Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс УМК "Школа России"
рабочая программа по чтению (1 класс) по теме

Бородулина Любовь Николаевна

Рабочая программа по обучению грамоте разработана в соответствии с требованиями ФГОС. Она содержит следующие разделы:

-Пояснительная записка

-Общая характеристика предмета

-Результаты изучения курса (метапредметные, предметные)

-Требования к уровню подготовки учащихся

-Содержание тем учебного курса

-Календарно-тематическое планирование

-Перечень литературы и средств обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_gramote.doc322 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по обучению грамоте   составлена на основе примерной  программы  начального общего образования.  

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А. Ф. Азбука. 1 класс. -  М: «Просвещение»,  2011г.

        

Рабочая программа реализует следующие цели обучения:

  1. формирование у учащихся начальных представлений о языке как составляющей целостной картины мира;
  2. формирование коммуникативной компетенции учащихся - развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, первоначальные навыки грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;
  3. развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении, формирование эстетического отношения к искусству слова;
  4. овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
  5. воспитание интереса к чтению и книге;
  6. обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле;
  7. развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Изучение предмета способствует решению следующих задач:

  1. освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;
  2. развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  3. освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  4. овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и повествования небольшого объема;
  5. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
  6. пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

 

Место учебного предмета в учебном плане

           Начальным этапом изучения русского языка и литературного чтения в первом классе является курс «Обучение грамоте».  Содержание обучения грамоте представлено соответственно как в курсе русского языка, так и в курсе литературного чтения. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях. Наряду с формированием основ элементарного графического навыка и навыка чтения расширяется кругозор детей, развиваются речевые умения, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.

        Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.  Учебный предмет   рассчитан на  132 ч  (4 ч в неделю):  из них -  92 ч отводится урокам обучения грамоте  и 40 ч  - урокам литературного чтения.

 

Общая характеристика учебного предмета

         Рабочая  программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Содержание программы носит воспитывающий и развивающий характер. При проведении уроков используются беседы, интегрированные уроки, работа в группах, организационные  игры и т.д. Содержание курса «Обучение грамоте» позволяет осуществить его связь с другими предметами, изучаемых в начальной школе: с уроками рисования (различные штриховки, раскрашивания), окружающего мира (расширение знаний об окружающей действительности, природе и общества), с математикой (развитие логического, образного мышления).

        Весь процесс обучения грамоте сориентирован на учебник «Русская азбука». Содержание обучения грамоте обеспечивает решение трех основных задач его периодов: добукварного (подготовительного); букварного (основного); послебукварного (заключительного).

        Первый - подготовительный период - делится на 2 ступени: вводную -  безбуквенную и изучение пяти гласных букв и связанных с ними звуков; второй - букварный (основной) период - посвящен изучению первых согласных звуков и их буквенных обозначений, знакомство с буквами ъ, ь;  третий - послебукварный период - повторно - обобщающий и закрепляющий все пройденное.

 Методические особенности тем

Методическая основа обучения грамоте по «Русской азбуке» раскрывается в следующем:

  1. построение обучения грамоте с учетом частотности букв и связанных с ними звуков, а также порядка следования в «Русской азбуке» букв и относящихся к ним звуков;
  2. одновременное изучение парных по твердости и мягкости согласных звуков;
  3. непременное усвоение детьми слогов-слияний, а также овладение плавным слоговым чтением;
  4. использование цветовых сигналов при обозначении звуков, изучение их главных свойств и признаков.

         Обучение первоначальному чтению и письму осуществляется на основе современного варианта аналитико-синтетического метода, который учитывает новейшие данные лингвистической, педагогической и методической науки, носит воспитывающий и развивающий характер, обеспечивает интенсивное речевое развитие детей и высокий уровень сознательности чтения, речи.  На уроках дети учатся делить предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки, устанавливать порядок следования звуков в слове, связь между звуками. Они учатся обозначать звуки буквами, составлять и читать слоги и слова, овладевают процессом сознательного, правильного и плавного слогового и частично целыми словами чтения предложений и связных текстов.

         В период обучения грамоте уделяется большое внимание умению различать и выделять отдельные звуки в слове и слоге, устанавливать их взаимосвязи и последовательность, обращаться к помощи звукобуквенных и слоговых схем, схематической записи предложений; совершенствованию речевого аппарата учащихся и выработке отчетливого и достаточно громкого правильного произношения слов, слогов, звуков.

         На уроках обучения грамоте развивается умение слушать, осмысленно и полно воспринимать речь окружающих. Дети учатся говорить перед классом, отвечать на вопросы учителя, пересказывать прочитанное, рассказывать о своих наблюдениях за изменениями природы и характера труда людей в разное время года, о содержании детских книг, отдельных иллюстраций, репродукций картин и т. п.

        В процессе проведения занятий у школьников формируется первоначальный навык чтения как один из важнейших видов речевой и мыслительной деятельности. В 1 классе дети овладевают сознательным, правильным, плавным слоговым чтением с частичным переходом на чтение целыми словами, элементарными умениями и навыками работы с текстом и книгой.

       Совершенствованию звуковой, произносительной речи детей,  устранению    недочетов    произношения    уделяется постоянное внимание как на уроках обучения грамоте, так и на других уроках по каждому из предметов начального цикла в процессе общения с детьми.                       Знания и умения, полученные учениками на уроках обучения грамоте, применяются ими в процессе коллективного чтения-  рассматривания детских книг на специальных занятиях внеклассным чтением.

Результаты изучения курса

Личностные результаты:

  1. Формирование  чувства    гордости   за свою Родину, российский   народ  и  историю  России, осознание  своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических    ценностных ориентаций.
  2. Формирование  целостного,  социально  ориентированного  взгляда  на ми   в его органичном  единстве  и  разнообразии природы, народов, культур, религий.
  3. Овладение  начальными  навыками  адаптации в динамично  изменяющемся и  развивающемся мире.
  4. Развитие  доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости,  понимания  и сопереживания  чувствам  других  людей.

