С.А. Есенин. "Бабушкины сказки"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Асауленко Марина Петровна

Конспект отрытого урока в 4 классе по литературному чтению С.А. Есенин "Бабушкины сказки"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок литературного чтения

 в 4-м классе.

С.А. Есенин. "Бабушкины сказки"

Учитель: Асауленко М.П.

Дидактическая цель: восприятие и первичное осознание нового материала

Задачи:

Образовательные:

  1. Обеспечить полноценное восприятие детьми стихотворения С.А.Есенина “Бабушкины сказки”
  2. Учить анализировать поэтическое произведение
  3. Пополнять словарный запас учащихся через словарную работу
  4. Учить рассуждать, делать выводы

Развивающие:

  1. Развивать навык выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения, интонации, пауз
  2. Развитие познавательной активности
  3. Развитие межличностных отношений в процессе совместной деятельности
  4. Формирование у детей навыка самоконтроля и взаимоконтроля

Воспитательные:

  1. Способствовать пониманию понятия “родина”, воспитывать любовь к родине, к семье
  2. Воспитывать любовь к русской поэзии

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Форма урока: традиционная

Раздел: поэтическая тетрадь

Средства обучения: Учебник “Родная речь 4 класс 2 часть” Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова, слайдовая презентация


Этапы урока

Содержание урока

Примечания

1.Организационный момент

Учитель: Сегодня на уроке присутствуют гости. Подарите им хорошее настроение, улыбнитесь.

Слайд 1

2. Речевая разминка

Выполним несколько упражнений для развития артикуляции

Дыхательная гимнастика.

Стань прямо, спокойно, не напрягаясь. Положи одну руку на верхнюю часть живота, другую сбоку, выше талии. Вдох на 1–5. Задержка дыхания на 1–3. Выдох на 1–5 раскрыв рот, как бы на звуке – а.

– Представьте торт с зажжёнными свечами, погасим все свечи сразу -фу-, а потом каждую свечу, прерывая дыхание -фу-, -фу-, -фу-, -фу-, -фу.

Речевая разминка

Ра-ра-ра- начинается…   (  игра)

Ре-ре-ре - носим воду мы в …    (  ведре)

Ри-ри-ри- сидят на ветке… ( снегири)

Ры-ры-ры- у меня в руке… ( шары)

Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим,
И тихонечко сидим.

Учитель: Прочитайте стихотворение шёпотом, с вопросительной интонацией, с грустной интонацией.

Прочитайте с логическим ударением на выделенных словах

Слайд 2

3. Проверка домашнего задания

Теперь мы можем перейти к проверке домашнего задания.

Учитель: На прошлом занятии мы начали изучение нового раздела “Поэтическая тетрадь”. Вспомните, стихи какого поэта мы прочитали?

Ученики: Валерия Яковлевича Брюсова

Учитель: Дома вы подготовились их читать выразительно. Какие правила вы помнили при чтении стихов?

 Обратитесь к памятке.

Ученики:

1. Нужно представить в воображении картины, которые описал поэт
2. Произносить стихи в два раза медленнее, чем говоришь в жизни
3. Соблюдать знаки препинания
4. При чтении постараться передать настроение, чувства, эмоции с помощью силы голоса, смыслового ударения, мимики и жестов, интонации

Откройте учебник. Прочитайте стихотворение.

Слушание нескольких учеников

Учитель: Ваши впечатления от чтения товарищей.

 За что можно похвалить? Какие замечания?

Чтобы вы хотели отметить?

Выставление оценок.

Слайд 3

4.Мобилизующий  этап

Учитель: продолжим знакомство с миром поэзии

А.Л. Барто
В.В.Бианки
                456
Е.А.Благинина
Н.Н.Носов
         23
В.А.Осеева
         1
А.А.Фет

Учитель: Прочитайте записанные на слайде фамилии авторов. Составьте из них два ряда. В каждом из них должны быть авторы, в творчестве которых преобладает один и тот же жанр (проза и поэзия)

Возможный вариант

А.Л. Барто, А.А.Фет, Е.А.Благинина-поэты, они пишут стихи

В.В.Бианки, Н.Н.Носов, В.А.Осеева-писатели, они пишут рассказы

Учитель: Обратите внимание на цифры, стоящие над  выделенными буквами некоторых фамилий. Попытайтесь определить, что мы можем узнать с их помощью.

