доклад "Развитие читательских интересов у детей с ОВЗ"
статья по чтению по теме

Кузьмина Екатерина Александровна

В данном выступлении я делюсь опытом работы по воспитанию интереса у обучающихся.воспитанников с ОВЗ к чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_pedsovete.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

      Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Ведь научиться складывать из букв слова ещё не значит стать читателем. Главное организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развивающаяся  личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего развития.

     Союз учителя и библиотекаря в воспитании интереса учащихся к чтению был всегда и особенно необходим сегодня. Когда учитель и библиотекарь являются единомышленниками и союзниками, их усилия приносят ощутимые результаты.

     Ребёнок, имеющий ограниченные возможности здоровья, должен хорошо познать окружающую его действительность, стремиться узнать о ней как можно больше и лучше.

В этом ему помогут не только учителя, но и книга. Поэтому такое большое место отводится обучению чтению, привитию навыка самостоятельного чтения.

      В течение всех лет обучения в школе учащийся, с ограниченными возможностями здоровья, получает помощь со стороны учителя и чувствует его руководство в приобретении новых знаний.

     Учитель ищет пути развития интереса к книге и стремления к чтению. Прививает обучающимся навыки чтения и умения читать с удовольствием.

     Работа по формированию читательского интереса осуществляется через уроки чтения и развития речи, внеклассное чтение, сотрудничество с библиотекой, литературные праздники.

     Учитель и библиотекарь видят каждого ребёнка с разных сторон. Возможен учёт особенностей каждого ученика, его способностей к учёбе, общего культурного уровня при подборе литературы и форм работы- как индивидуальной, так и с классом.

     Школьная библиотека приближена к требованиям учебного процесса. При хорошем знании своих читателей - мы можем привлекать к чтению даже самую пассивную группу детей.

     Для того, чтобы правильно организовать свою работу, учителю необходимо иметь перед собой карту развития читательских интересов каждого ученика.

     У детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, читательские интересы часто остаются не сформированными до 8 класса.

    Ученики или просто читают, что им попадает под руку или берут книгу по рекомендации друзей или учителя.

     Изучая причины спроса книг в школьной библиотеке, можно сделать вывод о том, что в половине случаев ученики берут книги по рекомендации учителя, библиотекаря. Самостоятельный спрос у них не сформирован.

     В этом году я пришла в новый класс. В нём 7 мальчиков и 1 девочка. В середине I четверти все дети были записаны в школьную библиотеку. Чтобы библиотекарь ориентировалась в подборе книг для ребят моего класса, я познакомила её с особенностями и возможностями детей. Класс можно разделить на три группы: I группа- хорошо читающие дети, II группа- средне читающие дети, III группа- слабо читающие дети.

    К концу I полугодия мы с библиотекарем проанализировали читательские формуляры ребят моего класса и всю прочитанную  литературу разделили на ряд разделов:

         - сказки- 25%;

         - стихи и рассказы о животных- 15%;

         - стихи и рассказы о детях- 7%;

Кроме этого, можно заметить, что большим спросом пользуются красочно оформленные и написанные в доступной форме книги.

    Удельный вес сказок объясняется тем, что учащиеся, имеющие ограниченные возможности здоровья, имеют конкретное мышление,  слабую аналитико- синтетическую способность.

     Одной из особенностей ребёнка, имеющего ограниченные возможности здоровья, является слабо развитая речь, бедный словарный запас. Поэтому, при посещении библиотеки, ребёнок не всегда может сказать, что он хочет. Стесняясь этого, он или совсем не спрашивает книгу или берёт первое, что ему попадётся. Помочь в этом ему призваны учитель  и библиотекарь.

     Тщательное изучение интересов каждого учащегося даёт возможность учителю выделить основной путь, по которому необходимо вести работу с ним.

     Для этого учитель составляет не только индивидуальный рекомендательный список, но и индивидуальный план чтения каждого ученика. Этот план составляется совместно с библиотекарем, который будет производить обмен книг, в соответствии с этим планом.

     Для приобщения к чтению, мы совместно с библиотекой используем настольные игры, викторины, выставки книг, литературные праздники и т. д. Полученные знания, умения и опыт после посещения библиотеки, учитель использует на уроках чтения, письма, развития речи, труда и т. д. Воспитатель использует их при построении своей работы в группе продлённого дня.

     Только при взаимодействии учителя, библиотекаря и воспитателя мы можем добиться достижения всех поставленных целей и задач, и использовать все имеющиеся возможности для расширения и углубления у учащихся читательских интересов.

МКС(К)ОУ

школа-интернат VIII вида № 92

г. Нижнего Новгорода

   

Доклад на тему:

«Развитие читательских интересов учащихся, имеющих ограниченные возможности здоровья».

                                                 Подготовила: Кузьмина Е. А.

2009 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие читательского интереса у детей.

Памятка для родителей по развитию читательского интереса у детей....

Памятка для родителей «Как развивать читательский интерес у детей»

Памятка для родителей «Как развивать читательский интерес  у детей»...

Памятки для родителей по развитию читательского интереса у детей.

Вниманию родителей предложены памятки по развитию читательского интереса удетей, а также "Как обсуждать прочитанное с ребёнком" и о  правилах чтения для учащихся....

Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса у детей

Памятка облегчит работу родителей по развитию читательского интереса у детей...

Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у детей.

Материал даёт практические рекомендации родителям по развитию у детей интереса к чтению....

Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у детей.

Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у детей....