Главные вкладки

    Поурочное планирование по литературному чтению 4 класс.
    календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) по теме

    Сулименкова Юлия Павловна

    Поурочное планирование по литературному чтению 4 класс.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл literatura.docx30.29 КБ

    Предварительный просмотр:

    № п/п

    Система уроков

    Педагогические

    средства

    Вид

    Деятельности

    учащихся

    Задачи. Планируемый результат и уровень освоения.

    Информационно-

    Методическое

    обеспечение

    Компетенции

    Учебно-познавательная

    Информационная

    Базовый уровень

    Повышенный уровень

    Глава 1. Народное творчество (9 часов)

    1.

    Пословицы и поговорки о земледелии.

    Проблемные задания

    Коллективная

    Иметь представление о фольклорных произведениях

    Иметь представление о структуре пословиц. Знать способы вынесения нравственной оценки в пословице и в поговорке

    Работа со словарём В. Даля

    В. Даль «Пословицы русского народа»

    2.

    Сказка "Морской царь и Василиса Премудрая" из сборника А. Афанасьева

    Упражнения в  чтении

    Парная, индивидуальная

    Уметь отличать волшебную сказку от сказки о животных

    Работа с текстом

    А. Афанасьев «Сборник сказок»

    3.

    Сказка "Морской царь и Василиса Премудрая" из сборника А. Афанасьева

    4.

    Былина "Садко"

    Проблемные задания

    Парная

    Уметь отличать былину от сказки

    Уметь находить средства художественной выразительности текста

    Работа с текстом

    Н. Рерих «Заморские гости»

    5.

    Былина "Садко"

    6.

    Былина "Садко"

    7.

    Былина "Садко"

    8.

    Былина "Садко"

    9.

    Былина "Садко"

    Глава 2. Авторская литература (4 часа)

    10.

    Время во власти человека. Дж. Родари "Старинный календарь планеты Новогодних Ёлок".

    Упражнение в чтении, беседа

    Коллективная

    Уметь отличать авторскую сказку от народной,  находить пословицы в тексте сказки

    Иметь представление об особенностях авторской литературы

    Работа с текстом

    Джанни Родари

    11.

    А. Вознесенский

    Анализ, сравнение

    Индивидуальная

    Уметь воспринимать оттенки чувств в поэтическом произведении

    А. Вознесенский (портрет), сборник стихов

    12.

    Ф. Тютчев "Весенние воды"., Н Матвеева "В лощинах снег".

    Упражнение в чтении, проблемные задания

    Индивидуальная

    Групповая

    Уметь находить в стихотворении слова, содержащие звукопись, сравнения, олицетворения, рифмующиеся слова

    Работа со словарём литературных терминов

    Ф. Тютчев, словарь литературных терминов

    13.

    Б. Пастернак "Опять весна".

    Упражнение в чтении, описание картины

    Коллективная

    Индивидуальная

    Уметь находить средства художественной выразительности

    Работа с иллюстрацией

    Картина В. Серова «Зимой»

    Глава 3. Крутим барабан времени (12 часов)

    14.

    Л. Андреев "Петька на даче".

    Проблемные задания

    Коллективная

    Парная

    Уметь выделять признаки исторического времени: язык героя, обороты речи; делить текст на части, составлять план

    Иметь представление о литературном способе сравнительного анализа жизни современного человека с жизнью ровесника, жившего сто лет назад

    Работа с текстом

    Л. Андреев

    15.

    Л. Андреев "Петька на даче".

    16.

    Л. Андреев "Петька на даче".

    17.

    Договор об отдаче мальчика в науку цирульному мастерству.

    18.

    А. Чехов "Ванька".

    Беседа, сравнение, рисование словесных картин

    Индивидуальная

    Уметь охарактеризовать главного героя, сравнить героев двух произведений

    Иметь представление о времени жизни литературных героев

    Работа с текстом

    Работа с иллюстрацией

    А. Чехов «Ванька»

    19.

    А. Чехов "Ванька".

    20.

    В. Берестов "Драконил".