Метапредметные результаты:

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  2. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сборах. Обработки, анализа, организации, передач интерпретации информации.
  3. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознано строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
  4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и   причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
  5. Готовность слушать собеседника и вести диалог. Признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь   свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Предметные результаты:

  1. Формирование   первоначальных  представлений  о единстве  и  многообразии языкового и  культурного  пространства России, о языке как  основе национального самосознания.
  2. Понимания  учащимися того,  что  язык  представляет собой  явление национальной культуры и основное средство человеческого общения.
  3. Сформированность  позитивного  отношения к правильной устной  и  письменной  речи  как  показателям общей  культуры и  гражданской  позиции человека.
  4. Овладение  первоначальными представлениями о нормах  русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических,   пунктуационных) правил речевого этикета.
  5. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил   постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
  6. Освоение  первоначальных научных  представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании,   морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.

 

Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса по обучению грамоте

Ученик научится:

  1. распознавать все звуки и буквы русского алфавита, их основные отличия (звуки произносим и слышим, буквы пишем и читаем);
  2.  различать гласные и согласные звуки;
  3. различать твердые и мягкие согласные звуки;
  4. обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами  и, е, ё, ю, я, ь;
  5. различать звонкие и глухие согласные звуки;
  6. вычленять звуки в словах, определять последовательность звуков в слове, соотносить количество звуков и букв в словах, делить слова на слоги,         определять количество слогов, определив место ударения в слове;
  7. находить границы предложения, ставить знаки препинания, начинать предложение с большой буквы;
  8. составлять предложения на заданную тему по рисунку, по схеме;
  9. писать зрительные и слуховые (орфографически проговариваемые) диктанты;
  10. приводить примеры речевого этикета: приветствия, прощания, благодарности, приглашения, поздравления;
  11. группировать языковой материал по заданным основаниям;
  12. подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (например: звук - гласный, согласный, гласный - ударный, безударный);
  13. соблюдать правила речевого общения в школе, в классе, со взрослыми, с детьми;
  14.  адекватно реагировать на обращение учителей, одноклассников;
  15. слушать и отвечать на заданный вопрос;
  16. пользоваться учебными книгами.

Ученик получит возможность:

  1. оценивать результаты своей работы на уроке;
  2. контролировать свои действия и действия партнера при решении познавательной задачи;
  3. строить высказывания о своем отношении к трудолюбивым людям и о своей готовности помогать людям;
  4. воспроизводить и применять правила работы в группе;
  5. анализировать, реконструировать события.

                                         

Содержание тем учебного курса

(основное содержание)


п/п

   

          Тема раздела

Кол-во часов


Содержание

1.

 Подготовительный  период

14

Речь устная письменная. Общее представление о языке.

Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.

Слог. Ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом), определение количества слогов в слове.

Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух при  произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих  звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных.  Гласные и согласные звуки, слого - звуковой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова  со схемой- моделью, отражающей его слого - звуковой  структуру.

Самостоятельный подбор слов с заданным звуком. Знакомство  с буквами пяти гласных звуков а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам, правильное соотнесение звуков и букв.

2.

Букварный (основной)    период

62

Обучение чтению. Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных. Составление из букв и слогов разрезной азбуки или печатание слов (после предварительного звуко-слогового анализа, а затем и без него), их чтение. Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений  небольших текстов, доступных детям по содержанию. Знакомство с правилами гигиены чтения.  Умение читать отдельные слова орфографически, т.е. так, как они пишутся, и как они произносятся, орфоэпически.

Развитие устной речи. 

Звуковая культура.

 Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи, слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков, обучение неторопливому темпу  ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному  интонированию.

Совершенствование произношения слов (в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением ударения). Правильное произнесение всех звуков родного языка, верное употребление сходных звуков (изолированное произнесение в словах, фразах, скороговорках).

Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов- название предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по признакам предметов. Проведение логических упражнений. Умение быстро находить нужное слово. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, омонимы, подбор синонимов. Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте.

Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами.

Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых умений. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование предложений различного типа. Пересказ знакомой сказки, небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок (по вопросам учителя).

Составление по картинке или серии картинок текста, объединенных общей темой.

Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам. Рисование с помощью учителя словесной картинки. Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок. Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста. Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.

3.

 Послебукварный период

16

Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте. Чтение небольших художественных произведений А. Пушкина, Л. Толстого, Б. Житкова, К. Чуковскоко, С Маршака, В. Осеевой, С. Михалкова, А. Барто о природе, детях, труде, Родине и т.д. Совершенствование навыка чтения.

92

 

        

Календарно-тематическое планирование  по обучению грамоте (чтение)

 1 класс

(Кол-во часов на год - 93, количество часов на неделю – 4)


п/п

  Тема раздела,  урока

Количество часов

Элементы содержания  

Планируемые

результаты

Оборудование


Дата

Примечание

Предметные

результаты

Метапредметные

результаты

Личностные

результаты

по плану

фактически

I  Добукварный период

«Азбука» - первая учебная книга. Речь устная и письменная.

1

Условные обозначения «Азбуки» и элементы учебной книги (обложка, титульный лист, иллюстрации, форзац); правила работы с учебной книгой. Первые школьные впечатления. Пословицы и поговорки об учении.

Научатся ориентироваться в «Азбуке», называть условные знаки, объяснять их значение, рассказывать,  как правильно обращаться с учебной книгой, практически различать речь, устную и речь письменную.  

Научатся:

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей, вносить необходимые коррективы и действовать на основе результатов обсуждения.

Познавательные:

осуществлять поиск нужной

информации в учебнике,

пользоваться моделями предложений, звуковыми схемами слов, приведенными в учебниках, высказываться в устной форме, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).

