Олимпиадные задания по литературному чтению
олимпиадные задания по чтению (4 класс) по теме

Здоренко Светлана Анатольевна

Олимпиадные задания по литературному чтению для учащихся 4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiada_po_chteniyu.docx40.76 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                  2012-2013 учебный год

Двенадцатая олимпиада  младших школьников

литературное чтение

районный тур 

4 класс                                                                            Время выполнения работы 60 минут

                Ф.И.____________________________________________

                 Класс _______   школа  ___________________________

Задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Всего баллов

Кол-во баллов, набранных уч-ся

Максимальное количество баллов за задание

8,1

2,8

2,5

3

1,4

10

1,3

3,6

1,5

1

35,2

Задание 1

Анализ стихотворения: понимание прочитанного, выбор интонации.

Кузнечик и сверчок

Вовеки не замрет, не прекратится

Поэзия земли. Когда в листве,

От зноя ослабев, умолкнут птицы,

Мы слышим голос в скошенной траве

Кузнечика. Спешит он насладиться

Своим участьем в летнем торжестве:

То зазвенит, то снова притаится

И помолчит минуту или две.

Поэзия земли не знает смерти.

Пришла зима. В полях метет метель,

Но вы покою мертвому не верьте.

Трещит сверчок, забившись где-то в щель.

И в ласковом тепле нагретых печек

Нам кажется: в траве звенит кузнечик.

Дж. Китс

1. Прочитай стихотворение. (Правильный ответ отметь знаком +.)

2. Как лучше читать стихотворение:

а) тихо, задумчиво;

б) монотонно, грустно;

в) спокойно, ласково, любуясь тем миром, который рисует автор;

г) весело, задорно, с торжеством в голосе?

3.На какие две части ты разделил бы это стихотворение? Отметь карандашом.

4. Придумай заголовки для первой и второй частей. Запиши их.

5.Какие строчки в стихотворении ты считаешь самыми важными? Подчеркни их прямой линией.

6. Найди строчки, которые ты считаешь самыми красивыми. Подчеркни их волнистой линией.

7.Соедини карандашом рифмующиеся строки.

Задание 2

Знание особенностей художественного текста, умения узнавать выразительные средства литературы.

Дом рассохся от старости. А может быть, и оттого, что он стоял на поляне в сосновом лесу и от сосен все лето тянуло жаром.

Чайковскому нравился этот деревянный дом. В комнатах слабо пахло скипидаром и белыми гвоздиками. Они в изобилии цвели на поляне перед крыльцом…

Единственное, что раздражало композитора, – это скрипучие половицы. Чтобы пройти от двери к роялю, надо было переступить через пять шатких половиц. Со стороны это выглядело, должно быть, забавно, когда пожилой композитор пробирался к роялю, приглядываясь к половицам прищуренными глазами.

Если удавалось пройти так, чтобы ни одна из них не скрипнула, Чайковский садился за рояль и усмехался. Неприятное осталось позади, а сейчас начнется удивительное и веселое: рассохшийся дом запоет от первых же звуков рояля. На любую клавишу отзовутся сухие стропила, двери и старушка люстра…

Самая простая музыкальная тема разыгрывалась этим домом как симфония.

«Прекрасная оркестровка!» – думал Чайковский, восхищаясь певучестью дерева.

С некоторых пор Чайковскому начало казаться, что дом уже с утра ждет, когда композитор сядет за рояль. Дом скучал без звуков.

(К. Паустовский.)

1. Прочитай отрывок из произведения.

2. О каком неживом предмете говорится в тексте, как о живом? Найди и подчеркни нужные строчки одной чертой. Напиши, как называется этот прием.

3. Можно ли сказать, что К. Паустовский создал два образа? Какие? Запиши ответ.____________________________________________________________________________________________________________________________

4. Какие красочные прилагательные помогают ярко представить описание? Подчеркни их волнистой линией.

5. Определи жанр этого текста:

а) рассказ;

б) авторская сказка;

в) научно-популярный рассказ.

Задание 3

 Выбери из предложенного перечня фамилии писателей, творчество которых можно соотнести с данными высказываниями.

Предлагаем следующие фамилии: В. Маяковский, Б. Жит-ков, Н. Носов, Е. Чарушин, Г.-Х. Андерсен, С. Маршак, А. Гайдар,Н. Сладков, Дж. Родари, В. Бианки.