Ученики: мы можем установить фамилию автора, о творчестве которого будем говорить на уроке.

Какое  же слово получилось? (Есенин)

Знакома ли вам эта фамилия?

Где встречалась вам эта фамилия?

Какие произведения этого автора вы уже читали?

Слайд 4, 5

5. Формирование учащимися темы и задач урока

Учитель: Какие ассоциации (образы) возникают у вас, когда вы слышите лёгкое имя “Сергей Есенин”?

Ученики: сень (то, что покрывает, укрывает кого или что-нибудь , например, под сенью деревьев), осень, весна, весенний, синий, Россия

В этом имени – слово “есень”.
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нем от русских песен –
Поднебесье, тихие веси, сень берёзы
И синь рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней
Грусти, юности, чистоты…
Только скажут –
“Сергей Есенин”,
Всей России встают черты…
(
Н.Браун)

Учитель: Действительно, это Сергей Александрович Есенин.

Сформулируйте тему урока полностью.

Ученики: Тема урока: Сергей Александрович Есенин “Бабушкины сказки”

Учитель: Зная тему, поставьте задачи урока

Ученики: познакомиться с биографией Сергея Есенина и с его стихотворением “Бабушкины сказки”,

Учиться правильно, выразительно читать

Анализировать стихотворение

Слайд 6, 7

6. Знакомство со сведениями из биографии

Учитель: сейчас я приглашаю вас в заочное путешествие на родину поэта. Ваша задача познакомиться со сведениями из биографии С.А.Есенина и попытаться понять, что или кто вдохновил Сергея Александровича писать стихи, что послужило истоками поэзии Есенина.

Учитель: Родина поэта – село Константиново Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии — расположено на холмистом берегу реки Оки, недалеко от старинного русского города Рязани. Сейчас это село на Рязанщине называется Есенино. Село утопало в зелени. С высокого берега Оки открывался прекрасный вид на величавую реку, на приокское раздолье. Здесь, на этих просторах прошло детство Сергея. Эта красота рязанского края не могла не затронуть душу ребёнка. С раннего детства полюбил Сергей родную русскую природу – он чувствовал себя частью этой природы. И кто знает, может быть, это и было основой того, что Есенин стал поэтом.

Ученик:

"Стихи начал слагать рано, – напишет позднее Есенин в своей авторской биографии. – Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам.

Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресеньям он рассказывал мне библию и священную историю”

Учитель:

Бабушка и дед сумели передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи. Они подталкивали Есенина к сочинению стихов.

Учитель: Что узнали о детстве поэта? Как вы поняли, что послужило истоками поэзии Есенина?

Ученики:

– Родная природа
– Бабушка и дедушка

Слайд 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14

7. Чтение нового произведения и проверка  первичного восприятия

Учитель:  мы познакомились с некоторыми сведениями о детстве поэтами и поняли, что вдохновило его на сочинение стихов. Сейчас прочитаем стихотворение “Бабушкины сказки”, которое он посвятил, сейчас нам это понятно почему, своей бабушке

Чтение учителем стихотворения

Учитель: о ком вспоминает поэт в этом стихотворении? С каким чувством он вспоминает детские годы? Подходит ли иллюстрация к этому стихотворению? Как вы думаете, кто из детей может быть маленьким Серёжей? (Кудрявый мальчик.) Какими вам показались дети? На какие хитрости они шли, чтобы подольше послушать бабушкины сказки? Случалось ли с вами подобное?

А вам рассказывали бабушки сказки? (Ответы детей)

8. Физкультминутка

Учитель: У многих из вас есть бабушки и дедушки, которых вы любите и помогаете им, чем можете.

Если на экране появляется картинка, на которой показано как правильно себя вести по отношению к пожилым людям, то вы показываете зелёный цвет сигнальной карточки (да). Если на картинке дети ведут себя неверно, то показываете красный цвет  (нет).

Слайд15, 16, 17, 18

9. Анализ стихотворения

Словарная работа

Учитель: Прочитайте стихотворение самостоятельно, отмечая непонятные для вас по значению слова

Когда нам что – то непонятно. Чем мы пользуемся?

