Рабочая программа по литературному чтению для базового уровня 4 класса
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л.  Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, утверждённой МО РФ (Москва, 2004 г.), в соответствии с требованиями федерального компонента государственного Стандарта начального образования (Москва, 2004 г.) (2 ч в неделю)


Разработчик программы: Таценко Светлана Васильевна,
учитель начальных классов, высшая квалификационная категория

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л.  Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, утверждённой МО РФ (Москва, 2006 г.), в соответствии с требованиями федерального компонента государственного Стандарта начального образования (Москва, 2004 г.)

В соответствии с учебным планом  школы рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю, всего  68 часов.

Цель рабочей программы - конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по литературному чтению, возрастных особенностей младших школьников. В программе заложен механизм  формирования у детей  функциональной грамотности, что способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Программа  ориентирована на формирование и развитие у обучающихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения.

       Цели, решаемые при реализации рабочей программы:

Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

  1. развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
  2. овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  3. воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Курс литературного чтения нацелен на решение следующих задач:

  1. развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  2. учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
  3. формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, ассоциативное мышление;
  4. развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
  5. формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
  6. обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
  1. формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
  2. обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
  3. расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
  4. обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
  5. работать с различными типами текстов;
  6. создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

Для реализации программного содержания используется: Климанова Л. Ф. Родная речь: учебник для 4 класса: в 2 ч. / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. — М.: Просвещение, 2006. Учебник построен на основе двух ведущих принципов – художественно-эстетического и литературоведческого. На основе художественно-эстетического принципа в учебнике отобраны для чтения преимущественно художественные тексты. Литературоведческий принцип находит свое выражение в том, что в учебнике представлены произведения, представляющие все области литературного творчества. Литературоведческий принцип в его преломлении к особенностям начального этапа обучения реализуется при анализе художественного текста, выдвигая на первый план художественный образ как общий язык искусства в целом и литературы в частности. Развитие навыка чтения на третьем году обучения —  введение чтения про себя.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в 4 классе начальной школы

      Обучающиеся должны:
        
владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
         понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;
         передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
         составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
         вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
         выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
         самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
         знать названия, темы и сюжеты 2—3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков;
         знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
         знать не менее 6—7 народных сказок, уметь их пересказывать;
         знать более 10 пословиц, 2—3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;
         уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
         давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.

Учебно-методическое обеспечение

  1. Литературное чтение. Учебник для 4 класса четырёхлетней начальной школы. В 2 ч.  / Составители  Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова - М.: Просвещение, 2006г.
  2. Интернет-ресурсы
  1. http://www.rusedu.ru/subcat_30.html
  2. http://www.luchiki.ucoz.ru/news/3
  3. http://www.proshkolu.ru/
  4. http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&lib_no=69001&tmpl=lib&page=1
  5. http://www.pedsovet.su/load/143-1-0-3888
  6. http://www.nachalka.info/about/193/
  7. http://roditel.edu54.ru/node/16047
  8. http://www.uchportal.ru/load/47

Тематический план

Разделы, темы

Количество часов

Количество

проверочная

работа

тест

творческая

работа

1

Летописи. Былины. Жития

4

1

2

Чудесный мир классики

12

1

3

Поэтическая тетрадь

3

1

4

Литературные сказки

8

1

1

1

5

Делу время, потехе час

6

1

6

Страна детства

5

1

7

Поэтическая тетрадь

2

1

8

Природа и мы

8

1

1

9

Поэтическая тетрадь

3

1

10

Родина

3

1

11

Страна Фантазия

4

1

12

Зарубежная литература

10

1

1

Итого

68

12

3

1

ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ПО ОТДЕЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ

Чтение и читательская деятельность

         В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

          При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

          Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

            Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во вторых - четвертых классах чтение постепенно становится обще учебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения про себя и вслух. Кроме этого, в первом классе основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения про себя (от 10-15% в первом классе до 80—85% в четвертом классе).

          Учитывая особенности уровня сформированность навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:

в четвертом классе проверяется сформированность умения читать словосочетаниями и синтагмами; достижение осмысления текста, прочитанного при ориентировочном темпе 80—90 слов в минуту (вслух) и 115—120 слов в минуту (про себя); выразительность чтения по книге и наизусть как подготовленного, таки не подготовленного текста, самостоятельный выбор элементарных средств выразительности в зависимости от характера произведения.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  1. искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
  2. неправильная постановка ударений (более 2);
  3. чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении
    вслух;
  4. непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
  5. неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
  6. неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
  7. нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
  8. нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
  9. монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.