    Упражнение в чтении

    Индивидуальная

    Уметь выделять ценности лирических героев: общение, игра, дружба, изобретательность

    Работа со стихами (анализ, выразительное чтение)

    Стихи В. Берестова

    21.

    В. Берестов "Разлука".

    Проблемные задания

    Индивидуальная

    Уметь находить риторические вопросы

    22.

    В. Берестов "Фантики", "Девочка".

    Проблемные задания

    Групповая

    Уметь передавать при чтении характер и тональность лирического произведения

    23.

    В. Берестов"Братья", "Лапта".

    Проблемные задания

    Коллективная

    Уметь выделять части в стихотворении

    Стихи В. Берестова

    24.

    В. Берестов "Плащ".

    Работа над выразительным чтением

    Парная

    Уметь видеть в жизненном опыте мальчиков островки детства, надежды, воспоминаний

    25.

    В. Берестов "Семейная фотография".

    Глава 4. Реальный и волшебный миры в авторской волшебной сказке (17 часов)

    26.

    Э. Т. А. Гофман "Щелкунчик и Мышиный Король".

    Упражнение в чтении

    Парная

    Уметь воспринимать несколько сюжетных линий, сопоставлять разновременные события

    Уметь анализировать характеры героев, видеть отношение автора к героям

    Работа с текстом, составление плана текста

    Гофман «Щелкунчик»

    27.

    Э. Т. А. Гофман "Щелкунчик и Мышиный Король".

    28.

    Э. Т. А. Гофман "Щелкунчик и Мышиный Король".

    29.

    Э. Т. А. Гофман "Щелкунчик и Мышиный Король".

    30

    Э. Т. А. Гофман "Щелкунчик и Мышиный Король".

    31.

    Э. Т. А. Гофман "Щелкунчик и Мышиный Король".

    32.

    Э. Т. А. Гофман "Щелкунчик и Мышиный Король".

    33.

    Э. Т. А. Гофман "Щелкунчик и Мышиный Король".

    34.

    Э. Т. А. Гофман "Щелкунчик и Мышиный Король".

    35.

    Э. Т. А. Гофман "Щелкунчик и Мышиный Король".

    36.

    Э. Т. А. Гофман "Щелкунчик и Мышиный Король".

    37.

    Э. Т. А. Гофман "Щелкунчик и Мышиный Король".

    38.

    Э. Т. А. Гофман "Щелкунчик и Мышиный Король".

    39.

    Э. Т. А. Гофман "Щелкунчик и Мышиный Король".

    40.

    М. Волошин "Зелёный вал".

    Упражнение, анализ

    Групповая

    Уметь находить приём контраста, сравнивать, сопоставлять

    Уметь видеть передачу поэтического настроения посредством живописи

    Работа с текстом, иллюстрациями

    Картинная галерея: Ф. Васильев

    41.

    М. Волошин "Зелёный вал".

    42.

    Д. Самойлов "Красная осень".

    Проблемные задания

    Коллективная

    Уметь находить приёмы сравнения

    Работа с иллюстрацией

    Глава 5. Авторская поэзия (8 часов)

    43.

    В. Маяковский "Тучкины штучки".

    Упражнение в чтении, беседа

    Индивидуальная

    Парная

    Уметь найти рифмующиеся слова. Знать парную рифму в детских стихах, в устном народном творчестве и во «взрослой» поэзии

    Уметь находить и определять вид рифмы

    Работа с текстом, наблюдение за облаками

    44.

    А. Пушкин "Зимняя дорога".

    Упражнение в чтении, беседа

    Индивидуальная

    Уметь выразительно читать стихотворение, передавать характер и тональность произведения

    Уметь находить и определять вид рифмы

    Работа с аудиозаписью, с текстом стихотворения

    Аудиозапись: А. Пушкин «Зимняя дорога», CD «Шедевры русской живописи»

    45.

