Л. Н. Толстой "Косточка"
план-конспект урока (чтение, 4 класс) по теме

Курдюкова Елена Витальевна

Урок внеклассного чтения 4 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 4 КЛАССЕ

Цель урока:

  • Развивать творческое  воображение детей.
  • Развивать монологическую речь детей.
  • Воспитание грамотного читателя.

Конспект урока составила учитель начальных классов

 Курдюкова Е.В.

Ход урока.

        1. Введение в  урок.

На экране портрет Л.Н.Толстого слайд1

- Ребята, сегодня мы  проводим необычный  урок внеклассного чтения, к этому уроку я ничего не просила вас прочитать. Как вы думаете, произведение какого автора мы сегодня будем обсуждать? Верно, Льва Николаевича Толстого. У вас нет книг, текстов? Необычный урок. Давайте поговорим о Л.Н.Толстом. Что вы можете сказать?

        - Это великий русский писатель.

        - Мы читали сказку, описание и рассказ Толстого.

        - Толстой написал очень много произведений и для взрослых, и для детей.

- Молодцы. Вы правильно отметили, что Лев Николаевич писал и специально для детей. Какие книги он посвятил детям?

        - «Азбука» и «Новая азбука».

-Почему именно «Азбука»?

        -В своем имении Ясная Поляна он велел построить школу для сельских детей и сам иногда занимался с ними. Для своих учеников Лев Николаевич и написал «Азбуку».

-Значит, Толстой был не только писателем, но и педагогом?

        -Да.

Беседа по слайдам  3, 4, 5.

- Среди произведений, которые Лев Николаевич сочинил для знакомых и незнакомых детей, была и   «Косточка» (слайд 6  , только название). Прочитайте подзаголовок.

- Быль.

Как вы думаете, что такое быль? Действительно, быль – рассказ о том, что произошло на самом деле.  Послушайте.  

2. Первоначальное знакомство с текстом.

Учитель читает рассказ. Дети слушают.

        Л.Н.Толстой

Косточка

        Купила мать слив и хотела дать их детям после обеда. Они еще лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их.  И очень они ему нравились.  Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит – одной нет. Она сказала отцу.

        За обедом отец и говорит:

        - А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?

        Все сказали:

        - Нет!

        Ваня покраснел как рак и сказал тоже:

        - Нет, я не ел.

        Тогда отец сказал:

         - Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо, но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь.

        Ваня побледнел  и сказал:

         - Нет, я косточку бросил за окошко.

        И все засмеялись, а Ваня заплакал.

- Вам понравился рассказ? Все понятно? О ком рассказ? Что хотел сказать автор?

(Обычные вопросы. Получаем обычные ответы: понравился, о Ване, нельзя брать без разрешения, стыдно врать, «тайное становится явным». И все? Но это же Толстой! И все не так просто. Начинаем работать в технике «медленного чтения».)

-Выходит, если бы я сегодня не прочитала вам рассказ, вы бы не знали, что брать без разрешения нельзя? Глотали бы сливы с косточками?

        -Нет, мы и так это знаем!

- Получается, что великий Толстой зря написал рассказ?  (Дети настораживаются, ребята никак не поймут, к чему весь разговор?) Кто в рассказе главный герой?

        -Ваня!

-Он вам нравится? Ваня – положительный герой?

        -Нравится. Да.

-А какой же он положительный герой, если берет без разрешения, т.е. ворует?

(Вот тут мои детки и задумываются по-настоящему, Кто-то обязательно предложит перечитать и поговорить, кто-то скажет: «А ничего и непонятно».)

3. Работа над образом главного героя.

Учитель раздает детям листы с текстом рассказа. Никаких иллюстраций, пока не поговорили, пока не представили всех персонажей. Ребята «про себя» перечитывают рассказ.

-Итак, мы выяснили, что Ваня нам все-таки нравится, что он нам симпатичен. Прочитайте то место в рассказе, где вы почувствовали, что Ваня вам симпатичен.

        -«Ваня никогда не ел слив и все нюхал их.»

-Как вы думаете, Ваня знал, что сливы нельзя есть без разрешения?

        -Наверное, да.

-А почему же он съел сливу? Ответьте словами автора.

        - «Ваня никогда не ел слив и все нюхал их.  И очень они ему нравились.  Очень хотелось съесть.»

- Ваня хотел съесть сливу?

        - Нет, если бы хотел, то  сразу бы съел, а не ходил бы и не нюхал. Съел бы и не переживал.

-Вы обратили внимание, как Лев Николаевич показывает нам, что Ване хотелось слив? Прочитайте.

        - «Ваня никогда не ел слив и все нюхал их.  И очень они ему нравились.  Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив».

-Зачем автор несколько раз повторяет одну и ту же мысль?

        -Он показал, как Ваня боролся с собой. Ваня знал, что сливы брать нельзя, но не удержался и взял, не справился с собой. 

 (И обязательно кто-то скажет: «А Ваня ведь – маленький!»)

- Опишите Ваню, каким вы его представляете?

