Рыбка. Работа над содержанием текста.
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Гаджиева Зухра Абдулгамидовна

Разработка урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_chteniyu_1_kl.docx21.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Рыбка. Работа над содержанием текста.

Цель: анализ художественного произведения

Учебные задачи: формировать навыки сознательного, правильного, выразительного, беглого чтения,  умение работать с текстом.

Развивающие: развивать речь, внимание, мышление,  фонематический слух.

Воспитательные задачи: работать над нравственным  воспитанием учащихся.

Коррекционные задачи: закрепить в речи звук [в].

Ход урока.        

I. Организационный  момент.

( За экраном)

[Какое  сейчас время года?]

[Какой сейчас месяц?]

[Какой сегодня день недели?]

[Какой сейчас урок?]

II. Постановка темы и цели урока.

У нас сегодня  необычный урок. К нам на урок пришли гости. А среди них Незнайка.

Он будет слушать, как вы читаете и отвечаете на вопросы, и решит: пойти ему учиться в первый класс в нашу школу или нет. Давайте, ребята, покажем Незнайке, чему мы научились.

 Раздай конверты, [Соня.]

В конверте лежит рассказ.

Чтобы правильно прочитать его,  проведем фонетическую зарядку.

III. Фонетическая зарядка.

Говорим звук [в]. Слушаем голос.  Положите руку на горло.

в

Читаем слоги, слова и словосочетание.

ва   ава   ква        

вода, Витя, вечером

виноват, красивая

аквариум

Прочитаем словосочетание.  Говорим слитно, на одном выдохе.

вода в аквариуме

Прочитаем трудные слова с правильным ударением.

аквариум

наказать

пушистый

не виноват

Посмотрите,  на доске я написала несколько слов. Прочитаем их и объясним, что они означают.

IV. Словарь: аквариум - это стеклянный ящик с водой для содержания рыб (сначала объяснить слова, потом показать картинку), обменять –это значит, отдать свое и получить вместо него другое (сначала объяснить слова, потом показать действие: мы с Леной обменялись ручками).

                 обман - неправда - ложь

                 обманывать – говорить неправду - лгать – врать.

Если вы отгадаете мою загадку, то узнаете, как называется рассказ.  Слушайте загадку:                           Я по земле не хожу, а в воде плаваю,

 На небо не смотрю,

 Звезд не считаю,

 Людей не знаю,

 Тело мое покрыто чешуей.  (Рыба.)

А если рыба маленькая, как нужно сказать?

А теперь послушайте и скажите, как называется рассказ?

[Рыбка].

Рассказ, который мы прочитаем, называется «Рыбка».

 Откройте  конверты, достаньте текст.

                             

V.   Работа по теме.

1)Прочитайте текст вполголоса.

«Жужжащее чтение.

2)А теперь послушайте, как я прочитаю этот рассказ.

Показательное  чтение.

3) Прочитаем этот рассказ вслух, чтобы Незнайка услышал, как вы читаете. Читай [……]

Незнайка устал и хочет с вами поиграть.

VI. Физминутка.

Раз - подняться, потянуться.

Два - нагнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять - руками помахать.

Шесть - за парту тихо сесть.

VII. Работа над содержанием.

А теперь послушайте вопросы:

Вопросы по содержанию:

[-Что подарила мама Вите?] (за экраном)

-Мама подарила Вите аквариум с рыбкой.

[-Какая была рыбка?]

-Рыбка была красивая и красная.

-Как ухаживал Витя за рыбкой? Прочитай,…..

-Выборочное чтение.

-А кто еще был у Вити?

-У Вити был котенок.

[- Как его звали?] (за экраном)

-Его звали Пушок.

 - Какой был котенок? Прочитай,…….

-Выборочное чтение.

-Кто пришел в гости к Вите?

-К Вите в гости пришел Сережа.

[-Что принес Сережа?] (за экраном)

-Сережа принес кораблик.

-Что сделали мальчики?

Сережа отдал Вите кораблик, а Витя отдал Сереже рыбку.

-Что спросила мама, когда  вечером вернулась домой?

  - Мама спросила, где рыбка?

[-Что ответил Витя?] (за экраном)

-«Пушок съел», - ответил Витя.

- Как вы думаете, почему Витя спрятал котенка в шкаф?

-Он не хотел, чтобы мама наказала Пушка.

-За что мама хотела наказать Пушка?

-Она  думала, что Пушок съел рыбку.

- Почему Вите стало жалко котенка?

 - (схема на доске) Вите стало жалко котенка, потому что Пушок не виноват.

2) Незнайка принес вам рисунки к этому рассказу.  Раздай конверты, Лена. Достаньте рисунки из конверта.

 Расположите  эти рисунки по  порядку так, чтобы по ним можно было пересказать рассказ.