    А. Белый "Весна", Ф. Тютчев "Как весел грохот…", С. Маршак "Как поработала зима"

    Упражнение в чтении

    Индивидуальная

    Групповая

    Уметь находить рифму

    Уметь находить и определять вид рифмы

    Работа с текстом  стихотворения

    46.

    А. Пушкин "Зима!..Крестьянин, торжествуя".

    Практическая работа

    Индивидуальная

    Парная

    Уметь выразительно читать стихотворение

    Уметь находить и определять вид рифмы

    Работа с текстом  стихотворения

    47.

    Стихи А. Фета

    Упражнение в чтении

    Индивидуальная

    Парная

    Уметь найти средства художественной выразительности в стихотворении

    Уметь видеть переживания лирического героя

    Работа с текстом  стихотворения

    48.

    В. Хлебников "Занятие смехом".

    Практическая работа

    Коллективная

    Иметь представление об особенностях построения такого жанра, как заклятие

    Работа с текстом  стихотворения,

    с иллюстрацией

    Картинная галерея

    49.

    Иоса. Хокку про гусей Японии. Про муравьиную тропу. Про пугала.

    Проблемные задания, беседа

    Индивидуальная

    Групповая

    Уметь сравнивать стили перевода хокку у разных авторов, находить приёмы контраста в стихотворениях

    Уметь проводить сравнительный анализ. Иметь представление о том, что каждому переводчику присуще своё восприятие жизни, своя интонация

    Работа с текстом  стихотворения,

    с иллюстрацией

    50.

    Кикаку. Хокку про снег.

    Глава 6. Планета поэзии. От великого до малого (7 часов)

    51.

    Гимн Природе. Государственный гимн РФ.

    Проблемные задания

    Индивидуальная

    Коллективная

    Знать, что поэзия может говорить о любви к Отечеству.

    Знать, что античный гимн – это обращение к великой Природе; Российский гимн – обращение к России, к Отечеству

    Работа с текстом  стихотворения,

    с иллюстрацией

    Картинная галерея

    52.

    М. Лермонтов "Бородино".

    Проблемные задания, беседа

    Индивидуальная

    Уметь выразительно читать стихотворение, передавать эмоционально содержание произведения

    Иметь представление об Отечественной войне 1812 года

    Работа с текстом  стихотворения,

    с иллюстрацией

    Аудиозапись: М. Лермонтов «Бородино», иллюстрации

    53.

    В. Берестов "Прогулки с Чуковским".

    Упражнение в чтении, беседа

    Фронтальная

    Уметь найти приёмы сравнения и контрастов как выразительные средства

    Знать, что искусство – это сила, которая сплачивает людей, побуждает их сочувствовать и помогать друг другу

    Работа с текстом  стихотворения

    54.

    В. Берестов "Сиротская зима".

    55.

    В. Берестов "В эвакуации".

    56.

    В. Берестов "А как мы фронту помогали", "Мир".

    57.

    Стихи Р. Гамзатова и Дж. Родари о войне.

    Упражнение в чтении, беседа

    Коллективная

    Уметь найти выразительные средства

    Работа с текстом  стихотворения

    Глава 7. Мир драмы. Где искать автора? (11 часов)

    58.

    Морис Метерлинк "Синяя птица".

    Проблемные задания, беседа

    Индивидуальная

    Групповая

    Парная

    Знать, что драма – это вид литературного повествования. Иметь представление о том, что драматическое произведение принадлежит не только литературе, но и театру.

    Знать о композиционных особенностях пьесы (драмы): деление текста на действия, на отдельные картины, наличие списка действующих лиц, наличие авторских ремарок-комментариев

    Знать о композиционных особенностях пьесы (драмы): деление текста на действия, на отдельные картины, наличие списка действующих лиц, наличие авторских ремарок-комментариев

    Работа с текстом

    С иллюстрацией

    59.

    Морис Метерлинк "Синяя птица".

    60.

    Морис Метерлинк "Синяя птица".

    61.

    Морис Метерлинк "Синяя птица".

    62.

    Морис Метерлинк "Синяя птица".

    63.

    Морис Метерлинк "Синяя птица".

    64.