Коммуникативные:

принимать другое мнение

и позицию, формулировать

собственное мнение и позицию.

Научатся:

Личностные:

проявлять интерес к новому учебному материалу, ориентироваться

в нравственном содержании

поступков, развивать этические чувства (стыда, вины, совести), проявлять эмпатию – понимание чувств других, сопереживание

Презентация

«Азбука» - первая учебная книга».

Карточки с условными обозначениями

Предложение и слово.

1

Выделение слов из предложения. Различение слова и предложения.

Научатся выделять из  устной речи предложение; делить предложение на слова.

Личностные:

проявлять интерес к новому учебному материалу, ориентироваться

в нравственном содержании

поступков, развивать этические чувства (стыда, вины, совести), проявлять эмпатию – понимание чувств других, сопереживание.

Слайды,

схемы – модели слов и предложений.

Слог, деление на слоги. Ударение.

1

Слог как минимальная произносительная единица языка. Ударный слог.

Научатся принимать  и осуществлять решение учебной задачи; делить слова на слоги; определять количество слогов в словах; выделять ударный слог при произнесении слова; отвечать на итоговые вопросы урока.

Научатся:

Личностные:

проявлять интерес к новому учебному материалу, ориентироваться

в нравственном содержании

поступков, развивать этические чувства (стыда, вины, совести), проявлять эмпатию – понимание чувств других, сопереживание

Слайды,

схемы – модели слов.

Звуки в окружающем мире и в речи. Представление о звуке.

1

Упражнения в произнесении и слышании изолированных звуков.

Научатся слушать, различать и воспроизводить некоторые не- речевые звуки; произносить и слышать изолированные звуки;  точно следовать инструкциям учителя.

Слайды,

схемы – модели звуков.

Звуки в словах. Различие на слух гласных и согласных звуков.

1

Интонационное выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных). Гласные и согласные звуки, их особенности.

Научатся анализировать слово с опорой на его модель; наблюдать за артикуляцией гласных и согласных звуков, выявлять различия.

Научатся:

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей, вносить необходимые коррективы и действовать на основе результатов обсуждения.

Познавательные:

осуществлять поиск нужной

информации в учебнике,

пользоваться моделями предложений, звуковыми схемами слов.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей, вносить необходимые коррективы и действовать на основе результатов обсуждения.

Познавательные:

осуществлять поиск нужной

информации в учебнике,

пользоваться моделями предложений, звуковыми схемами слов, приведенными в учебниках, высказываться в устной форме, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).

Коммуникативные:

допускать существование

различных точек зрения,

принимать другое мнение

и позицию, формулировать

собственное мнение и позицию. 

Научатся:

Личностные:

проявлять интерес к новому учебному материалу, ориентироваться

в нравственном содержании

поступков, развивать этические чувства (стыда, вины, совести), проявлять эмпатию – понимание чувств других, сопереживание








Личностные:

проявлять интерес к новому учебному материалу, ориентироваться

в нравственном содержании

поступков, развивать этические чувства (стыда, вины, совести), проявлять эмпатию – понимание чувств других, сопереживание.

Слайды,

схемы – модели

Слияние согласного с гласным звуком. Выделение в словах отдельных звуков.

1

Выделение слияния согласного звука с гласным, согласного звука за пределами слияния. Графическое изображение слога – слияния. Работа с моделями слов, содержащими слог- слияние, согласный звук за пределами слияния.

Научатся работать со схемами - моделями слов, находить и называть слог слияние и примыкающие звуки на слух и с опорой на схему.

Слайды,

схемы – модели звуков.

  1.  

Слияние согласного с гласным.


1

Слияние согласного звука с гласным.

1

Алфавит. Выделение в словах отдельных звуков.

Слого-звуковой анализ.

1

Правильное называние букв русского алфавита. Алфавитный порядок слов.  Работа со схемами -моделями.

Научатся принимать учебную задачу;  называть буквы и звуки русского алфавита; моделировать с помощью схем слова, слоги.

Слайды,

схемы – модели.

Гласный звук (а). Буквы А,а.

1

Особенности произнесения звука (а). характеристика звука (а). Буквы А, а. как знак звука (а)

Научатся выделять звук  (а) из потока речи, обозначать звук буквами А, а;  понимать цель урока и добиваться ее достижения; контролировать свою учебную деятельность

Картинки с изображением цветов.

Гласный звук (о). Буквы О,о.

1

Особенности произнесения звука (о), его характеристика. ). Буквы О,о, как знак звука (о)

Научатся выделять гласный звук в слове, подбирать слова с заданным звуком, находить соответствия между произносимыми словами и предъявленными звукобуквенными схемами-моделями

Личностные:

проявлять интерес к новому учебному материалу, ориентироваться

в нравственном содержании

поступков, развивать этические чувства (стыда, вины, совести), проявлять эмпатию – понимание чувств других, сопереживание.

Картинки с изображением окуней, лука, капусты,

свеклы.

Гласный звук (и). Буквы И,и.

1

Особенности произнесения звука (и), его характеристика.  Буквы И, и, как знак звука (и)

Научатся выделять звук  (и) из потока речи, обозначать звук буквами И,и.  

Предметные картинки,

буквы русского алфавита. Слайды.

Гласный звук (ы). Буквы ы.

1

Особенности произнесения нового звука. Характеристика звука

Научатся выделять звук  (ы) из потока речи, обозначать звук буквами ы; производить слого-звуковой  анализ слова с изучаемым звуком (шары); устанавливать причинно – следственные связи.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей, вносить необходимые коррективы и действовать на основе

результатов обсуждения.

Познавательные:

осуществлять поиск нужной

информации в учебнике,

пользоваться моделями предложений, звуковыми схемами слов.

Коммуникативные:

допускать существование

различных точек зрения,

принимать другое мнение

и позицию, формулировать

собственное мнение и позицию. 

