Е. Пермяк "Торопливый ножик"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Агапова Тамара Анатольевна

УМК "Начальная школа 21 века", ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_lch.docx23.76 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 1 «В» классе (УМК «Начальная школа ХХI века»)

Тема: «Е.Пермяк «Торопливый ножик». Пословицы».

Цель урока: формирование положительной мотивации предмету.

Предметные УУД: чтение рассказа Е.Пермяка «Торопливый Ножик». Выполнение заданий в учебнике и тетради. Работа с пословицей, выразительное чтение, определение её смысла, соотнесение пословицы с главной мыслью рассказа Е.Пермяка «Торопливый ножик».

Познавательные УУД: развивать навык чтения, уметь определять тему, жанр, соотносить пословицу с содержанием произведения, выполнять задания в учебнике и тетради.

Регулятивные УУД: сознательное чтение текста.

Коммуникативные УУД: формирование приёмов мыслительной деятельности.

Личностные УУД: осознают значимость рассказа Е.Пермяка «Торопливый ножик», его поучительный смысл, высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника.

Методические приёмы: метод динамических поз, методика зрительно-координационных упражнений; методика сенсорно - координаторных упражнений «Четыре угла», экологическое панно.

Материально-техническое оснащение урока:

Общеклассная работа: классная доска, выставка книг Е.Пермяка,

Каждому: учебники: Ефросинина,Л.А. Литературное чтение: 1 класс. – М.: Вентана-Граф, 2011г. Рабочие теради: Ефросиниа, Л.А.: Литературное чтение: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ Л.А. Ефросинина . – М.: Вентана-Граф,2011, ручки, простые и цветные карандаши, резинки, смайлики для рефлексии.

Парная работа: карточки.

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Громко прозвенел звонок, начинается урок.

Внимание! Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?

- Пожелайте друг другу удачи.

Смена динамических поз по сигналу учителя: «Ручеёк течёт, учебник, тетрадь, пенал с собой берёт». Часть учащихся работают за конторками Базарного.

  1.  Введение в тему урока. Целеполагание урока.

- Ребята, скажите, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

В  результате обсуждения формулируем план урока (работа с «сенсорным крестом»):

  1. Речевая разминка.
  2. Знакомство с автором.
  3. Выставка книг.
  4. Чтение рассказа.
  5. Пословицы.
  6. Работа в паре.
  7. Работа в тетради.

  1. Речевая разминка.

Чижик в клеточке сидел,

Чижик в клетке громко пел:

«Чу-чу-чу, чу-чу-чу,

Я на волю улечу».

- Прочитайте:

а) глазами,

б) шепотом,

в) громче,

г) прочитать в быстром темпе.

- Молодцы!

- Ребята, давайте теперь сформулируем тему нашего урока.

  1. Знакомство с автором. Выставка книг.
  1. Жизнь и творчество Е. Пермяка.

- Много писателей посвятили свои произведения детям и писали о детях, рассказывали о жизненных историях  ребят - ваших ровесниках.   Познакомимся с жизнью и творчеством еще одного писателя, с героями его произведений. Узнаете, как они трудились, и что из этого получалось.

Евгений Андреевич Пермяк родился на Урале в г. Перми. Этот город сыграл большую роль в его творческой биографии: недаром писатель своей настоящей фамилии - Виссов- предпочел псевдоним Пермяк. Отец его умер, когда ему было 3 года. Детство провел в обществе бабушки, дедушки и тети, окруживших мальчика заботой, теплотой и вниманием. На Урале он прожил более 30 лет, изучил 5 ремесел: столярное, слесарное, сапожное, кузнечное и токарное. Окончив педагогический факультет Пермского университета, переехал в г. Москву и начал писательскую карьеру. Он написал 30 книг. Это повести, рассказы, сказки.

- А теперь посмотрите на наши таблички. Прочитайте.

- Как вы думаете, что означают эти записи? (Методика сенсорно-координаторных упражнений «Четыре угла».) (Названия рассказов.)

- Перечислите их.

 - Посмотрите на выставку его книг. Они есть в библиотеке. Почти все книги - о людях- тружениках, мастерах своего дела, о людях, украшающих своим трудом землю. Е. А. Пермяку очень хотелось, чтобы юные читатели поняли: красота человека « не в одежде, не в кудрях на пустой голове, не в холеной руке». А в том, что руки эти делать могут.

Зачитывание небольшого отрывка из рассказа Е.Пермяка.

  1. Физминутка зрительная. (Презентация).

  1. Работа над рассказом.

- Ребята, давайте прочитаем фамилию автора, заглавие текста.

- Ребята, а как вы понимаете выражение «торопливый»? Кто у нас может торопится? Человек или животное – живое существо, а как же тогда может торопиться неодушевленный предмет - ножик?

- А теперь я буду читать текст, а вы внимательно следите. (Вторую половину рассказа зачитывает хорошо читающий ребенок.)

- Сейчас вы самостоятельно прочитайте текст.

- Скажите, произошло с ножиком что-то волшебное? (Нет). – Так,  может быть, это сказка? (Нет.) - А тогда что? (Рассказ.) - Почему? (Потому что  ножик не сам строгал, а Митя строгал ножиком).

