урок литературного чтения в 4 классе на тему "Весна в лесу"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Белкина Нина Викторовна

Тема урока:
Поэтическая тетрадь.
С. А. Клычков «Весна в лесу».

Задачи:

 

-обеспечение целостного восприятия и осмысления поэтического текста; 
-развитие навыков анализа  произведения,  внимательного отношения к слову;
-развитие   творческого воображения;
-воспитание чувства прекрасного, любви и бережного отношения к окружающей природе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Поэтическая тетрадь. С. А. Клычков «Весна в лесу».

Задачи: обеспечение целостного восприятия и осмысления поэтического текста;  развитие навыков анализа  произведения,  внимательного отношения к слову; развитие   творческого воображения; воспитание чувства прекрасного, любви и бережного отношения к окружающей природе.

Оборудование: компьютер, мультимедийное устройство, распечатанные на каждого ученика тексты с описанием леса из произведения В. Бианки «Синичкин календарь», раздаточный материал для работы в паре: таблица с трудными  словами стихотворения, полоски со значением этих слов.

План урока: 1.Организация начала урока.

                      2. Актуализация опорных знаний. Введение в тему урока.

                      3.  Работа с текстом.

                      4. Первичное чтение стихотворения С. А. Клычкова «Весна в лесу».

                      5. Вторичное чтение. Словарно-лексическая работа.

                     6.  Работа над содержанием стихотворения.

                     7. Рефлексия. (Ресурсный круг). Домашнее задание.

Ход урока:

1.Организация начала урока.

2. Актуализация опорных знаний. Введение в тему урока.

(на доске записаны отрывки из известных детям стихотворений, изученных в 1 части учебника, подготовлена презентация к этому заданию)

- Прочитаем строки  с доски, постараемся  вспомнить, кто их автор.

А) Две капли брызнули в стекло,

     От лип душистым мёдом тянет,

     И что-то к саду подошло,

     По свежим листьям барабанит…

( А. А. Фет «Весенний дождь») – на 1-м слайде презентации появляется портрет А. А. Фета.

Б)  …Как воздух чист! Как ясен небосклон!

         Своей лазурию живой

         Слепит мне очи он.

 (Евгений Абрамович Баратынский «Весна! Весна! Как воздух чист!»)

 На 1-м слайде появляется изображение автора.

В) Ещё природа не проснулась,

     Но сквозь редеющего сна

     Весну послышала она

     И ей невольно улыбнулась.

( Ф. И. Тютчев «Ещё земли печален вид…») 

На 1-м слайде -  портрет  автора.

- Что объединяет  произведения, отрывки из которых мы сейчас читали? (тема весны)

2-й слайд. Слово «Весна».

3. Ресурсный круг (ауди-визуальное восприятие  – по рядам).

- (первому ряду – Что видите, когда произносят слово весна? (распускающиеся листья, яркое солнце, голубое небо, подснежники, ручьи, птиц…)

- (второму ряду) – Что слышите? (журчание ручья, песню жаворонка…, жужжание пчёл…, детские голоса…)

- В какие уголки природы привело вас воображение? (на луг, в лес, во двор…)

4. Работа с отрывком  из произведения В. Бианки «Синичкин календарь».

- Мы отправимся с вами в замечательный весенний уголок природы вместе с необычным проводником.

 3- слайд – изображение большой синицы.

- Узнали, с кем? Это синичка Зинька. А куда нас приглашает Зинька, догадайтесь, прочитав текст, который  на партах. (дети читают индивидуально)

…Снег  спрятался под кустами и деревьями, и солнцу трудно было достать его там. В поле давно уже зеленела посеянная с осени рожь, а он все еще стоял голый. Но уже было в нем весело, не то что зимой. Налетело много разных птиц, и все они порхали между деревьями, прыгали по земле и пели, - пели на ветвях, на макушках деревьев и в воздухе.

И вот раз вечерком ей показалось, будто  лёгкий зеленоватый туман окутал все березы, осины,сосны, ольхи. А когда на следующий день  поднялось солнце, на каждой березе, на всякой веточке показались точно маленькие зеленые пальчики: это стали распускаться листья.

Тут и начался настоящий праздник. Засвистал, защелкал в кустах соловей. В каждой луже урчали и квакали лягушки. Цвели деревья и ландыши. Майские жуки с гуденьем носились между ветвями.  Звонко куковала кукушка. Дятел-красношапочник - и тот не тужил, что не умеет петь: отыщет сучок  посуше и так лихо барабанит по нему носом, что повсюду слышна звонкая барабанная дробь. Каждый веселился на свой лад, кто как умел. Зиньке все было любопытно. Она  всюду поспевала и радовалась вместе со всеми…

-Догадались?  (в лес)

4- 6 слайды. Изображение леса.

 – Какие отрывки текста помогли найти верный ответ? ( выборочное чтение)

- А какую иллюстрацию из предложенных вы бы поместили в этом произведении?