Модели слов, слайды, картинки с изображением игрушечного медведя и мышки.

Гласный звук (у). Буквы У, у.

Особенности произнесения нового звука. Характеристика звука. Повторение гласных звуков. Качества прилежного ученика.

Научатся выделять звук  (у) из потока речи, обозначать звук буквами; следовать инструкции учителя при выполнении задания.

Личностные:

проявлять интерес к новому учебному материалу, ориентироваться

в нравственном содержании

поступков, развивать этические чувства (стыда, вины, совести), проявлять эмпатию – понимание чувств других, сопереживание

Картинки с изображением домашних  птиц,

буквы русского алфавита, слайды.

II   Букварный период

Согласные звуки (н),(н,). Буквы Н,н.

1

Твердость и мягкость согласных звуков. Функция букв, обозначающих гласный звук в открытом слоге.

Научатся выделять звук  (у) из потока речи, обозначать звук буквами; производить слого-звуковой анализ слов с изучаемыми звуками; заменять существительные местоимениями; устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей, вносить необходимые коррективы и действовать на основе результатов обсуждения.

Познавательные:

осуществлять поиск нужной

информации в учебнике,

пользоваться моделями предложений, звуковыми схемами слов, приведенными в учебниках, высказываться в устной форме, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям,

обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).

Коммуникативные:

допускать

существование

различных точек зрения,

принимать другое мнение

и позицию, формулировать

собственное мнение и позицию. 

Личностные:

проявлять интерес к новому учебному материалу, ориентироваться

в нравственном содержании

поступков, развивать этические чувства (стыда, вины, совести), проявлять эмпатию – понимание чувств других, сопереживание.

Предметные картинки,

буквы русского алфавита, слайды, карточки с гласными буквами а ,у, и, о, ы.

Чтение слогов и слов с буквой н.

1

Знакомство с двумя видами чтения – орфографическим и орфоэпическим.

Научатся читать предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

Рисунок с изображением Незнайки, слайды.

Согласные звуки (с), (с,). Буквы С, с.

1

Особенности артикуляции новых звуков.

Научаться производить слого-звуковой анализ слов с изученными звуками; выделять звуки  в процессе слого-звукового анализа, обозначать звуки буквами С, с; обобщать и конкретизировать при построении ответа на вопросы.

Слайды, таблицы «Единственное и множественное число имен существительных».

Чтение слогов и слов с буквой с.

1

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Наблюдение над родственными словами.

 Научатся читать предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания; отвечать на вопросы по содержанию текста; соотносить текст и иллюстрацию

Личностные:

проявлять интерес к новому учебному материалу, ориентироваться

в нравственном содержании

поступков, развивать этические чувства (стыда, вины, совести), проявлять эмпатию – понимание чувств других, сопереживание

Буквы русского алфавита, слоги, слоговое лото.

Согласные звуки (к), (к). Буквы К, к.

1

Формирование навыка плавного слогового чтения. Чтение слов с новой буквой. Труженики села.

Научатся давать характеристику звукам, узнавать графический образ букв; читать сочетания букв, слогов, предложений, коротких текстов; обобщать и систематизировать классифицировать изученные буквы.

Презентация

Чтение слогов и слов с буквой к.

1

Согласные звуки (т), (т,). Буквы Т,т.

1

Формирование навыка плавного слогового чтения.  Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Животные и растения в сказках, рассказах  и на картинках художников

Научатся выделять новые звуки в процессе слого-звукового анализа; характеризовать выделенные звуки; соотносить новые звуки и букву, их обозначающую; читать слоги слияния и слова с ранее изученными буквами; ставить задачи, выдвигать гипотезы, делать выводы.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия,

планировать свои действия,

осуществлять итоговый и пошаговый контроль,

адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные:

осуществлять поиск нужной

информации, использовать

знаки, символы, модели,

схемы, высказываться в устной и письменной форме,

ориентироваться на разные

способы решения задач, владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте.

Коммуникативные:

стремиться к координации,

формулировать собственное

мнение и позицию

в высказываниях, задавать

вопросы по существу,

контролировать действия

партнера, использовать речь для регуляции своего действия.

Личностные:

проявлять интерес к новому учебному материалу, ориентироваться

в нравственном содержании

поступков, развивать этические чувства (стыда, вины, совести), проявлять эмпатию – понимание чувств других, сопереживание

Видеоматериалы к сказкам А.С. Пушкина.

Чтение слогов и слов с буквой т.

1

Согласные звуки (л), (л,). Буквы Л,л.

1

Звонкие и глухие согласные. Формирование навыка плавного слогового чтения. Практическое овладение диалогической формой речи.

Научатся  выделять новые звуки из слов, характеризовать их, читать слоги и слова с изученной буквой. Отвечать на вопросы по сюжетной картинке; соотносить  текст и иллюстрацию; читать отрывки из сказок наизусть.

Личностные:

сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке.

Видеоматериалы к произведениям К.И. Чуковского.

Чтение слогов и слов с буквой л.

1

Согласные звуки (р), (р,). Буквы Р, р..






1

Особенности артикуляции звуков (р),(р,). Формирование навыка плавного слогового чтения.

Научатся выделять новые звуки из слов, наблюдать над особенностями их произнесения, характеризовать, сравнивать, обозначать буквой, читать слоги и слова с изученной буквой.

Буквы русского алфавита, слоги, слайды, таблицы.

Согласные звуки (в), (в,). Буквы В, в..

1

Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Физкультура. Спортивные игры.


Научатся выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, читать слоги, слова, короткие тексты с изученной буквой.

Личностные:

сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке.

Сюжетные картинки на спортивную тему.

Чтение слогов и слов с буквой в.

1

Гласные буквы Е, е.

1

Буква е в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. В лесу. Растительный и животный мир леса.

