Биографии писателей.
учебно-методический материал (чтение, 3 класс) по теме

В  нашей школе практикуется экзамен в конце года, начиная с 3 класса. Данный материал использовала для подготовки детей к экзамену по литературному чтению. Биография  писателя - один из трёх вопросов билета. Постаралась выбрать значимые факты из жизни писателей и оформить в доступной для детей литературной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biografii_pisateley.docx111.76 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Биография А.С.Пушкина.  (1799-1837г.)

  ( Если возникло желание,  вместо многоточия  найди  в других источниках информацию о произведениях автора, прочитай его   и дополни сведения о прочитанном тобой произведении.)

Невозможно представить себе детскую литературу и детское чтение без произведений Александра Сергеевича ПУШКИНА . Поэт родился  в  6 июня 1799   в Москве.

Дом семьи Пушкиных дышал стихами. Стихи как будто носились в воздухе, летали по комнате.  В семье Пушкиных  вечерами  собирались гости, известные писатели и поэты того времени и рассказывали свои произведения, а маленький Саша Пушкин слушал, затаив дыхание. Спать мальчик уходил неохотно. В детской няня Арина Родионовна тихонько спела ему песню, как «синица тихо за морем жила», рассказала сказку о золотом петушке… Саша долго не засыпал.

- Ты что не спишь? – спросила его старшая сестра Ольга.

- Стихи сочиняю…- отвечал мальчик.

 Маленький Саша Пушкин забирался тайком в библиотеку отца, много читал, что-то писал. В детской комнате сам соорудил сцену и  разыграл пьесу, которую сам сочинил.

 Кроме Александра,  у Пушкиных были дети - старшая дочь Ольга и младший сын Лев.

Воспитанием детей занимались  образованные иностранные  французские гувернёры и учителя . Они дали ему прекрасное знание иностранного языка и любовь к чтению.

 Детство Пушкин провел в Москве, выезжая на лето  в подмосковное имение к  бабушке, Марии Алексеевне, которая превосходно говорила и писала по-русски. Именно бабушка и няня А.С. Пушкина, Арина Родионовна, привили поэту  любовь к родному, русскому языку.

В возрасте 12 лет Пушкин поступил в лицей. В лицее расцвёл талант поэта, его талант был признан товарищами по лицею,  стихи его  стали печатать  в журналах.  За звучные стихи его прозвали «Сверчком».

После окончания лицея А.С. Пушкин создаёт самые великие свои произведения. Известно, что поэт не писал специально для детей. Даже знаменитые сказки были написаны для взрослых читателей. Сам поэт писал «Какая прелесть, эти сказки!». И в самом деле, в сказках Пушкина могут происходить самые разные чудеса: то молодая царевна засыпает вечным сном, откусив кусочек яблока, то царевич превращается в комара, то Балда приручает чертей.

А.С. Пушкин написал следующие сказки :

поэмы(«Руслан и Людмила»), пролог к нему « У лукоморья дуб зелёный»,  

романы («Евгений Онегин»),  

стихи ………………( дописать самостоятельно названия стих-ий, которые изучали в период 1-3 класс)                                                                

  В то же время жилось Пушкину очень трудно. Царь не давал  ему свободно  жить, мешал заниматься литературой, не разрешал печатать стихи, преследовали Пушкина  и завистники.  Они ненавидели его за то, что он выставлял перед всем миром их пороки, недостатки, их праздную жизнь, их жестокое отношение к простому народу. Враги добились гибели поэта. 27 января 1837 год поэт был смертельно ранен и через два дня скончался. "Солнце русской поэзии закатилось", - написал В.Жуковский .

Биография  Ивана Андреевича Крылова  (1769 – 1844).

( Если возникло желание,  вместо многоточия  найди  в других источниках информацию о произведениях автора, прочитай его   и дополни  сведения о прочитанном тобой произведении.)

