Конспект урока "Использование юмористического образа в рассказе Н. Носова "Живая шляпа"
план-конспект урока (чтение, 2 класс) на тему
юмор в рассказе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Управление образования и науки администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка»
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучение отдельных предметов №3 г. Алексеевка
Районный семинар
учителей начальных классов
«Планируемые результаты. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе»
Конспект урока по литературному чтению
«Использование юмористического образа в рассказе Н.Носова «Живая шляпа»»
Провела: учитель начальных классов МОУ СОШ № 3
Колесник Светлана Анатольевна
Алексеевка, 2012
Литературное чтение
2 класс
Тема:
Использование юмористического образа в рассказе Н.Носова «Живая шляпа»
Цели урока:
создать условия
- для формирования понятия «юмористический образ»;
- для обучения правильности и выразительности речи;
- выявлять авторскую точку зрения и выражать свою;
Задачи урока:
- Подвести детей к осознанию того, что страх к неизведанному может обратиться комической ситуацией.
- Формировать умение выдвигать предположения, сравнивать, аргументировать своё мнение.
- Развивать критическое мышление, память, воображение, речь.
- Воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.
- Умение анализировать характер и поступки героев;
- Совершенствовать навыки выразительного чтения;
Тип урока:
изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий.
Оборудование:
● Учебник «Литературное чтение»
● Рисунки детей к рассказам Носова
● Мультимедийный проектор, экран
● Портрет писателя Н.Н.Носова
● Выставка книг писателя
● Презентация с дикторским чтением текста произведения
● Слоги для составления названия рассказа
● Карточки со словарными словами, пословицами
● Сигналы для работы в группах и парах
● Смайлики для определения настроения детей в начале и самооценки в конце урока
Ход урока:
Этап урока | УУД, формирующиеся на данном этапе | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Орг.момент. Мотивация к учебной деятельности | Регулятивные: реакция на начало урока, волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразова ния. Коммуникатив ные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. | Настрой на работу. - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. - Посмотрите на меня и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Такое настроение нам понадобится на сегодняшнем уроке. У нас присутствуют гости и я, надеюсь, что наш урок им понравится, а вы сумеете показать, чему научились. - Покажите смайлик – ваше настроение на начало урока. Речевая разминка: - Давайте вспомним правила поведения на уроке чтения? | Ученики дарят улыбку друг другу и учителю, показывают смайлик - настроение. Учащиеся рассказывают по 1 правилу: 1)Говорить чётко и ясно. 2)Отвечать полным ответом. 3)Выслушивать вопрос до конца. 4)Не выкрикивать. 5)Высказывать собственное мнение. |
II. Актуализация субъектного опыта. П | - Расскажите правило в стихах: Чтобы разговаривать, надо выговаривать Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно Мы будем разговаривать, мы будем выговаривать Всё правильно и внятно, чтоб было всё понятно. - Чем мы сейчас занимались? - С какой целью? Показать сигнал «Работа в группах» *** - Соберите стихотворения из разрезных полосок. (Приложение 1. Строчки весёлых стихотворений) - Группа, которая справилась с заданием, подаёт сигнал о готовности. - Какое настроение вызывают стихотворения? - Для чего мы работали в группах? - На уроках внеклассного чтения мы прочитали много весёлых и интересных рассказов. Кто их автор? Что означают эти буквы? Н иколай Н иколаевич Н осов СЛАЙД 1 - Назовите фамилию, имя и отчество писателя. - Поиграем в игру. - Встанет тот, кто вспомнит и назовёт любое произведение Николая Николаевича Носова, с которым мы знакомились на внеклассном чтении. - Давайте оформим выставку книг Носова. СЛАЙД 2, 3 - Что общего во всех рассказах Носова? - Чем они отличаются от рассказов других авторов? - Как автор относится к своим героям? Можно сказать, что он смеется над ними? - Что вы знаете о писателе Н.Н.Носове? - Сейчас мы пополним наши знания. | 1 ряд - роботом и медленно, 2 ряд – шёпотом, 3 ряд - громко и быстро. Ответы детей. Работа в группах. Ответственный в группе идёт за заданием и листом наблюдений для оценки работы в группе. (6 групп - 6 заданий) Дети в группе соединяют руки. Зачитывают получившиеся стихи по 1 представителю от группы. Ответы детей. Чтение стихотворения (1 уч-ся наизусть) Носов - детских книг творец. Ну, какой он молодец! Сколько книг смешных, чудесных Написать он нам успел. Доброту, и смех, и юмор, Показать всем нам хотел! Ребёнок отвечает и встаёт. (5- 6 человек) Дети несут книги на выставку. Рассуждения детей. Ответы детей. Рассказы детей. | |
