Конспект урока "Использование юмористического образа в рассказе Н. Носова "Живая шляпа"
план-конспект урока (чтение, 2 класс) на тему

Колесник Светлана Анатольевна

юмор в рассказе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования и науки администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка»

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучение отдельных предметов №3 г. Алексеевка

Районный семинар

учителей начальных классов

«Планируемые результаты. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе»

Конспект урока по литературному чтению

 «Использование юмористического образа в рассказе Н.Носова «Живая шляпа»»

Провела: учитель начальных классов МОУ СОШ № 3

Колесник Светлана Анатольевна

Алексеевка, 2012

Литературное чтение

2 класс

Тема: 

Использование юмористического образа в рассказе Н.Носова «Живая шляпа»

Цели урока:

  создать условия

- для формирования понятия «юмористический образ»;

- для обучения правильности и выразительности речи;

- выявлять авторскую точку зрения и выражать свою;

Задачи урока:

  1. Подвести детей к осознанию того, что страх к неизведанному может обратиться комической ситуацией.
  2. Формировать умение выдвигать предположения, сравнивать, аргументировать своё мнение.
  3. Развивать критическое мышление, память, воображение, речь.
  4. Воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.
  5. Умение анализировать характер и поступки героев;
  6. Совершенствовать навыки выразительного чтения;

Тип урока: 

изучение и первичное закрепление новых знаний и способов действий.

Оборудование:

        ● Учебник «Литературное чтение»

        ● Рисунки детей к рассказам Носова

        ● Мультимедийный проектор, экран

       ● Портрет писателя Н.Н.Носова

       ● Выставка книг писателя

       ● Презентация с дикторским чтением текста произведения

       ● Слоги для составления названия рассказа

       ● Карточки со словарными словами, пословицами

       ● Сигналы для работы в группах и парах

        ● Смайлики для определения настроения детей в начале и самооценки в конце урока

Ход урока:

Этап урока

УУД,  формирующиеся на данном этапе

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Орг.момент. Мотивация к учебной деятельности


Регулятивные: реакция на начало урока, волевая саморегуляция. 

Личностные: действие смыслообразова

ния.

Коммуникатив

ные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли.


Настрой на работу. 

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

- Посмотрите на меня и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Такое настроение нам понадобится на сегодняшнем уроке.  У нас присутствуют гости и я, надеюсь, что наш урок им понравится, а вы сумеете показать, чему научились.

- Покажите смайлик – ваше настроение на начало урока.


Речевая разминка:

- Давайте вспомним  правила поведения на уроке чтения?




















Ученики дарят улыбку друг другу и учителю, показывают смайлик - настроение.













Учащиеся

рассказывают по 1 правилу:

1)Говорить чётко и ясно.

2)Отвечать полным ответом.

3)Выслушивать вопрос до конца.

4)Не выкрикивать.

5)Высказывать собственное мнение.













II.  Актуализация субъектного опыта. П

- Расскажите правило в стихах:

Чтобы разговаривать, надо выговаривать

Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно

Мы будем разговаривать, мы будем выговаривать

Всё правильно и внятно, чтоб было всё понятно.

- Чем мы сейчас занимались?

- С какой целью?




Показать сигнал   «Работа в группах» ***

- Соберите стихотворения из разрезных полосок.

(Приложение 1.  Строчки весёлых стихотворений)






- Группа, которая справилась с заданием, подаёт сигнал о готовности.

- Какое настроение вызывают стихотворения?

- Для чего мы работали в группах?

- На уроках внеклассного чтения мы прочитали много весёлых и интересных рассказов. Кто их автор? Что означают эти буквы?

Н     иколай

Н     иколаевич  

Н     осов                                                                                                                     СЛАЙД 1

- Назовите фамилию, имя и отчество писателя.






- Поиграем в игру.

- Встанет тот, кто вспомнит и назовёт любое произведение Николая Николаевича Носова, с которым мы знакомились на внеклассном чтении.

- Давайте оформим выставку книг Носова.

  СЛАЙД 2, 3

-  Что общего во всех рассказах Носова?

- Чем они отличаются от рассказов других авторов?

- Как автор относится к своим героям? Можно сказать, что он смеется над ними?

- Что вы знаете о писателе Н.Н.Носове?

- Сейчас мы пополним наши знания.















1 ряд - роботом и медленно,

2 ряд – шёпотом,

3 ряд - громко и быстро.



Ответы детей.




Работа в группах.

Ответственный в группе идёт за заданием и листом наблюдений для оценки работы в группе. (6 групп - 6 заданий)

Дети в группе соединяют руки.