        - Ваня маленький мальчик.  Его хочется защищать. Он похож на маленького щенка или котенка. Ему, наверное, года 4- 5. Он из бедной семьи.

И тут удивляюсь я: «Почему?»

        - Сливы дома по счету.

 Живем мы на Кубани, и, действительно, кто бы у нас стал считать сливы.  Предлагаю детям представить вместо слив дорогие конфеты. Беседа возвращается в нужное русло.

-Ребята, как вы считаете, Ване слива понравилась? Он распробовал вкус сливы, получил удовольствие?

        -Нет, он ничего не успел.

-Почему?

        - «… схватил одну сливу и съел». Схватил! Проглотил!

-Опишите Ваню.

        -Стоит испуганный, с вытаращенными глазами, не поймет, как он эту сливу проглотил.

        - Ему уже стыдно. Страшно, что скажут домашние.

        - А мне Ваню жалко.

-Вы хорошо представляете состояние Вани?

        -Да.

- Представьте, что вы Ваня. Вам 4 года, вы никогда не ели … такую диковинную конфету, в комнате никого нет. Опишите свои мысли и поступки, не забудьте, вы – Ваня.

Слушать ребят очень интересно не только учителю, но и всему классу. Главное, не перебивать, дать возможность высказаться. После выступлений детей  - иллюстрации к рассказу, пока только Ваня (слайды  7, 8).

4.Повторное чтение. Образ семьи (работа в группах, пустой экран).

Учитель предлагает детям перечитать рассказ еще раз.

- Давайте представим, что мы в семье у Вани. Собрались за обеденным столом. Выскажем свои мысли вслух.

Детей условно делим на четыре группы (две группы девочек – мать, сестра; две группы мальчиков – отец, брат). Минуты 3 – 4 дети совещаются, затем слушаем «мысли вслух».

(Я слушаю, хвалю детей, и вдруг: «А как бы вы поступили на месте … ?»  Моя очередь высказывать мысли)

-Теперь посмотрите на экран (слайд 9), иллюстрация художника А.Пахомова к  рассказу. Согласны ли вы с тем, как художник изобразил героев?  Обоснуйте свой ответ.

Посмотрите иллюстрацию другого художника (слайд 10). Что скажете? Сравните обе иллюстрации (слайд 11). Какая иллюстрация более соответствует вашему представлению героев?

5. Итог урока.

-Подумайте, если все знали, что сливу взял Ваня, зачем отец завел за столом этот разговор? (слайд 12)

        - Чтобы Ваня сам признался, чтобы он оставался честным.

-Почему все засмеялись? Какой это был смех? Все смеялись над Ваней?

        -Это был добрый смех. Все были рады, что Ваня сам признался. Признаться – это так трудно, а Ваня смог. Ему не будет уже так стыдно.

- Дети за столом тоже знали, что сливу съел Ваня, но не выдали его. Почему?

        - Они любили Ваню, он маленький, они его простили.

-А вы бы простили?

        -Да!

-Приятно прощать маленького?

        - Да!

-Так о ком рассказ, только ли о Ване?

        - Нет, Ваня – главный герой, а рассказ о дружной семье, где все любят и уважают друг друга.

- Хорошо. Зачем Толстой написал «Косточку»?

        -Наверное, чтобы мы поняли, что надо любить и понимать других, что надо уметь прощать.

-Спасибо! Сегодня я еще раз увидела, что вы добрые, великодушные люди, умеющие прощать. Сильные люди. Может, это и хотел сказать нам Лев Николаевич Толстой, может, он обращался к нашей душе. И вы сегодня простили малыша, пусть пока только мысленно, и почувствовали, как приятно прощать. Вот какой подарок нам сделал Лев Николаевич! Вот зачем написал рассказ «Косточка». А напомнить, что брать тайком стыдно можно и без рассказа. Правда?

        А теперь, как обычно, шкала настроений (слайд 13, у каждого ученика свой листочек).

          На шкале настроений отметьте свое настроение после сегодняшнего урока, на шкале прилежание – как ты старался, на шкале отметка – чтобы ты поставил себе за работу на уроке. Я тоже поставила вам отметки, на следующем уроке обсудим нашу работу.

(Обсуждать надо именно на следующем уроке, а не завтра, пока свежи впечатления от урока. За такие уроки-размышления, уроки-рассуждения я ставлю либо отлично, либо ничего не ставлю.)

           После того как дети сдали свои листочки со шкалой настроений, я заполняю свою на доске.

-Спасибо за урок.

Приложение (тексты для детей).

Л.Н.Толстой

Косточка

        Купила мать слив и хотела дать их детям после обеда. Они еще лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их.  И очень они ему нравились.  Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит – одной нет. Она сказала отцу.

        За обедом отец и говорит:

        - А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?

        Все сказали:

        - Нет!

        Ваня покраснел как рак и сказал тоже:

        - Нет, я не ел.

        Тогда отец сказал:

         - Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо, но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь.

        Ваня побледнел  и сказал:

         - Нет, я косточку бросил за окошко.

        И все засмеялись, а Ваня заплакал.