Духовно-нравственное воспитание на уроках лит. чтения (из опыта работы). Внеклассное мероприятие по экологии.
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

 

Во все века люди высоко ценили духовность и нравственность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодёжи. Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко –нравственных людей. И только искусство и литература помогают расти и развиваться  человеку  мыслящему, умеющему думать, чувствовать и анализировать поступки героев и свои собственные, обогащают внутренний мир ребёнка, развивают душу растущего человека.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по экологии

«По лесным тропинкам»

Цель: расширить представления детей о богатствах леса, его обитателях; познакомить с экологическими проблемами леса.

Оборудование:  листовки «Береги природу!»; правила поведения в лесу; оформление сцены: деревья, цветы, птицы; компакт-диск «Птицы средней полосы России», презентация «Лес».

Ученик: Наша прекрасная, удивительная планета, несмотря на свой почтенный возраст, полна тайн и загадок. И вот сегодня мы отправимся в небольшое путешествие в тот мир, который находится рядом с нами, т.е. в мир природы.

Ученик: Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы - хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице — воздух, зверю — лес и горы. А человеку нужна Родина. А охранять природу - значит охранять Родину».

Ученик: Многое сделано человеком по охране природы: посажены новые леса, созданы новые заповедники, сохраняются от полного уничтожения многие виды животных. Но многое еще предстоит сделать. Человек многим обязан природе, лесу.

Чем же дорог нам лес?

Почему мы с лесом дружим,

Для чего он людям нужен?

 Ученик: Лес  - это наше богатство!

        Ученик: Лес - это зеленый наряд нашей Земли!

        Ученик: Лес  - это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.

        Ученик: Лес  - это дом для зверей и птиц!

        Ученик: Лес - это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.

        Ученик: Там, где лес, всегда чистый воздух!

Сценка: «На лесной полянке»

      (Маша и Миша гуляют на лесной полянке)

Миша: Здравствуй, лес, дремучий лес,

               Полный сказок и чудес!

               Ты о чём шумишь листвою

               Ночью тёмной, грозовою?

               Что там шепчешь на заре

               Весь в росе, как в серебре?

               Кто в глуши твоей таится?

               Что за зверь? Какая птица?

               Всё открой, не утаи:

               Ты же видишь – мы свои.

Маша: Ой, Миша, смотри, кто это там сидит на пеньке под елью?

Миша: Да это же старичок – лесовичок! Здравствуйте, дедушка!

Маша: Здравствуйте!

Старичок- лесовичок: Здравствуйте, ребятишки! В гости ко мне пожаловали?

Маша: Вот решили по лесу погулять,  ягод насобирать, поиграть: листьями побросаться, покричать, венки из цветов сплести, домой букеты отнести.

Старичок- лесовичок: А правила поведения в лесу знаете?

Маша и Миша: (вместе) Какие?

Старичок- лесовичок: (Обращаясь к зрителям) Ребята, а вы знаете правила поведения в лесу?

Ученики: Да! (Дети вывешивают заранее подготовленные листовки «Береги природу!» Называют и объясняют правила)

Маша и Миша: Спасибо, ребята! Теперь мы знаем правила и будем их соблюдать.  

Маша:   Когда ты идешь по тропинке лесной,

               Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

               Одно «почему» меж деревьев мчится,

               Летит по пятам за неведомой птицей.

               Другое  -  пчелою забралось в цветок,

               А третье -  лягушкою скок в ручеек.

               «Что» мышкой шныряет под листьями в норах,

                    «Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,

                     Сидит «Отчего» на зеленом листке,

                     «Куда» полетело верхом на жуке,

                     «Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень.

             Вопрос за вопросом, и так целый день.

             Пойдем - ка, дружок, по тропинке вдвоем

             Ответы искать под зеленым шатром.

Старичок- лесовичок: С ранней весны и до поздней осени в лесах, на полянах цветет много цветов; только стаял снег, а в лесу уже распускаются цветы. Ребята, вы знаете, какие цветы растут в лесу?

