Рылеев "Дума"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Любушкина Елена Леонидовна

Разработка к уроку по теме "Рылеев. Дума".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ryleev.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

К.Ф. Рылеев. "Иван Сусанин"

Урок литературного чтения в 4 классе

Цели урока:

  1. привитие любви к книге, к чтению, закрепление литературных терминов.
  2. развивать речь учащихся, развитие кругозора
  3. воспитывать чувство патриотизма, гордости за героев Отчизны.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым видом поэтического произведения исторической песней.

II. Актуализация знаний

Назовите раздел «Родной речи», над которым мы сейчас работаем? (Поэтическая тетрадь)

Чем отличается поэтическая речь от прозаической? (Наличие ритма, рифмы, особое оформление )

Какие приёмы используют поэты в стихотворениях, чтобы оно получилось выразительным., точным, ярким?

(Метафора, олицетворение, эпитеты). Давайте вспомним и прочитаем стихотворения , где ритм особенно помогает ярче раскрыть и представить , то о чём написано в стихотворении.

Чтение стихотворения «Бабочка». (Ритм передаёт порхание, полёт бабочки.)

«Где сладкий шёпот моих очей. (Ритм передаёт непогоду, холод, резкий ветер и трескучий мороз)

«Вечерний звон» (Ритм помогает почувствовать печаль, покой, отстраненность, тоску)

Рассматривание картины Левитана «Вечерний звон»

На стихи написано много песен, а песни, которые затрагивают что-то в душе – это романсы. Романс это чувства, положенные на музыку, это поэзия, которая заставляет плакать и смеяться. Звучит романс А.А. Алябьева «Вечерний звон».

Видите, ребята, одно и тоже явление жизни можно описать по- разному : красками, музыкой и стихами.

Как называются стихи, описывающие чувства? (лирика)

III. Новый материал

А сегодня на уроке мы познакомимся с новым видом стихотворений – историческая песня, потому что стихами можно описывать не только чувства, но и исторические события .

Познакомьтесь с поэтом Рылеевым Кондратом Фёдоровичем. Он родился 18 сентября 1795 года, в обедневшей дворянской семье, учился в военном училище и очень рано обнаружил способности к поэзии. (слайд 3) Кондрат Фёдорович участвовал в военных походах русской армии. Он писал стихотворения, которые обличали несправедливость, угнетённость народа, призывал на борьбу против крепостного права и предостерегал тех, кто хладнокровно смотрел на бедствия , страдающей Отчизны . И поэтому 14 декабря 1825 года Рылеев участвовал в выступлении против существующих тогда порядков , на Сенатской площади .(слайд 4) Восстание декабристов было подавлено, 600 человек арестовали, 120 было отправлено на каторгу в Сибирь, а 5 человек , в том числе и Рылеев были казнены. Стихотворения вот такого замечательного человека, мы будем с вами читать.

С 1821 по 1823 год он пишет цикл исторических песен «Думы», куда вошли исторические повествования о Вещем Олеге. Дмитрии Донском и о Петре Великом. Одна из дум была посвящена Ивану Сусанину. Это единственная дума, в центре которой стоит не князь и не царь, а человек из народа, который служил правому делу. (слайд 5)

Время , в котором происходят описанные события, названы в русской истории смутным .Польские захватчики хотели завоевать Россию.

Они грабили и разоряли русские земли, убивали людей, старались насадить польские обычаи, язык, веру, вытравить всё русское. На престол должен был взойти молодой царь Михаил Романов (первый из династии Романовых). Он находился в своём родовом поместье недалеко от города Кострома. Поляки были недовольны, т к они хотели посадить на русский престол своего ставленника королевича Владислава .Если бы так случилось русский народ лишился бы своей независимости .Поэтому поляки направили большой отряд на север России , убить молодого царя . И вот этот отряд однажды в метельную ночь сбился с пути и набрёл на село в 3 км от места, где скрывался царь. Не прошенные гости ворвались в избу Ивана Сусанина. Они искали проводника. Сусанин был добрым и справедливым человеком. У него была дочь Антонина и два приёмных сына Богдан и Иван. Поляки требовали, что бы Сусанин отвёл их к царю, предлагали за услуги деньги , грозились убить в случае отказа . Старик медлил, но к радости захватчиков наконец согласился их провести. Когда рассвело, он повел их совсем в другую сторону, завел их в лесную топь. Здесь среди вековых елей на каждом шагу были окна-ямы, заполненные водой, которые не промерзали даже зимой. Выбившиеся из сил, окоченевшие враги, поняли, что их обманули. (слайд 6)

-Ты обманул нас,- кричали они, окружив Сусанина.

