Тема: Мониторинг универсальных учебных действий на уроках литературного чтения (техника чтения).
статья по чтению на тему
Чтение в жизни каждого человека занимает важное место. Современный читатель в условиях господства телевидения, радио и кино не потерял интереса к чтению книг, которые обогащают внутренний мир человека, дают знания о жизни, и окружающем мире, развивают мышление и доставляют читателю художественное наслаждение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo.doc | 199 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Мониторинг универсальных учебных действий на уроках литературного чтения (техника чтения).
Чтение в жизни каждого человека занимает важное место. Современный читатель в условиях господства телевидения, радио и кино не потерял интереса к чтению книг, которые обогащают внутренний мир человека, дают знания о жизни, и окружающем мире, развивают мышление и доставляют читателю художественное наслаждение.
Учиться читать все дети начинают в разное время и по-разному, но лишь только в начальной школе обучение чтению приобретает целенаправленный характер, когда на уроках грамоты дети учатся читать по слогам. Однако это не означает, что с первых этапов обучения формируется только техническая сторона чтения как воссоздания звуковой структуры слова по его графической модели. Задача учителя в этот период значительно шире – сформировать у детей смысловое, сознательное, а не «озвучивающее» чтение.
При первоначальном обучении чтению важно обращать внимание ребёнка на значения слов, так как понимание смысла слова является не только целью чтения, но и надёжным средством самостоятельного контроля за правильностью чтения в этот период.
Поэтому первостепенная задача учителя – обеспечить интенсивное совершенствование главного речевого навыка. Учащиеся должны овладеть целостными приёмами чтения, т.е. чтение целыми словами. Когда техническая сторона чтения и понимание прочитанного сольются в единый процесс, тогда к концу обучения в начальной школе ребёнок так называемое темповое чтение, овладеет сознательным и выразительным чтением с ориентировочной скоростью не менее 80 – 90 слов в минуту.
Очевидно, что овладение чтением – процесс длительный и нелёгкий, отнимающий у ребёнка много душевных сил и времени. И до тех пор, пока ребёнок не научится читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс не будет доставлять ему радости и удовольствия.
Это необходимо для успешного усвоения всех учебных предметов.
Учебный предмет «Литературное чтение» обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:
- смыслообразования через прослеживание «судьбы героя» (П.Я.Гальперин) и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;
- самоопределения и самопознания на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;
- формирования основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;
- формирования эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев;
- формирование действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;
- эмоционально-личностная децентрация на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;
- развитие умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;
- развитие умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя;
- развитие умения устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения;
- развитие умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации.
Следовательно, учителю при всём разнообразии подходов к современному уроку чтения необходимо постоянно держать в поле внимания следующие задачи:
1. Целенаправленно развивать навыки чтения и речевые умения, сочетая их с работой над литературно – художественным текстом;
2. Рассматривать художественное произведение с точки зрения формы, не забывая, о его многофункциональном характере.
При проверке навыка чтения оцениваются следующие позиции:
- как учащийся читает (все слова по слогам, только трудные слова по слогам, весь текст целыми словами);
- насколько правильно он читает (без ошибок или с ошибками, какие ошибки допускаются);
- выразительно ли читает текст (с нужной интонацией, в соответствии со знаками препинания);
- какова скорость чтения;
- насколько ученик понимает прочитанное (может ли ответить на вопросы, определить тему текста).
НОРМЫ ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
класс | конец года | 1 полугодие | 2 полугодие | 1 полугодие | 2 полугодие | 1 полугодие | 2 полугодие |
1 | 20 -25 слов | ||||||
2 | 25 -35 слов | 45 – 65 слов | |||||
3 | 45 – 65 слов | 65 -70 слов | |||||
4 | 70-80 слов | 80 -100 слов |
МОНИТОРИНГ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ
1 класс, 4 четверть
Контрольный текст
ЛУЧШЕ ВСЕХ
Быль
На улице в толпе заблудилась маленькая девочка. Бегает, кричит, ищет свою маму. Народ спрашивает у неё: «Какая же твоя мама?» А девочка сквозь слёзы говорит: «Разве вы не знаете?» Моя мама та, что лучше всех».(35 слов).