Ученики: Да!

Старичок- лесовичок:  Отгадаете загадки и узнаете, какие цветы растут в лесу.

  1. Набухло бурей небо,

Дули ветры без конца.

Он явился из-под снега,

Как цыплёнок из яйца.

Встав на тоненькую ножку

Всем морозам вопреки,

Отдышался  он немножко

И раздвинул лепестки.

                 (Подснежник)

  1. Белые горошки на зеленой ножке.

(Ландыш)

  1. Стоит в лесу  кудряшка — белая рубашка,

 Сердечко золотое, что это такое?

(Ромашка)

  1. Их видимо невидимо,

Не сосчитаешь их!

     И кто их только выдумал –

Весёлых, голубых?

Должно быть оторвали

От неба лоскуток,

Чуть-чуть поколдовали

 И сделали цветок.

            (Незабудка)

  1. На солнечной опушке

Красавица цвела –

Лиловенькие ушки

Тихонько подняла.

В траве она хоронится

Не любит лезть вперёд,

     Но кто-то ей поклонится и бережно возьмёт.

                     (Фиалка)

  1. По утрам умываясь росой,

     Как цвели они! Как красовались!

Но упали они под косой.

И спросил я  - А как назывались? –

И мерещилось многие дни

Что-то тайное в этой развязке

Слишком грустно и нежно они

Назывались - …(анютины глазки)

  Маша:  Какой красивый букет у нас получился! Отнесу его домой.

 Миша:   Если ты сорвешь цветок,

                Если он сорвет цветок,

                Если все: и он, и ты на Земле сорвут цветы,

                То окажутся пусты и деревья, и кусты.

                И не будет красоты.

  Маша:  Поняла, поняла! Пусть цветы остаются в лесу, растут и радуют всех своей красотой.

 (Уходят)

Ученик:  В природе строгий порядок. Все в ней взаимосвязано: живут по       строгим законам и растения, и насекомые,  и птицы, и звери. Если разобраться, то у природы нет ни плохих зверей, ни хороших, ни злых, ни добрых. Все они нужны и все они важны. Много хищников — плохо, мало — тоже плохо.

Ученик:  А что это за звуки? Словно плачет кто-то.

Ученик: Кто там? Идите сюда!

Голос за сценой:  Сама знаю, что не красавица. Окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то еще камнем бросят. А за что? Ведь польза от меня большая. Мошек и жуков уничтожаю, чтобы не портили они листву. Так за что же меня так не любят? За то, что сырость люблю, за то, что песни по ночам пою, за то, что такая пучеглазая?

Ученик: Ребята, кто это нам жалуется?

Ученики: Жаба.

Голос за сценой:  Ох, и не любят меня люди! Голос им мой не нравится, глаза, говорят, страшные. Но если бы не я, трудно людям пришлось бы. Ведь питаюсь я мышами-полевками, чтобы они не уничтожали посевы ржи и пшеницы, чтобы зерно сохранилось до следующего урожая. Охочусь на мышей я, когда стемнеет, а днем сплю.

Ученик: А это кто плачет?

Ученики:  Сова

Голос за сценой:  А нам как плохо живется — хуже некуда, хоть и не видно нас почти, а только слышно тонкий голосок. Каждый норовит нас обидеть. А  ведь мы пользу приносим, нашими личинками, которые мы откладываем в воде, питаются рыбы и разная водная живность. Но от нас все отмахиваются, пытаются убить. Только самки прокалывают  кожу человека или животного  хоботком, чтобы выпить капельку крови. Только после этого она сможет отложить яички, из которых наши дети выводятся.

Ученики:  Это комары.

  Ученик: Дерево, трава, цветок и птица

                Не всегда умеют защититься.

                 Если будут уничтожены они,

                 На планете мы останемся одни.