Научатся производить слого-звуковой анализ слова (ели): определять кол-во слогов, звуков в каждом слоге, делать вывод о  том, что в слове ели два слога-слияния.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия,

планировать свои действия,

осуществлять итоговый и пошаговый контроль,

адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные:

осуществлять поиск нужной

информации, использовать

знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной и письменной форме,

ориентироваться на разные

способы решения задач, владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте.

Коммуникативные:

допускать существование

различных точек зрения,

учитывать разные мнения,

стремиться к координации,

формулировать собственное

мнение и позицию

в высказываниях, задавать

вопросы по существу,

контролировать действия

партнера, использовать речь для регуляции своего действия, владеть

монологической

и диалогической формой речи.

Личностные:

сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке.

Презентация

« Растения  и животные леса».

Обозначение буквой  Е гласного (Э) после мягких согласных.

1

 Буква е – показатель мягкости предшествующего согласного в слоге – слиянии. На реке.  Речные обитатели.

Научатся производить слого-звуковой анализ слова лес с опорой на схему-модель; участвовать  в исследовательской деятельности.

Видеоматериалы « Речные обитатели».

Согласные звуки (п), (п,). Буквы П, п.

1

Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. Профессии родителей.

Научатся выделять новые звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, читать слоги, слова, короткие тексты с изученной буквой; составлять рассказы о профессиях; распределять роли в парной работе; оценивать результат совместной работы.

Личностные:

проявлять интерес к новому учебному материалу, ориентироваться

в нравственном содержании

поступков, развивать этические чувства (стыда, вины, совести), проявлять эмпатию – понимание чувств других, сопереживание

Сюжетные картинки, слайды.

Чтение слогов и слов с буквой п.

1

Повторение пройденного.

1

Закрепление изученных букв.

1

Согласные звуки (м), (м,). Буквы М, м.

1

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Москва – столица России.

Научатся выделять новые звуки (м),(м,) из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, читать слоги, слова, короткие тексты с изученной буквой; строить самостоятельно связные высказывания  о столице России; определять цели выполняемого задания

Личностные:

проявлять интерес к новому учебному материалу, ориентироваться

в нравственном содержании

поступков, развивать этические чувства (стыда, вины, совести), проявлять эмпатию – понимание чувств других, сопереживание

Презентация   «Историческое прошлое Кремля».

Чтение слогов и слов с буквой м.

1

Повторение.

1

Согласные звуки (з), (з,). Буквы З, з.

1

Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами. В зоопарке.

Научатся выделять новые звуки (з), (з,) из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, читать слоги, слова, короткие тексты с изученной буквой.  

Презентация « В зоопарке».

Чтение слогов и слов с буквой

з.

1

Согласные звуки (б), (б,). Буквы Б,б.

1

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Единственное и множественное число имен существительных.

Научатся выделять новые звуки (б), (б,)  из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, читать слоги, слова, короткие тексты с изученной буквой; наблюдать за изменением слова (столб – столбы).

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные:

ориентироваться на разные

способы решения задач

Коммуникативные:

стремиться к координации,

формулировать собственное

мнение.

Личностные:

проявлять интерес к новому учебному материалу, ориентироваться

в нравственном содержании

поступков, развивать этические чувства (стыда, вины, совести), проявлять эмпатию – понимание чувств других, сопереживание

Буквы русского алфавита, слоги, слайды, таблицы.

Чтение слогов и слов с буквой б.

1

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Единственное и множественное число имен существительных.

Научатся читать  слоги, слова, короткие тексты с изученной буквой; выполнять стилистический анализ текста; изменять форму слова

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия,

планировать свои действия,

Познавательные:

осуществлять поиск нужной

информации, использовать

знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной и письменной форме,

ориентироваться на разные

способы решения задач,

владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, .

Коммуникативные:

стремиться к координации,

формулировать собственное

мнение и позицию

в высказываниях, задавать

вопросы по существу,

контролировать действия

партнера, использовать речь для регуляции своего действия.

Личностные:

сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке

Слайды, слоги, таблицы.

Чтение слогов и слов с буквами б и п.

1

Формирование навыка плавного слогового чтения

Научатся устанавливать сходство и различие в произнесении ( б),( п ) и ( б,),  ( п, ); различать парные согласные в словах по глухости и звонкости.

Слайды, слоги, таблицы.

Согласные звуки (д), (д,). Буквы Д, д.

1

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Однокоренные слова.

Научатся выделять новые звуки (д), (д,) из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, читать слоги, слова, короткие тексты с изученной буквой; различать парные согласные в словах по глухости и звонкости; выделять корень слова.  

Личностные:

сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке

Презентация «Морские сокровища».



Чтение слогов и слов с буквой д.

1

Чтение слогов и слов с буквами д и т.

1

Гласные буквы Я, я.



1

Буква я в начале слова и после гласных в середине и на конце слов.

Буква я – показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии.

Россия – Родина моя.

Йотированные гласные.

Научатся производить слого-звуковой анализ слова (маяк); объяснять разницу между количеством букв и звуков в словах; производить слого-звуковой анализ слова с гласным звуком (а) после мягкого согласного (с опорой на схему - модель)

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные:

ориентироваться на разные

способы решения задач

Коммуникативные:

стремиться к координации,

формулировать собственное

мнение.

Личностные:

сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке

Презентация « Москва – столица России».

Обозначение буквой я гласного звука (а) после мягких согласных.

1

Согласные звуки (г), (г,). Буквы Г, г.

1

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.

Научатся выделять новые звуки (г), (г,)  из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, читать слоги, слова, короткие тексты с изученной буквой; осуществлять самоконтроль.

Слайды, слоги, таблицы.

Чтение слогов и слов с буквой г.

1

Мягкий согласный звук (ч). Буквы Ч, ч.

1

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.









