Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 1 класс. Школа России. ФГОС
рабочая программа по чтению (1 класс) по теме

Бакшаева Анна Александровна

Программа разработана на основе примерной программы начального общего образования по литературному чтению, авторской учебной  программы   «  Литературное чтение" для 1-4 классов  (Климанова, Бойкина: Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы ) соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования ,  учебнику «Литературное чтение» (Завершенная предметная линия учебников «Литературное чтение»: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 1 кл. в 2-х частях )
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

«Средняя образовательная школа №75»

                              «Рассмотрено»                                               «Согласовано»                                                      «Утверждаю»

                         на заседании методического                              Заместитель директора по                                Директор МОУ СОШ № 75

                         объединения учителей                                       УВР ___________________                               _______________________

                         начальных классов                                             .....                                                  .....

                         Протокол № 1                                                   от «27» августа 2011 г                                       Протокол №

                         От «27» августа 2011 г                                                                                                              от «30» августа  2011 г.

                         Руководитель МО

                         ___________________

                         ......

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА

 ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ  1 КЛАСС

для УМК образовательной системы «ШКОЛА России»

Программа разработана на основе примерной программы начального общего образования по литературному чтению, авторской учебной  программы   «  Литературное чтение" для 1-4 классов  (Климанова, Бойкина: Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы ) соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (утвержден приказом  ….),  учебнику «Русский язык» (Завершенная предметная линия учебников «Литературное чтение»: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 1 кл. в 2-х частях )
Составитель: Бакшаева  А.А

Рабочая программа включает четыре раздела:

  • пояснительную записку, включающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии, требования к уровню подготовки обучающихся, оканчивающих 1 класс, список  рекомендуемой учебно-методической литературы;
  • тематическое планирование, раскрывающее  основное содержание обучения и универсальные учебные действия;
  • календарно-тематическое планирование, содержащее тему и тип урока, элементы содержания и виды контроля;
  • контрольно-измерительные материалы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Роль и место дисциплины

Назначение предмета «Литературное чтение» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности и коммуникативной компетенции младших школьников, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Систематический курс «Литературное чтение» начинается после завершения пропедевтического курса «Обучение грамоте» и продолжается до окончания 4-го класса.

2. Адресат

Программа адресована обучающимся  1-х классов  общеобразовательных школ по образовательной системе «Школа  России».

3. Соответствие    Федеральному государственному образовательному стандарту

Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего .

Элементы  содержания, которые дополняют требования ФГОС, выделены курсивом.

4. Программное обеспечение

Образовательная система «Школа России ».

Для реализации программы используются:

Завершенная предметная линия учебников «Литературное чтение»: 
1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 1 кл. в 2-х частях 

2. М. В. Бойкина, Л. А. Виноградская Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 1 кл.
Пояснительная записка к завершенной предметной линии учебников «Литературное чтение» для 1—4 классов общеобразовательных учреждений

5. Требования к знаниям и умениям обучающихся к окончанию 1 класса

К  окончанию курса обучающиеся должны знать:

  • понятия: «стихотворение», «рифма», «рассказ», «звукопись».

К  окончанию курса обучающиеся должны уметь:

  • осознанно, правильно читать плавным слоговым чтением тексты при темпе чтения вслух не менее 30 слов;
  • разъяснять заглавие текста.
  • прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам.
  • озаглавливать небольшие части текста, составлять простой план, пересказывать прочитанное с опорой на план из картинок;
  • относить прочитанное произведение к определенному виду и жанру: рассказ, сказка, стихотворение;
  • отвечать на вопросы по содержанию текста (формулировать ответы, подбирать наиболее подходящие слова);
  • составлять устные рассказы по картинкам;
  • заучивать наизусть небольшие стихотворения и выразительно их читать с соблюдением соответствующей интонации, громкости речи, темпа речи.
  • высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений.

6. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по

литературному чтению

Выпускник начальной школы должен:

  • понимать литературу как явление национальной и мировой культуры, средство сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  • осознать значимость чтения для личного развития, формирования представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности;
  • сформировать потребность в систематическом чтении;
  • понимать роль чтения, использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); уметь осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  • достичь необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладеть техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

7. Универсальные учебные действия.

Личностные универсальные действия:

  • использование приобретенных знаний в учении и повседневной жизни для исследования языковых явлений.

Регулятивные универсальные действия:

  • целеполагание - постановка учебной задачи;
  • планирование хода рассуждений, составление плана художественного произведения;
  • контроль правильности чтения,  составления ответов-рассуждений;
  • коррекция смысловых и речевых ошибок.

Познавательные универсальные действия:

  • применение общеучебных умений (анализ, сравнение, обобщение, классификацию) для  установления языковых закономерностей;
  • классифицирование художественных произведений по заданному основанию;
  • анализ предложенного для восприятия текста;
  • синтез — составление целого текста  из частей;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • смысловое чтение - как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

Коммуникативные учебные действия:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • постановка вопросов для поиска и сбора информации;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников.

8. Целевая установка

Изучение курса литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретения умения работать с разными видами информации;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
  • воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;
  • овладение умениями осознанно и правильно читать, составлять несложные монологические высказывания и повествования небольшого объема;
  • овладение коммуникативной культурой;
  • воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе, позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
  • развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
  • осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
  • формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений;
  • воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою речь, делать ее правильной, точной, богатой.

8. Принципы, лежащие в основе построения программы

  • Личностно-ориентированные принципы (принцип развития, принцип творчества, принцип психологической комфортности);
  • Культурно-ориентированные принципы (принцип целостного представления о мире, принцип систематичности, принцип непрерывности, принцип ориентированной функции знаний, принцип овладения культурой);
  • Деятельностно-ориентированные принципы (принцип деятельности, принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, принцип смыслового отношения к миру, принцип адаптивности);
  • Структурообразующие принципы (тематический принцип; принцип жанрового разнообразия; принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой»; принцип актуализации тематики чтения; монографический принцип; принцип идейно-художественной значимости; принцип целостного восприятия художественного произведения).

9. Специфика  программы

  • В основе уроков работы с новым произведением лежит использование технологии формирования типа правильной читательской деятельности, при котором работа с текстом проходит в три этапа:

I. Работа с текстом до чтения.

1. Чтение фамилии автора и названия произведения, рассматривание иллюстрации, чтение опорных слов, высказывание предположений о содержании, героях, событиях произведения;

2. Формулирование цели чтения: прочитаем, проверим свои предположения.

II. Работа с текстом во время чтения.

1. Первичное чтение.

2. Выявление первичного восприятия.

3. Перечитывание текста по смысловым частям с элементами анализа, который поможет усилить эмоциональное воздействие текста, углублять понимание прочитанного.

4. Обобщающая беседа (работа над выразительностью, наблюдение за построение произведения, размышления о герое и его характере).

III. Работа с текстом после чтения.

1. Смысловые вопросы к тексту, в т.ч. проблемные.

2. Короткий рассказ учителя о писателе, истории создания произведения;

3. Работа с заглавием, его осмысление.

4. Работа с иллюстрациями (соотнесение их с текстом, со своим видением и др.);

5. Итоговое задание (в т.ч. творческое).

Программой предусмотрена литературоведческая пропедевтика. Учащиеся получают первоначальные представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать  изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

10. Основные содержательные линии курса

Материал курса «Литературное чтение» представлен в программе следующими содержательными линиями:

Виды речевой деятельности:

  • аудирование (слушание);
  • чтение;
  • работа с текстами художественных произведений;
  • культура речевого общения.

Круг детского чтения

Литературоведческая пропедевтика

Творческая деятельность обучающихся.

11. Виды и формы организации учебного процесса

  • Формы организации урока: фронтальная работа, работа в группах и парах, индивидуальная работа.
  • Виды занятий: проверочная работа, урок:  

Урок работы с новым произведением (в основе которых лежит технология формирования типа правильной читательской деятельности).