(Звучат голоса птиц)

Ученик: Птицы украшают нашу жизнь. А вы не забыли, как называются птицы, которые живут в наших лесах? Сейчас проверим.

Викторина

  1. Он соло пел среди ветвей,

Певца назвали... (соловей).

  1. У дупла листок пришпилен,

А живет там дядя... (филин).

  1. Кто на елке на суку,

Счет ведет «ку-ку, ку-ку»?

(Кукушка)

  1. Плотник острым долотом,

Строит дом с одним окном.

(Дятел)

  1. Верещунья, белобока,

А зовут ее... (сорока).

  1. Днем спит, ночью летает.

 Кто эту птицу знает? (Сова.)

 Ученик: Ждет птиц трудная работа,

                Целый день одна забота —

                Накормить своих птенцов,

                Желторотых молодцов.

                Ну, а им и горя мало,

                Потому что кормит «мама»,

                В теплом гнездышке лежат

                Потихонечку пищат.

                Им родители приносят

                Много разных вредных мошек,

                Столько..., что не перечесть,

                Вот за это птицам — честь!

Ученик: Все-все на свете, на свете нужны!

              И мошки не меньше нужны, чем слоны.

              Нельзя обойтись без чудищ нелепых

              И даже без хищников злых и свирепых.

              Нужны все на свете!

              Нужны все подряд —

              Кто делает мед, и кто делает яд.

Ученик:  Плохи дела у кошки без мышки,

               У мышки без кошки не лучше делишки.

               Да если мы с кем-то не очень дружны –

               Мы все-таки очень друг другу нужны.

               А если нам кто-нибудь лишним покажется,

               То это, конечно, ошибкой окажется.

Ученик: Животных нужно охранять

               И хоть немного уважать.

               От серой мышки до моржа,

               От бегемота до ежа

               Должны ценить мы и беречь

               И их покой всегда стеречь.

Ученик: Прости нас, маленький жучок,

               И муравей, и пчелка,

               Прости нас сорванный цветок

               И срубленная елка.

Ученик: Прости нас, стройный тополек

              За сломанные ветки.

               Прости нас, пойманный зверек,

               Тебе так тесно в клетке.

Ученик:  Трудно представить себе Землю без леса. Без него исчезнет жизнь на планете. Давайте будем помнить, что Земля  – наш общий дом. Давайте бережно относиться ко всему, что нас окружает, будь то былинка, букашка или зверь. Не причиняйте зла ни природе, ни людям!

 Ученик: Есть просто храм,

               Есть храм науки.

               А есть еще природы храм –

               С лесами, тянущими руки

               Навстречу солнцу и ветрам.

               Он свят в любое время суток,

               Открыт для нас в жару и стынь.

               Входи сюда,

               Будь сердцем чуток,

               Не оскверняй его святынь!

(Звучит песня «Просьба»  Музыка А. Пахмутовой, стихи Р. Рождественского) 

Раненая птица и руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась,

Этот сон давнишний до сих пор мне снится:

На траве кровавой вздрагивает птица.

Припев:

Птицы, рыбы и звери

В души людям смотрят.

Вы их жалейте, люди.

Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц — не небо!

Ведь море без рыб — не море!

И земля без зверей — не земля.

Люди - исполины, люди - великаны.

Есть у вас винтовки, сети и капканы,

Есть у вас бесстрашье, сила есть извечно,

И должно быть сердце. Сердце человечье!

Припев.

     Люди - человеки, страны и народы

     Мы теперь навечно должники природы. 

     Надо с этим долгом как-то расплатиться —

     Пусть расправит крылья раненая  птица.

Припев.