Научатся выделять звук        (ч,) из слов, устанавливать с помощью учителя, что звук (ч,) всегда  мягкий, глухой; обозначать звук буквой; читать слова с изученной буквой; добывать информацию,  дополняющую прочитанные текст.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные:

ориентироваться на разные

способы решения задач

Коммуникативные:

стремиться к координации,

формулировать собственное

мнение.

Личностные:

сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке.

Слайды, слоги, таблицы, буквы.










Сочетание  ча, ща.

1

Научатся применять правила при решении  учебных задач.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия,

планировать свои действия,

осуществлять итоговый и пошаговый контроль,

адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные:

осуществлять поиск нужной

информации, использовать

знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной и письменной форме,

ориентироваться на разные

способы решения задач, владеть основами смыслового чтения текста, анализировать

объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте.

Коммуникативные:

допускать существование

различных точек зрения,

учитывать разные мнения,

стремиться к координации,

формулировать собственное

мнение и позицию

в высказываниях, задавать

вопросы по существу,

контролировать действия

партнера, использовать речь для регуляции своего действия, владеть

монологической

и диалогической формой речи.




Личностные:

сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке.

Чтение слов  с буквой  ч

1

Буква ь.

1

Обозначение буквой ь мягкости согласных на конце и в середине слова.

Научатся производить слого-звуковой анализ слова гусь; обозначать буквой ь мягкость согласных на конце и в середине слов; обнаруживать разницу в количестве звуков и букв.

Слайды, слоги, таблицы

  1. 5.

Ь в конце и середине слова.

1

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Части слова.

Твёрдый согласный звук (ш). Буквы Ш, ш.


1

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.

Научатся выделять звук (ш) из слов, наблюдать за произношением нового звука в словах, устанавливать на основе наблюдений, что звук (ш) глухой и всегда твердый; отвечать на вопросы: «Какая буква пишется в сочетании ши?»

Буквы русского алфавита, слоги, слайды, таблицы.

Сочетание ши. Чтение слогов и слов с буквой ш.

1

Твёрдый согласный звук (ж). Буквы Ж.ж.

1

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.

Научатся выделять звук (ж) из слов, наблюдать за произношением нового звука в словах, устанавливать на основе наблюдений, что звук (ж) глухой и всегда твердый; отвечать на вопросы: «Какая буква пишется в сочетании жи?»

Личностные:

сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке

Плакаты, звуковые карточки.

Сочетание жи. Чтение слогов и слов с буквами Ш и Ж.

1

Гласные буквы Ё,ё.

1

Буква ё в начале слов и после гласных в середине и на конце слов.

Научатся производить слого-звуковой анализ слова ёжик; формулировать способ чтения буквы ё  в начале слов и после гласных в середине и на конце слов; работать в паре при осуществлении взаимоконтроля.

Личностные:

сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке

Видеоматериалы к произведениям Г.Х Андерсена.

Обозначение буквой ё гласного звука (о) после мягких согласных.

1

Буква ё – показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге – слиянии. Род имен существительных.

Мягкий согласный звук (й). Буква Й.

1

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.

Научатся производить слого-звуковой анализ слова трамвай; делать вывод: буква й обозначает согласный звук, не входящий в слияние.

Личностные:

сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия,

планировать свои действия,

Познавательные:

осуществлять поиск нужной

информации, использовать

знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной и

письменной форме.

Личностные:

сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке

Презентация «Дорожные знаки». Буквы русского алфавита, слоги.

Чтение слогов и слов с буквой й.

1

Согласные звуки (х), (х,). Буквы Х, х.

1

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Хлеб – всему голова.

Научатся выделять новые звуки (х), (х,)  из слов пастух, пастухи, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, читать слоги, слова, короткие тексты с изученной буквой; осуществлять самоконтроль.

Чтение слогов и слов с буквой х.

1

Буквы Ю, ю.

1

Буква ю в начале слов и после гласных в середине и на конце слов. Литературная сказка. Авторская сказка.

Научатся производить слого-звуковой анализ юла; называть особенность буквы ю; организовывать исследовательскую деятельность при работе с текстом.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия,

планировать свои действия,

осуществлять итоговый и пошаговый контроль,

адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные:

осуществлять поиск нужной

информации, использовать

знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной и письменной форме,

ориентироваться на разные

способы решения задач, владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте.

Коммуникативные:

допускать существование

различных точек зрения,

учитывать разные мнения,

стремиться к координации,

формулировать собственное

мнение и позицию

в высказываниях, задавать

вопросы по существу,

контролировать действия

партнера, использовать речь для регуляции своего действия, владеть

монологической

и диалогической формой речи.

Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове.

Классифицировать звуки по заданному основанию

(твердые - мягкие  согласные

звуки).

Определять наличие заданного звука в слове.

Группировать слова по первому (последнему) звуку.

Различать звуки: гласные

и согласные, согласные твердые и мягкие.

Характеризовать особенности

гласных, согласных звуков.

Видеоматериалы к произведениям  С.Я. Маршак.

Обозначение буквой ю гласного звука (у) после мягких согласных.

1

Буква ё – показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге – слиянии. С.Я. Маршак.

Научатся производить с опорой на схему-модель слого-звуковой анализ слова с гласным звуком (у) после мягкого согласного

Твёрдый согласный звук (ц). Буквы Ц, ц.

1

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Отработка техники чтения. Слова – исключения с буквой Ц.

Научатся производить слого-звуковой анализ слова кузнец с опорой на схему; характеризовать звук и обозначать буквой.

Сюжетные картинки.

Чтение слогов и слов с буквой ц.

1

Гласная буква Э.


1

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Развитие осознанности и выразительности чтения. Этимологическое  значение слова.