Зачитывают получившиеся стихи по 1 представителю от группы.

Ответы детей.

Чтение стихотворения (1 уч-ся наизусть)

Носов - детских книг творец.

Ну, какой он молодец!

Сколько книг смешных, чудесных

Написать он нам успел.

Доброту, и смех, и юмор,

Показать всем нам хотел!                                                


Ребёнок отвечает и встаёт. (5- 6 человек)  



Дети несут книги на выставку.

Рассуждения детей.


Ответы детей.

Рассказы детей.


   II. Актуализация знаний.

- Что вы знаете о писателе Н.Н.Носове?

- Сейчас мы пополним наши знания.

Показать сигнал   «Работа в группах» ***

- Прочитать о Носове и рассказать, что запомнили.

(Приложение 2. Карточки с отрывками биографии Носова).


- Что узнали о Носове?







- Для чего мы работали в группах?




 Работа в группах.

 Ответственный в   группе идёт за заданием. (6 групп –

6 заданий)

Дети в группе соединяют руки (сигнал готовности). По 1 представителю от группы рассказывают о писателе.


Выводы детей.



III. Проверка домашнего задания.


Коммуникатив

ные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

Познавательные: 

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;







-У вас уже есть опыт чтения «смешных» и «страшных» рассказов.

- Какой рассказ читали дома?

- Этот рассказ, по-вашему, смешной или страшный?

- Прочтём рассказ по частям и ответим на вопросы. (стр. 50 – 53)



- Для чего мы отвечали на вопросы?

- Отчего бывает страх?

- С каким же чувством писал Н.Носов этот рассказ?

- Что же такое юмор, юмористическое произведение?



Ответы детей.

Рассуждения детей.


5 частей - 5 уч-ся:

1 читает, встаёт и его ряд задаёт ему вопросы к прочитанному.

Рассуждения детей.



Рассуждения детей.


IV.  Физкультминутка

Регулятивные: волевая саморегуляция. 

Личностные: действие смыслообразова

ния.

- Вот и подошла пора

  Отдохнуть нам, детвора.






- Какое настроение вызывают у вас эти стихи?



















- Для чего мы провели физкультминутку?

Дети встают и выполняют упражнения, проговаривая вслух слова:

1)То прогнет,

То выгнет спинку,

Ножку вытянет вперед -

Это делает зарядку

Наш Маркиз -

Пушистый кот.

2)Пушистые комочки

Умыли лапкой щечки,

Умыли лапкой носик,

Умыли лапкой глазки

Правый глазик, левый глазик.

Умыли лапкой ушки –

Правое ушко, левое ушко.

А ушки у котят, как домики стоят.




Рассуждения детей.

V.  Усвоение новых знаний и способов действий

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи.

Познавательные: 

умение структурировать знания;

постановка и формулирование проблемы;

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

- Все творчество Николая Носова пронизано  любовью к детям. Какой бы из рассказов Носова мы ни начали читать, сразу же, с первой страницы испытываем радость. И чем дальше читаем, тем веселее делается.

- Что такое юмор?

- Что значит иметь чувство юмора?

- В произведениях Н.Носова – ребята-фантазёры, непоседы, неуёмные выдумщики, которым часто достаётся за их затеи. Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в необычайно смешные поучительные истории.

 - Сегодня мы продолжим работу над одним из таких рассказов.

-Что это за рассказ?






Рассуждения детей.








Дети собирают из перевёрнутых слогов название рассказа.



Коммуникатив

ные:

управление поведением партнера;

умение выражать свои мысли.

- Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы?

-  Благодаря чему шляпа может двигаться?

- А вот автор считает, что шляпа может быть живой. Николай Носов написал очень много детских забавных историй, которые могли приключиться с каждым из вас. Сегодня мы познакомимся с одной из них. Она произошла с такими же ребятами, как вы, когда они сидели дома.

- Почему писатель именно так озаглавил рассказ?

- Какова же тема нашего урока?                                                         СЛАЙД 4

- Послушаем рассказ и посмотрим иллюстрации. Презентация.



Словарная работа.                                                         СЛАЙД 5

- Какие слова были непонятными?






- Для чего мы выполняли словарную работу?

- Рассказ «Живая шляпа» останется актуальным всегда. Этот веселый рассказ был любимым у многих в детстве. Почему же он так хорошо запоминается детьми? Да потому, что «детские страхи» преследуют ребенка на протяжении всего его детства: «А вдруг это пальто - живое и сейчас меня схватит?», «А вдруг шкаф сейчас откроется и кто-то страшный выйдет из него?».

