"Его любят и зовут Чукошей"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Прокофьева Наталья Николаевна

Разработка урока внеклассного чтения для начальной школы к 130-летию Корнея Ивановича Чуковского. Включает в себя интересные факты из биографии писателя, инсценировки, а также литературную игру-викторину по творчеству  К.И.Чуковского "Звездный час".

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Его любят и зовут Чукошей»

Разработка  урока по внеклассному чтению к 130-летию К.И.Чуковского

Подготовила и провела учитель начальных классов Прокофьева Н.Н.

Цели:

1.    Познакомить учащихся с биографией К. И. Чуковского.

2.    Познакомить с богатейшим наследием мастера слова, серьёзнейшего исследователя,   литературоведа, острого критика, великолепного мемуариста.

3.    Воспитывать интерес к художественной литературе, к творчеству детских писателей.

Оборудование:

·       «Чудо-дерево», украшенное вещами из произведений К. И. Чуковского

·       Выставка книг К. И. Чуковского.

·       Выставка детских иллюстраций к сказкам К. И. Чуковского.

·       Презентация к уроку

·       Мультимедиа проектор

                                    Ход урока.

          1. В детстве читать не умели мы сами,

             И приставали к папе и маме.

             Слушали сказки все дни напролёт.

             Были все сказки наперечёт,

             Про Тараканище и Крокодила,

             Про Айболита и Мойдодыра,

             Про Бармалея в сказочном море,

             Про Телефон и Федорино горе.

             

         2. Мамы и папы нам рассказали,

             Что этих героев давно они знали.

             Бабушки в детстве им сказки читали-

             От них они этих героев узнали.

         3.  К бабушкам долго мы приставали-

             Откуда они эти сказки узнали?

             Про Тараканище и Крокодила,

             Про Айболита и Мойдодыра,

             Про Бармалея в сказочном море,

             Про Телефон и Федорино горе.

 

          4. Бабушки вот что нам рассказали-

             Сказки они эти в книжках читали.

             Книжечки эти писал дед Корней-

             Сказочник, критик, поэт, чародей.

 

          5. Жалко нам стало деда Корнея-

             В детстве своем он не знал Бармалея.

             Сколько же в жизни он потерял,

             Что этих сказок в детстве не знал.

             Про Тараканище и Крокодила,

             Про Айболита и Мойдодыра,

             Про Бармалея в сказочном море,

             Про Телефон и Федорино горе.

         6. По ним мы учились все понемногу

            Тому, чтоб друзьям приходить на подмогу.

            Чтобы животных жалеть и любить,

            Чтобы не хвастать и не хитрить,

            Чтоб не хлебнуть нам Федорино горе-

            Надо порядок поддерживать в доме;

            Чтоб не попасть на обед к Бармалею-

            Слушаться надо того, кто умнее.

        7.  Хорошие книжки писал дед Корней-

             Воспитывал взрослых он и детей.

             Будут и внуки наши, и дети

             Сказки читать весёлые эти.

Ведущий 1.

       В сорока минутах езды от столицы, в одном из красивых уголков Подмосковья – в поселке  Переделкино, среди берез и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил этот удивительный человек.

Ведущий 2.

      Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно легкая походка. Так выглядел любимый детский писатель Корней Иванович Чуковский.

Ведущий 1.

     Рано-рано утром, как только вставало солнце, он уже работал в своем саду: зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега, весной и летом капался в огороде или цветнике перед домом.

Ведущий 2.

     В шесть часов утра он уже сидел у себя в комнате на верху, у большого окна, за просторным столом и писал. Поработав несколько часов, К. И. Чуковский отправлялся гулять. Он ходил удивительно легко и быстро, этот восьмидесятилетний прямой и стройный человек. Иногда даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки.

Ведущий 1.

     Совсем рядом с его домом, на участке, отделенном от его дачи, стоит небольшой домик-детская библиотека, которую писатель построил  для окрестных ребят. Все книги, а их здесь несколько тысяч, собраны заботливо К. И. Чуковским, подарены библиотеке разными писателями,  издательствами. В библиотеке очень уютно, светло, удобно.

Ведущий 2.