а) «Я хочу научить детей словам «мир», «свобода», «труд», «дружба со всеми народами» и рад, когда могу заставить их засмеяться или улыбнуться».

____________________________________________________________

б) «Любимых детских книг творец и верный друг ребят», он побуждал к действию, полезному и увлекательному, звал к чуткости и благородству, к добрым делам и заботе о человеке». __________________________________

в) «В нем счастливо сочетались два умения, два таланта – рассказчика и рисовальщика. И оба они отданы детям»._______________________________

г) «Сказки смешили и радовали. Сказки учили мудрости, возвышали души, согревали сердца, будили ненависть к злу и утверждали светлое...».

____________________________________________________________

д) «В его книгах много увлекательных дорог, однако эти дороги не только увлекательны, но еще и трудны; чтобы идти по ним надо быть смелым человеком». ______________________________________________________

Задание 4

        словарь литературных терминов        

Дай определение следующим  понятиям:

Тема_____________________________________________________________

__________________________________________________________________

Скороговорка________________________________________________________________________________________________________________

Пьеса_________________________________________________________

__________________________________________________________________

Зачин____________________________________________________________________________________________________________________________

Диалог____________________________________________________________________________________________________________________________

Гимн_________________________________________________________

Задание 5. Отгадай кроссворд.

Запиши ответы в клеточках, и ты получишь фамилию известного писателя.

1

2

3

4

5

6

7

Вопросы:

1. Элемент книги.

2. Главная мысль произведения.

3. Вымышленное имя писателя.

4. Группа сотрудников газеты, журнала, которая готовит их к выпуску.

5. Элемент книги, помогающий узнать ее содержание до чтения.

6. Краткое содержание произведения.

7. Элемент титульного листа, уточняющий содержание книги.

Ключевое слово: __________________________________________

Задание 6.

Прочитай пословицы и крылатые выражения.

Бабушка надвое сказала.

Чует кошка, чье мясо съела.

А Васька слушает да ест.

Остаться у разбитого корыта.

Сколько веревочке ни виться, а конец будет.

От радости в зобу дыханье сперло.

Большому кораблю – большое плавание.

А ларчик просто открывался.

Выполни задание:

1) распредели высказывания на две группы в зависимости от их проис-хождения: пословицы (происходят из фольклора, не имеют автора); крылатые выражения (происходят не из фольклора, имеют автора);

2) для крылатых выражений укажи автора и название произведения;

3) раскрой переносный смысл каждого высказывания.

Задание 7.

К данным устойчивым словосочетаниям подбери близкий по значению глагол:

гладить по головке – ____________________________________________

 повесить голову – ____________________________________________ зарубить на носу – ________________________________________________

дать по шапке – ________________________________________________

бить баклуши – _________________________________________________

класть зубы на полку –____________________________________________

вставлять палки в колеса –_______________________________________

обвести вокруг пальца – _________________________________________

выбиться из сил – ________________________________________________

клевать носом –___________________________________________________

гладить по головке – ____________________________________________

сложить голову – ______________________________________________

пропускать мимо ушей – ____________________________________________

Задание 8

Это все должны знать. Выбери правильный ответ:

1. Какому литературному жанру присуще наличие морали?

а) сказке;               б) стихотворению;                в) рассказу;                г) басне.

2. Какой жанр не является жанром устного народного творчества?

а) сказка;                б) статья;                                в) легенда;             г) небылица.

3. Какое предложение является скороговоркой?

а) Свой огонёк ясней горит;

б) Что это за дорога: кто по ней идёт – тот хромает?

в) Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

4. С чего начинается сказка?

а) с концовки;             б) с зачина;                  в) с присказки;             г) с намёка.

5. У какого произведения может быть такое начало: «Не летай, соловей, у окошечка»?

а) у песни;                    б) у рассказа;                    в) у сказки;           г) у былины.

6. Какая из этих сказок является литературной?

а) «Лиса и Волк»;                                       б) «Мороз Иванович»;      

в) «Волк и семеро козлят»;                        г) «Сивка-Бурка».

7. Кто автор литературной сказки «Лягушка-путешественница»?

а) В.Гаршин;        б) В.Одоевский;     в) Д.Мамин-Сибиряк;    г) С.Аксаков.

8. Кто автор слов: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»?

а) Н.Некрасов;                б) И.Крылов;          в) А.Пушкин;            г) Дж.Родари.

