«Три ветки мимозы» В.К. Железников
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Белова Лариса Александровна

Урок по произведению В.К. Железникова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tri_vetki_mimozy.rar582.42 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения по произведению

В.К. Железникова «Три ветки мимозы». 4-й класс.

Цели:

  1. познакомить учащихся с произведением В. К. Железникова “Три ветки мимозы”, учить “видеть и чувствовать” глубокий смысл произведения, формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать;
  2. развивать творческие качества: воображение, память, эмоциональную сферу, речь;
  3. воспитывать нравственные качества человека в отношениях между людьми;

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке литературного чтения познакомимся с творчеством замечательного детского писателя, который рассказывает о жизни современных мальчишек и девчонок.

2. Речевая гимнастика.

3. Психологический настрой.

 Сегодня 16 марта.

Ах, какая чудная выдалась весна

Светит ярко солнышко и поёт душа!

Какое  настроение  у людей весной?

Почему пришла весна?

С каким цветом ассоциируется весна? (жёлтый - тепло, доброта, ласка,      - счастье)

Весной мы отмечаем праздник самой прекрасной половины человечества.  

Что принято дарить на  праздник?

У кого  папы мамам подарили цветы? Какие цветы?

Пусть сияет солнце!

Пусть уйдут морозы!

Пусть прогонит зиму

Веточка мимозы! (– цветок весны, 8 Марта, первый зацветает)

Мы вдохнули с вами запахи весны.

- Ребята,  наш весенний букет собран из мимозы.

- Вы что-нибудь знаете о ней?

Мимоза - это название южной акации с жёлтыми цветками, они известны тем, что свёртывают листья при прикосновении к ним.

Мимозу называют «недотрога».

Пассивного, неактивного, «неженку»  - человека называют мимозой.

- Этот букет у нас сегодня неслучайно.

4. Словарная работа.

1). Я предлагаю вам прочитать слова по слогам, с ударением.

 ДЕЙ - СТВИ - ТЕЛЬ - НО________ДЕЙСТВИТЕЛЬНО

ПО-ЗДРАВ-ЛЯ-Ю ________ПОЗДРАВЛЯЮ

ОГ - ЛЯ- ДЫ - В А - ЮТ - СЯ______ОГЛЯДЫВАЮТСЯ

2). Читай целыми словами. Хоровое чтение по карточкам.

а) ИНТЕРЕС (разворачивается согнутая половинка с частичкой ОВАЛСЯ) – ИНТЕРЕСОВАЛСЯ (разворачивается согнутая половинка с частичкой ЗА) – ЗАИНТЕРЕСОВАЛСЯ.

б) Чтение с разворотами.

3)- Как понимаете смысл слова, зашушукались! (шептали                      )

ШУ - ШУ - ШУ... Попробуйте сочинить и произнести чистоговорку с этими словами. Предлагаю вам прочитать мою чистоговорку с доски.

- Как будем говорить? (Шепотом)

Зашушукались ребята

Шу - шу - шу, шу - шу - шу,

Нарушая тишину.

5) В тексте вам встретится новое для вас слово.

Подмётка – образовалась от глагола подметать, подмётывать (пришивать или прибивать) -  новая половинчатая подошва, подшиваемая на старые ботинки.

5. Чтение рассказа учителем.

Вам понравился рассказ?

Какое у вас настроение после прочтения? (весёлое, грустное)

Почему?

Сложная ситуация, в которой оказался мальчик. Как важно найти правильный путь выхода из этого. Вот об этом мы сегодня будем говорить.

- От чьего имени ведётся рассказ (автора или персонажа)?

Автор Владимир Карпович Железников. Автор широко известных повестей "Каждый мечтает о собаке", "Чудак из `5-Б`" и "Чучело".

Книги Владимира Железникова издавались и многократно переиздавались не только в нашей стране, но по всему миру: в Японии, США, Дании, Польше, Венгрии, Китае, Югославии, Чехии и во многих других странах.

Как бы вы озаглавили рассказ?

6. Сообщение темы урока.

7. Анализ произведения

Главный герой – Витя.

 Какой он по характеру?

б) Словесное описание героя. Работа в парах

- Какие из перечисленных качеств подходят к главному герою?

МУЖЕСТВЕННЫЙ, ДОБРЫЙ, ПОСЛУШНЫЙ, ВСПЫЛЬЧИВЫЙ, НЕСДЕРЖАННЫЙ, СМЕЛЫЙ, НЕВНИМАТЕЛЬНЫЙ, ОБИДЧИВЫЙ.