Л.Толстой
1.Как девочка описала свою маму?
2.Согласишься ли ты с её описанием?
3.А как бы ты описал(а) свою маму?
ТЕСТ
«Как читает учащийся»
1.Читает:
Все слова по слогам;
Только трудные слова по слогам;
Весь текст целыми словами.
2. Без ошибок / с ошибками:
Неправильное ударение ____________ошибок
Повторы слогов и слов ____________ошибок
Пропуск или замена букв __________ошибок
3.Выразительно /невыразительно.
4.Слов в минуту__________
5.Осмысленно / неосмысленно:
Может/ не может определить тему;
Может /не может ответить на вопросы;
Может /не может пересказать текст;
Может/ не может понять замысел автора.
Оцени себя:
Я очень хорошо читаю__________
Я хорошо читаю __________
Я не очень хорошо читаю _______
2 класс, 4 четверть
Контрольный текст
УТОЧКИ
Сидит Вася на бережку; смотрит он, как уточки в пруду кувыркаются: широкие носики в воду прячут, жёлтые лапки на солнышке сушат. Приказали Васе уточек стеречь, а они на воду ушли – и старые и малые. Как их теперь домой загнать? Вот и стал Вася уточек кликать:
- Ути-ути-уточки! Прожоры-тараторочки, носики широкие, лапочки перепончатые! Полно вам червячков таскать, травку щипать, тину глотать, зобы набивать – пора вам домой идти!
Уточки Васю послушали, на берег вышли, домой идут, с ноги на ногу переваливаются. (81 слово).
К.Ушинский
- Чем занимался Вася?
- Как ты думаешь, почему уточки послушались Васю?
ТЕСТ
«Как читает учащийся»
1.Читает:
Все слова по слогам;
Только трудные слова по слогам;
Весь текст целыми словами.
2. Без ошибок / с ошибками:
Неправильное ударение ____________ошибок
Повторы слогов и слов ____________ошибок
Пропуск или замена букв __________ошибок
3.Выразительно /невыразительно.
4.Слов в минуту__________
5.Осмысленно / неосмысленно:
Может/ не может определить тему;
Может /не может ответить на вопросы;
Может /не может пересказать текст;
Может/ не может понять замысел автора.
Оцени себя:
Я очень хорошо читаю__________
Я хорошо читаю __________
Я не очень хорошо читаю _______
3 класс,4 четверть
Контрольный текст
ВОРОБЕЙ
Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки. Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище…но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок охрип, он замирал, он жертвовал собою!...(108 слов).
По И.Тургеневу
1.Что случилось с молодым воробьём?
2.Как повёл себя старый черногрудый воробей?
Почему? Оцени поступок старого воробья.
ТЕСТ
«Как читает учащийся»
1.Читает:
Все слова по слогам;
Только трудные слова по слогам;
Весь текст целыми словами.
2. Без ошибок / с ошибками:
Неправильное ударение ____________ошибок
Повторы слогов и слов ____________ошибок
Пропуск или замена букв __________ошибок
3.Выразительно /невыразительно.
4.Слов в минуту__________
5.Осмысленно / неосмысленно:
Может/ не может определить тему;
Может /не может ответить на вопросы;
Может /не может пересказать текст;
Может/ не может понять замысел автора.
Оцени себя:
Я очень хорошо читаю__________
Я хорошо читаю __________
Я не очень хорошо читаю _______
4 класс, 4 четверть
Контрольный текст
СТАРЫЙ ДЕД И ВНУЧЕК
Басня
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад озо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им всё в доме портит и чашки бьёт, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары, будите, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели, друг на друга и заплакала. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним. (167 слов.)