9. Кто автор стихотворения «Путаница»?

а) А.Пушкин;                 б) К.Чуковский;          в) С.Маршак;      г) С.Михалков.

10. Какой из рассказов Л.Толстого можно назвать описанием?

а) «Какая бывает роса на траве»;                б) Куда девается вода из моря»;

в) «Лев и собачка»;                                        г) «Прыжок».

11. Какой недостаток высмеял И.Крылов в басне «Мартышка и Очки»?

а) лень;                          б) трусость;                в) невежество;     г) жадность

12. Кто писал о животных?

а) Е.Пермяк;                б) М.Пришвин;             в) А.Волков;        г) П.Ершов.

13. Кто является героиней сказки А.С.Пушкина?

а) Царевна Несмеяна;                                      б) Золушка;    

 в) Царевна-лягушка;                                       г) Царевна-лебедь.

14. Найти и исправить ошибки в тексте.

Костя любил читать басни. Его любимый герой – Дениска из басни «Квартет» И.А.Крылова. Ещё он рассказал, что читал басни Л.Толстого «Прыжок» и «Акула».

15. Кто из перечисленных авторов иллюстрировал свои рассказы?

а) Н.Сладков;    б) Е.Чарушин;     в) В.Бианки;      г) М.Пришвин.

16. Кто из художников прославился иллюстрациями к сказкам?

а) Ю.Васнецов;    б) А.Саврасов;     в) К.Юон;       г) И.Левитан.

17. Какая страна является родиной Г.Х.Андерсена?

а) Россия;    б) Англия;   в) Франция;     г) Дания.

Задание 9.

Перед тобой оглавление детской энциклопедии.

Главы

Название

Страницы

1

Земля и Вселенная

1 – 47

2

История открытий

48 – 114

3

Страны и народы

115 – 191

4

Педагогика

192 – 269

5

Медицина

270 – 343

6

Транспорт

344 – 402

7

Живая природа

403 - 479

1.   В какой главе ты будешь искать информацию о том, кто изобрёл радио? Подчеркни.

а) Земля и Вселенная.       б) История открытий .            в) Страны и народы.

2.   В какой главе ты сможешь прочитать о том, какие средства передвижения по воде использовались в XV веке? Подчеркни.

а) в главе 4                 б) в главе 5                        в) в главе 6

3.   Какую информацию ты не сможешь найти в энциклопедии? Подчеркни.

а) Какие растения есть в пустыне?

б) Кто автор первого Букваря?

в) Какие     события     произойдут  в 2081 году?

Задание 10. 

Юный читатель! Отгадай литературную загадку. Ответь, о чем говорится в стихотворении. Тебе поможет то, что отгадка зашифрована в самом тексте стихотворения.
В чем же видит автор этой загадки роль загаданного предмета?
     
Кто, когда бродил в тумане
Ночью, в холоде, во мгле,

 Иль в людском земном обмане,
 Гордо знает, что земле –
 Альфа света, солнце знаний?
Отгадка: __________________________________________________________________
      Роль загаданного предмета: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ответы к заданиям

Задание 1

Анализ стихотворения: понимание прочитанного, выбор интонации.

Кузнечик и сверчок

1-я часть.

Вовеки не замрет, не прекратится

Поэзия земли. Когда в листве,

От зноя ослабев, умолкнут птицы,

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Мы слышим голос в скошенной траве

Кузнечика. Спешит он насладиться

Своим участьем в летнем торжестве:

То зазвенит, то снова притаится

И помолчит минуту или две.

-----------------------------------------------

2-я часть.

Поэзия земли не знает смерти.

Пришла зима. В полях метет метель,

Но вы покою мертвому не верьте.

Трещит сверчок, забившись где-то в щель.

И в ласковом тепле нагретых печек

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Нам кажется: в траве звенит кузнечик.

Дж. Китс

1. Прочитай стихотворение. (Правильный ответ отметь знаком +.)

2. Как лучше читать стихотворение:

а) тихо, задумчиво;

б) монотонно, грустно;

+ в) спокойно, ласково, любуясь тем миром, который рисует автор;0,1б

г) весело, задорно, с торжеством в голосе?

3. На какие две части ты разделил бы это стихотворение? Отметь карандашом. 0,5б

4. Придумай заголовки для первой и второй частей. Запиши их.