Повторное чтение  текста  по смысловым частям с последующей проверкой осознанности чтения.

Показать сигнал

Работа в парах **




- Рассказ Носова «Живая шляпа» является как бы пособием для малышей, как преодолеть свой страх. Прочитав этот рассказ, ребенок вспоминает его каждый раз, когда его преследуют «придуманные» страхи, и тогда он улыбается, страх отходит, он смел и весел.


Размышления детей.









Рассуждения детей.


Дети формулируют тему урока.

Просмотр презентации с дикторским чтением произведения.

Дети находят в словаре значение слов и объясняют сами и с помощью учителя (комод, кочерга, треснуть, плюхнуться).



Рассуждения детей.















Работа в парах.

По частям читают текст и задают вопросы друг другу.

 VI. Обобщение и систематизация изученного.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

- Проверим, внимательно ли вы читали рассказ. Выполним тестовые задания по вариантам (1 и 2 вариант).

Приложение 3. Карточки с тестами.

- Для чего мы выполняли тест?

- Найдите пословицу, которая подходит для описания поведения мальчиков.

  • Кто смел, тот и съел.
  • У страха глаза велики.
  • Семь раз отмерь, один отрежь.
  • Трусливому зайке и пенёк волк.

СЛАЙД 6

Дети читают вопросы и отмечают верный ответ.


Выводы детей.







Рассуждения детей.

VII.  Домашнее задание.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

- Прочитать текст по ролям, нарисовать рисунок, каким вы представили себе котенка.

- На следующем уроке мы продолжим работу над данным произведением. Спасибо за сотрудничество на уроке.

Определяют количество ролей.

Словесно рисуют картины к рассказу.

VIII.     Итог урока.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;

Познавательные: 

общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

- Попадали ли вы в такую ситуацию, которая описана в рассказе?

- А как бы вы поступили на месте мальчиков?

- Так смешной или страшный этот рассказ?

- С какой целью его написал Носов?

- В каких произведениях предметы показаны как живые? Зачем это понадобилось писателям?

- Какое правило вы заметили в названии рассказа?

- Под каким углом изогнута кочерга?

Рассуждения и выводы детей.

IX. Рефлексия учебной деятельности

Регулятивные: прогнозирование,

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция.

Коммуникатив

ные: умение выражать свои мысли.

Оцените сами свою работу.

- Поднимите руки, кто считает, что он был активен на уроке, всегда давал полные и правильные ответы?

- Кто считает, что не всегда был  активен, мог бы работать лучше, ответы его были не всегда точны?

- А кто думает, что он сегодня потрудился недостаточно и на следующем уроке постарается работать лучше.

Работа со смайликами.

- Покажите своё настроение.

Самооценка работы на уроке.

Показ смайлика – настроение.

Приложение 1

Собери стихотворения: (на разрезных полосках по строчке)

  1. группа  (1 стих)

У кошки Мурлетты сыночек Мурмурка,

Коротенький хвостик, пушистая шкурка.

И этот красивый, игривый котёнок

Не слушался мамочку с детства, с пелёнок.

2  группа

Он часто шалил, хулиганил немножко.

За это ругала его мама – кошка.

Мурлетта учила сынка этикету,

А он утащил из тарелки котлету.

3 группа

Мурлетте и сыну попало за это.

Хозяйка бранила Мурмурку с Мурлеттой.

Им стыдно, конечно же, было за это,

Но очень уж вкусные были котлеты!

4 группа   (2 стих)

 Пушистые лапки,

 Которых четыре,

 Упругой походкой

 Прошлись по квартире.

5 группа

 По папиной полке

 Прошлись эти лапки -

 И с полки попадали

 Папины папки.

6 группа

 Посыпались письма,

 Газеты, портреты...

 И лапкам пушистым

 Попало за это.

Приложение 2

О Носове

  1. Он очень много знал. Обладал разнообразными талантами.  Многое в жизни ему пришлось испробовать. Он был землекопом и косарем, возчиком брёвен и рабочим кирпичного завода. Носов учился играть на скрипке и мандолине, играл в шахматы, выпускал рукописный журнал «Икс». А потом поступил в Московский институт кинематографии и стал работать в кино, снимать разные учебные, научные и мультипликационные фильмы.