в) Выборочное чтение

- Каждую черту характера Вити, подтвердите словами из текста.

Анализируем содержание первой и второй сюжетных линий рассказа:

Прочитаем начало 1 часть.

1. «Подарок маме в День 8 Марта».

- Какое было утро? (Светлое, радостное.)

- Что об этом свидетельствует? (Огромный букет мимозы на столе.)

- Какими предстают перед нами первые весенние цветы? (Они были такие хрупкие, такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день. Использование прилагательных усиливает ощущение нежности, тепла, радости. Талантливый писатель подобрал замечательные слова)

- Чему была рада мама? (Праздничному дню, подарку от папы.)

- О чём забыл Витя? (У него тоже был приготовлен подарок, но вчера вечером помнил и даже ночью помнил, а сейчас вдруг забыл.)

- Что подарил Витя своей маме? (Открытку, сделанную своими руками с надписью: "Дорогая мамочка, поздравляю тебя с 8 Марта! Обещаю всегда тебя слушаться".)

Как можно озаглавить 1 часть?

Дарить подарки приятно, так же как и их получать. А вы с этим согласны?

(читаем дальше, 2 часть)

2. «Совет мамы подарить цветы Лене».

- Что посоветовала мама Вите перед выходом в школу? (Взять несколько веточек мимозы и подарить Лене Поповой.)

- Был ли рад этому Витя? (Нет. Он хмуро спросил: "Зачем?" Ему не хотелось тащить эти мимозы, но мама просила, и отказать ей тоже не хотелось. Он взял три веточки мимозы и пошёл в школу.)

- Почему же так? В весенний женский день приятно дарить девочкам- одноклассницам, мамам, бабушкам подарки? Да и папа Вити тоже подарил маме букет цветов?

Как можно озаглавить 2 часть?

(читаем дальше, 3 часть)

Переходим к следующему этапу урока - обратим внимание на третью и четвёртую сюжетные линии:

3. «В школе».

- В какой обстановке Витей были подарены цветы Лене Поповой? (Наспех, у самой школы, на улице, как- будто мимоходом. Витя протянул цветы и сказал: "Это тебе". Он даже не поздравил девочку и не дослушал благодарность. Он повернулся и убежал).

-  Кому было обидно за Лену?

- Как в классе отнеслись к Витиному поступку? (Оказалось, что в этом классе вообще никто из мальчиков ничего не подарил девочкам. Ни один. И, конечно, подарок вызвал удивление. Со стороны учительницы одобрение, а со стороны класса - чувствовалось уже что- то недоброе).

Как можно озаглавить 3 часть? (читаем дальше, 4 часть)

4. «Отношение ребят к Витиному поступку».

- Когда Витя это почувствовал? (Ещё на уроке все сразу зашушукались и посмотрели на Витю, а Витя низко опустил голову. А когда на перемене Витя подошёл к ребятам, они вдруг закричали: "Тили - тили - тесто, жених и невеста!" Потом смеялись и показывали на него пальцами.)

Сработал «Эффект толпы» – дети сильно подвержены этому.

- Можно ли Витю назвать несчастным человеком? (Нет, он, наверное, слаб душой, не очень смелый, нерешительный, трусливый.)

- Какими предстают перед нами одноклассники Вити? (Чёрствые, равнодушные  люди к ситуациям, которые несут положительные эмоции, дружбу, уважение, добро.)

- А смог ли Витя противостоять оговору? (Нет. В школе он не смог дать отпор одноклассникам. "Он еле досидел до конца уроков, и как только прозвенел урок, со всех ног полетел домой, чтобы там, дома, сорвать свою досаду и обиду.)

Как можно озаглавить 4 часть?

(читаем дальше, 5 часть)

5.В пятой сюжетной линии «Это ты виновата».

(Кого же обидел Витя?) чувства героя обострены до предела, мы чутко улавливаем это. За счёт чего это достигается? (Строгий отбор содержания, речевые характеристики героев: он забарабанил изо всех сил по двери; закричал, он почти плакал; вбежал в комнату, топтал цветы ногами и другие.)

- На кого же сорвал обиду Витя?(На самого близкого, мудрого человека, на маму.)

- Как вы оцениваете его поступок? (Витя поступил не правильно в том, что он обвинил во всём происходящем маму. Мама хотела своему сыну только хорошего и дала ему правильный совет. Просто Витя не смог найти выход из сложившейся ситуации.)

- Как бы вы поступили, если бы попали в похожую ситуацию? Какой правильный совет дать Вите?