Недочеты:

  1. не более двух неправильных ударений;
  2. отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  3. осознание прочитанного текста  за время, немного превышающее установленное;
  4. неточности при формулировке основной мысли произведения;
  5. нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при пере
    дачи характера персонажа.



Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование

на 2012/2013 учебный год

Предмет   литературное чтение

Класс 4 «А»

УМК  «Школа России»

Дата проведения урока

№ урока

Тема урока

Деятельность учащихся

Форма

контроля

ТСО, эксперимент, наглядные пособия

Параграф

(или страница учебника)

с начала года

по теме

                                                                                                            Летописи. Былины. Жития - 4ч

1

1

«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» (из летописи)

«И вспомнил Олег коня своего»

чтение и анализ  произведений

текущий

презентация

7-11

2

2

«Ильины три поездочки» (былина)

устный пересказ

текущий

12-24

3

3

«Житие Сергея Радонежского»

пересказ по плану

текущий

презентация

25-32

4

4

Обобщение. Проверочная работа №1.

проверочная работа

Чудесный мир классики-12 ч

5

1

П.П.Ершов»Конек-горбунок»

чтение сказки

тематический

портрет автора

40-52

6

2

П.П.Ершов»Конек-горбунок»

чтение

 по ролям

тематический

картинный

план

53-63

7

3

А.С. Пушкин. Стихи

чтение  наизусть

тематический

портрет автора

66-70

8

4

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

чтение сказки

фронтальный опрос

72-84

9

5

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

чтение по ролям

текущий

м\ф

85-93

10

6

М.Ю.Лермонтов. «Дары Терека»

выразит. чтение

фронтальный опрос

портрет автора

96-98

11

7

М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб» (турецкая сказка)

чтение сказки

ответы на вопросы

99-107

12

8

М.Ю.Лермонтов «Ашик-Кериб» (турецкая сказка)

пересказ по плану

текущий

108-113

13

9

Л.Н.Толстой «Детство»

выразительное чтение

фронтальный опрос

портрет автора

116-120

14

10

Л.Н.Толстой «Как мужик убрал камень»

чтение

 по ролям

ответы на вопросы

121

15

11

А.П.Чехов «Мальчики»

чтение

пересказ от лица героев

портрет автора

124-130

16

12

А.П.Чехов «Мальчики»

Обобщение. Проверочная работа №2.

кр. пересказ

диагностика навыка
чтения

тест

презентация

131-136

Поэтическая тетрадь-3ч

17

1

Ф.И.Тютчев. Стихи.

А.А.Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»

выразит.

чтение

портрет автора

140-144

18

2

Е.А.Баратынский. Стихи

А.Н.Плещеев «Дети и птичка»

И.С.Никитин. Стихи

чтение

наизусть

портрет автора

145-148

19

3

Н.А.Некрасов. «Школьник»

И.А.Бунин «Листопад»

Обобщение. Проверочная работа №3.

чтение

наизусть

портрет автора

149-156

Литературные сказки-8 ч

20

1

В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке»

чтение сказки

портрет автора

158-164

21

2

В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке»    Тест

план

презентация

165-170

22

3

В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе»

выразительное чтение

171-176

23

4

В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе»

кр. пересказ

по плану

портрет автора

177-181

24

5

П.П.Бажов «Серебряное копытце»

выразительное чтение

портрет автора

182-188

25

6

П.П.Бажов «Серебряное копытце»

чтение

 по ролям

м\ф

189-194

26

7

С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»        

( сказка ключницы Пелагеи)

выразительное чтение

портрет автора

195-205

27

8

С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»        

( сказка ключницы Пелагеи)

Обобщение. Проверочная работа № 4.

чтение

 по ролям

презентация

206-216

Делу время, потехе час- 6 ч

28

1

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

чтение

 по ролям

портрет автора

4-12

29

2

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

пересказ близко к тексту  

13-16

30

3

Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

творческая работа «Цена минутки»

31

4

В.Ю.Драгунский «Главные реки»

пересказ по плану

портрет автора

17-23

32

5

В. Ю.Драгунский «Что любит Мишка»

пересказ по плану

24-28

33

6

В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»

Обобщение. Проверочная работа № 5.

пересказ по плану

портрет автора

29-36

Страна детства – 5 ч

34

1

Б.С.Житков «как я ловил человечков»

словесное рисование

портрет автора

38-46

35

2

К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

чтение

 по ролям

портрет автора

47-52

36

3

К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

анализ произведения.

