Урок по литературному чтению на тему: "Загадка". 1 класс.
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Большакова Ольга Вячеславовна

Данный урок разработан в соответствии с ФГОС по технологии деятельностного метода Л.Г.Петерсон

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_zagadka.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

                       

    Урок по литературному чтению к УМК «Перспектива»

                                           (1 класс)

                                    Тема: «Загадки».

Автор: Большакова О.В., МОУ средняя общеобразовательная школа №13 г. Павловского Посада.

Тип урока: ОНЗ.

Основные цели:

  1. учить составлять загадки, учить отгадывать загадки, выделять признаки предмета, на которые указывает загадка;
  2. стимулировать проявления творческой активности детей при отгадывании загадок и составлении собственных;
  3. развивать анализ и синтез, развивать речь учащихся.

Материал к уроку: презентация, творческая тетрадь по литературному чтению.

Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности.

- Ребята, послушайте меня внимательно и ответьте на вопрос:

                                 Стоит дом.

                                 Кто в него войдёт,

                                 Тот и ум приобретёт.

                                 Что это?             (Школа.)

- А как вы догадались, что это школа? (Школа – это дом, здание, в котором получают знания, становятся умными.)

- Для чего вы ходите в школу? (Чтобы много знать, чтобы учиться.)

- Человек, узнавая что-то новое, «растёт». Так и вы, каждый день, приходя в школу и узнавая для себя что-то новое, делая открытия, растёте и становитесь взрослее и умнее.

- Как вы открываете новые знания? (Нужно понять, что я не знаю и самому найти способ.)

- Кто из вас готов сегодня открыть для себя новое знание?

     2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

- С чего мы начнём наш урок? (С повторения.)

- Что будем повторять? (То, что понадобится сегодня на уроке.)

- Кто из вас может сказать, как называется вид произведения, который я вам сейчас прочитала? (Загадка.)

- Вы знакомы с этим понятием? (Да.)

- Что вы уже можете рассказать о загадке? (Это произведение относится к устному народному творчеству, загадка – это мудрёный вопрос, в ней содержатся подсказки, намёки на ответ.)

- А откуда мы ещё можем узнать про загадку? Если мы чего-то не знаем, где можно найти информацию? (В библиотеках, книгах, интернете, телевизоре, спросить у родителей, у учителя, понаблюдать.)

- В толковом словаре Владимира Ивановича Даля можно найти такое определение загадки: «Загадка – это краткое, иносказательное определение предмета, предлагаемое для разгадки. Что-либо загадочное, возбуждающее любопытство.»

- А  в интернете можно найти информацию из истории загадок: 1)Загадки среди всех жанров народного творчества самые древние. В давние времена они вовсе не были детской забавой. Так забавлялись взрослые. Загадка была сводом знаний и сведений человека о внешнем мире.

2) У древних греков и германцев загадывание загадок приравнивалось к единоборству. Их легенды говорят о том, что не отгадавшие загадку расплачивались жизнью.

3) Существуют поверья о том, что русалки губили людей, не отгадавших их загадок. Вот эти загадки: Да что цветёт без цветка? (Папортник.) Да что бежит без повода? (Вода.).

4) До 19 века на русской свадьбе подруги невесты «терзали» жениха и его дружка трудными загадками. В избу к невесте не пускали до тех пор, пока не прозвучит правильный ответ.

5) А в русских народных сказках что?... Царевна выходит замуж за того, кто все загадки отгадал.

- Прочитайте загадки, которые вам очень понравились и которые вы дома записали в тетрадь. (3-4 загадки.)

- Молодцы! А кто является автором загадок? (Русский народ.)

- Да, верно. В старину русский народ, а также известные писатели: С.Я.Маршак, К.И.Чуковский, Б.Заходер. И ты… если попробуешь… и тебе понравится!

- Вы уверены, что всё знаете о загадках? (Нет, не уверены.)

- А что вы делаете, если чего-то не знаете? (Мы открываем новое знание.)