Каких качеств Вите не хватает?

(Надо учиться быть стойкими, мужественными, смелыми. Учиться жить с достоинством.)

- В чём особенность композиции рассказа? (Кольцевая композиция: в начале текста перед нами предстаёт огромный букет мимозы. Они были такие хрупкие, такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день! А в конце рассказа эти жёлтые, нежные цветочки лопались под грубой подмёткой Витиных ботинок. Но в конце - опять нежные веточки мимозы. Так же и душа человека, оклеветанная недобрыми людьми, страдает и болит. Но она излечима. Нужно только захотеть. Писатель использовал художественный приём- антитеза: сравнивая предметы в начале текста и в конце (цветы, состояние души мамы.)

- Что вы подчеркнули для себя из рассказа? (Быть людьми, заботиться о крепости своего духа, не быть малодушным. Собраться с силами, не падать духом, не унывать. Быть мужественным - долг человека перед жизнью. Беречь близких тебе людей.)

- Мы ходим каждый день в школу - зачем? (Главным образом за умом. Мы надеемся развить свой ум, обогатить память, узнать, как устроен мир, научиться писать, читать, считать. Всё это умственные занятия, и постепенно мы учимся ценить людей за один лишь ум. Но всё это неправильно, всё не так! Не ум, а сердце- главное в человеке. Сердце- способность любить, верить, надеяться, глубоко чувствовать. Учёный- это очень хорошо, но как мы все любим сердечных, теплых, расположенных ко всем людей. Каждому из вас придётся делать выбор. Пусть всем повезёт, пусть каждому встретятся умные и сердечные люди. Они обязательно встретятся, если мы будем знать, что же именно должны ценить в людях: сердце и ум.)

Будем держаться золотого правила: «Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Боритесь со своим малодушием.

Христианская заповедь гласит: «Возлюби ближнего как самого себя».

8. Домашнее задание:

1.  Прочитать по ролям. Рисунок.

2. Пересказать по плану.

3. Творческое задание -выступая в роли "соавторов" писателя подумайте о том, как можно закончить рассказ.

9. Итог урока.

Рассказ трогает до глубины души, не оставляет равнодушным. Актуальность проблемы и замечательный талант писателя, который находит такие слова, фразы, которые не могут не найти отклика в сердце человека.

- Какой нравственный урок преподнёс автор произведения?

(Надо уметь прощать людям слабости, понимать их, дарить радость, счастье, добро)

Давайте посадим цветок Добра.

Пусть те ребята, которые сегодня совершили добрые поступки, помогут цветку Добра зацвести. Прикрепите лепестки добрых дел.

Я благодарна вам за отличную работу. Спасибо.

        

МУЖЕСТВЕННЫЙ

ДОБРЫЙ

ПОСЛУШНЫЙ

ВСПЫЛЬЧИВЫЙ

НЕСДЕРЖАННЫЙ

СМЕЛЫЙ

НЕВНИМАТЕЛЬНЫЙ

ОБИДЧИВЫЙ

ЗАИНТЕРЕСОВАЛСЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Маршрутный лист к уроку литературного чтения по теме « Три ветки мимозы» В.Железникова

Маршрутный лист  поможет учителю организовать работу учащихся  в группе. Ученики смогут научиться распределять роли, контролировать и корректировать свои действия ,оценивать успешность усвое...

В.К. Железников (биография)

Материал предназначен для работы по внеклассному чтению....

Система вопросов для анализа рассказа В.К.Железнякова "Три ветки мимозы"

С какой целью автор написал этот рассказ? Рассказ называется "Три ветки мимозы". Почему именно так?...

Урок на тему "Три ветки мимозы"

В данном материале представлен конспект урока по рассказу В. Железникова "Три ветки мимозы"...

Конспект по русскому языку за 4 класс на тему" Изложение по тексту В.Железникова «Три ветки мимозы»" (Школа России)

Развивать умение определять тему и главную мысль текста; развивать умение составлять план текста; развивать умение самостоятельно готовиться к написанию изложения с опорой на памятку....

Конспект урока развития речи по теме "Изложение повествовательного текста «Три веточки мимозы» В. Железников". (УМК Школа России), 4 класс.

Цели: формирование умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами.Планируемые результаты: Предметные:Знать: структуру текста, изученные ...

Занятие "Осенняя ветка. Рисование с натуры ветки березы"

Тема занятия: «Осенняя ветка. Рисование с натуры ветки березы» Цели:    Развитие:             -зрительной па...