Экологический подход к произведениям В.В.Бианки.
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

 

Особый интерес для разработки интегрированных уроков представляют произведения Виталия Бианки, который обладал поразительным даром описания природных явлений, проникнутых глубокой любовью к родной стране.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_podhod_k_proizvedeniyam_v.docx32.31 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка: интегрированный урок в 3 классе образовательной модели «Начальная школа XXI века».

Литературное чтение. В.В.Бианки «По следам».

Окружающий мир. Как животные приспосабливаются к условиям жизни.

Автор: Коновалова Елена Ивановна – учитель высшей категории МОУ «Гимназия №4»

г. Волгограда.

Экологический подход к произведениям В.В.Бианки.

Особый интерес для разработки интегрированных уроков представляют произведения Виталия Бианки, который обладал поразительным даром описания природных явлений, проникнутых глубокой любовью к родной стране.

Цели: создать условия для следующих задач:

1.Познакомить с произведением  В.В.Бианки «По следам», формировать навыки самостоятельного чтения, умения работать самостоятельно  с текстом, элементы эстетической и экологической культуры.

2.Расширить и обогатить представления детей о жизни и повадках животных.

3.Развивать познавательную активность учащихся.

Оборудование: Книга для чтения «Учебная хрестоматия» Ч. 2. ( Автор:  Л.А.Ефросинина) , книга для окружающего мира  (Авторы:  Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова); презентация или иллюстрации с изображением  зимнего леса,  изображение «Следы на снегу», «Силуэты животных».

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, садитесь. Сегодня на уроке мы продолжим изучение удивительного мира животных и  поможет нам в этом, произведение  В.В.Бианки, который обладает удивительным даром описания  природных  явлений, жизни  и   поведения животных   в лесу. Прежде хочется уточнить  --  Кто такие животные?

(Животное происходит от слов живет и жизнь. Организм животного обладает всеми признаками жизни.  Животное видит, слышит, питается, передвигается,  дышит, растет, размножается, стареет, умирает.)

  1. Проверка домашнего задания.

Учитель: Как животные ориентируются в окружающей среде?

(Слушаются самостоятельно приготовленные рассказы о том, как различные органы чувств помогают животным приспосабливаться к окружающей среде.) Окружающий мир.

  1. Изучение нового материала.

Учитель: Верно. Большое значение в жизни животных имеют органы чувств. С их помощью они слышат

звук, видят жертву, различают запах, ощущают прикосновение. И все таки, как вы думаете, трудно

животным  жить, например в лесу?

( Да. Их подстерегает холод, голод, хищники.)

Учитель: что же тогда делать?

(Важно приспособиться  к этим  условиям жизни.)

  На фоне иллюстраций  учитель  объясняет новый материал.

Учитель: Животные по-разному приспосабливаются к жизненным трудностям.  Зимой некоторые

прячутся в берлоги, норы, в снег,  под кучи хвороста. Так легче пережить сильные морозы. Некоторые

звери делают запасы корма, например бобры, белки. Бобры делают под водой запасы ветвей, а белки

 тащат в дупла орехи, желуди, грибы.  Удивительно, но животные чувствуют, какие условия их ждут.                                      

Например, в неурожайные годы они покидают места обитания и уходят довольно далеко, туда, где могут прокормиться. Так поступают белки, кабаны, олени, лисицы и зайцы-русаки.  К зиме,  мех многих зверей      (белки, зайца, оленя)  и оперение  птиц  (белой куропатки, глухаря) становятся гуще,  меняется их цвет.                Это тоже средство приспособления к неблагоприятным условиям жизни.  А многие птицы, чтобы спастись           от голода и холода, осенью улетают в теплые края. Каких птиц и зверей вы узнаете по  силуэтам?

( Сова,  лиса, волк, ежик, белочка, медведь.)

Учитель: Вас не обхитришь, всех угадали. Эти рисунки-загадки  подготовили  люди,  а какие загадки в      реальной  жизни      могут  загадать нам животные?

( Оставить следы на снегу.)