Предварительный просмотр:

Аннотация

Во все века люди высоко ценили духовность и нравственность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодёжи. Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко –нравственных людей. И только искусство и литература помогают расти и развиваться  человеку  мыслящему, умеющему думать, чувствовать и анализировать поступки героев и свои собственные, обогащают внутренний мир ребёнка, развивают душу растущего человека.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников

в системе Л.В. Занкова

БарабашоваТатьянаМарьяновна

                                                                    Бессараб Елена Александровна                                                                  

                                                              учителя МБОУ – лицей № 10

                                                                  города Белгорода

         В сегодняшней жизни всем, а особенно ребенку, приходящему в этот мир не в самое лучшее, доброе время, необходимы нравственные опоры, чистые источники духовной жизни. Ведь именно в детстве, когда формируются представления ребенка о том, «что такое хорошо, и  что такое плохо», закладывается нравственный фундамент личности.

        Где искать ребенку сегодня эти нравственные опоры и образцы, если и дома, и на улице он видит больше безнравственного, чем нравственного?

          Если жизнь такова, то нравственные образцы надо искать в Культуре человечества и своего народа, поскольку там собраны величайшие ценности и нравственные богатства, накопленные многими поколениями людей. А помочь детям освоиться в мире Культуры и в конечном итоге присвоить, т. е. сделать своими, нравственные ценности и идеалы человечества должна школа.

        Трудно переоценить в решении этой задачи роль школьного предмета «Литературное чтение», потому что по сути своей он является частью Культуры, видом искусства.  Цели уроков литературного чтения, заключаются в нравственном воспитании и развитии детей на основе полноценного восприятия художественного текста, освоения учащимися основных литературоведческих знаний и практики читательской деятельности. Но они будут выполнены только в том случае, если мы, учителя, будем смотреть на этот предмет как на вид искусства и работать на «уровне искусства и по возможности его методами» (М.А. Рыбникова). Тогда мы действительно сделаем уроки литературного чтения уроками нравственного прозрения, духовного обогащения и, в конечном итоге, - основой самовоспитания.

        В семь лет ребенок начинает осознавать свои представления и переживания при чтении художественных произведений, осмысливать их содержание и форму, а главное, в этом возрасте у него появляется способность наслаждаться художественным словом. Значит, с этого времени ученик – читатель сможет полноценно воспринимать художественный текст,  «в себя принимать» нравственные ценности, заключенные в произведениях. Необходимо только пробудить у него интерес к чтению, научить его анализировать художественный текст, сформировать читательские умения.

        Нравственный потенциал произведения сам по себе не переходит во внутренний мир читателя, поскольку нравственные ценности «впаяны» в художественный текст, а не прямо сформулированы, и читатель извлекает их в процессе своей читательской деятельности. Организовывать и координировать данный процесс должен учитель на уроках литературного чтения.

         Автор художественного произведения всегда глубоко и точно мотивирует поступки героя, иногда впрямую, словами героя или изображением его мыслей (как например, изображает Ю. Я. Яковлев переживания  мальчика в рассказе  «Полосатая палка»). До чтения произведения перед детьми ставится задача: «Обратить внимание на главного героя,  проследить,  как он меняется». Размышления над поступками героя, их причинами и последствиями, осмысление идеи автора, присоединение понятого и эмоционально принятого к своим личным представлениям – это и есть главный результат читательской деятельности, к которому мы можем прийти, через систему  следующих вопросов и заданий:

  1. Почему Мишка совершает нехороший поступок? Как вы думаете, взял бы он палку, если бы знал, что её хозяин слепой?
  2. Поверили ли вы, что герой рассказа изменился?
  3. Найдите в тексте и перечитайте места, где говорится, как Мишка переживает, как он пытается исправить своё злое дело?
  4. Как заканчивается рассказ? Почему в конце автор дважды повторяет слова: «Надо спешить»?
  5. Напиши мини-сочинение «Как Мишка рассорился сам с собой».
  6. Напиши своё окончание рассказа.

        Художественных образов в произведении ровно столько, сколько нужно автору для выполнения своей задачи – передать читателю своё видение мира, свои представления о жизни и её смысле, о ценностях, о добре и зле, воплотить свою идею.