II. Актуализация знаний. | - Что вы знаете о писателе Н.Н.Носове? - Сейчас мы пополним наши знания. Показать сигнал «Работа в группах» *** - Прочитать о Носове и рассказать, что запомнили. (Приложение 2. Карточки с отрывками биографии Носова). - Что узнали о Носове? - Для чего мы работали в группах? | Работа в группах. Ответственный в группе идёт за заданием. (6 групп – 6 заданий) Дети в группе соединяют руки (сигнал готовности). По 1 представителю от группы рассказывают о писателе. Выводы детей. | |
III. Проверка домашнего задания. | Коммуникатив ные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; | -У вас уже есть опыт чтения «смешных» и «страшных» рассказов. - Какой рассказ читали дома? - Этот рассказ, по-вашему, смешной или страшный? - Прочтём рассказ по частям и ответим на вопросы. (стр. 50 – 53) - Для чего мы отвечали на вопросы? - Отчего бывает страх? - С каким же чувством писал Н.Носов этот рассказ? - Что же такое юмор, юмористическое произведение? | Ответы детей. Рассуждения детей. 5 частей - 5 уч-ся: 1 читает, встаёт и его ряд задаёт ему вопросы к прочитанному. Рассуждения детей. Рассуждения детей. |
IV. Физкультминутка | Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразова ния. | - Вот и подошла пора Отдохнуть нам, детвора. - Какое настроение вызывают у вас эти стихи? - Для чего мы провели физкультминутку? | Дети встают и выполняют упражнения, проговаривая вслух слова: 1)То прогнет, То выгнет спинку, Ножку вытянет вперед - Это делает зарядку Наш Маркиз - Пушистый кот. 2)Пушистые комочки Умыли лапкой щечки, Умыли лапкой носик, Умыли лапкой глазки Правый глазик, левый глазик. Умыли лапкой ушки – Правое ушко, левое ушко. А ушки у котят, как домики стоят. Рассуждения детей. |
V. Усвоение новых знаний и способов действий | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи. Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. | - Все творчество Николая Носова пронизано любовью к детям. Какой бы из рассказов Носова мы ни начали читать, сразу же, с первой страницы испытываем радость. И чем дальше читаем, тем веселее делается. - Что такое юмор? - Что значит иметь чувство юмора? - В произведениях Н.Носова – ребята-фантазёры, непоседы, неуёмные выдумщики, которым часто достаётся за их затеи. Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в необычайно смешные поучительные истории. - Сегодня мы продолжим работу над одним из таких рассказов. -Что это за рассказ? | Рассуждения детей. Дети собирают из перевёрнутых слогов название рассказа. |
Коммуникатив ные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. | - Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы? - Благодаря чему шляпа может двигаться? - А вот автор считает, что шляпа может быть живой. Николай Носов написал очень много детских забавных историй, которые могли приключиться с каждым из вас. Сегодня мы познакомимся с одной из них. Она произошла с такими же ребятами, как вы, когда они сидели дома. - Почему писатель именно так озаглавил рассказ? - Какова же тема нашего урока? СЛАЙД 4 - Послушаем рассказ и посмотрим иллюстрации. Презентация. Словарная работа. СЛАЙД 5 - Какие слова были непонятными? - Для чего мы выполняли словарную работу? - Рассказ «Живая шляпа» останется актуальным всегда. Этот веселый рассказ был любимым у многих в детстве. Почему же он так хорошо запоминается детьми? Да потому, что «детские страхи» преследуют ребенка на протяжении всего его детства: «А вдруг это пальто - живое и сейчас меня схватит?», «А вдруг шкаф сейчас откроется и кто-то страшный выйдет из него?». Повторное чтение текста по смысловым частям с последующей проверкой осознанности чтения. Показать сигнал Работа в парах ** - Рассказ Носова «Живая шляпа» является как бы пособием для малышей, как преодолеть свой страх. Прочитав этот рассказ, ребенок вспоминает его каждый раз, когда его преследуют «придуманные» страхи, и тогда он улыбается, страх отходит, он смел и весел. | Размышления детей. Рассуждения детей. Дети формулируют тему урока. Просмотр презентации с дикторским чтением произведения. Дети находят в словаре значение слов и объясняют сами и с помощью учителя (комод, кочерга, треснуть, плюхнуться). Рассуждения детей. Работа в парах. По частям читают текст и задают вопросы друг другу. | |
VI. Обобщение и систематизация изученного. | Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; | - Проверим, внимательно ли вы читали рассказ. Выполним тестовые задания по вариантам (1 и 2 вариант). Приложение 3. Карточки с тестами. - Для чего мы выполняли тест? - Найдите пословицу, которая подходит для описания поведения мальчиков.
