Презентация Урок литературного чтения 2 класс А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке" и "От сказки авторской к сказке народной"
презентация урока для интерактивной доски по чтению (2 класс) по теме

Трофименко Оксана Валерьевна

Данная презентация поможет провести работу над произведением А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке", провести анализ произведений "Мороз Иванович" и "Морозко"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Добрым молодцам урок» А.С . Пушкин Презентация учителя начальных классов МАОУ «Гимназия №3» г.Саратова Трофименко Оксаны Валерьевны

Слайд 2

«Ска́зка о рыбаке́ и ры́бке» — н аписана 14 октября 1833 года . Впервые напечатана в 1835 году в журнале « Библиотека для чтения ».

Слайд 3

Сюжет сказки Считается, что сюжет сказки основан на сказке «О рыбаке и его жене» из сборника братьев Гримм , с которой имеет очень близкие совпадения, а также перекликается с русской народной сказкой «Жадная старуха» (где вместо рыбки выступает волшебное дерево)

Слайд 4

В конце сказки братьев Гримм старуха хочет стать римским папой . В первой рукописной редакции сказки у Пушкина старуха сидела на Вавилонской башне , а на ней была папская тиара .

Слайд 5

Невод - большая рыболовная сеть

Слайд 6

Столбовая дворянка —особо почетная дворянка древнего рода

Слайд 7

Кичка —праздничный головной убор Душегрейка — женская теплая кофта без рукавов

Слайд 8

Бояре - богатые земледельцы Была на посылках -прислуживала Перечить - возражать, спорить Простофиля - глупый человек Невежа - грубый, невежливый человек Откуп - плата за что-то

Слайд 9

Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу. Раз он в море закинул невод, — Пришел невод с одною тиной. Он в другой раз закинул невод, — Пришел невод с травой морскою.

Слайд 18

Источники skaz- pushkin a.ru › О рыбаке и рыбке http://bredenvtomske.ru/seti / http://stranamasterov.ru/node / http ://gotovim-doma.ru/forum/v… ru.wikipedia.org › wiki / Сказка _ о _ рыбаке _ и _ рыбке


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

От сказки народной к сказке авторской Презентация учителя начальных классов высшей категории МАОУ «Гимназия №3» г. Саратова Трофименко О.В.

Слайд 2

1. Проверка домашнего задания План – это заглавия частей текста, расположенные последовательно Цитата – дословная выдержка (предложения) из текста Ц итатный план

Слайд 3

Определим п оследовательность развития событий в сказке, взяв нужные строчки из текста . 1-я часть сказки. О чём в ней рассказывает автор? Знакомит с двумя девочками I часть - «... жили две девочки – Рукодельница да Ленивица»

Слайд 4

II часть – «Будешь умна, тебе же лучше; будешь ленива, тебе же хуже». III часть – «Я у тебя в дому не останусь». IV часть – «Поди-ка к старичку да послужи ему». V часть – «Какова твоя работа, такова будет тебе и награда». – «... жили две девочки – Рукодельница да Ленивица» . I часть Цитатный план

Слайд 5

Сопоставление сказки Одоевского с народной сказкой

Слайд 6

Сегодня мы с вами сравним сказку Владимира Одоевского с народной сказкой и ещё раз понаблюдаем, как на основе народной сказки родилась сказка авторская.

Слайд 7

– Вспомните, какую народную сказку мы прочитали недавно – А почему она народная ? - Есть ли у неё автор? – А какие авторские сказки мы уже читали? - Как родились сказки Пушкина, сказка Ершова

Слайд 8

«Братья сеяли пшеницу Да возили в град-столицу: Знать, столица та была …» Определи сказку и автора «Жил старик со своею старухой у самого синего моря ...»

Слайд 9

Мороз Красный Нос Мороз Синий Нос Трескун Мороз Морозко Мороз Иванович

Слайд 10

Р усская народная сказка « Морозко ».