А ты, Соня, расположи эти рисунки на доске.

Вы справились с этим заданием.  Молодцы!  

-….   прочитай текст  к 1 рисунку.

-……прочитай текст ко второму рисунку.

-……прочитай текст к третьему рисунку.

-…..прочитай текст к четвертому рисунку.

Какой рисунок здесь лишний? Почему?  Чего не было на самом деле?

-Правильно. Пушок на самом деле не съел рыбку.

-Ребята, мы прочитали с вами рассказ. О ком этот рассказ?

-Это рассказ о мальчике Вите.

-Какой был Витя?                                

  на доске: а) добрый или злой,  (почему вы так думаете?)

 б)  он любил животных, обижал животных, или заботился о животных  (почему вы так думаете?)  

VIII. Физминутка.

В начале рассказа Витя был радостным, потому что  ему подарили рыбку.  А в конце рассказа Витя был грустным.

Сейчас я раздам вам листочки, а вы подумайте и нарисуйте, какое было лицо у Вити, когда он менял рыбку на кораблик: грустное или веселое?

(Посмотреть у всех рисунки.) У всех рисунки получились одинаковые. Почему у вас у всех лицо у Вити веселое?

- У Вити лицо  было веселое, потому что Витя был рад игрушке.

А на втором листочке нарисуйте, какое было лицо у Вити, когда мама поймала Пушка и хотела его наказать: грустное или веселое?  

(Посмотреть у всех  рисунки.) Я посмотрела, у всех рисунки одинаковые. Почему вы думаете, что у Вити было грустное лицо?

- У Вити лицо было грустное, потому что ему было жалко Пушка.

IX. Закрепление.

1) -Как вы думаете, что мама сказала Вите?

    -Обманывать  нельзя.

    -А Витя сказал маме правду?

    -Да, сказал.

    -А что он сказал маме?

    -Мама, это я отдал рыбку Сереже, Пушок не виноват. Не надо его наказывать.

   -Конечно, врать  нельзя. Надо было сказать правду, хотя правду сказать иногда очень        трудно.

-Чему научил вас  этот рассказ?

-Обманывать нельзя.

Конечно, ребята, обманывать нельзя. Обман – это очень плохой поступок. Поэтому  никогда не обманывайте.

О том, что обманывать нехорошо, люди сложили пословицы.

2)На доске я написала  эти пословицы:  прочитай….

а) Обманешь  сегодня, не поверят и завтра (Это значит, если хоть один раз обманешь, тебе  люди больше верить не будут.)

б) Маленькая ложь за собой большую ведет  (Это, если человек один раз обманет,  он может потом еще  раз обмануть, еще и еще, а потом про этого человека будут говорить:

в) Слушать его можно, а верить ему нельзя.

г) Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. (Лучше сказать правду.)

-Какая  из этих пословиц  подходит  к нашему рассказу?

…….        

X. Итог урока. Наш урок окончен.

Мы читали рассказ, отвечали на вопросы, прочитали пословицы, узнали,  что обманывать нельзя.

Интересно понравился наш урок Незнайке?

-Мне очень понравилось у вас. Я обязательно в следующем году пойду в школу, и никогда не буду обманывать.          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оригами. «Рыбки». Работа с бумагой. Урок технологии, 1 класс

На уроке технологии  знакомятся с новым видом работы с бумагой -оригами. Изготовление поделки "Золотая рыбка"....

Речевые упражнения как средство формирования прогнозирования содержания текста у младших школьников с недоразвитием речи

На сегодняшний день большинство учащихся мало заинтересованы чтением, в результате этого возникают затруднения в процессе обучения: низкая техника чтения, низкая степень осознанности прочитанного и ни...

Изложение с прогнозированием содержания текста «Кто хозяин?»

Конспект открытого урока по теме "Изложение с прогнозированием содержания текста «Кто хозяин?»...

Русская народная сказка «Два Мороза». Работа над содержанием текста.

Урок во 2 классе по литературному чтению на тему: "Русская народная сказка "Два мороза". Работа над содержанием текста." . Цель урока: познакомить учащихсяс русской народной сказко...

Работа с содержанием математических текстов 2 класс, программа Занкова Л.В.

Данный материал позволит организовать работу с содержанием математических текстов, что будет способствовать развитию читательской грамотности обучающихся...

Конструирование определения понятия по содержанию текста.

Методическая разработка в системе СДО...

Тренажер для повышения скорости чтения и качества усвоения прочитанного, поможет выработать умения анализировать и понимать содержание текстов, развивать речь, мышление, память, внимание.

Тренажер для повышения скорости чтения и качества усвоения прочитанного, поможет выработать умения анализировать и понимать содержание текстов, развивать речь, мышление, память, внимание....