Л.Толстой
ТЕСТ
«Как читает учащийся»
1.Читает:
Все слова по слогам;
Только трудные слова по слогам;
Весь текст целыми словами.
2. Без ошибок / с ошибками:
Неправильное ударение ____________ошибок
Повторы слогов и слов ____________ошибок
Пропуск или замена букв __________ошибок
3.Выразительно /невыразительно.
4.Слов в минуту__________
5.Осмысленно / неосмысленно:
Может/ не может определить тему;
Может /не может ответить на вопросы;
Может /не может пересказать текст;
Может/ не может понять замысел автора.
Оцени себя:
Я очень хорошо читаю__________
Я хорошо читаю __________
Я не очень хорошо читаю _______
МОНИТОРИНГ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ В 1 КЛАССЕ
НОЯБРЬ
Фамилия Имя уч-ся | Читает: все слова по слогам. | Только трудные слова по слогам. | Весь текст целыми словами. | Без ошибок: неправильное ударение. | .Повторы слогов и слов. | Пропуск или замена букв. | Выразительно/ Невыразительно. | Осмысленно/ неосмысленно | Слов в минуту |
Дунец Роман | - | + | - | 2 | 1 | 1 | + | + | 35 |
Зиятдинов Данил | + | - | - | 2 | - | 1 | - | + | 11 |
Козырев Иван | + | - | - | 2 | 2 | 2 | - | + | 25 |
Киселев Кирилл | - | - | - | - | - | - | - | - | 0 |
Кузнецова Анна | - | + | - | 2 | - | 1 | + | + | 42 |
Чуянов Савелий | + | - | - | 2 | 2 | 2 | - | - | 5 |
ДЕКАБРЬ
Фамилия Имя уч-ся | Читает: все слова по слогам. | Только трудные слова по слогам. | Весь текст целыми словами. | Без ошибок: неправильное ударение. | .Повторы слогов и слов. | Пропуск или замена букв. | Выразительно/ Невыразительно. | Осмысленно/ неосмысленно | Слов в минуту |
Дунец Роман | - | + | - | 2 | 1 | 1 | + | + | 38 |
Зиятдинов Данил | + | - | - | 2 | 1 | - | - | + | 15 |
Козырев Иван | + | - | - | 2 | 2 | 2 | - | + | 30 |
Киселев Кирилл | - | - | - | - | - | - | - | - | 0 |
Кузнецова Анна | - | + | - | 1 | - | - | + | + | 48 |
Чуянов Савелий | + | - | - | 2 | 2 | 2 | - | - | 5 |
ЯНВАРЬ
Фамилия Имя уч-ся | Читает: все слова по слогам. | Только трудные слова по слогам. | Весь текст целыми словами. | Без ошибок: неправильное ударение. | .Повторы слогов и слов. | Пропуск или замена букв. | Выразительно/ Невыразительно. | Осмысленно/ неосмысленно | Слов в минуту |
Дунец Роман | - | + | 1 | - | 1 | + | + | 42 | |
Зиятдинов Данил | + | - | - | 2 | 1 | 2 | - | + | 20 |
Козырев Иван | + | - | - | 1 | 1 | 2 | - | + | 32 |
Киселев Кирилл | - | - | - | - | - | - | - | - | 0 |
Кузнецова Анна | - | - | + | 2 | - | - | + | + | 53 |
Чуянов Савелий | + | - | - | 2 | - | 2 | - | + | 7 |
ФЕВРАЛЬ
Фамилия Имя уч-ся | Читает: все слова по слогам. | Только трудные слова по слогам. | Весь текст целыми словами. | Без ошибок: неправильное ударение. | .Повторы слогов и слов. | Пропуск или замена букв. | Выразительно/ Невыразительно. | Осмысленно/ неосмысленно | Слов в минуту |
Дунец Роман | - | + | 1 | - | 1 | + | + | 56 | |
Зиятдинов Данил | + | - | - | 2 | - | 2 | - | + | 28 |
Козырев Иван | - | + | - | 2 | - | 2 | + | + | 34 |
Киселев Кирилл | + | - | - | 2 | 2 | 4 | - | - | 5 |
Кузнецова Анна | - | + | + | + | - | - | + | + | 56 |
Чуянов Савелий | + | - | - | 2 | - | 3 | - | + | 27 |
МАРТ
Фамилия Имя уч-ся | Читает: все слова по слогам. | Только трудные слова по слогам. | Весь текст целыми словами. | Без ошибок: неправильное ударение. | .Повторы слогов и слов. | Пропуск или замена букв. | Выразительно/ Невыразительно. | Осмысленно/ неосмысленно | Слов в минуту |