    Морис Метерлинк "Синяя птица".

    65.

    Морис Метерлинк "Синяя птица".

    66.

    Морис Метерлинк "Синяя птица".

    67.

    Морис Метерлинк "Синяя птица".

    68

    К. Бальмонт "Аромат солнца".

    Проблемные задания

    Индивидуальная

    Парная

    Уметь выразительно читать стихотворение, передавать характер и тональность произведения

    Работа с текстом  стихотворения

    Глава 8. Вселенная прозы. Автор – и великий актёр, и поэт (10 часов)

    69.

    А Чехов "Гриша".

    Проблемные задания, беседа

    Групповая

    Знать, что рассказ написан от лица автора, но мир в этом рассказе увиден глазами ребёнка. Уметь пересказать отрывок текста, видеть сравнение и подражание

    Уметь видеть контраст между свежим детским восприятием и банальными и равнодушными реакциями взрослых людей

    Работа с текстом

    С иллюстрацией

    Картинная галерея

    70.

    Анри Матисс "Семейный портрет".

    71.

    А. Чехов "Белолобый".

    Чтение, анализ текста

    Коллективная

    Индивидуальная

    Знать, что рассказ написан от лица автора, но на мир автор старается смотреть глазами волчицы. Уметь найти приём олицетворения

    Работа с текстом

    72.

    А. Чехов "Белолобый".

    73.

    С. Чёрный "Дневник Фокса

    Микки"

    Проблемные задания

    Индивидуальная

    Парная

    Коллективная

    Знать, что жанр дневника, с одной стороны, ориентирован на то, чтобы его автор приоткрыл свой внутренний мир: мир своих переживаний, впечатлений, открытий; и это делает этот жанр родственным поэзии. С другой стороны, сама форма ведения дневника от первого лица роднит его с драматическим произведением, с театром одного актёра.

    Работа с текстом

    74.

    С. Чёрный "Дневник Фокса Микки"

    75.

    С. Чёрный "Дневник Фокса Микки"

    76.

    С. Чёрный "Дневник Фокса Микки"

    77.

    С. Чёрный "Дневник Фокса Микки"

    78.

    С. Чёрный "Дневник Фокса Микки"

    Глава 9. Поэт, природа и время (9 часов)

    79.

    А . Вознесенский "Жадным взором Василиска…"

    Упражнение в чтении, беседа, анализ стихотворения

    Индивидуальная

    Парная

    Уметь найти приём сравнения и гиперболы, выделять эпитеты, обнаружить игру слов. Иметь представление о том, что у поэта рождаются необычные образы, ассоциации, сравнения, что поэт любит природу, смотрит на неё не банальным, обыденным взглядом, а поэтическим

    Иметь представление о том, что переживание красоты природы и человека, переживание любви к близким и друзьям, к своему Отечеству – это главные ценности литературы и искусства

    Работа с текстом  стихотворения

    80.

    А. Вознесенский "Поставь в стакан…", "Выгнувши шею назад…".

    81.

    Стихи А. Вознесенского.

    Выразительное чтение, беседа

    Коллективная

    Уметь выразительно читать стихи

    Работа с текстом  стихотворения

    Андрей Вознесенский

    82.

    Стихи А. Вознесенского.

    83.

    Н. Асеев "Июнь", К. Некрасова "Весна".

    Выразительное чтение, беседа

    Коллективная

    Индивидуальная

    Иметь представление о звуковом образе летнего и весеннего месяца, уметь найти в тексте звукопись

    Уметь найти олицетворение, сравнение, метафоры, обратное сравнение – средства, используемые для создания настроения и ощущения окружающей действительности

    Работа с текстом  стихотворения

    84.

    Н. Заболоцкий "Весна в лесу".

    85.

    Ф. Тютчев "В небе тают облака…".

    Проблемные задания, беседа

    Коллективная

    Индивидуальная

    Уметь найти средства выразительности авторской поэзии, живописи

    Работа с текстом  стихотворения

    86.

    С. Козлов "Если меня совсем нет".