     Есть читальня, где можно посидеть за столами, почитать журналы, поиграть в шахматы; есть комната для малышей. Выдают книги ребятам дежурные-школьники и школьницы постарше. Перед своей библиотекой ребята посадили цветы и деревья.

Ведущий 1.

 И, конечно же, главное место в этой библиотеке занимают книги самого Корнея Чуковского.

Давайте вспомним произведения этого писателя.

             Долго, долго Крокодил

        Море синее тушил:

        Пирогами и блинами,

        И сушеными грибами.

                                             («Путаница»).

Ведущий 2.

       "Кто злодея не боится
       И с чудовищем сразится,
       Я тому богатырю
      Двух лягушек подарю
      И еловую шишку пожалую!"

                                      («Тараканище»).

Ведущий 1.

       Я хочу напиться чаю,
      К самовару подбегаю,
      Но пузатый от меня
      Убежал, как от огня.

                                           («Мойдодыр»).

Ведущий 2.

       И со слезами просил:

       Мой милый, хороший,

       Пришли мне калоши,

       И мне, и жене, и Татоше.

                                                  («Телефон»).

Ведущий 1.

           Повернулся, улыбнулся

       Засмеялся Крокодил

       И злодея Бармалея

       Словно муху проглотил.

                                                 («Бармалей»).

Ведущий 2.

      Наступила темнота.
     Не ходи за ворота:
     Кто на улицу попал -
     Заблудился и пропал.

                                     («Краденое солнце»)

Ведущий 1.

       Жил да был Крокодил

       Он по улицам ходил,

       А за ним-то народ

       И поет, и орет.

                                    («Крокодил»).

Ведущий 2.

- Ладно, ладно, побегу,
Вашим детям помогу.
Только где же вы живёте?
На горе или в болоте?

                    («Айболит»)

Учитель. Спасибо!

- Какие ещё произведения Корнея Ивановича Чуковского вы знаете?

Сегодня мы отметим юбилей

Того, чья лира

Воспела звучно «Мойдодыра»

И с нами справят этот юбилей

И Айболит, и Бармалей,

И очень бойкая старуха,

И наша « Муха-Цокотуха».

- Сколько лет со дня рождения  исполнилось известному детскому писателю Корнею Ивановичу Чуковскому?

- На стенде, посвященному этому событию, вы познакомились с биографией писателя, узнали многое о том, как создавались его произведения.  Давайте вспомним интересные факты и случаи из жизни Корнея Ивановича Чуковского.

Вопросы по биографии писателя  

- Назовите дату рождения Корнея Чуковского?

- Что вы знаете об имени и фамилии этого писателя?

- В какой город переехала семья через 3 года после рождения писателя?

- Почему Николай был исключен из одесской гимназии?

- С каким писателем учился Чуковский в одном классе? ( С Житковым)

-Какие языки самостоятельно изучил Корней Чуковский?

-В 1991 году Чуковский печатается в газете «Одесские новости». Затем молодого корреспондента направляют в какую страну? (В Англию, в Лондон)

- В 1905 г.  Чуковский организовал сатирический журнал. Как он назывался? («Сигнал»)

- В 1907 г. Чуковский с женой  Марией Борисовной поселились в финском местечке Куоккола, там у них родилось 3 детей. Назовите их! (Николай, Лидия – писатели и Борис – погиб на фронте.)

- Что вы знаете о второй дочке писателя? (Мария, Мура – родилась в Ленинграде, умерла в 11 лет от туберкулеза, героиня многих произведений Чуковского)

- Как появилась сказка Чуковского «Крокодил»?

- А как родился «Мойдодыр»?

- В каком поселке под Москвой жил и творил Корней Иванович Чуковский? (Переделкино)

- В какой книге писатель рассказывает о своем детстве и юности? («Серебряный герб»)

  «Серебряный герб» — автобиографическая повесть, рассказывающая о детстве и отрочестве Коли Корнейчукова (настоящее имя К. Чуковского). Книга читается на одном дыхании. В ней присутствует и свойственная Чуковскому ирония и особый стиль изложения, который по настоящему трогает за душу, заставляя возвращаться в своё детство.