- Желаю вам успеха в открытии нового знания! Я верю, что у вас всё получится!

- А задание звучит так: составьте загадку. (Дети на листочках самостоятельно пробуют составить загадку.)

- Все справились с заданием? (Нет.)

3.  Выявление места и причины затруднения.

- Какое задание нужно было выполнить? (Составить загадку.)

- Кто не смог составить загадку?

- Почему? (Я не знаю, как составлять загадку.)

- У кого получилось составить загадку? Вы можете обосновать, что правильно составили загадку? (Нет, не могу обосновать.)

- Почему? Чего вы пока ещё не знаете? (Мы не знаем правила (алгоритма) составления загадки).

- Сформулируйте цель урока. (Узнать правила (алгоритм) составления загадки.)

- А как будет называться тема нашего урока? (Загадки.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Какое затруднение у вас возникло при выполнении пробного действия? (Мы не смогли составить загадку.)

- Что вам поможет в составлении загадок? (Эталон, алгоритм.)

- Что вы сейчас будете делать? (Составлять эталон, алгоритм.)

5. Реализация построенного проекта.

На доске открывается изображение одуванчика.

- Как вы думаете, что прежде всего нужно сделать? (Выбрать, задумать, загадать предмет.)

Учитель фиксирует на доске 1 пункт эталона: выбрать и загадать предмет.

     Учитель открывает на доске слова-описания: как шарик; колючий; железный; на зелёном стебле; вкусный; как стол; растёт у дороги; можно найти в холодильнике; может разлететься от ветра; если наступишь, укусит.

- Прочитайте данные слова. Какие слова можно отнести к описанию одуванчика? (Как шарик, на зелёном стебле, растёт у дороги, может разлететься от ветра.)

- Как вы думаете, что будет следующим пунктом нашего эталона (алгоритма)? (Подобрать описание загаданного предмета.)

- А можно ли в описании назвать задуманный предмет? (Нет.)

- Почему? (Потому что не надо будет тогда ничего отгадывать.)

Учитель фиксирует 2 пункт эталона: описать предмет, не называя его (внешний вид, назначение, с чем можно сравнить.)

- Послушайте и скажите, что я сделала, используя данные слова?

                                 На зелёной хрупкой ножке

                                 Вырос шарик у дорожки.

                                 Ветерочек пошуршал

                                 И развеял этот шар.

(Вы с помощью этих слов составили загадку.)

- То есть, я, используя слова-описания, составила текст загадки. А какая отгадка у этой загадки? (Одуванчик.)

- Если сказать по-другому, это выбранный и задуманный нами предмет.

Учитель фиксирует 3 пункт эталона: составить текст-загадку ( не обязательно в стихотворной форме.)

6. Первичное закрепление во внешней речи.

- Давайте применим наш эталон и потренируемся. Откройте тетради по чтению на стр.26.

- Какой эталон мы с вами открыли на уроке «Мир деятельности»? (Правила работы в группах. Вспомните правила работы в группе. (В группе должен быть ответственный. Работать должен каждый на общий результат. Один говорит, другие слушают. Своё несогласие высказывай вежливо. Если не понял, переспроси.). Выберите в каждой группе ответственного. Не забывайте о соблюдении правил работы в группе. В конце дня мы подведём итог и оценим свою работу в группах в копилке достижений.

- 1. Загадайте предмет: зайчика или кошечку.

2. Как выглядит это животное? Подчеркните подходящие слова.

3. Подумайте, что в нём интересного? По каким признакам его легко угадать? Подчеркните их.

4. Из подчёркнутых слов составьте текс загадки. Напишите, что у вас получилось.

- Прочитайте свои загадки. (Дети зачитывают 2-3 загадки.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Пусть каждый из вас загадает какой-либо предмет, находящийся в классе. Опишите его внешний вид и назначение, составьте текст загадки.

- Зачитайте 2 -3 составленных вами описания, а мы попробуем отгадать задуманный вами предмет. (Дети зачитывают.)