    Чтение, ответы на вопросы

    Индивидуальная

    Парная

    Уметь выделять повторы, которые создают какое-то тревожное и тоскливое настроение

    Работа с текстом

    87.

    В. Берестов "Вот и ландыш отцвёл…".

    Проблемные задания

    Индивидуальная

    Уметь проникнуться переживаниями автора

    Работа с текстом  стихотворения

    Глава 10. Перекрёсток прозы, поэзии и драмы – человеческая душа (15 часов)

    88.

    А. Куприн "Слон".

    Составление плана

    Коллективная

    Индивидуальная

    Уметь составить план текста, пересказать по плану

    Уметь выделить главную идею литературного произведения

    Работа с текстом

    Картинная галерея

    89.

    А. Куприн "Слон".

    90.

    А. Куприн "Слон".

    91.

    А. Куприн "Слон".

    92.

    Морис Карем "Ослик".

    Проблемные задания, беседа

    Коллективная

    Индивидуальная

    Иметь представление о том, что произведения в учебнике связаны исходя из единства обсуждаемых проблем.

    Уметь сравнивать литературное и художественное произведение

    Работа с текстом

    С иллюстрацией

    93.

    Морис Карем "Ослик".

    94.

    А. Фет "Воздушный город"

    Проблемные задания, беседа

    Индивидуальная

    Парная

    Уметь различать разные функции художественного слова: лирическое настроение, контраст

    Иметь представление о том, что цветные мелки – техника очень хрупкая, подходит для изображения бесплотных изменчивых облаков. Уметь анализировать картину

    Работа с текстом

    С иллюстрацией

    Картинная галерея

    95.

    Б. Заходер "Воздушные замки"

    96.

    Юнна Мориц "Большой лошадиный секрет".

    Проблемные задания

    Коллективная

    Уметь увидеть образ лебединых лошадей – это образ с древними корнями

    Работа с текстом

    97.

    Фазиль Искандер "Рассказ о море".

    Чтение, анализ текста

    Коллективная

    Индивидуальная

    Иметь представление о том, что это рассказ о духовном взрослении мальчика

    Работа с текстом

    98.

    Фазиль Искандер "Рассказ о море".

    99.

    С. Козлов "Тёплым тихим утром посреди зимы".

    Проблемные задания

    Индивидуальная

    Иметь представление о кумулятивной цепочке

    Уметь сравнивать авторскую и народную сказку

    Работа с текстом

    100

    Рассказы Н. Носова.

    Работа с текстом, викторина

    Коллективная

    Уметь анализировать текст

    Работа с текстом

    101

    Рассказы Н. Носова.

    102

    Рассказы Н. Носова.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Поурочное планирование по литературному чтению. УМК "Начальная школа XXI века". 4 класс

    Поурочное планирование по литературному чтению.  УМК "Начальная школа XXI века"...

    Поурочное планирование по литературному чтению. УМК "Начальная школа XXI века". 3 класс

    Поурочное планирование по литературному чтению. УМК "Начальная школа XXI века"...

    поурочное планирование по литературному чтению 3 класс

    Рабочая программа по литературному чтению 3 класс по учебнику В.А. Лазаревой (система Занкова)...

    Поурочное планирование по литературному чтению. Школа 2100. 2 класс

    Поурочное планирование по литературному чтению. Школа 2100. 2 класс...

    Поурочное планирование уроков литературного чтения во 2 классе Учебник «Маленькая дверь в большой мир» Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В. Программа Р.Н.Бунеева 136 часов (4 часа в неделю)

    Поурочное планирование уроков литературного чтения во 2 классеУчебник «Маленькая дверь в большой мир»  Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В Программа Р.Н.Бунеева136 часов (4 часа в неделю)...

    Поурочное планирование по литературному чтению для 2 класса

    Поурочное планирование по литературному чтению для 2 класса по программе "Школа России"...

    Поурочное планирование по литературному чтению 3 класс "Школа России"

    Даны разработки уроков по литературному чтению в 3 классе по программе "Школа России"...