СЛАЙД 6 | Дети читают вопросы и отмечают верный ответ. Выводы детей. Рассуждения детей. |
VII. Домашнее задание. | Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; | - Прочитать текст по ролям, нарисовать рисунок, каким вы представили себе котенка. - На следующем уроке мы продолжим работу над данным произведением. Спасибо за сотрудничество на уроке. | Определяют количество ролей. Словесно рисуют картины к рассказу. |
VIII. Итог урока. | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание | - Попадали ли вы в такую ситуацию, которая описана в рассказе? - А как бы вы поступили на месте мальчиков? - Так смешной или страшный этот рассказ? - С какой целью его написал Носов? - В каких произведениях предметы показаны как живые? Зачем это понадобилось писателям? - Какое правило вы заметили в названии рассказа? - Под каким углом изогнута кочерга? | Рассуждения и выводы детей. |
IX. Рефлексия учебной деятельности | Регулятивные: прогнозирование, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. Коммуникатив ные: умение выражать свои мысли. | Оцените сами свою работу. - Поднимите руки, кто считает, что он был активен на уроке, всегда давал полные и правильные ответы? - Кто считает, что не всегда был активен, мог бы работать лучше, ответы его были не всегда точны? - А кто думает, что он сегодня потрудился недостаточно и на следующем уроке постарается работать лучше. Работа со смайликами. - Покажите своё настроение. | Самооценка работы на уроке. Показ смайлика – настроение. |
Приложение 1
Собери стихотворения: (на разрезных полосках по строчке)
- группа (1 стих)
У кошки Мурлетты сыночек Мурмурка,
Коротенький хвостик, пушистая шкурка.
И этот красивый, игривый котёнок
Не слушался мамочку с детства, с пелёнок.
2 группа
Он часто шалил, хулиганил немножко.
За это ругала его мама – кошка.
Мурлетта учила сынка этикету,
А он утащил из тарелки котлету.
3 группа
Мурлетте и сыну попало за это.
Хозяйка бранила Мурмурку с Мурлеттой.
Им стыдно, конечно же, было за это,
Но очень уж вкусные были котлеты!
4 группа (2 стих)
Пушистые лапки,
Которых четыре,
Упругой походкой
Прошлись по квартире.
5 группа
По папиной полке
Прошлись эти лапки -
И с полки попадали
Папины папки.
6 группа
Посыпались письма,
Газеты, портреты...
И лапкам пушистым
Попало за это.
Приложение 2
О Носове
- Он очень много знал. Обладал разнообразными талантами. Многое в жизни ему пришлось испробовать. Он был землекопом и косарем, возчиком брёвен и рабочим кирпичного завода. Носов учился играть на скрипке и мандолине, играл в шахматы, выпускал рукописный журнал «Икс». А потом поступил в Московский институт кинематографии и стал работать в кино, снимать разные учебные, научные и мультипликационные фильмы.
- Носов был замкнутым, необщительным, очень вежливым и неуверенным в себе человеком. Он от природы был разнообразно талантлив. О себе говорил: “ В школьные годы мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку, занялся химией, потом передумал и поступил в Художественный институт, работал в кино, стал детским писателем…”
- Как и многие знаменитые писатели, Н.Н.Носов сначала сочинял сказки и рассказы просто так – для своего маленького сынишки. А потом один свой рассказ «Затейники» он отнёс в журнал «Мурзилка». За этим рассказом последовали другие. Широкую известность принесли автору повести о школьной жизни: «Весёлая семейка», «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома», а также целая серия романов – сказок «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне». Герои этих книг полюбились не только нам, но и зарубежным ребятам.