        Для того чтобы понять автора, его идею, для анализа текста мы прежде всего должны определить систему образов произведения, разобраться в их связях и взаимоотношениях.

Покажем теперь систему работы над большим  произведением, где учтены все особенности анализа текста. Возьмем сложный и очень важный для нравственного воспитания детей рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».        

Прежде чем приступить к анализу текста с детьми, учитель должен, во-первых,  сформулировать для себя те нравственные идеи и ценности, ради утверждения которых автор написал это произведение. Во-вторых, ему нужно четко понимать, какой шаг в литературном образовании учеников будет сделан при изучении этого рассказа. А уже потом начинать выстраивать систему анализа, в результате которого дети извлекут и усвоят нравственные уроки и узнают то новое о жизни, что рассказал автор, изображая мир и людей.

Система образов наглядно продемонстрирует ученикам главную идею рассказа Толстого, поскольку в ней станет очевидным полное одиночество Костылина и прочные дружеские связи Жилина с множеством героев рассказа.

Приведем пример. Обобщающий урок по произведению  Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», цель которого: нравственные уроки рассказа Л.Н. Толстого.

Главный вопрос урока: почему, рассказывая о судьбе двух русских офицеров, Толстой в заглавии говорит об одном человеке? В итоге обсуждения этого вопроса приходим к выводу, что Костылин – не только в татарском плену, но и в плену своей слабости, своего эгоизма и из этого плена он не выбирается.

Ответить на вопрос:  «Почему Жилин сумел освободиться?» -  поможет уточнённая система образов, из которой видно,  как Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, как он сумел расположить к себе даже своих врагов; как он решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других; каким был сильным, «жилистым» (работаем над словами «жить», «жила»).

Рассматривая иллюстрации, думаем над тем, все ли картины, важные для понимания смысла рассказа, изобразил художник, дополняем устным рисованием детей, размышляя над дальнейшей судьбой Жилина.

После окончания работы над рассказом Л.Н. Толстого ученики пишут сочинения на одну из тем: «Уроки Толстого», «Спасибо, умница!» (о Дине), «Жилин и Костылин».

        Большое значение в работе с текстом имеет осмысление финала произведения, ведь в том, как автор завершает сюжет, проявляются его главные позиции в оценке героев и их поступков. В финале произведения автор «награждает» своих любимых героев и «наказывает» злых, неприятных ему людей. Так поступает А.С. Пушкин в своих сказках, «наказывая» жадную старуху, злую, завистливую мачеху. Конечно, финалы произведений могут быть неоднозначными, такими, как например, в рассказе Д.Н. Мамина - Сибиряка «Приёмыш», где нет прямого наказания, потому что нет ничьей вины, а есть утверждение права каждого существа на свою жизнь и свободу. Но это не означает, что над финалом этого рассказа не надо работать, - скорее, наоборот: такие финальные сцены требуют особенно вдумчивого прочтения и серьёзного обсуждения.

        Чтобы ученики поняли роль и значение финала в произведении, мы применяем такой методический прием: читаем им рассказ не до конца, заканчивая чтение до финальной сцены, и просим их завершить рассказ, а потом зачитываем  авторское окончание и сравниваем. Это помогает выявить авторскую идею.

        Когда мы читаем и обсуждаем с детьми авторское окончание, дети понимают, умом и сердцем постигают истинную доброту автора, герой которого думает не о себе, а о том, кто верой и правдой ему служил.                 

          Итак, уже в начальной школе ведется настоящая работа по освоению художественных текстов, а значит, и освоению и присвоению учениками нравственных образцов. Совесть, честь, благородство не пробуждаются и не воспитываются путём усвоения литературных понятий.  Только настоящее проникновение в художественное  произведение  открывает ребёнку такой мир, который возвышает его над самим собой. А это значит, что искусство помогает расти и развиваться человеку мыслящему, умеющему думать, чувствовать и анализировать поступки героев и свои собственные, обогащает внутренний мир ребёнка, развивает душу растущего человека.