Учитель: Попробуйте догадаться,  кому принадлежат эти следы. Внимательно  рассмотрите иллюстрацию.

( Учащиеся пытаются назвать животных  и дать словесное описание их следам.)

Учитель: Чтобы не ошибиться ,  необходимо быть очень внимательным, знать азбуку следов. Как вы              думаете,  кто эти люди, которые ею владеют?

(Охотники, Лесники.)

Учитель: Многие звери на зиму впадают в спячку, сон, при этом у них снижается температура тела,     замедляется дыхание и сердцебиение. Медведи и барсуки спят чутко, могут проснуться от шума.  Хотите   узнать, что произошло однажды  в зимнем лесу?

(Конечно.)

    4. Первое знакомство  с текстом.

Учитель: Тогда сядьте удобнее,  послушайте историю, которая произошла с вашим ровесником, очень любопытным мальчиком. Подумайте как, автор назвал свое произведение. Представьте зимний лес,            домик со светящимися окнами. Что там происходит?

    (Текст читают вслух  попеременно: учитель и заранее подготовленные ученики.)

  1.  Беседа по первым впечатлениям.

Учитель: Вам понравился текст? О  чем он?

( Понравился.  Говорится о мальчике  Егорке, который пошел на охоту и чуть не попал в беду. )

Учитель:  Где происходило действие? Каким себе все представили?

(В зимнем лесу. Заснеженный убор у леса.  Красивые деревья в снегу. Домик лесника, там два близких   человека.  Следы на снегу.)

Учитель: Как  назвали бы текст?

( Предположения детей.)

Учитель: Произведение называется «По следам», автор В.В.Бианки. Что бы продолжить разговор               прочтем текст  еще раз. Но сначала выполним физкультминутку.

  1. Физкультминутка.
  2. Повторное чтение. Проводится по цепочке вслух  по частям, с подробным анализом  

каждой части.

1 часть.

  1. Почему Егорке стало скучно? Где живет Егорка и его папа?

(В лесу, в  избушке)

  1.  Почему?

(Его папа лесник)

  1. Чем заинтересовал неизвестный зверь мальчика?

(След интересный)

  1. Что еще узнали о Егорке и его отце? Какие у них   взаимоотношения?

(Егорка любил и  уважал отца. Отец воспитывал  мальчика в  строгости, многому его научил: охотиться, понимать следы на   снегу, трудиться. Отец очень любит мальчика, беспокоится о его  безопасности.)

2 часть

Вопросы после чтения.

       -Объясните, как вы понимаете следующие слова и выражения: (можно написать на доске)

Стадо куропаток. Сапоги валенные. Без дела валандался.

- Когда лесник заволновался, что нет дома сына? Какие слова, выражения доказывают, что отец беспокоиться и ждет сына?

(Смеркаться стало. Заволновался … Таящий опасность.)

- Каким мы видим лес?  Созвучно ли настроение героя с картиной природы?  Какими словами это выражается?  (Ответы учащихся.)

- Отчего вздрогнул лесник? Почему поспешил в лес?

(Услышал вой  волков; испугался, что волки загрызут мальчика)

- Подчеркните слова – действия  отца. Почему в такой последовательности автор их использует в этой части?

(Нарастает напряжение, волнение)

8. Физкультминутка.

3 часть.

Вопросы после чтения.

- О чем говорится в этой части?

(О поисках сына  лесником в ночном лесу)        

- Какие слова повторяются несколько раз? Чем это объясняется?

(Тихо, темно. Слова означают, что стало страшно)

  1. В этой части автор использует очень короткие предложения с разной интонацией? Почему?

(Он хочет усилить чувство страха за мальчика)

4 часть.

Чтение с комментированием.

1 предложение.

  1. Что вы почувствовали, прочитав эту часть? О чем задумались?
  1. Как можно сказать по – другому: « Начало светать»?
  2. Почему авторский вариант удачнее?

(Рассвет мы видим  глазами лесника,  который не спал ночью, а ждал, чтобы чуть светлее стало в лесу).

После 1 абзаца.