- Почему Митя бросил работу?

- Какой совет дал отец сыну?

- Что значит терпению учить?

- Как вы думаете, какое настроение было у Мити, когда он увидел результат своего труда?

  1. Работа в парах.

- Какие качества стремился воспитать отец у сына?

- У вас на партах лежат карточки. Вам необходимо выбрать нужные качества из предложенных и подчеркнуть их.

Карточка.

                 Аккуратность                                             Терпение

                 Лень                                                            Усидчивость

                 Старание                                                     Небрежность

                 Поспешность                                              Усердие

- Когда эти качества пригодятся любому человеку?

  1. Продолжение работы над рассказом. Пословицы.

- Ребята, скажите, а как строгал ножик, когда он был торопливым? ( То вкривь, то вкось. )

- А как ножик стал строгать, когда он стал терпеливым? (Потихонечку, полегонечку, осторожно, ровно, красиво, послушно).

- Ребята, скажите, пожалуйста, чему нас учит этот рассказ?

- Ребята, а теперь давайте прочитаем пословицы.  (Первую пословицу читает учитель, а вторую и третью – хорошо читающие дети).

- Ребята, а какая из представленных пословиц подходит к нашему рассказу? (Ответы детей.)

  1. Физминутка (двигательная).

Любопытная Варвара

Смотрит влево,

Смотрит вправо,

Смотрит вверх,

Смотрит вниз,

Чуть присела на карниз,

А с него упала вниз!

  1.  Работа в печатной тетради.

- Ребята, а теперь мы будем работать в рабочей тетради.

- Итак, на какой странице мы начнем свою работу? (Стр.11).

Задание 1.

- Ребята, что мы будем выполнять в первом задании? (Дети самостоятельно ориентируются в тетради, хорошо читающие дети озвучивают задание и вместе с остальными ребятами начинают его выполнять, предварительно проанализировав его).

- Итак, нам необходимо сравнить модели обложек. Но чтобы вы не ошиблись, давайте обратимся к памятке в конце тетради, которая нам поможет выполнить наше задание.

- Что общего в обложках? (Обе имеют автора, название и одинаковы по жанру, жанр произведения – рассказ (обозначается прямоугольником).)

- Ребята, а давайте обратимся к памятке. Скажите, о ком этот рассказ? (О детях).

- Какой цвет нам необходим, чтобы закрасить обложку, которая походит к нашей теме? (Коричневый.)

Задание 2.

 Чтение отрывка из текста; подчёркивание в нем нужных слов.

Задание 3.

Чтение задания хорошо читающими детьми.

- Обратите внимание на значок, который расположен рядом с номером задания. На что он нам указывает? (Выполнение творческой работы.)

  1. Закрепление изученного материала.

- Ребята, а сейчас я вам хочу предложить небольшой тест-опрос по нашему рассказу. Я буду задавать вопросы по тексту, а вы слушайте внимательно, если услышите ошибку, то обязательно исправьте меня.

     + 1. Митя строгал палочку да бросил?

     -  2.  Палочка получилась ровная, красивая? (Неровная, некрасивая)

     + 3.  Митя сказал, что палочка получилась косая, потому что ножик плохой?

     -  4.  Папа посоветовал Мите заточить ножик? (Его нужно терпению учить)

     +  5.  Папа строгал палочку потихонечку, помаленечку, осторожно?

     +  6.  Митя понял, как нужно ножик терпению учить?

      -  7.  Быстро Митя научил ножик слушаться? (Долго)

     +  8.  Ножик сначала торопился, спешил?

     +  9.   Митя заставил ножик терпеливым быть?

    -  10.  Это ножик научился терпению? (Митя)

  1. Итог урока.

- Ребята, ответьте, мы сегодня хорошо поработали на уроке? Что на уроке запомнилось? Чему научились?

- Я хочу предложить вам небольшое задание. Работа на экологическом панно.

- Давайте повернёмся и посмотрим на наше панно. На нем вы видите слова. Если вы их правильно сложите, то у вас получится целое предложение.

- Что у вас получилось?

БЕЗ ТРУДА НЕ ВЫТАЩИШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА.

  1.  Рефлексия.

- Оцените свою работу с помощью смайлика. Улыбающийся смайлик – я молодец, был активным на уроке, у меня все получилось, я все понял. Грустный – мне было грустно на уроке, мне нужна помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Е. Пермяк «Торопливый ножик»

Презентация разработана для урока чтения в первом классе...

Урок Е.Пермяк "Торопливый ножик" 1 класс

Урок по литературному чтению  в 1 классе. Программа "Начальная Школа 21 века"....

Е. Пермяк "Торопливый ножик"

Знакомство учащихся с новым произведением Евгения Пермяка "Торопливый ножик"...

конспект урока по литературному чтению Е. ПЕРМЯК «ТОРОПЛИВЫЙ НОЖИК»

Конспект урка по литературному чтению Е. Пермяк "Торопливый ножик". урок изученмя нового материала...