Научатся производить слого-звуковой анализ слова эхо; устанавливать, что звук (э) –знакомый, т.к. раньше уже выделяли его в слогах-слияниях и обозначали буквой е

Различать звуки: гласные

и согласные, согласные твердые и мягкие.

Характеризовать особенности

гласных, согласных звуков.

Моделировать звуковой

состав слова (с использованием фишек разного цвета).

Анализировать

предложенную

модель

звукового состава слова,

подбирать слова, соответствующие заданной модели.

Соотносить заданное слово

с соответствующей ему моделью, выбирая ее из ряда предложенных.

Сравнивать модели звукового

состава слов: находить сходства и различия.

Пользоваться монологической и диалогической формой речи.

Презентация  «Виды транспорта».

Чтение слогов и слов с буквой э.

1

Мягкий согласный звук (щ,). Буквы Щ, щ.

1

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.

Научатся выделять звук (щ) из слов, устанавливать с помощью учителя, что звук (щ,) согласный, всегда мягкий глухой; читать слоги слияния; устанавливать, что слоге ща пишется а. в слоге щу всегда пишется у.

Видеоматериалы русской народной сказки «По щучьему велению». Предметные картинки «Овощи».

Сочетание ща, щу.



1

Чтение слогов и слов с буквой щ.

1

Согласные звуки (ф), (ф,). Буквы Ф, ф.




1

Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов. Российский флот.

Научатся выделять новые звуки (ф), (ф,)  из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, читать слоги, слова, короткие тексты с изученной буквой; осуществлять самоконтроль; распределять роли для чтения по ролям; устанавливать сходство и различие в произнесении (ф) и (в), (ф,) и (в,).

Предметные картинки «Российский флот».

Чтение слогов и слов с буквами ф и в.

1

Буквы ь и ъ.


1

Развитие осознанности и выразительности чтения на материале стихотворений. Отработка техники чтения.

Научатся производить фонетический анализ слова листья с  опорой на схему; производить фонетический анализ слова  съел с опорой на схему; читать стихотворные тексты ;  озаглавливать тексты на основе выбора ключевых слов.

Буквы русского алфавита, слоги, слайды.

 Буквы ь и ъ.

1

III Послебукварный период

Как хорошо уметь читать.

1

Развитие осознанности и выразительности чтения на материале стихотворений. Отработка техники чтения

Научатся выполнять анализ слов, текстов; правильно строить высказывание; выражать собственное мнение об изучаемом объекте

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия,

планировать свои действия,

осуществлять итоговый и пошаговый контроль,

адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные:

осуществлять поиск нужной

информации, использовать

знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной и письменной форме,

ориентироваться на разные

способы решения задач, владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте.

Коммуникативные:

допускать существование

различных точек зрения,

учитывать разные мнения,

стремиться к координации,

формулировать собственное

мнение и позицию

в высказываниях, задавать

вопросы по существу,

контролировать действия

партнера, использовать речь для регуляции своего действия, владеть

монологической

и диалогической формой речи.

Личностные:

сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке















Слайды к русским народным и литературным сказкам.

Как мальчик Женя научился говорить букву «р».

1

Герои произведения. Чтение по ролям.

Научатся читать текст  самостоятельно; анализировать текст; строить предположения.

Презентация «Творчества Е. Чарушина»

 Наше Отечество.

1

Чтение текста.  Анализ содержание текста. Определение главной мысли текста. Наблюдение над  значением слов.

Научатся дополнять текст информацией, почерпнутой из различных источников; пересказывать текст на основе опорных слов.

Презентация

«Наше Отечество».

Создатели славянской азбуки.

1

Развитие осознанности и выразительности чтения на материале познавательного текста. Поиск информации в тексте и на основе иллюстрации.

Научатся отвечать на вопросы; находить в тексте дополнительную информацию; участвовать в коллективном обсуждении проблемы при работе с текстом

Личностные:

сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке.










 

Презентация

«Создатели славянской азбуки».

Первый букварь.

1

Поиск информации в тексте и на основе иллюстрации. Знакомство со старинной азбукой. Создание азбуки.

Научатся участвовать в коллективном проекте; продуктивно взаимодействовать с учителем и одноклассниками.  

Презентация

«Создатели славянской азбуки».

Произведения А.С. Пушкина.

1

Сказки. Выставка книг.

Научатся строить ассоциативные ряды; отвечать на вопросы по тексту и оценивать результаты выполнения задания.

Презентация к произведениям А.С. Пушкина.

Произведения Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского.

1

Рассказы для детей. Нравственный смысл поступка. Поучительные рассказы для детей.

Научатся находить в тексте ключевые слова и слова – ориентиры; пересказывать текст  с опорой на ключевые слова.

Презентация  

Произведения К.И.Чуковского.

1

Телефон. Инсценирование стихотворения. Выставка книг. Путаница. Небылица. Особенности стихотворения – небылицы.  

Научатся обобщать  анализировать конкретизировать и доказывать; участвовать в коллективной деятельности.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу,

осуществлять итоговый и пошаговый контроль,

адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные:

использовать

знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной и письменной форме,

ориентироваться на разные

способы решения задач, владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты, выделять главное, Коммуникативные:

стремиться к координации,

формулировать собственное

мнение и позицию

в высказываниях, задавать

вопросы по существу.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу,

осуществлять итоговый и пошаговый контроль,

адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные:

использовать

знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной и письменной форме,

ориентироваться на разные

способы решения задач, владеть основами смыслового чтения текста, анализировать объекты, выделять главное, Коммуникативные:

стремиться к координации,

формулировать собственное

мнение и позицию

в высказываниях, задавать

вопросы по существу.

Личностные:

сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке

Презентация «Творчество К.И. Чуковского»

Произведения В.В. Бианки.

1

Самостоятельное озаглавливание  текста рассказа.

Научатся определять жанровые особенности текстов.

Презентация

«Творчество В.В. Бианки».

