Формирование компонентов техники чтения у детей с ЗПР.
статья по чтению (1 класс) по теме

Чопик Инна Сергеевна

В  статье раскрываются причины нарушения процесса чтения, выделяются этапы (направления) формирования технической и смысловой стороны чтения, даются рекомендации по совершенствованию данного процесса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:

Чопик Инна Сергеевна

Учитель, логопед,  МБОУ СОШ №65 г. Красноярска

Формирование компонентов техники чтения у детей с ЗПР.

        Одной из проблем, с которой сталкиваются учителя в начальной школе –  низкий уровень техники чтения,  сформированность которого  определяет успешность всего дальнейшего обучения.

Формирование процесса чтения  у детей с ЗПР осуществляется замедленными темпами. Нарушается как техническая сторона, так и  смысловая.

Работу  по формированию навыка чтения я делю на 2 этапа:

  1. Коррекция и развитие технической стороны чтения
  2. Коррекция и развитие смысловой стороны чтения.

Как только дети обучатся сливать слоги в слова, работа идет параллельно.

 Коррекция и развитие технической стороны чтения.        

Одной из причин, тормозящих скорость чтения, может быть недостаточная артикуляторная подвижность речевого аппарата. Поэтому на этапе послогового чтения особое место занимает артикуляционная гимнастика.

Одновременно с развитием речевых навыков формирую стабильный графический образ буквы на полианализаторной основе.

В свою очередь коррекцию нарушения слогослияния  целесообразно разделить на 2 этапа:

1.Развитие слогового анализа (использую цветовую маркировку слогов, деление слов текста на слоги).

2.Развитие слогового синтеза (синтез слов при одном постоянном и одном сменяющемся слоге, составление слов из набора слогов и др.).

У детей с ЗПР этап слогослияния вызывает значительные затруднения. В целях коррекции этого нарушения использую: слоговые таблицы Корнева А.Н, прием чтения с «окошечком», чтение слов, объединенных в группы с одинаковой ритмической и слоговой  организацией, чтение, дифференциация и объяснение смысла слов, различающихся только ударением (слов- омографов) и др.

        Начинать работу над беглостью чтения желательно с развития зрительной памяти, внимания. Хорошо развивают поле зрения цифровые таблицы Шульте, работа с которыми выполняется за 10 секунд. Жужжащее чтение так- же является одним из основных элементов обучения чтению.

Коррекция и развитие смысловой стороны чтения.

Работу над пониманием прочитанного можно разделить на 3 направления:

  1. Слушание текста.
  2. Формирование понимания самостоятельно читаемого текста.        
  3. Формирование основных мыслительных действий и умений, которые необходимы при работе с понятиями: обобщение, абстрагирование, анализ, синтез, сравнение, выделение существенных признаков, определение понятий.

        В чтении важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Если ребенок обучается в первом классе, то тренировочные упражнения по технике чтения лучше проводить тремя порциями по 5 минут.

        В результате вышеизложенного можно сделать вывод о том, что на современном этапе существует большой выбор методов, приемов и технологий обучения чтению в младших классах. Важно уметь увидеть проблему в освоении процесса чтения у каждого конкретного ребенка, подобрать адекватные методы и приемы, которые наиболее эффективно будут способствовать совершенствованию данного процесса.

Литература:

1.Акимова М.А., Козлова В.Т «Психологическая коррекция умственного развития школьников».

2.Корнев А.Н. «Нарушения чтения и письма у детей».

3.Лалаева Р.И. «Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников».

4.ОмороковаМ.И.«Совершенствование чтения младших школьников»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование техники чтения у детей с тяжелыми нарушениями речи

Предложенный материал может быть использован учителями начальных классов, логопедами для коррекции нарушений чтения и письма. Использование данного практического материала позволит сделать процесс обу...

Особенности формирования техники чтения у детей с ЗПР.

В данной работе представлена экспериментальная методика формирования навыка чтения у детей с ЗПР. Специальные приёмы и упражнения , практические рекомендации  можно использовать для занятий с вос...

Формирование компонентов техники чтения у детей с ЗПР.

В  статье раскрываются причины нарушения процесса чтения, выделяются этапы (направления) формирования технической и смысловой стороны чтения, даются рекомендации по совершенствованию данного проц...

упражнения на формирование компонентов навыка чтения

Примеры упражнений, которые можно использовать на уроках литературного чтения 1- 4 классов для формирования следующих навыков: правильности чтения,беглости чтения, выразительности чтения,осознаности ч...

Использование ИКТ в формировании и развитии основных компонентов навыка чтения у детей с ОВЗ

В данной презентации я делюсь опытом использования приемов вырабатывания основных компонентов навыка чтения с использованием ИКТ. Следует учесть, что не все приемы нужно использовать сразу, критично п...

Статья на тему: "Формирование навыков техники чтения в начальных классах"

Лучшие упражнения для тренировки техники чтенияОптимальная скорость чтения должна соответствовать темпу разговорной речи — 120 – 150 слов в минуту. Чтобы добиться таких результатов необход...