Родился в 1769 году в Москве. Учился молодой Крылов мало и бессистемно. Ему шел десятый год, когда умер отец. Отец Ивана Крылова очень любил читать и привил свою любовь сыну. Он сам выучил мальчика чтению и письму и оставил ему в наследство сундук книг. Образование будущий баснописец получил малое, но так как он всегда  много читая с самого детства, настойчиво и упорно занимаясь самообразованием, научился играть на скрипке, выучил говорить по-итальянски, французски,  стал одним из самых просвещенных людей своего времени.

После смерти отца семья осталась без всяких средств  к существованию, и Крылову с десяти лет пришлось работать писцом в суде. Они переехали жить в Санкт-Петербург, где молодой Крылов в возрасте 18 лет  стал заниматься литературой. Он писал произведения для театра, стал редактором популярного в то время журнала.

Несмотря на  театральный успех, Крылов перестал писать для театра и с каждым годом все больше внимания уделял работе над баснями (маленькое произведение, которое учит жить по справедливости).

В 40 лет  был напечатан  первый сборник, сразу же сделавший Крылова по-настоящему знаменитым.  Всего до конца жизни он написал более 200 басен.

 Если первая половина его жизни прошла практически в безвестности, в бедности и лишениях, то в зрелости он был окружен почестями и всеобщим уважением. Великий баснописец адресовал свои басни взрослым читателям, однако они понятны и среди детей. В своих баснях «Дедушка Крылов», так его называли, помогает людям узнавать самих себя, помогает обнаружить недостатки (лень, неряшливость, обжорство)  и подсказывает, как от них избавиться, чтобы жить в мире, согласии и счастье.

Тебе уже  известны такие басни Ивана Андреевича Крылова, как «Ворона и Лисица», «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и очки», ……………………..

 Многие художники делают иллюстрации к басням Ивана Андреевича Крылова.  Умер Крылов в 1844 году в возрасте около 80 лет. Во многих городах России установлен памятник баснописцу,  в  Санкт-Петербурге  Крылов  изображён сидящим в кресле, а рядом с ним фигурки персонажей. Этот памятник был сооружён на деньги, которые  собрали со всей России – так русский народ чтит память о великом русском писателе.

                             

                     Биография Корнея Ивановича Чуковского (1882 – 1969).

Корней Ива́нович Чуко́вский (имя при рождении — Никола́й Васи́льевич Корнейчуко́в) известный русский поэт,  известен в первую очередь детскими сказками в стихах и прозе.

Николай Корнейчуков родился  1882 г в Санкт-Петербурге в бедной семье. Отец оставил их, и мать переехала в Одессу. Там мальчик был отдан в гимназию, но в пятом классе его отчислили из-за низкого происхождения.  Но юноша не сдался, он занимался самостоятельно, пользовался библиотекой своих друзей  и сдал экзамены, получив аттестат зрелости.

Интересоваться поэзией Чуковский начал с ранних лет (стихотворения, статьи в журналы).

Увлечение детскими произведениями, прославившее Чуковского, началось, когда он был уже знаменитым писателем. Возвращаясь в поезде в Петербург с заболевшим сыном, он под стук колес рассказывал ему сказку про крокодила. Ребенок очень внимательно слушал. Прошло несколько дней, Корней Иванович уже забыл о том эпизоде, а сын запомнил все, сказанное тогда отцом, наизусть. Так родилась сказка "Крокодил".  С тех пор Чуковский стал любимым детским писателем. За "Крокодилом" стали появляться все новые и новые стихотворения : "Мойдодыр" , "Тараканище" , "Муха-цокотуха"( под названием "Мухина свадьба"), "Бармалей" , "Федорино горе" , "Телефон" , "Айболит" , под названием "Приключения Айболита",  "Чудо-дерево" он посвятил своей маленькой дочери.

В жизни Чуковского было ещё одно увлечение — изучение первых представлений детей об окружающем мире  и того, как они овладевают речью. Он записал свои наблюдения за детьми в книге «От двух до пяти».