Список литературы

  1. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М. «Просвещение» , 2009.
  1. Лазарева В. А. Технология анализа художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе.- ООО «Издательство Оникс», 2006.
  2. Лазарева В. А. Литературное чтение: Учебники для 3, 4 классов ООО «Издательство Оникс», 2006.
  3. Соболева О.В. Обучение пониманию текста: учебная книга – учитель – ученик. // Психологическая наука и образование. – 2006. - №1



Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО  И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

БарабашоваТ. М., Бессараб Е. А.                                                                  

                                                                         учителя МБОУ – лицей № 10

                                                                  города Белгорода

Одной из главных задач современной школы является проблема сохранения и укрепления  здоровья детей, формирования у них здорового образа жизни. Здоровье – совокупность физических и духовных качеств и свойств человека, которые являются основой его долголетия и необходимым условием для осуществления его творческих планов в будущей профессии.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования большое значение уделяет формированию культуры здорового и безопасного образа жизни. Поэтому мы используем в своей работе программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, которая  представляет собой комплексную программу формирования  знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся.

Для обеспечения выполнения  программы необходимо использование здоровьесберегающих  технологий. Что такое «здоровьесберегающие образовательные технологии»? Это комплекс психолого-педагогических приемов и методов работы,  подходов к реализации возможных проблем, знакомых большинству педагогов, плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.

Только при условии, что все отдельные подходы будут объединены в единое целое, можно рассчитывать на то, что будет сформировано здоровьеобразовательное пространство, реализующее идеи следующих здоровьесберегающих технологий:

  1. компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная и др. гимнастика, психогимнастика, тренинг, позволяющие частично нейтрализовать стрессовые ситуации);
  2. стимулирующие (физические нагрузки, приемы психотерапии);
  3. информационно-обучающие.

         Использование  методов и приемов зависит от многих условий: от профессионализма педагога, от его личной заинтересованности, от уровня города, района, школы, класса.

Целью педагогической деятельности учителя начальных классов является обеспечение положительной динамики состояния здоровья обучающихся посредством применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, формирование  у ученика основы здорового образа жизни на уроках и во внеурочной деятельности.

В целях совершенствования знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни  используются различные методы и приемы:

  1. практический метод;
  2. познавательная игра;
  3. ситуационный метод;
  4. соревновательный метод;
  5. другие активные методы обучения.

Средства  выбираются в соответствии с конкретными условиями работы. Это могут быть элементарные движения во время занятия: физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; массовые оздоровительные мероприятия, спортивно - оздоровительные праздники; тематические праздники здоровья в рамках внеурочной деятельности.

               Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обеспечивает желание заботиться о своём здоровье, установку на использование здорового питания, использование оптимальных двигательного режима, соблюдение режима дня, развитие готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье на основе использования навыков личной гигиены.

В нашем лицее реализуется программа курса «Растём здоровыми и сильными» (система Л.В.Занкова), которая   рассчитана на два года – 3-4 классы.  Она помогает  формированию у обучающихся первоначального представления об элементарных нормах здорового образа жизни, подводит к пониманию особенностей организма человека и его возможностей. Программа курса включает два раздела: «В гармонии с окружающим миром» и «Законы здоровья».

Данный курс выполняет не только просветительскую, воспитательную функции, но имеет и практическую направленность. На занятиях обучающиеся получают возможность расширить, систематизировать, а главное – практически применить свои знания о том, как сохранить и укрепить здоровье.

Приведём пример внеурочного занятия курса «Растём здоровыми и сильными» по теме: «Правильное питание».

Цель занятия: создание  условий для формирования у обучающихся основ культуры питания. В качестве оборудования мы использовали: мультимедийную презентацию, карточки с заданиями, звукозапись физминутки, изображения продуктов питания.