 Слайд 7. Все 3 изображения леса на одном слайде.

5. Первичное знакомство со стихотворением С. А. Клычкова «Весна в лесу».

- Послушайте ещё одно произведение. С какой иллюстрацией ассоциируются картина леса, описанная автором? ( читает ученик, после чтения дети отвечают на вопрос)

- Почему так решили? (бор – хвойный лес)

6. Знакомство с автором.

Слайд 8. Портрет автора, годы жизни, название стихотворения.

- Это стихотворение написал Сергей Антонович Клычков (Лешенков). Называется оно «Весна в лесу».

- Родился в деревне Дубровки Тверской губернии в семье сапожника. Окончил сельскую школу, затем гимназию в Москве. Любовь к родной природе, мотивы русских народных сказок и песен характерны для его ранних стихов. В 20-30 годы в творчестве поэта появляется тревога за сохранение родной природы  и народной крестьянской культуры.

7. Вторичное чтение стихотворения. Словарно-лексическая работа.

- Откроем стр. 116, прочитайте стихотворение сами.

- Все ли слова понятны?

8. Интерактивная стратегия. Работа в парах.

( на партах таблицы со словами)

- Попробуйте, работая в паре, соотнести слова в таблице с их значением.

Проверка. ( две пары читают свои варианты)

Слайд 9. Утренник – утренняя заря, начало дня

                Рудый- растущий на сухих местах, очень прочный, грубый

                Дубровы- лес вообще                        

                Никнет – опускается, пригибается

                Истома – чувство приятной расслабленности

                Яр – глубокий заросший овраг

                Свирелка  - дудка из дерева, тростника

                Сои – пёстрая лесная птица

                 В лому – в валежнике, поваленных деревьях

                Странничек  - человек, странствующий пешком

  9. Работа на содержанием стихотворения и выразительным чтением.

- С каким настроением будем читать это стихотворение? Почему? (природа оживает от зимнего сна, радуется теплу)

- Как поэту удаётся показать, что в лес пришла весна, и природа оживает? (зачитывают  отрывки про животных)

- В какое время суток приглашает нас автор в лес? Почему рано, в утренник? (чтобы больше успеть увидеть)

- Скажите, какой художественный образ возникает при чтении стихотворения? (называют разные образы)

-Трудно ответить.

- Да, весна в лесу - образ собирательный.
- Возьмите карандаш и подчеркните легонько
действующие лица, персонажи. - Что у вас получилось?
- Почему так много действующих лиц?
 (Чтобы лучше рассказать о весне в лесу)

- Чудный странник (чем-то необычный).Кого описывает автор? Может быть Лель? (любимый герой Клычкова)

А может быть ему виделся Сергей Есенин? В золотых кудрях? Клычкову было близко творчество Есенина.

- Прочитайте, самостоятельно расставляя логические ударения, помня об интонации.

Проверка. Чтение вслух.

10. Ресурсный круг.

- Что вы чувствуете, побывав в весеннем лесу? (радость, дуновение ветерка, свежесть, прилив сил…)

Домашнее задание. С. 116-117(выразительное чтение). Найти сходство между картиной Н. Крымова «К весне» на с. 117 и произведением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения по теме: Л. Яхнин. Музыка леса.

Презентация  к уроку литературного чтения по программе  ПНШ 2 класс по теме: Л. Яхнин.  Музыка леса....

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: "А. Куприн «Барбос и Жулька». НРЭО: А. Дементьев «Сказка зимнего леса»" УМК Школа России"

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: "А. Куприн «Барбос и Жулька». НРЭО: А. Дементьев «Сказка зимнего леса»"...

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: «Б. Пастернак «Золотая осень», С. Клычков «Весна в лесу»» УМК Школа России"

Конспект урока литературного чтения 4 класс на тему: «Б. Пастернак «Золотая осень», С. Клычков «Весна в лесу»»...

Конспект урока литературного чтения, 3 класс, Школа России С. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляне…».

Конспект урока литературного чтения, 3 класс, Школа России С. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляне…»....

Методическая разработка к уроку литературного чтения С.А. Клычков "Весна в лесу" 4 класс УМК "Школа России"

Методичекая разработка по данной теме поможет учителю в полной мере раскрыть тему урока, а так же интересно преподнести учебный материал обучающимся....

Конспект урока литературного чтения "С.А. Клычков "Весна в лесу" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с жизнью и творчеством С.А Клычкова;  умение видеть в природе прекрасное с помощью поэзии и изобразительного искусства.Планируемые результаты:Предметные: ...

Конспект урока литературного чтения С. Маршак «Гроза днем», «В лесу над росистой поляне…» УМК "Школа России" 3 класс

Цели деятельности учителя: знакомство с жизнью и творчеством С. Маршака, формирование умений: анализировать стихотворение; осознанно и выразительно читать; учить детей выражать свои мысли, чувства; во...