Произведения С.Я. Маршака.

1

Приемы заучивания стихотворений наизусть.

Научатся участвовать в коллективном проекте; проявлять творческую инициативу.

Личностные:

сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке

Презентация «Творчество С.Я.Маршака».

Произведения М.М. Пришвина.

1

Знакомство с текстом-описанием.

Научатся объяснять значение новых слов; выявлять в тексте слова, позволяющие мысленно нарисовать картину природы; анализировать текст описание.

Презентация

«Творчество М.М. Пришвина».

Произведения А.Л. Барто.

1

Сравнение стихотворений и рассказов. Выставка книг.

Научатся ориентироваться в содержании литературного текста.

Личностные:

сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке

Презентация

«Творчество А.Л. Барто».

Произведения С.В.Михалкова.

1

Жизнь и творчество  С.В. Михалкова. Расширение опыта самостоятельного чтения.

Научатся составлять план действий; определять уровень усвоения нового материала.

Презентация

«Творчество С.В. Михалкова».

Произведения Б.В.Заходера.

1

Выразительное чтение стихотворений. Выставка книг.

Научатся выражать свое мнение о произведении; оценивать содержание литературного произведения, поступки его героев.

Презентация

«Творчество Б.В. Заходера».

Произведения В.Д.Берестова.

1

Выразительное чтение стихотворений. Выставка книг.

Научатся определять настроение поэтического произведения; осуществлять самоконтроль на основе коллективно выработанных критериев оценивания учебной деятельности.

Личностные:

сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке

Презентация

«Творчество В.Д. Берестова».

Творческий проект  «Живая азбука»

1

Защита творческих проектов.

Научатся участвовать в групповом проекте; договариваться друг с другом о возможном распределении ролей, читать наизусть с выражением.

Презентация

«Живая азбука».

 

Прощание с «Азбукой»

1

Праздник - прощание с «Азбукой»

Научатся выступать перед другими; участвовать в коллективной деятельности.

Перечень литературы и средств обучения

Документы

  1. Закон «Об образовании».
  2. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных         стандартов начального общего, основного общего и среднего  (полного) общего образования».
  3. Письмо Минобразования России от 20.02.2004 г. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных         образовательных         стандартов начального общего, основного общего и   среднего (полного) общего образования».
  4. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных         учебных планов для         общеобразовательных учреждений РФ,  реализующих программы общего образования».
  5. Письмо Минобрнауки  России от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного         плана».
  6. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
  7. Примерная  программа  начального общего образования по обучению грамоте.

                         

Основная учебная литература для учащихся

1.  Горецкий В.Г, Кирюшкин В.А.. Учебник: Азбука. 1 класс. - М: «Просвещение», 2011г.

3.  Горецкий В.Г. Обучение грамоте. Тесты. 1 класс.  - М.: Просвещение, 2011г.

 Литература для учителя

  1. Жиренко О.Е.  Поурочные разработки по обучению грамоте. 1 класс. М.: «ВАКО», 2011г.
  2. Горецкий В. Г. Обучение грамоте и развитию речи. 1 класс.  - М.: Просвещение, 2010 г.
  3. Горецкий В. Г. Методическое пособие по обучению грамоте и письму: книга для учителя - М.: Просвещение, 2009 г.
  4. Левина С. А. Обучение грамоте. 1 класс: поурочные планы по учебнику В. Г. Горецкого  - Волгоград: Учитель, 2010 г.
  5. Игнатьева Т.В.  Поурочные разработки по обучению грамоте. 1 класс. -М.: «ЭКЗАМЕН», 2011г.
  6. Карягина Н.Н, Развитие орфографической грамотности младших школьников: технология работы, конспекты уроков. - Волгоград:                  Учитель, 2009 г.

5. Лисицына Т.В. Русский язык. 1-4 классы: активные формы и методы обучения.  - Волгоград: Учитель, 2009 г.

6. Яценко Н. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению. 1 класс: универсальное пособие. - М: Просвещение, 2008 г.

 

 

  1. Илюхина, В. А. Письмо с секретом. Преодоление трудностей при обучении письму. - М.: Просвещение, 2007 г.
  2. Илюхина, В. А. Чудо-прописи. КДУ. - М.: Просвещение, 2004 г.
  3. Крылова, О. К Тесты по обучению грамоте. 1 класс. К учебнику В. Г. Горецкого «Русская азбука». - М.: Просвещение, 2009 г.
  4. Малахова М.М.Русский язык в загадках. 1—4 классы: разрезные карточки.  - Волгоград: Учитель, 2007г.
  5. Субботина О.В.Русский язык: тематические и обобщающие тесты. - Волгоград: Учитель, 2009 г.
  6. Сухин Н. Г. Азбучные игры. 1 класс.  - М.: Просвещение, 2010 г. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обучению грамоте УМК "Школа России"

Рабочая программа по обучению грамоте с учетом требований ФГОС для 1 класса УМК "Школа России"...

Рабочая программа по обучению грамоте УМК "Школа России" (ФГОС) 2012 г.

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс УМК "Школа России" в свете реализации ФГОС...

Рабочая программа по обучению грамоте (УМК Школа России)

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,...

Рабочая программа по обучению грамоте , УМК "Школа России"

Рабочая программа  по обучению грамоте , УМК  "Школа России" (ФГОС)...

Рабочая программа по обучению грамоте. УМК "Школа России"

Рабочая программа и КТП по обучению грамоте. УМК "Шкоола России"...

Рабочая программа по обучению грамоте УМК "Школа России"

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы «Обучение грамоте»  под редакцией  Горецкого В.Г. , Л.Ф.Климановой, М.В.Бойкиной  М. «Просвещение», 2015г....

Рабочая программа по обучению грамоте. ФГОС, "Школа России", 1 класс

Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте, 1 класс, по программе "Школа России"...