- Есть писатели, книги которых хочется читать и перечитывать. К числу таких авторов и относится Николай Николаевич Носов. Несмотря на то, что писателя нет уже много лет, он остаётся одним из самых популярных и любимых детьми.
По рассказам Носова сняты мультфильмы:
«Винтик и Шпунтик – веселые мастера»,
«Незнайка в Солнечном городе»,
«Бобик в гостях у Барбоса»,
«Незнайка на Луне».
- Родился Николай Николаевич Носов в 1908 году на Украине в семье актёра. По окончании школы работал рабочим на заводе. Но его сильно влекло искусство. Он поступает в художественный институт, затем переводится в институт кинематографии, после чего работал режиссёром – постановщиком мультипликационных, научных и учебных фильмов.
- Писателем Николай Николаевич Носов стал как бы случайно. Когда у него родился сын, приходилось рассказывать ему много сказок. Сын подрастал и требовал новых и новых сказок. Герои произведений Н.Носова – ребята-фантазёры, непоседы, выдумщики, ваши сверстники, которым часто достаётся за их затеи. Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в необычайно смешные поучительные истории.
Приложение 3
Тест 1 вариант
1.Как звали котёнка?
а) Мурзик
б) Васька
в) Матроскин
2.Что делал котёнок в начале рассказа?
а) сидел на полу возле комода и ловил мух
б) спал на диване
в) играл с мальчиками
3. Как звали мальчиков – героев рассказа?
а) Иван Иванович и Степан Степанович
б) Толя и Коля
4.Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой?
а) огурцы
б) картофель
в) помидоры
Проверим, внимательно ли вы читали рассказ.
Тест 2 вариант
1.Где лежала шляпа?
а) на столе
б) на комоде
в) на полке
2.Шляпа упала, потому что:
а) уцепился кот
б) дунул ветер
в) задели ребята
3. Куда ребята убежали из комнаты?
а) в коридор
б) на кухню
в) на балкон
4.Какой был хвост у Васьки?
а) серый
б) белый
в) чёрный
5. Кто первым раскрыл секрет живой шляпы?
а) Володя и Вадик
б) Володя
г) Вадик
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературному чтению "Составление плана по рассказу Н.Носова "Живая шляпа"". 2 класс
Данный урок - второй по рассказу Н. Носова "Живая шляпа". Основным элементом является групповая исследовательская деятельность по работе с текстом. К уроку предлагается презентация...
Урок внеклассного чтения.Тема:Рассказ Н.Н.Носова «Живая шляпа»
Урок разработан для учащихся коррекционной школы, в которой обучаются дети со слуховой депривацией. Конспект сопровождается приложениями (№ 1, № 2 ), которые позволят сократить время подготовки педаго...
Презентация ко 2 уроку литературного чтения во 2 классе рассказ Н.Носова "Живая шляпа".
Литературное чтение 2 класс "Школа России". Рассказ Н.Носова "Живая шляпа"....
Викторина по рассказу Носова "Живая шляпа"
Викторина по рассказу Н. Носова " Живая шляпа" представлена в виде тестирования. В викторине представлены десят вопросов с четыроьмя вариантами ответо,один из которых имеет правильный ответ.Тест испол...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ПО РАССКАЗУ Н.НОСОВА "ЖИВАЯ ШЛЯПА".
Родился 10 (23) ноября 1908 годав Киеве в семье актера-эстрадника. Разносторонне одаренный мальчик, Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром, сочинительством – наряду с шахматами, фот...
Тест к рассказу Н.Н. Носова "Живая шляпа" 2 класс УМК Школа России
Тест к рассказу Н.Н. Носова "Живая шляпа" 2 класс УМК Школа России...
Веб квест по рассказу Н.Носова "Живая Шляпа"
Представлен веб квест по произведению Н.Носова "Живая шляпа". В квест вкючена ситстема интерактивных заданий....