( словарями, библиотекой, интернетом)

Работа в паре.

Проверка:

Уточним значения некоторых слов:

  1. по задворкам – задворки – часть крестьянского двора за домом, место за двором
  2. опостылеют -надоесть
  3. разухабистой гурьбой – молодцеватой,
  4. задорной
  5. бредём – синоним – шагать

Попробуйте заменить его словом “шагаем”. Как лучше? А почему автор так написал – бредём домой? (Устали.)

салазки – маленькие деревянные ручные санки

Могли быть такие в детстве у Есенина? (Ответы детей)

загалдели – заговорили одновременно, громко говорить (преимущественно о многих)

Попробуйте заменить слово “загалдели” словом “Заговорили”. Как лучше?

А почему ребята загалдели? (Хотят продолжения сказок.)

Слайд19, 20, 21

самостоятельная работа

приём стилистического эксперимента

10. Выразительное чтение

Учитель: подготовьтесь к выразительному чтению.

Чтобы научиться выразительно читать, правильно чувствовать это произведение, нужно наметить паузы, логическое ударение и определить темп чтения. Давайте повторим условные обозначения, которые используются для построения речевой партитуры: на доске:

   -  короткая пауза

I  -  пауза средней длины

II -  длительная пауза

↑ - повышение голоса

↓ - понижение голоса

Работа с учителем

(работа с карандашом.)

Проверка:
Какие чувства нужно передать при чтении?

первые четыре строки – дети устали,
следующие девять – дети внимательно слушают, голос негромкий
последние – обрадовались

Помним – стихи читаем… 
Чтение вслух.
За что можно похвалить?
Какие замечания?

Работа в парах

Спросить 2-3 человека.

Выразительное чтение стихотворения, выставление оценок.

слайд 22

учитель помогает при чтении соблюдать паузы с помощью счёта:

короткая пауза – раз-два,

длинная пауза – раз-два-три

11. Итог урока

12. Рефлексия  

Учитель: Поэзия Есенина всегда вдохновляла композиторов на создание музыкальных произведений.

Сейчас я предлагаю вам послушать песню «Бабушкины сказки» на слова С. Есенина в исполнении детского хора.

Слайд 23, 24

13. Домашнее задание

Дома читать стихотворение выразительно,  нарисовать иллюстрацию к стихам Есенина

Слайд 25

Заключительное слово учителя о Есенине.

Есенин – одно из ярчайших проявлений русского гения. Вместе с ним мы любим и ненавидим, мечтаем и разочаровываемся, страдаем и радуемся. Вместе с ним Россиею живем! Человек будущего также будет читать Есенина, как его читают сегодня. Потому что в его стихах отражается душа России.

И сегодняшний урок мне хотелось бы закончить строками С.А. Есенина, которые были написаны перед его смертью, когда ему было 30 лет

«До свиданья, друг мой, до свиданья…

Милый мой, ты у меня в груди

Предначертанное расставание

Обещает встречу впереди»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поэтическая тетрадь. С.Есенин «Бабушкины сказки»

Цели: ознакомить с новым стихотворением С.Есенина; вспомнить биографию поэта.Учить читать стихотворение;Развивать речь, память, воображение;Прививать  интерес к чтению стихов и любовь к поэзии....

С.А.Есенин "Бабушкины сказки". Урок чтения в 4 классе

УРОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ1.      Цель  урока: Обеспечить целостное восприятие и осмысление учащимися поэтического текста...

Конспект урока "Литературное чтение" 4 класс по теме С Есенин "Бабушкины сказки" .

данный конспект урока используется для классов где присутствуют ученики 7 вида....

Урок литературного чтения 3 класс С.Есенин "Бабушкины сказки"

Урок разработан на основе системно-деятельностного подхода в рамках реализации ФГОС....

С. Есенин "Бабушкины сказки"

Данный урок - урок литературного чтения в 4 классе....

Фотоколлаж С.Есенин "Бабушкины сказки"

Иллюстрации к стихотворению "Бабушкины сказки"...

Коллаж С.Есенин "Бабушкины сказки"

Иллюстрации к стихотворению "Бабушкины сказки"...