  1. Носов был замкнутым, необщительным, очень вежливым и неуверенным в себе человеком. Он от природы был разнообразно талантлив. О себе говорил: “ В школьные годы мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку, занялся химией, потом передумал и поступил в Художественный институт, работал в кино, стал детским писателем…”

  1. Как и многие знаменитые писатели, Н.Н.Носов сначала сочинял сказки и рассказы просто так – для своего маленького сынишки. А потом один свой рассказ «Затейники» он отнёс в журнал «Мурзилка». За этим рассказом последовали другие. Широкую известность принесли автору повести о школьной жизни: «Весёлая семейка», «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома», а также целая серия романов – сказок «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне». Герои этих книг полюбились не только нам, но и зарубежным ребятам.

  1. Есть писатели, книги которых хочется читать и перечитывать. К числу таких авторов и относится Николай Николаевич Носов. Несмотря на то, что писателя нет уже много лет, он остаётся одним из самых популярных и любимых детьми.

По рассказам Носова сняты мультфильмы:

«Винтик и Шпунтик – веселые мастера»,

«Незнайка в Солнечном городе»,

«Бобик в гостях у Барбоса»,

«Незнайка на Луне».

  1. Родился Николай Николаевич Носов в 1908 году на Украине в семье актёра. По окончании школы работал рабочим на заводе. Но его сильно влекло искусство. Он поступает в художественный институт, затем переводится в институт кинематографии, после чего работал режиссёром – постановщиком мультипликационных, научных и учебных фильмов.

  1. Писателем Николай Николаевич Носов стал как бы случайно. Когда у него родился сын, приходилось рассказывать ему много сказок. Сын подрастал и требовал новых и новых сказок. Герои произведений Н.Носова – ребята-фантазёры, непоседы, выдумщики, ваши сверстники, которым часто достаётся за их затеи. Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в необычайно смешные поучительные истории.

Приложение 3

Тест         1 вариант

1.Как звали котёнка?

  а) Мурзик

  б) Васька

  в) Матроскин

2.Что делал котёнок в начале рассказа?

  а) сидел на полу возле комода и ловил мух

  б) спал на диване

  в) играл с мальчиками

3. Как звали мальчиков – героев рассказа?

  а) Иван Иванович и Степан Степанович

  б) Толя и Коля

  в) Володя и Вадик

4.Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой?

  а) огурцы

  б) картофель

  в) помидоры

Проверим, внимательно ли вы читали рассказ.

Тест        2 вариант

1.Где лежала шляпа?

  а) на столе

  б) на комоде

  в) на полке

2.Шляпа упала, потому что:

  а) уцепился кот

  б) дунул ветер

  в) задели ребята

3. Куда ребята убежали из комнаты?

  а) в коридор

  б) на кухню

  в) на балкон

4.Какой был хвост у Васьки?

  а) серый

  б) белый

  в) чёрный

5. Кто первым раскрыл секрет живой шляпы?

   а) Володя и Вадик

   б) Володя

   г) Вадик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературному чтению "Составление плана по рассказу Н.Носова "Живая шляпа"". 2 класс

Данный урок - второй по рассказу Н. Носова "Живая шляпа". Основным элементом является групповая исследовательская деятельность по работе с текстом. К уроку предлагается презентация...

Урок внеклассного чтения.Тема:Рассказ Н.Н.Носова «Живая шляпа»

Урок разработан для учащихся коррекционной школы, в которой обучаются дети со слуховой депривацией. Конспект сопровождается приложениями (№ 1, № 2 ), которые позволят сократить время подготовки педаго...

Презентация ко 2 уроку литературного чтения во 2 классе рассказ Н.Носова "Живая шляпа".

Литературное чтение 2 класс "Школа России". Рассказ Н.Носова "Живая шляпа"....

Викторина по рассказу Носова "Живая шляпа"

Викторина по рассказу Н. Носова " Живая шляпа" представлена в виде тестирования. В викторине представлены десят вопросов с четыроьмя вариантами ответо,один из которых имеет правильный ответ.Тест испол...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ПО РАССКАЗУ Н.НОСОВА "ЖИВАЯ ШЛЯПА".

Родился 10 (23) ноября 1908 годав Киеве в семье актера-эстрадника. Разносторонне одаренный мальчик, Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром, сочинительством – наряду с шахматами, фот...

Тест к рассказу Н.Н. Носова "Живая шляпа" 2 класс УМК Школа России

Тест к рассказу Н.Н. Носова "Живая шляпа" 2 класс УМК Школа России...

Веб квест по рассказу Н.Носова "Живая Шляпа"

Представлен веб квест по произведению Н.Носова "Живая шляпа". В квест вкючена ситстема интерактивных заданий....