1-я часть – Звенит кузнечик в скошенной траве.0,5б

2-я часть – Поэзия земли не знает смерти.0,5б

5. Какие строчки в стихотворении ты считаешь самыми важными? Подчеркни их прямой линией. За каждый правильный ответ 0,5 б

6. Найди строчки, которые ты считаешь самыми красивыми. Подчеркни их волнистой линией. За каждый правильный ответ 0,5 б

7. Соедини карандашом рифмующиеся строки. За каждую правильную группу по 0,5 б

Вовеки не замрет, не прекратится...

Кузнечика. Спешит он насладиться...

То зазвенит, то снова притаится...

Поэзия земли. Когда в листве...

Мы слышим голос в скошенной траве...

Своим участьем в летнем торжестве...

Поэзия земли не знает смерти...

Но вы покою мертвому не верьте...

Пришла зима. В полях метет метель...

Трещит сверчок, забившись где-то в щель...

И в ласковом тепле нагретых печек...

Нам кажется: в траве звенит кузнечик...        

Максимальное количество баллов за первое задание-8,1б

Задание 2

Знание особенностей художественного текста, умения узнавать выразительные средства литературы.

1. Прочитай отрывок из произведения.

2. О каком неживом предмете говорится в тексте, как о живом? Найди и подчеркни нужные строчки одной чертой. Напиши, как называется этот прием. (Дом скучал; дом запоет; певучестью дерева; отзовутся сухие стропила, двери и старушка люстра; разыгрывалась домом. Это олицетворение.) За каждое найденное олицетворение по 0,2 б, за угаданный приём 0,5б.

3. Можно ли сказать, что К. Паустовский создал два образа? Какие? Запиши ответ. (Образ дома и образ музыки.)За каждый правильный ответ 0,5б.

4. Определи жанр этого текста:

+ а) рассказ;0,1б

б) авторская сказка;

в) научно-популярный рассказ.

Максимальное количество баллов-2,8б

Задание 3

Выбери из предложенного перечня и напиши под соответствующими цифрами фамилии писателей, творчество которых можно соотнести с данными высказываниями.

а) «Я хочу научить детей словам «мир», «свобода», «труд», «дружба со всеми народами» и рад, когда могу заставить их засмеяться или улыбнуться». (Дж. Родари.) 0,5б

б) «Любимых детских книг творец и верный друг ребят», он побуждал к действию, полезному и увлекательному, звал к чуткости и благородству, к добрым делам и заботе о человеке». (A. Гайдар.) 0,5б

в) «В нем счастливо сочетались два умения, два таланта – рассказчика и рисовальщика. И оба они отданы детям». (Е. Чарушин.) 0,5б

г) «Сказки смешили и радовали. Сказки учили мудрости, возвышали души, согревали сердца, будили ненависть к злу и утверждали светлое...». (Г.-Х. Андерсен.) 0,5б

д) «В его книгах много увлекательных дорог, однако эти дороги не только увлекательны, но еще и трудны; чтобы идти по ним надо быть смелым человеком». (Н. Сладков.) 0,5б

Максимальное количество баллов -2,5б

Задание 4

За каждое верное определение -0,5б

Тема (гр. thema) – главный предмет повествования, то, о чем говорится в произведении (события, явления и пр.) (ср. с идеей, под которой понимается то, что утверждается в произведении).

Скороговорка – «род складной речи, с повторением и перестановкой одних и тех же букв и слогов, сбивчивых или трудных для произношения» (В. И. Даль). Для скороговорки специально подбираются слова, правильное произношение которых при быстром и многократном повторении затруднено. Скороговорки бывают народные и авторские.

Пьеса (фр. piece) – литературное произведение, предназначенное для исполнения на сцене.

Зачин – традиционное начало произведений устного народного творчества: былины, сказки и др.

Диалог (гр. dialogos) – разговор двух или более лиц (в отличие от монолога). В драматических произведениях диалог – главное средство изображения действия и характеров.

Гимн (гр. hymnos) – торжественная песня в честь какого-либо знаменательного лица, события или явления. В античном мире гимн – похвальная песнь богам.

Максимальное количество баллов-3б

 Задание 5.

Отгадай кроссворд.

Запиши ответы в клеточках, и ты получишь фамилию известного писателя.