- Почему так изменился лесник? ( Ему стало плохо)

- Зачем отправился он в лес?  (Чтобы отыскать сына)

- Почему он мог «читать по снегу, как по книге»? (Знал повадки, особенности животных)

  1. Какие птицы оставляют следы крестиком?  (Сороки)
  1. Какие следы у белки?

(Вытянутые, продолговатые следы, а за ними точки)

-Почему нет следов медведя? (Он спит в берлоге)

Вопросы после чтения.

- Какие чувства испытывает отец, идя по следу сына?

(Тревогу, надежду, гордость за сына)

- Повторите путь лесника, по каким следам он шел?

(Лыжня сына, следы сорок и мышей, след белки, следы куропаток, обгорелый пыж)

  1. Появилась ли уверенность у отца, что сын жив?

(Да, он понял, что сын где – то спрятался)

  1. Закончился ли путь лесника по следам? Куда они привели?

5 часть.

Вопросы после чтения.

  1. Какие следы удивили лесника?     (Раненного охотником зверя)
  1. Расскажите, как они выглядят. Кто такой подранок?

(Раненное животное, которое не может убежать от охотника)

- Что произошло с Егоркой потом?

(Волки настигли, уронил он ружье, но успел спрятаться, на ель забрался.)

-Как встретились отец и сын?

(Были друг другу рады, отец быстро понес окоченевшего Егорку домой.)

-Следы какого животного заинтересовали  маленького охотника?  Вы догадались,  о   ком идет речь?  (Проснувшемся среди зимы барсуке.)

9. Итог урока.

- Сегодня мы с вами познакомились с новым произведением. Как оно называется? Кто его автор?

(Автор - В.В. Бианки, а рассказ называется «По следам»)

  1. Назовите животных, следы которых лесник повстречал в лесу. На рисунке изображены следы. (Сорока, мышь, белка, куропатка)
  1. Разделите их на группы.

(Птицы и звери)

-     Мы раньше с вами читали произведения В. Бианки. О чем он  пишет?   (О природе)

 -     Какие его произведения вы читали? Какой идеей  проникнуты они?

(Знайте и любите природу).

10. Домашнее задание.

а) Читать  произведение и размышлять над ним. Подготовить сообщение  о том, как жил писатель, какие произведения писал. Как относился к природе.

б) Нарисовать  следы животных из рассказа, какими их представляете.

Используемая литература: Книга для чтения «Учебная хрестоматия» Ч. 2,  автор:  Л.А.Ефросинин;,  учебник  «Окружающий  мир», авторы:  Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова. Москва, издательский центр «Вентана-Граф», 2009, Полевой определитель «Следы животных», автор В. Зыков, Елизово, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение "Произведения В.В. Бианки"

Урок разработан для ознакомления детей с жизнью и творчеством В.В Бианки....

Викторина по произведениям В.В.Бианки для учащихся 2 класса

Для расширения круга чтения и более полного знакомства с произведениями В.В.Бианки, учащимся предлагается перечень книг  для самостоятельного чтения в течение определенного промежутка време...

Конспект урока внеклассного чтения "Необыкновенный календарь" по произведению В.В. Бианки "Лесная газета"

Тема урока:           «Необыкновенный календарь» (по произведению  В.В. Бианки «Лесная газета»)Цель: познакомить учащихся с произведением В.В. Би...

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе по произведению В.В. Бианки«Музыкант»

Форма урока: урок изучения нового материала.Тема   В. В. БИАНКИ «МУЗЫКАНТ»Цели: Познакомить с творчеством В.В. Бианки и его рассказом  «Музыкант»Задачи урока:1. Учиться анализ...

Конспект урока по литературному чтению во 2 «Б» классе по произведению В.В. Бианки «Музыкант». Учитель: Тишина О.М.

Конспект урока по литературному чтению во 2 «Б» классе по произведению В.В. Бианки «Музыкант»Учитель: Тишина О.М.Форма урока: урок изучения нового материала.Тема: В.В. Бианки ...

Урок по теме "Работа над произведением В.В. Бианки "Мышонок Пик"

Урок по теме "Работа над произведением В.В. Бианки "Мышонок Пик"...