Чуковский был также талантливым переводчиком. Он перевёл знаменитого «Барона Мюнхаузена» ( автор Распэ), книги Дефо («Робинзон Крузо») и т.д.

В послевоенные годы Чуковский часто встречался с детьми в Переделкино, где построил загородный дом. Там он собирал вокруг себя до полутора тысяч детей и устраивал им праздники "Здравствуй, лето!" и "Прощай, лето!" . Переделкинские дети, давно ставшие взрослыми, до сих пор вспоминают эти детские посиделки на даче Чуковского.

 Умер Корней Иванович 1969 г.на даче в Переделкино, где писатель прожил большую часть жизни, ныне действует его музей.

Биография Льва Николаевича Толстого (1828 – 1910)

( Если возникло желание,  вместо многоточия  найди  в других источниках информацию о произведениях автора, прочитай его   и дополни  сведения о прочитанном тобой произведении.)

Лев Николаевич Толстой родился в 1828 г. в  усадьбе Ясная Поляна Тульской области, граф, русский писатель.  

Толстой был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать умерла, когда Толстому не было еще двух лет.  Отец Толстого,  запомнившийся писателю добродушным характером, любовью к чтению, к охоте тоже умер рано. Толстой очень хорошо запомнил образы отца и матери и потом, став писателем, воплощал их в своих произведениях («Война и мир»).

  Воспитанием осиротевших детей занималась тётя. Детские воспоминания всегда оставались для Толстого самыми радостными. Ему дали очень хорошее образование в семье.  

Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань. В этом городе Толстой  поступил в  университет, успешно выдержав экзамены по истории, географии, математике, статистике, русской словесности, логике, английскому, французскому, немецкому, латинскому, арабскому, турецкому и татарскому языкам.

Толстой успешно учится и именно в эти годы у него возникло серьезное желание писать.

Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны. Это занятие настолько увлекло Толстого, что в 1860 году он  отправился за границу, чтобы знакомиться со школами Европы. Толстой много путешествовал, был в Германии, Франции, Швейцарии. То, как обращаются с детьми за заграницей,  Толстому не нравилось. Он сделал вывод,  что основой обучения должна быть "свобода учащегося" и отказ от насилия в преподавании. Для воспитания и образования  детей он писал

рассказы о детях («Филипок», «Косточка»,  ……);

рассказы о природе («Как мужик убрал камень», «Какая бывает роса на траве», ………..),

рассказы о животных ( «Корова», …………..)

басни, перевод басен Эзопа  («Два товарища», «Лгун», «Кошка и мыши»,  ……….),  

сказки («Царь и рубашка», «Отец и сыновья», …………)

специальные учебные книги: «Азбука», «Новая азбука», «Учение Христа».

Л. Н. Толстой много писал и для взрослых (романы «Война и мир», «Анна Каренина») автобиография «Детство», «Отрочество», «Юность».)

В возрасте 82 лет Л.Н.Толстой тяжело заболел и умер. Его похоронили на его родине, в Ясной поляне.

Горький писал о Толстом следующее: «Не зная Толстого – нельзя считать себя  знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком».  

                       

                             

Биография Пришвина Михаила Михайловича (1873 - 1954).
     Родился 4 февраля 1873  Орловской губернии в купеческой семье. Однако  потребовалось много сил и труда матери будущего писателя, чтобы дать Михаилу Пришвину  образование. В гимназии успехами не блистал. За 6 лет учёбы дошёл только до четвёртого класса и в этом классе должен был очередной раз быть оставлен на второй год, но из-за конфликта с учителем географии  был из гимназии отчислен "за дерзость учителю". Воспитанием писателя занялся его дядя. Пришвин окончил  гимназию и университет – стал агрономом.

Много увлекался этнографией (изучение быта, образа жизни, культуры народов)  и фольклором, М.М. Пришвин очень много путешествовал по странам Севера, изучал природу, наблюдал, знакомился  с бытом и речью северян, записывал сказания, так родилась книга «В краю непуганых птиц». Это был удивительный писатель, который прославился своей безграничной любовью к природе.