53-58

37

4

М.М.Зощенко «Елка»

пересказ по плану

портрет автора

59-64

38

5

Обобщение. Проверочная работа № 6

Поэтическая тетрадь-2 ч

39

1

В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»

С.А.Есенин «Бабушкины сказки»

чтение

наизусть

портрет автора

68-71

40

2

М.И.Цветаева Стихи

Обобщение. Проверочная работа № 7

чтение

наизусть

портрет автора

72-74

Природа и мы-8 ч

41

1

Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приемыш»

чтение

портрет автора

76-83

42

2

Д.Н.Мамин – Сибиряк «Приемыш»

чтение и анализ

84

43

3

А.И.Куприн «Барбос и Жулька»

словесное рисование

портрет автора

85-91

44

4

М.М.Пришвин «Выскочка»

пересказ по плану

портрет автора

92-95

45

5

Е.И. Чарушин «Кабан»

чтение и анализ

портрет автора

96-99

46

6

В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип»

чтение

портрет автора

100-103

47

7

В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип»

Тест

чтение и анализ

104-107

48

8

В.П.Астафьев «Стрижонок Скрип»

Обобщение. Проверочная работа № 8

кр. пересказ

по плану

108-110

Поэтическая тетрадь – 3 ч

49

1

Б.Л.Пастернак «Золотая осень»

С.А. Клычков «Весна в лесу»

чтение

наизусть

портрет автора

114-117

50

2

Д.Б. Кедрин «Бабье лето»,

Н.М.Рубцов «Сентябрь»

чтение

наизусть

портрет автора

118-19

51

3

С.А.Есенин «Лебедушка»

Обобщение. Проверочная работа № 9

выразительное чтение

портрет автора

120-126

Родина-3 ч

52

1

И.С. Никитин «Русь»

выразительное чтение

портрет автора

128-132

53

2

С. Д. Дрожжин «Родине»

А. В. Жигулин «О, Родина!....»

словесное рисование

портрет автора

133- 138

54

3

Б.А.Слуцкий «Лошади в океане»

Обобщение. Проверочная работа № 10

выразительное чтение и анализ

139-142

Страна Фантазия-4 ч

55

1

Е.С.Велтистов «Приключения Электроника»

чтение и анализ

портрет автора

144-149

56

2

Е.С.Велтистов «Приключения Электроника»

краткий пересказ

57

3

Кир Булычев «Путешествие Алисы»

выразительное чтение

портрет автора

150-154

58

4

Кир Булычев «Путешествие Алисы»

Обобщение. Проверочная работа № 11

пересказ

по плану

155-158

Зарубежная литература-10 ч

59

1

Джонатан Свифт « Путешествие Гулливера»

чтение

 по ролям

портрет автора

160-162

60

2

Джонатан Свифт « Путешествие Гулливера»

словесное рисование

163-166

61

3

Г.Х.Андерсен «Русалочка»

выразительное чтение

портрет автора

167-175

62

4

Г.Х.Андерсен «Русалочка»

чтение и анализ

176-184

63

5

Г.Х.Андерсен «Русалочка»

Тест

пересказ

по плану

м\ф

185-193

64

6

Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

чтение

 по ролям

портрет автора

194-197

65

7

Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

краткий пересказ

198-200

66

8

Сельма Лагерлёф  «Святая ночь»

краткий пересказ

портрет автора

201-208

67

9

Сельма Лагерлёф  «В Назарете»

выразительное чтение

презентация

209-216

68

10

Обобщение. Проверочная работа № 12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для 1-4 классов по программе "Перспектива"

Программа по литературному чтению  для  1-4 классов разработана в соответствии:- с требованиями  Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего...

Рабочая программа по литературному чтению для 1-4 классов, КТП для 1 класса. Программа "Начальная школа 21 века"

Пояснительная записка по литературному чтению составлена на весь курс (1-4классы), календарно-тематическое планирование составлено для 1 класса. Рабочая программа может быть использована учителями нац...

Рабочая программа по "Литературному чтению" для учащихся 2 класса по программе: "Планета знаний"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО КУРСУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» К КОНЦУ 2 КЛАССАСОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ» 2 КЛАСС (175Ч)...

Рабочая программа по литературному чтению, КИМы для 3 класса по программе "Школа России"

                                           Рабочая программа составлена в соответст...

Рабочая программа по "Литературному чтению" для учащихся 3 класса по программе "Планета знаний"

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕКАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ...

Рабочая программа по литературному чтению для учащихся 3 класса по программе: "Планета знаний"

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»Содержание учебного предметаТематическое планированиеКалендарно - тематическое планирование...