Слайд 11

– Какое настроение вызвала сказка? Беседа о героях сказки, приметах народной сказки – Назовите положительных, отрицательных, нейтральных героев сказки.

Слайд 12

– Кто в сказке волшебный герой?

Слайд 13

Во многих сказках есть герой, который предсказывает то, что случится позже. Много лет назад люди поклонялись силам природы и животным, наделяли их особыми возможностями. П о народному поверию , ворона каркает не к добру, а вот собака может предупредить о беде или радости. Если в сказке есть собака, значит, сказка очень древняя.

Слайд 14

– Можно ли на основе речи Рукодельницы и Ленивицы судить об их характерах? Мороз спрашивает Рукодельницу: «Тепло ли тебе девица?» А та ему в ответ: «Тепло, Морозушко , тепло, батюшка», хотя ей и холодно. А Ленивица в ответ на такой же вопрос Мороза отвечает: «Ой, совсем застудил! Сгинь, пропади, проклятый Морозко !» ) Ленивица – грубая, Рукодельница – ласковая, добрая

Слайд 15

А чем отличаются сказки? В сказке Одоевского разговаривают пирожок, яблочки, зато нет говорящей собаки; Мороз Иванович совсем не страшный, не пытается заморозить девочек В сказке Одоевского девочки имеют говорящие имена, ярче описаны их дела по дому. Сказка Одоевского поучительна, в отличие от народной сказки в ней есть интересный поучительный диалог Мороза Ивановича и Рукодельницы

Слайд 16

Вывод . В очередной раз мы увидели, что настоящий писатель, используя известный сюжет, пересказывает сказку по-своему, делает её неповторимой.

Слайд 17

Что мы делали? Какое умение формировали? « Какой чудесный старик!» – написал об авторе книжки «Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея » один из литературных критиков. А старика на самом деле не было. Дедушка Ириней – вымышленное имя, под которым выпустил сборник сказок Владимир Фёдорович Одоевский. Он был необыкновенным человеком: знал философию и математику, физику и химию. Был музыкальным критиком и сам писал музыку. Собирал и изучал русские народные песни. Изобретал музыкальные инструменты. А ещё очень любил детей. Написал много рассказов и сказок для детей. Свои сказки он всегда заканчивает словами: «А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставление».

Слайд 18

Почему же и сказка Одоевского, и народные сказки о Морозке по-прежнему современны? Во все времена ценились в людях трудолюбие, ум, скромность... Лень в сказках наказана прилюдно, чтобы все увидели: только труд создаёт истинные ценности. В сказке Одоевского нет чудес, когда за ночь вырастают дворцы и города. Он стремился, чтобы все увидели: всё в жизни создаётся человеком, нелёгким повседневным трудом, а лень губительна, с ней надо бороться


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока литературного чтения в 3 классе.Сказки. Обобщение.

В презентации показан ход урока по литературному чтению в 3 классе коррекционной школы.На уроке много демонстрационного материала, индивидуального раздаточного материала, кроссворды и другое. Раздаточ...

Презентация к уроку литературного чтения "Вечные ценности в стихотворении Ф.Тютчева "В небе тают облака", в сказке С.Козлова "Если меня совсем нет"

Презентация к уроку литературного чтения "Вечные ценности в стихотворении Ф.Тютчева "В небе тают облака",  в сказке С.Козлова "Если меня совсем нет", 4 класс, система Л.В.Занкова...

презентация Урока литературного чтения в 3 классе. Тема: Добро и зло в разных литературных жанрах

УМК: «Планета Знаний»Автор учебника: Э.Э. Кац Тип урока: урок закрепления- обобщения.Педагогические технологии: проблемно- диалогический урок....

Презентация урока литературного чтения по сказке «Два Мороза»

Автором предложена практическая реализация урока литературного чтения для начальных классов (тип урока: урок открытия нового знания).Целью урока являлось: способствование развитию навыков чтения, флор...