Дунец Роман | - | + | + | 1 | - | 1 | + | + | 62 |
Зиятдинов Данил | - | + | - | 1 | - | - | - | + | 46 |
Козырев Иван | - | + | - | 2 | - | 1 | + | + | 42 |
Киселев Кирилл | - | - | - | 4 | 2 | 4 | - | + | 8 |
Кузнецова Анна | - | + | + | + | - | - | + | + | 79 |
Чуянов Савелий | + | + | - | 2 | - | 1 | + | + | 41 |
МОНИТОРИНГ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ 1 КЛАСС НОЯБРЬ – МАРТ
фамилия имя | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март |
Дунец Роман | 35 | 38 | 42 | 56 | 62 |
Зиятдинов Данил | 11 | 15 | 20 | 28 | 46 |
Киселев Кирилл | 0 | 0 | 0 | 5 | 8 |
Козырев Иван | 25 | 30 | 32 | 34 | 42 |
Кузнецова Анна | 42 | 48 | 53 | 56 | 79 |
Чуянов Савелий | 5 | 5 | 7 | 27 | 41 |
Уверенное владение навыком чтения является одним из основных условий успешности детей в учении. Однако читательские навыки сегодняшних школьников вызывают серьёзную тревогу и у педагогов, и у родителей. Снижение интереса современных школьников к чтению становится серьёзной культурной проблемой. Потребность в книге должна формироваться на самых ранних этапах школьного образования. Чтение одно из важнейших средств формирования личности. С одной стороны, чтение является предметом обучения, а с другой средством обучения. Из книг, в том числе и учебных по различным предметам, ребёнок получает разнообразные знания. Чтение литературных произведений всегда выполняющих познавательную, эстетическую и воспитательную функции, практическое знакомство с особым обобщенным, образно-эмоциональным способом отражения и познания жизни формирует эмоциональную сферу, нравственно эстетические идеалы, взгляды, отношения ребёнка.
Начальная школа первая начинает реализовать общую основную цель обучения - формирование личности учащегося.
Поэтому так важно именно в этот период научить бегло читать, сформировать у него техническую сторону чтения, умение работать с научно – познавательным и художественным текстом, обеспечить полноценное восприятие доступного художественного текста, чтобы оно оказало максимальное воздействие на растущего человека. Особую актуальность сегодня приобретают методы, которые применяются в работе учителя с младшими школьниками для привлечения их к чтению.
Так с какой же скоростью чтения должны читать ученики, заканчивающие начальное обучение. Если проанализировать успеваемость учеников 5-х классов, то можно сделать вывод, что отличниками стали дети, которые в конце начального обучения имели скорость чтения в пределах 130-170 слов в минуту. В среднем примерно 150 слов в минуту. Те, кто стал хорошистами, имели скорость чтения от 100 до 140 слов в минуту. В среднем это 120 слов в минуту. Троечники имели скорость чтения 80 -90 слов в минуту - приблизительно, конечно. Такова закономерность.
В реальных условиях каждая школа хотела, чтобы большая часть учеников занималась на 4 и 5. И поэтому мы должны стремиться, чтобы в конце начального обучения большая часть учеников имели скорость чтения не ниже 120 слов в минуту. Но реально ли это? Ведь разные ученики имеют разный темперамент. Оказывается, что холерики, как правило, говорят и читают в темпе не ниже 150 слов в минуту. Для сангвиников это 120 слов в минуту. Но природа не обходится без подарков. Дело в том, что по данным НИИ психологии более 90% учеников относятся к холерикам и сангвиникам. Флегматики и меланхолики составляют менее 10%, т.е. 3-4 человека в классе.