1 о

б

л

о

ж

к

а

2 и

д

е

я

3 п

с

е

в

д

о

н

и

м

4 р

е

д

к

о

л

л

е

г

и

я

5 п

р

е

д

и

с

л

о

в

и

е

6 а

н

н

о

т

а

ц

и

я

7 п

о

д

з

а

г

о

л

о

в

о

к


Вопросы
:

1. Элемент книги. (Обложка.)0,2б

2. Главная мысль произведения. (Идея.) 0,2б

3. Вымышленное имя писателя. (Псевдоним.) 0,2б

4. Группа сотрудников газеты, журнала, которая готовит их к выпуску. (Редколлегия. 0,2б)

5. Элемент книги, помогающий узнать ее содержание до чтения. (Предисловие.) 0,2б

6. Краткое содержание произведения. (Аннотация.) 0,2б

7. Элемент титульного листа, уточняющий содержание книги. (Подзаголовок.) 0,2б

Ключевое слово: Киплинг.

Максимальное количество баллов-1,4б

Задание 6

Прочитай пословицы и крылатые выражения.

Ответы: Деление на группы -1б

1-я группа(0,5б –за нахождение,0,5б –за раскрытие смысла)

Пословицы.

 Бабушка надвое сказала.

Говорят, когда сомневаются, осуществится ли то, что предполагают.

 Большому кораблю – большое плавание.

Говорится чаще как напутствие, пожелание тому, кто заслуженно получает возможность проявить свои незаурядные способности, кому поручают ответственное дело.

 Сколько веревочке ни виться, а конец будет.

Говорится с уверенностью, что плохим делам, поступкам придет конец.

 Чует кошка, чье мясо съела.

Говорят о том, кто чувствует свою вину и своим поведением выдает это.

2 - я группа(0,5б –за нахождение,0,5б-за раскрытие смысла, 0,5б-за указание произведения и автора)

Крылатые выражения.

 А Васька слушает да ест (И. А. Крылов. «Кот и повар».)

Человек продолжает делать что-то плохое, не обращая внимания на увещевания и уговоры. Бесполезно уговаривать в тех случаях, когда нужны решительные меры, а не слова.

 Остаться у разбитого корыта (А. С. Пушкин. «Сказка
о рыбаке и рыбке».)

Ничего не вышло, мечты не осуществились.

 От радости в зобу дыханье сперло (И. А. Крылов. «Ворона и Лисица».)

Человек от неожиданной радости, от изумления не может произнести ни слови.

 А ларчик просто открывался (И. А. Крылов. «Ларчик».)

Все оказалось неожиданно просто, нашлось простое объяснение происходящему.

Максимальное количество баллов-10б

Задание 7

За каждый верный ответ по 0,1б

Максимальное  количество баллов-1,3б

Задание 8

Это все должны знать. За каждый верный ответ-0,2б

Ключ-отгадка: , 2б, 3в, 4в,5а, 6б, 7а, 8в, 9б, 10а, 11в, 12б, 13г, 15б, 16а, 19г.

Максимальное количество баллов-3,6

                                                             Задание 9

По 0,5  балла  за каждый правильный ответ.

1. б

2. в

3. в

Максимальное количество баллов-1,5б

Задание 10.
      Отгадка «КНИГА» зашифрована в первых буквах каждой строки стихотворения.
      За разгадку и обнаружение этого секрета присуждается                                                
1 балл

Максимальное  количество баллов-1б

Итого максимальное количество баллов за работу-35,2б


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиадные задания по литературному чтению.

Олимпиадные задания по литературному чтению для второго класса....

Олимпиадные задания по литературному чтению

Ох и трудная эта работа - составить олимпиаду по какому-либо предмету. Перелистала много литературы, использовала интернет. Буду рада, если кому пригодиться!!!...

Олимпиадные задания по литературному чтению для учащихся 4 классов (школьный тур).

Данный материал был составлен и использован на подготовительном этапе в школьном туре перед городской олимпиадой....

олимпиадные задания по литературному чтению

олимпиадные задания пол литературному чтению...

Олимпиадные задания по литературному чтению

Олимпиадные задания для 1 - 4 классов по предмету литературное чтение...

олимпиадное задание по литературному чтению 2 класс

олимпиадное задание по литературному чтению 2 класс...

Олимпиадные задания по литературному чтению для учащихся 3-4 классов.

Олимпиадные задания по литературному чтению для учащихся 3-4 классов....