 В ходе занятия была разыграна ситуация.

Сценка

Бабушка: Какие у вас румяные щёки! Хорошо погуляли?

Внук: Здорово! Но мы такие голодные! Сейчас достанем из холодильника колбасу, сделаем побольше бутербродов и запьём газировкой.

Бабушка: Нет, мои хорошие! Лучше всего сейчас съесть горячий суп. Я приготовила вкусный рассольник и гречневую кашу с мясом. Вы потратили много сил и должны хорошо пообедать.

Внучка: Бабушка, какая разница, что есть. Главное не чувствовать голода.

Бабушка: А ты думаешь, мы едим, чтобы не быть голодными?

Внучка: Конечно!

Бабушка: Чувство голода напоминает нам о том, что пора есть. Еда необходима нашему организму для жизни. А вам ещё нужно расти и быть здоровыми. Вот почему важно не есть всё подряд, лишь бы утолить голод. Нужно есть полезные продукты.

Внук: Наверное, полезные продукты самые вкусные.

 Беседа – обсуждение:

- Знаете ли вы,  какие продукты называют полезными и почему?

- Что нужно человеку, чтобы быть здоровым?

 Работа над пословицами и поговорками

 Древняя мудрость гласит: «Всё- яд и всё – лекарство. Дело только в дозе»

- Как вы понимаете эти слова?

- Какие ещё пословицы и поговорки о еде вы знаете?

Плох обед, если хлеба нет.

Поешь рыбки  - будут ноги прытки.

Много есть -  невелика честь.

Кто долго жуёт, тот долго живёт.

Когда я ем, я глух и нем.

Хорош мёд, да не по горсти в рот

Составление правил «Как правильно есть»

А) Придумать самим

Б) Какие правила вы сами выполняете? (Работа по карточкам)

О  пользе молока для детского питания

 - Сколько раз в день нужно принимать пищу? (5 раз)

- Что обычно едите дома на завтрак?

 - В школе? Зачем школьникам дают молоко?

Практическая работа. Составление меню по группам.

Использование игровых ситуаций привлекает внимание детей к изучаемой теме, позволяет обратить внимание обучающихся на своё здоровье, учит заботиться о своём организме, формирует привычку  здорового образа жизни, учит быстро и правильно принимать решения в  возникающих в жизни ситуациях.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова- С.: Учебная литература, 2011. – 143с.
  2. Ильющенко В.В., Берсенева Т.А. Здоровье и образование. – СПб.: 1993. – 243с.
  3. Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Учебная нагрузка и здоровье школьников// Человек. Культура. Здоровье. – М.: Генезис, 1997. -139с.
  4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003.-272с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение,2010. -31с.
  6. http://www.hrono.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад :"Духовно-нравственное воспитание обучающихся во внеурочной деятельности" (из опыта работы)

В докладе отражена проблема общества воспитания патриортического воспитания среди подрастающего поколения.  приведены формы работы с детьми младшего возраста. представлены результаты работы....

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (из опыта работы)

Как построить уроки развития речи, чтобы раскрыть способности детей и повысить интерес к творческой работе? Я стремлюсь организовать учебный процесс так, чтобы пробудить заложенное в каждом ребён...

Духовно- нравственное развитие детей через уроки литературного чтения по системе А.В. Занкова 2 класс

Уроки литературного чтения содержат огромный потенциал для воспитания культуры чувств у учащихся. Произведения  писателей знакомят детей с таким сложными явлениями и чувствами, как жизнь и смерть...

Игровая технология на уроке литературного чтения (из опыта работы)

Использование игровых технологий на уроках литературного чтения  способствуют развитию творческих способностей обучающихся на уроке....

"Использование методов и приемов на уроках литературного чтения" из опыта работы

Использование разнообразных методов и приёмов на уроках литературного чтения позволило достичь  следующих результатов:...