.Пушкина, его сказками;           развивать внимание, наблюдательность, любознательность...