-Да. Из этого леса вам уже не выбраться. Здесь вы и погибнете,- сказал Сусанин.

Враги стали просить крестьянина, чтоб он их вывел из леса, угрожали, обещали отдать все награбленное золото, но старик был непоколебим. Обозленные враги убили героя.

Посмотрим, как эти события описал Рылеев.

(текст читает учитель)

-Ребята, слушайте внимательно и отмечайте незнакомые слова.

-Какие чувства и переживания у вас вызвала дума?

-Какой момент повествования оказался самым напряженным?

-Давайте найдем непонятные слова и выражения.

«Ни зги» -зга –это название металлического колечка на дуге лошади (на улице такая темнота, что едущему на лошади человеку не видно зги: ни колечка на дуге лошади, ни самой дороги, по которой он едет).

«Сарматы и ляхи» - иноземные захватчики.
«Москаль» - москвич.
«Иззябли» - замерзли.
«Жупан» - долгополая одежда.
«Лучина» - длинная щепка, которую поджигали для освещения помещения.
«Вотще настороже» - покраснела.
«Язвы» - раны.

«Окольная тропа» - ведущая в обход.

- С чего начинается повествование? (поляки идут за Сусаниным и он приводит их к деревне)

- С какой целью прибыли ляхи? (убить царя)

- Как они заставили Сусанина быть провожатым? (Обещают ему денег, а если не согласится грозят убить его)

- Как Сусанин приглашает поляков отдохнуть? (он похож на радушного хозяина)

- Так ли это? Зачем он так делает? (хочет усыпить бдительность, обмануть поляков)

- О чем молится Сусанин? Что просит у бога? А что мог просить? (спасти свою жизнь)

- С кем разговаривает Сусанин ночью? (просит предупредить царя об опасности)

- Какими чувствами проникнута его речь? (любовью к Родине, бесстрашием, решимостью)

- Прочитайте описание леса, в который входят поляки за Сусаниным. Это описание природы у Рылеева получилось очень реалистичным. Мы представляем и морозное утро, и непроходимые дебри, и холодную тишину, и понимаем, что обратной дороги нет.

- Прочитайте, что говорит Сусанин, остановившись в самой глуши.

- С какими чувствами звучат последние слова Сусанина? (с уверенностью в своей правоте, с гордостью за свой народ, за Россию)

- В каких строках выражена главная мысль стихотворения? («Кто русский по сердцу, тот бодро и смело, и радостно гибнет за правое дело»)

IV. Физминутка (слайд7-8)

V. Самостоятельное чтение.

VI. Продолжение по теме урока

Подвиг Сусанина явился примером на века для русского народа и память о нем не исчезнет никогда. В 1957 году в городе Костроме был воздвигнут памятник Ивану Сусанин. (слайд 9) Подвигу Сусанина посвятил свою оперу М.Глинка «Жизнь за царя». (слайд 10)

(Слушание отрывка из оперы)

Многие герои повторили подвиг Сусанина. (слайд 11)

В феврале 1943 года фашистские каратели пытались уничтожить отряд партизан. Партизанам тяжело было сдерживать натиск врага, оказывая яростное сопротивление. Они отступали вглубь леса. Старый колхозник Иван Цуба был схвачен фашистами.

- Куда ушли партизаны?

- Не ведаю.

- Показывай,- злился фашист, тыча пистолетом в лицо Ивану.

На глазах у Ивана враги расстреляли родного брата.

- Показывай, где партизаны??? – заорал на Ивана офицер.

- Добре,- промолвил Иван, опустив голову.

Он двинулся в сторону леса. Ненависть удесятеряла его силы. Он шел быстро, не оглядываясь.

- Далеко еще? – спросил офицер.

- Нет, близко,- ответил Иван.

Но вот началось незамерзающее болото. По тропинкам, известным только Ивану, привел он немцев в такие гибельные топи, что выбраться отсюда было нельзя. Поняли фашисты, что уготовил им проводник. Долго измывались над ним и в конце концов расстреляли, но и сами не смогли выбраться из болота. (слайд 12)

Работа с пословицами. (слайд 13) Дети находят и подбирают пословицы, подходящие по смыслу к теме урока.

  1. Родина – мать, умей за нее постоять.
  2. За правое дело стой смело.
  3. Если по-русски скроен и один в поле воин.

VII. Подведение итога урока

(см. презентацию на сайте «Фестиваль педагогических идей»)