Эксперименты, проводимые за последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса для самых различных уровней обучения, от начальной до высшей школы.
Рейтинг по литературному чтению учащихся 4 КЛАССА за 3 четверть 2012-2013 учебного года.
Фамилия, имя | Техника чтения | Экспресс-опрос | Чтение наизусть стихотворения | Подготовка материала для устного выступления | Устное выступ-ление | Творческая работа. Конкурс | Общее количество баллов | место |
Алаева Алина | 2 | 4 | 5 | 5 | 5 | 25 | 46 | 3 |
Бакина Оля | 3 | 3 | 5 | 3 | 4 | 23 | 41 | 8 |
Балакшин Фанис | 1 | 4 | 5 | 5 | 5 | 23 | 43 | 6 |
Баранова Настя | 3 | 4 | 5 | 4 | 5 | 23 | 44 | 5 |
Беспалов Владик | 1 | 4 | 4 | 3 | 4 | 20 | 36 | 12 |
Бородина Наташа | 1 | 3 | 4 | 3 | 4 | 23 | 38 | 11 |
Годенко Люба | 2 | 5 | 5 | 5 | 5 | 25 | 47 | 2 |
Градобоев Паша | 2 | 4 | 4 | 5 | 4 | 24 | 43 | 6 |
Герасименко Саша | 1 | 5 | 5 | 5 | 5 | 24 | 45 | 4 |
Дашук Дима | 1 | 3 | 4 | 5 | 5 | 24 | 42 | 7 |
Зелина Даша | 1 | 4 | 5 | 5 | 5 | 24 | 44 | 5 |
Злотников Дима | 1 | 4 | 5 | 5 | 5 | 23 | 43 | 6 |
Колесников Саша | 1 | 4 | 4 | 4 | 4 | 23 | 40 | 9 |
Кулешова Света | 1 | 3 | 4 | 4 | 4 | 23 | 39 | 10 |
Некрасов Толя | 1 | 3 | 3 | 5 | 4 | 23 | 38 | 11 |
Павлова Лена | 1 | 4 | 5 | 5 | 5 | 24 | 44 | 5 |
Попкова Анфиса | 1 | 4 | 4 | 4 | 4 | 24 | 42 | 7 |
Смирнова Олеся | 1 | 4 | 4 | 5 | 4 | 23 | 40 | 9 |
Стороженко Никита | 2 | 5 | 5 | 5 | 5 | 30 | 52 | 1 |
Чжоу Настя | 2 | 4 | 4 | 5 | 5 | 25 | 45 | 4 |
Черкасов Артём | 2 | 5 | 5 | 5 | 5 | 25 | 47 | 2 |
Щербакова Марина | 1 | 4 | 4 | 5 | 5 | 25 | 44 | 5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно - деятельностный метод как средство формирования универсальных учебных действий на уроках литературного чтения.
В статье расрываются способы, формы деятельности на уроках литературного чтения в начальной школе по включению учеников в образовательный процесс, развитию их самоопределения, а так ж...
Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения
Реферат. Главной задачей учителя является познакомить детей с реальной действительностью, с окружающим миром; научить понимать жизнь....
Опыт работы «Возможности формирования и развития универсальных учебных действий на уроках литературного чтения и предметах эстетического цикла средствами межпредметной интеграции»
Формирование и развитие универсальных учебных действий на уроках литературного чтения и предметах эстетического цикла...
Мастер-класс на тему "Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе"
Материал содержит разработку мастер-класса, раздаточный материал, презентацию....
Статья и презентация по теме: «Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения»
Статья и презентация...
Презентация - тема: формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения
Презентация - тема: формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения...