Открытый урок на тему: И. Бунин "Листопад"
материал по чтению (3 класс) по теме

Хруль Алла Ивановна

Ознакомить детей с жизнью и творчеством И.Бунина, привить любовь к поэзии. Продолжать работу над выразительностью чтения, понимать стихи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл listopad.odt27.78 КБ

Предварительный просмотр:

                               ТЕМА УРОКА: И.БУНИН «ЛИСТОПАД»

ЦЕЛЬ: ознакомить с жизнью и творчеством И.Бунина, привить любовь к поэзии. Продолжать работу над выразительностью чтения, понимать стихи.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Речевая разминка (скороговорки, чистоговорки).
  3. Введение в тему.

  На интерактивной доске выведен портрет И.А.Бунина. Я знакомлю с биографическими данными поэта.

  При подготовке к чтению и первой ориентировке в тексте я переношу детей в золотую осень.

  1. Ребята, чем интересна пора золотой осени? (Дети делятся своими впечатлениями от  личного наблюдения.) Посмотрите на рисунок. Какие краски золотой осени использовал художник? А вот на известной вам картине И.Левитана краски богаче — посмотрите(на интерактивной доске картины И.Левитана).

  Далее я сообщаю, что читать они будут прекрасное стихотворение И.Бунина о золотой осени; показываю иллюстрированную книгу «Листопад», предлагаю ее прочитать дома целиком, поясняю слово “терем”.

                                            (На доске портрет поэта.)

  Первичное восприятие текста осуществлялось в процессе чтения рассказа мной.

  1. Как вы думаете, почему И.Бунин сравнивает лес с теремом? (Он, как терем, нарядный и пестрый — лиловый, желто-золотой, красный.)

          Какое настроение вызывает у поэта лес-терем? (Лес он показывает

          веселым, и сам радуется золотой осени.)

Вторичное осмысленное восприятие. Чтение и работа с текстом.

  1. А теперь будем читать это стихотворение и посмотрим, что же включает  

          автор в свой терем, как он “построен” и где стоит.

  Важно, чтобы у детей сложилась яркая и точная картина осеннего леса и его окружения.

  Дети читают первые десять строк.

  1. Итак, отметим еще раз краски-слова, которые нам понадобятся для рисования - “постройки терема” (ребята читают первое четверостишие).

А теперь посмотрим “строительный материал” (читаются следующие      

шесть строк).

  Ребята отмечают, что терем состоит из желтых березок.

  1. Как они стоят? Прочитайте. (Будто желтою резьбой блестят в лазури

 голубой.) Смотрите внимательно, какая рисуется картина: березки, как желтые вырезанные узоры, стоят на фоне голубого неба.

  1. Что еще входит в наш терем? (Елочки стоят, как вышки, они

темно-зеленые.)

Верно, они очень стройные и похожи на вышки. Еще есть клены. Они

тоже расписные, и к ним можем отнести те краски, о которых поэт

говорит вначале. Какие листья у кленов? (Они золотые, красные,

багряные, а некоторые, я видела, бывают смешанные, желто-красные,

очень красивые.)

Ну вот почти и готов наш терем, стены есть. А оконца? Что о них пишет поэт? (Между кленами в листве есть просвет в небо, как оконца...)

  1. Где же стоит наш терем? Найдите эти строки. (Дети читают.)
  2. Так где же стоит наш терем? (Он стоит на пустой поляне, как бы среди широкого двора.)
  3. Очень хорошо! Посмотрим, как изображен двор. Найдите этот отрывок, прочитаем его. (Через поляну-двор тянутся нити из паутины. Они блестят на солнце и похожи на сеть из серебра. И еще во дворе летает, поэт говорит - “играет”, белый последний мотылек. Он похож на маленький белый лепесток. Он то летает, то замирает на паутине.)
  4. Красив ли наш двор? Давайте все вместе “нарисуем” и терем расписной,

и двор.

Перечитаем все стихотворение до конца вслух.  

  Далее “рисуются” словесные “картины”. Я неназойливо возвращаю детей к тексту, чтобы “уточнить рисунок”. Сначала “собираются” еще раз все краски для рисования (дети коллективно находят слова): цвет — лиловый, золотой, багряный, желтый, зеленый, голубой, серебряный, синий, белый, очень светлый.

  1. Смотрите, какое богатство красок-слов у нашего поэта-художника! А теперь еще раз назовите “объекты” - что будет нарисовано. (Голубое небо. Редкие желтые березы на фоне неба. Стройные зеленые елочки. В лесу между деревьями просветы — оконца. Широкая поляна около леса. По ней тянется серебристая паутина. Играет белый мотылек.)
  2. Прекрасно, молодцы! Но мы должны с вами изобразить еще тишину, “мертвое молчание”, как говорит поэт. Как это изобразить? (Наш терем спокоен: деревья и листья не шевелятся от ветра. Чуть-чуть только шуршат уже сухие листочки.)
  3. Очень хорошо. И вся эта картина залита солнцем. Мы его забыли нарисовать. А без солнца краски не были бы такими яркими. Закрыли глаза. Представили себе всю картину целиком. Ну а теперь будем читать так, чтобы все, кто нас слушает, ясно представили себе расписной терем, сверкающий красками на лесной поляне, светлую поляну в серебре нитей и “мертвую тишину”.

Договариваемся, как будем читать: быстро, медленно, спокойно?

Выбирается последнее, но дети говорят, что еще и восхищение картиной надо передать — ведь им нравится картина леса.

  Я замечаю, что при чтении следует выделять те слова, которые уже нашли, — это основные объекты картины: лес, березы, елочки, клены, оконца, поляна, паутина, мотылек.

  Читается первая часть стихотворения до обобщения: “Сегодня так светло кругом...”. Когда дети убеждаются, что прочитали выразительно с учетом наших требований, продолжаем отрабатывать вторую часть.

  1. Смотрите, ребята, дальше повторяются слова: сегодня так светло кругом, такое мертвое молчание. Почему поэт их повторяет, что он хотел сказать? (Он хотел подчеркнуть, что очень было светло и очень тихо.

Поэт усиливает повтором этих слов свое впечатление о всей картине, подчеркивает ее исключительность и восхищается ею. Вот теперь прочитаем, подчеркивая эти слова.

  Учащиеся читают текст несколько раз, пробуя интонацию.

  Последнее замечание, которое я делаю по тексту перед выразительным чтением всего стихотворения:

  1. Это стихотворение, поэтому вы знаете, что последние слова каждой

строки надо произносить с малым ударением, потому что они рифмуются и это надо показать. И еще обратите внимание на следующие строки, чтобы не ошибиться в постановке пауз:

                                 ...на паутине замирает,

                                 пригретый солнечным теплом.

  1. После этой фразы делается пауза. Последнюю строчку нельзя отнести к следующей. Чтобы читать спокойно-торжественно, усильте паузы после слова лес и перед каждым перечислением красок леса (на интерактивной доске делается разметка):

                                           Лес /, точно терем расписной, /

                                           Лиловый, / золотой, / багряный, /

                                           Веселой, / пестрою стеной /

                                           Стоит над светлою поляной.

  Дальнейшая разметка проводится на карточках.

 ИТОГ УРОКА:

  1. Что вы узнали о жизни и творчестве И.А.Бунина?
  2. Чем интересна пора “Золотой осени”?

   

 ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

  1. Выучить стихотворение «Листопад» наизусть, читать выразительно.
  2. Нарисовать иллюстрации к стихотворению.

 АСПЕКТНЫЙ АНАЛИЗ:

  На этом уроке было показано, как осуществляется работа, каков характер предлагаемых упражнений. Постоянное внимание к выразительному чтению дало возможность добиться осознанного выбора задачи чтения, интонационных средств. Самый главный результат — учащиеся могли всегда пояснить свой выбор чтения осознанно. Мы знаем, учителя, что у детей данного возраста эмоциональный опыт незначителен, поэтому дети не всегда умеют отразить свои чувства, иногда затрудняются в выборе слов, отражающих конкретное эмоциональное состояние. Выразительное чтение невозможно без специальной подготовки, поэтому я требую от учащихся безошибочности в выборе интонации при первом чтении.

  Результаты обучения достаточно высокие. Выразительно читают почти все учащиеся. Трудности, конечно, вызывает постановка логических ударений. Однако учащиеся достигли основного — умения аргументировать свой выбор ударений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование исследовательской технологии на уроках окружающего мира. Открытый урок по теме «Приборы и инструменты» 2 класс.

Цель урока: Формирование представлений обучающихся  с назначениями различных приборов и инструментов.   Развитие  умений  исследовать микропрепараты под  микроскопом.Зада...

Открытый урок на тему: "Использование разнообразных методов и способов закрепления учебного материала на уроках сольфеджио в 1 классе"

Тип урока:  комбинированный.Вид урока:  урок – игра.Цель:  Формирование и развитие ритмического и мелодического слуха, закрепление терминологии  на основе  практических форм р...

Конспект открытого урока по теме "Орфограммы в корне слова. Итоговый урок" 2 класс. Для любого УМК

Урок отвечает всем требованиям ФГОС. Подходит для любого УМК. В урок включена словарная работа, фиксируются итоги плана урока....

Открытый урок на тему: "Тема и главная мысль текста. Характеристика героя. Леонид Пантелеев «Честное слово»."

Открытый урок по литературному чтению. Дата:  20.04.2018 г.Учитель начальных классов  МОУ «СОШ № 84» Чувилова Татьяна Анатольевна.УМК «Перспективная начальная школа»....

Открытый урок по теме Спорт. Введение в тему. Формирование навыков устной речи. 7 класс

Открытый урок  на тему Лексико-грамматический практикум. Имя существительноеЗадание для самостоятельной работы7 классНемецкий языкЛексико-грамматический практикум. Имя существительноеБардонова Ан...