Михаил Михайлович Пришвин специально для детей писал немного. Его нельзя назвать детским писателем. Но он очень высоко ценил литературу для детей. "Писать для детей нелегко: надо быть очень простым, ни в чём однако, не изменяя своему мастерству"

Одна из основных тем всего творчества М.М. Пришвина – природа и человек.

А. Горький о нём писал: «…На мой взгляд, и не о природе вы пишите, а о большем, чем она, - о Земле, Великой матери нашей. Ни у кого из русских писателей я не встречал, не чувствовал такого гармоничного сочетания любви к Земле и знания о ней, как вижу и чувствую это у Вас. Отлично знаете Вы леса и болота, рыбу и птицу, травы и зверей, собак и насекомых, - удивительно богат  и широк мир, показанный Вами».

В  детскую литературу Пришвин вошёл  с  такими произведениями, как  «Лимон», «Золотой луг»,

 «Кладовая солнца»,  «Корабельная чаша». Пришвин писал, что хотел бы написать рассказ, подобный сказке – интересный для всех возрастов, соединяющий своей легендой приходящие и уходящие поколения людей.  
  В возрасте 81 года М.Пришвин в Москве.

                                   Птицы и листья. (М.М. Пришвин)

В лучах солнца, проникающих в лес осенний, не поймёшь, где листья и где птицы летят.

А на большой лесной поляне и упавшие листья не находят покоя: одни, как мыши, перебегают поляну, другие хороводом кружатся, вихрятся, носятся и,  когда попадают в течение ветра над лесом, опрометью мчатся под синими, почти чёрными тучами и между ними голубыми сияющими небесными полянками, и тут же не поймёшь, где листья мчатся, а где перелётные птички.

Папоротник ещё совсем зелёный стоял, но его теперь  доверху завалило листвой, ароматной, шумящей под ногой.

Биография Николая Николаевича Носова ( 1908 – 1976)

( Если возникло желание,  вместо многоточия  найди  в других источниках информацию о произведениях автора, прочитай его   и дополни  сведения о прочитанном тобой произведении.)

Родился Николай Николаевич  Носов в 1908 году в семье актера. Детство его прошло в маленьком  поселке в  Украине.

Во время учёбы в гимназии мальчик увлекался музыкой, пением, любил участвовать в постановке спектаклей. Затем поступив в школу молодёжи,  увлёкся химией, шахматами, электроникой, фотографией. В то же время Носов успевает  поработать чернорабочим, торговцем газет, землекопом, косарем, возчиком бревен.

 После Николай Носов поступает в Институт кинематографии в Москве. Носов работает в качестве постановщика мультипликационных, и учебных фильмов.

 Постепенно Н. Носов понял, что сочинять для детей — наилучшая работа. Она требует  много знаний, и не только литературных, еще больше психологии детей.  Главное — любви к ним и уважения.

« Я понял, когда у меня рос сын, что к детям нужно относиться с самым большим и очень теплым уважением», — говорил Носов. Он умел волшебно становиться ребенком, видеть мир его глазами, чувствовать его душой и говорить его языком.

Как писатель,  Носов дебютировал с  рассказами  для детей, которые печатались  в самом известном в то время журнале — «Мурзилка».

Рассказы: «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазеры», «Телефон» ,………………………………………………………

 Позже  издаются  сказки, объединенные в трилогию «Приключения Незнайки», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне».

Повесть «Витя Малеев в школе и дома» называют одной из самых удачных в творчестве Носова:  в ней необычайно реально  описана повседневная жизнь мальчишек, причем сделано это настолько интересно и естественно, что любой читатель узнает в них себя. И это неудивительно – ведь очень многие сюжеты Николай Носов не выдумывал, а брал из жизни, общаясь с сыном и его приятелями, подсматривая и находя повсюду: на улице, в гостях, в школах, куда его приглашали на творческие встреч.  За повесть «Витя Малеев в школе и дома» Носов был удостоен Государственной премии.