Выступление ученика  о книге «Серебряный герб»

   Эта повесть о детстве самого Корнея Чуковского. И рассказывается здесь, в общем-то, о семейной трагедии. По пресловутому закону «о кухаркиных детях», мальчика выгоняют из гимназии — а гимназия для его мамы, в одиночестве растившей двоих детей, была, можно сказать, единственным светом в окошке.
    Тем не менее книга не вызывает у читателя чувства подавленности или уныния. Видимо, такие состояния души были Чуковскому просто не свойственны. Ни в детстве, ни в зрелости, ни в старости. Ведь не зря однажды писатель назвал себя
«радостным человеком в радостном мире».
    Повесть «Серебряный герб» издавалась многократно. Вы найдете ее и в новом собрании сочинений Корнея Чуковского.
 

     Стихи К. И. Чуковского удивительно легко запоминаются детьми. Как говорят малыши, «сами лезут с языка». Это достигается яркими необычными словосочетаниями, разнообразием ритмов, любимыми детьми повторами, четкими точными рифмами.

   Чтение стихов учащимися  «Федотка», «Ёлка», «Бутерброд», «Радость».

Учитель.  Дружба писателя с детьми продолжалась более полувека. Трудно себе представить К. И. Чуковского без детей, без постоянного общения с малышами. Он, как никто другой знал, как жизненно необходима ребенку радость, веселье, смех и умел с великой щедростью дарить эту радость детям. Им была написана удивительная книга «От двух до пяти», где собраны наблюдения за детьми в течение всей жизни писателя.

Инсценировка сюжетов.

- Ой, дедуля, киска чихнула!
- Почему же ты, Леночка, не сказала кошке: на здоровье?
- А кто мне скажет спасибо?

- Сколько тебе лет?
- Скоро восемь, а пока три.

- Вот зимой выпадет снег, ударят морозы...
- А я тогда не выйду на улицу.
- Почему?
- А чтоб меня морозы не ударили.

- Я люблю снег больше солнышка. Из снега можно крепость построить, а из солнышка что?

 - Я люблю чеснок: он пахнет колбасой!

- Мама, из чего делают корку на хлебе?
- Из муки.
- А как же потом ее на хлеб натягивают?

- Мама, кто меня выродил? Ты? Я так и знала. Если бы папа, я была бы с усами.

- Бабушка, ты умрешь?

- Умру.

- Тебя в яму закопают?

- Закопают.

- Глубоко?

- Глубоко.

- Вот когда я буду твою швейную машину вертеть!

- Когда же вы со мной поиграете? Папа с работы - и сейчас же за книгу. А мама - барыня какая! - сразу стирать начала.

 Учитель. Ещё К. И. Чуковский был замечательным переводчиком. Он изучал зарубежную литературу и переводил на русский язык самые лучшие, по его мнению произведения, чтобы познакомить с ними детей нашей страны. Вот откуда к нам пришли некоторые английские народные стишки и песенки.

Инсценировка  английских песенок.

Учитель. К. И. Чуковский был очень трудолюбивым человеком. Он сочинял везде: в трамвае, в очереди, даже у зубного врача. Поэт придумывал новые стихи, новых героев и даже загадки.

А у наших у ворот
Чудо-дерево растёт.

Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!

Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,

А чулки да башмаки
Словно яблоки!

Вот какое дерево,
Чудесное дерево!

Сейчас мы и узнаем, кто из вас больше всех знает литературных загадок Чуковского?

(На доске дерево с картинками разных предметов, на них загадки Чуковского)

Разгадывание загадок.

Учитель.  В 1926 году появилось сразу несколько сказок. Среди них – «Телефон». Это сказка – игра, в ней нет сюжета, вроде бы ничего не происходит, только телефонные разговоры. Но вспомним игру «испорченный телефон», сказка как раз об этом…  В "Телефоне" все кому не лень звонят несчастному сказочнику. Это единственная сказка Чуковского, которую венчает не праздник, а тягостный труд.
 Инсценировка сказки «Телефон»

Игра «Звездный час» (могут принять участие 3-6 человек)

1. В какой сказке всё наоборот?