8. Включение в систему знаний и повторение.

- Где вы можете применять полученное сегодня новое знание? (Мы можем составлять и загадывать загадки дома родителям, друзьям. Можно использовать в учёбе: составить загадки к темам по окружающему миру, математике, чтению и т.д.)

- Умение отгадывать загадки, а тем более придумывать и загадывать, всегда было свидетельством мудрости и ума. Можно сказать: загадка – для ума зарядка.

- Как вы думаете, а для вас полезно отгадывать и загадывать загадки? (Да.)

- Чем? (Мы развиваем мышление, память, речь.)

- Посмотрите, что умеют загадки:

1. Поднимать настроение.

2. Расширять кругозор.

3. Развивать речь и любознательность.

4. Помогают стать наблюдательным.

5. Тренируют внимание и память.

9. Рефлексия учебной деятельности.

- Какое новое знание вы сегодня на уроке открыли? (Мы узнали правила (алгоритм) составления загадки.)

- Какая цель перед вами стояла? (Узнать алгоритм составления загадки.)

- Докажите, что вы достигли поставленной цели. (Мы выявили алгоритм составления загадки. Мы смогли применить алгоритм к нашему заданию. Мы смогли составить загадку.)

- А где  вы ещё могли бы потренироваться? (Дома.)

- Домашнее задание будет следующим: попробуйте составить загадку про выбранный вами в классе предмет в стихотворной форме.

- Вы сегодня молодцы! А сейчас оцените вашу работу на уроке. Если вы на уроке работали активно, сами открыли знание, смогли составить загадку – нарисуйте Смайлика с улыбкой. Если вы довольны своей работой на уроке, но у вас, по-вашему мнению, не получилось составить загадку – нарисуйте Смайлика со спокойным выражением лица. А если вы не смогли сами открыть новое знание, ничего не понятно, у вас не получилось составить загадку – нарисуйте Смайлика с грустным выражением лица.

- Поднимите руку те, у кого Смайлик весёлый? Почему?

- Поднимите руку те ученики, у кого Смайлик со спокойным выражением лица? Почему?

- Поднимите руку те, у кого Смайлик нарисован с грустным выражением лица? Почему?

- Если у вас не получилось справиться с заданием, можно ли унывать? (Нет.)

- Что нужно сделать, чтобы преодолеть затруднение? (Отнестись спокойно. Улыбнуться и пожелать удачи. Потренироваться.  Наш урок окончен. Спасибо вам за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературному чтению по теме: "Загадки докучных сказок"

Конспект урока по литературному чтению по программе "Перспективная начальная школа: "Загадки докучных сказок"...

Урок литературного чтения по теме "Загадки" 1 класс

История возникновения загадки,анализ построения загадки,правила составления загадок....

Презентация по литературному чтению на тему "Загадки. Устное народное творчество"

Презентация для школьников на тему "Загадки" по литературному чтению 2 класс....

Конструкт урока по учебному предмету «Литературное чтение» на тему: «Загадки, песенки, потешки».

Конструкт урока по литературному чтению для обучающихся 1 класса....

Проверочная работа по литературному чтению по теме " Загадки , пословицы, небылицы"

Тестовая работа рассчитана на обучающихся 1 класса по программе " Школа России " к учебнику Климанова . Горецкий " Литературное чтение " . Поможет проверить знания по теме " З...

Проверочная работа по литературному чтению по теме " Загадки , пословицы, сказки"

Данная разработка позволит проверить изученные знания по теме " Загадки ,пословицы,сказки"...

Конспект урока по литературному чтению УМК «Перспектива» 3 класс Л.Ф.Климанова Тема урока: К.Г. Паустовский «Барсучий нос».( 2 урок)

Цели и задачи урока обеспечить целостное восприятие и понимание текста; развивать умение определять главную мысль произведения, развивать умение высказывать своё мнение, умение слушать друг друга, обо...