«У этого талантливого человека – вечно юная, детски чистая, чудесная душа», - так говорили о Н.Н.Носове великие писатели.

Биография Сергея Владимировича Михалкова ( 1913- 2009г.)

Родился 13 марта  1913 года в Москве. «Не стану лукавить и скажу прямо: горжусь своими предками», писал С. Михалков  Документы свидетельствуют: Михалковы — древний русский род .   Способности к поэзии у Сергея Владимировича  обнаружились уже в девять лет.

Первое стихотворение Михалкова было напечатано в 15 лет  в одной из  московских газет. После окончания школы Сергей Михалков  работает на ткацкой фабрике, в геологоразведочной экспедиции. В 20 лет  публикуется в журналах: «Огонёк», «Пионер»,  в газетах: «Комсомольская правда», «Известия», «Правда».

В 1935 году выходит первое известное произведение, ставшее классикой русской и советской детской литературы — поэма «Дядя Стёпа».  Сергея Михалкова в литературе прозвали двумя всем знакомыми с детства словами: «Дядя Стёпа».

Во время Великой Отечественной Войны Михалков корреспондент газет «Во славу Родины». Воевал, награждён боевыми орденами и медалями. Также во время военных событий работал над сценариями к фильмам и мультфильмам.

После войны Михалков продолжает литературную деятельность, создаёт пьесы для детских театров, сценарии для мультфильмов. По его сценариям сняты такие известные фильмы как «Большое космическое путешествие», «Три плюс два» , «Новые похождения Кота в Сапогах» и другие.

Михалков написал для детей: «А что у вас?», «Про мимозу», «Фома», «Разговор с сыном», «Мы с приятелем вдвоём», поэму   «Дядя Стёпа»;    Сценарии к мультфильмам:

«Как старик корову продавал» (1980)

 «Праздник непослушания» (1977)

«Жадный богач» (1980)

«Дядя Степа — милиционер» (1964) «Шел трамвай десятый номер» (1974)

 Басни -  всего написано около 200 басен:

Пропавшее кольцо.

Сплетня.

Портной на лаврах.

Слон-живописец.

«Москвич» и «Волга».

Заяц во хмелю

Лиса и бобёр

Чужая беда

Сергей Михалков — автор слов  на могиле Неизвестного солдата  у  кремлевской стены в Москве : «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен».

 30 декабря 2000 года  Путин утвердил текст Государственного гимна России на стихи Сергея Михалкова (третья редакция). Михалков сообщил в интервью,  что искренне хотел сочинить «гимн православной страны», он человек верующий и «всегда был верующим». «То, что я сейчас написал, — это близко моему сердцу», — заявлял Михалков.[8]

За свой многолетний труд С.В. Михалков награждён 16 орденами и медалями, государственными премиям, он -  герой труда.  13 марта 2008 года, в день 95-летия писателя Владимир Путин подписал указ о награждении Михалкова орденом Святого апостола Андрея Первозванного — за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы.

С.В. Михалков всегда вел здоровый образ жизни, занимался спортом до  глубокой старости и умер в 2009г., в возрасте  96 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Биография писателей и поэтов.

Биография писателей и поэтов используется учителем на уроках литературного чтения....

Биография писателей и поэтов.

Биография писателей и поэтов используется учителем на уроках литературного чтения....

биография писателей

Презентация "Биография писателей" может быть использована на уроках литературного чтения...

Биография писателей для учеников начальных классов

Биография писателей для учеников начальной школы  по материалам книги О.Н. Тишуриной...

Биография писателя

Вошли биографии писателей,изучаемые в начальной школе....

Биография писателя

Вошли биографии писателей,изучаемые в начальной школе....

Биография писателя

Вошли биографии писателей,изучаемые в начальной школе....