А. «Краденное солнце»

Б. «Чудо-дерево»

В. «Путаница»

2. Кто напал на Муху-Цокотуху?

А. таракан

Б. паук

В. комар

3. Кто проглотил солнце?

А. Слон

Б. Бармалей

В. Крокодил

4. Чем потчевал доктор Айболит больных зверят в Африке?

А. лекарством

Б. гоголем-моголем

В. мороженым

5. Чем объелись цапли в стихотворении «Телефон»?

А. лягушками

Б. комарами

В. рыбой

6. Кто проучил злого Бармалея?

А. крокодил

Б. дети

В. Доктор Айболит

7. На чём летали комарики в сказке «Тараканище»?

А. на облаке

Б. на воздушном шарике

В. на самолете

8. Кто спас зверей от злого Таракана?

А. сорока

Б. воробей

В. ворона

9. За кого вышла замуж Муха-Цокотуха?

А. за комара

Б. за таракана

В. за шмеля

10. Вспомните и назовите отчество Федоры.

А. Федора Ивановна

Б. Федора Егоровна

В.Федора Петровна

Награждение победителя.

Учитель. Ещё много раз мы будем встречаться с произведениями К.И.Чуковского. Мы познакомимся с его воспоминаниями о писателе Б.Житкове, с которым он учился в одном классе, познакомимся с Чуковским- переводчиком. Он перевёл с английского “Приключения барона Мюнхаузена”, “Приключения Тома Сойера”, Приключения Гекльберри Финна”, “Приключения маленького оборвыша”, “Принц и нищий”, “Рикки-тики-тави” и другие. (Показ книг). Однажды Чуковский К.И. записал единственное лирическое признание:

Никогда я не знал, что так радостно быть стариком,
Что ни день – мои мысли добрей и светлей.
Возле милого Пушкина, здесь, на осеннем Тверском,
Я с прощальною жадностью долго смотрю на детей.
И, усталого, старого, тешит меня
Бесконечная их беготня и возня.
Да к чему бы и жить нам на этой планете,
В круговороте кровавых столетий,
Когда б не они, не вот эти
Глазастые, звонкие дети…

    Чуковский считал, что «Писатель для малых детей непременно должен быть счастлив, как и те, для кого он творит». Таким счастливцем ощущал он себя, когда писал свои стихотворные  детские сказки. Такими же счастливцами ощущаем себя и мы, каждый раз соприкасаясь с удивительным миром  сказки …«дедушки Корнея».
    
      Читайте Чуковского! Читайте и тогда, когда станете взрослыми. Вы еще долго будете открывать его для себя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейный спортивный праздник Джунгли зовут!

Семейный спортивный праздник  «Джунгли зовут!»    Цели:Развивать способность учащихся к самовыражению; развивать организаторские способности детей;содействовать формировани...

Литературный праздник "Великий Чукоша"

Сценарий праздника, посвященного  130-летию со дня рождения К.И. Чуковского...

Презентация "Зовут космические дали"

Презентация содержит материал о солнечной системе, планетах и астероидах....

Классный час в 1 классе "Королеву зовут Книгой"

Разработка классного часа, цель которого- показать значимость книги для человечества.Дети узнают откуда и зачем появилась книга, выясняют почему значима книга для человека, почему надо любить книгу....

Викторина по сказкам К.И.Чуковского "Чукоша"

Викторина по сказкам К.И.Чуковского...

урок внеклассного чтения 2 класс "В гостях у Чукоши"

Во время урока дети знакомятся с биографией Корнея Чуковского, с его произведениями, показывают сценки из сказки "Федорино горе", отгадывают загадки и смотрят мультфильм с участием К.И.Чуковского....

Конспект урока по немецкому языку на тему: "Итак, как спросить кто откуда?", "Спрашивай, как зовут сверстников, как зовут взрослых." УМК «учебник Немецкий язык 2 класс 1 часть, И. Л. Бим, Л. И. Рыжова»

Цели деятельности учителя: усвоение учащимися букв Pp, Xx, Ää, Öö, Üü и буквосочетаний eh, ah, oh; создание условий для овладения навыками диалогической речи, умениями использования в речи числительны...