Урок рефлексии.

Цель: повторить содержание раздела (вспомнить тему, авторов, названия, героев произведения и т.д.) и осуществить тематический контроль.

Урок развития речи (условное название, поскольку на соответствующие задания отводиться 20 минут урока  и, как правило, соединяются с 20-минутным внеклассным чтением).

Урок внеклассного чтения (условное название, поскольку на беседу и чтение-рассматривание детских книг отводится 20 минут урока).

12. Виды контроля

В программе предусмотрена многоуровневая система контроля знаний:

  • самоконтроль — при введении нового материала,
  • взаимоконтроль — в процессе его отработки,
  • рубежный контроль — при проведении проверочных работ,
  • итоговый контроль, включающий проверку техники чтения.

КИМы, предусмотренные данной рабочей программой,  соответствуют  изданию М. В. Бойкина, Л. А. Виноградская Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 1 кл.

13. Объём и сроки изучения

Систематический курс литературного чтения по программе «Школа  России»  рассчитан на 448 часов. Из них:

1 класс – 40 часов;

2 класс – 136 часов;

3 класс – 136 часов;

4 класс – 136 часов.

Программа учебного курса «Литературное чтение» объемом 40 часов в год, по 4 ч. в неделю. Изучается в течение  10-и учебных недель после завершения пропедевтического курса «Обучение грамоте».

14.Библиографический список

Список  литературы  для   обучающихся,  учебники:  

1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 1 кл. в 2-х частях 

2. М. В. Бойкина, Л. А. Виноградская Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 1 кл.

Методические пособия для учителя:

Л.Ф. Климанова. Уроки литературного чтения. 1 класс. Методическое пособие для учителя.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс (36 ч)

Содержание курса

Характеристика деятельности обучающихся

Аудирование (8 часов)

Слушание поэтических произведений:  эмоциональное состояние слушателя.

Слушание прозаических произведений: основной сюжет,  главные герои.

Жанры  художественных  произведений.

Воспринимать на слух поэтические и прозаические художественные произведения  (в  исполнении учителя,  мастеров художественного  слова); отвечать  на  вопросы  по  содержанию текста.

Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр.

Чтение (28 часов)

Чтение  вслух и про себя - слогов,  слов,  предложений,  постепенный переход  от слогового  к  плавному  осмысленному  правильному  чтению  целыми словами.

Выразительное  чтение  прозаических  и  стихотворных  произведений.

Использование   выразительных средств:   интонации,  паузы.

Чтение  наизусть  стихотворений.

Читать вслух слоги, слова, предложения; плавно  читать  целыми словами. Постепенно  увеличивать   скорость   чтения   в  соответствии  с индивидуальными возможностями учащихся. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания.

Работа с текстом художественного произведения (на протяжении всего курса)

Текст

Текст  и  набор  предложений.  Художественный  текст. Прогнозирование содержания текста по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам.

Заголовок в тексте

Антиципация  заголовка:  предположение,  о  чем  будет  рассказываться  в  данном  тексте.  Выбор  заголовка  из предложенных  учителем.   Подбор  заголовка текста  обучающимися.

Тема  текста

Определение темы текста (о животных,  о  природе,  о  детях,  о  людях)   сначала   с  помощью учителя.

Главная мысль текста

Обсуждение         главной         мысли произведения (сначала    с   помощью учителя, затем самостоятельно):   что  хотел  сказать   автор, чем  хотел  поделиться. Слова, словосочетания  в  тексте, отражающие мысли,  чувства автора.

Работа  с текстом

Семантизация слов (в т.ч. незнакомых) и словосочетаний.

Подробный  пересказ  текста

Рассказ  по  иллюстрации к тексту

 Анализ  иллюстрации  (кто  изображен,  когда,   где)   при   помощи учителя.  Подбор  соответствующего фрагмента  текста.  Озаглавливание иллюстрации.  

Работа  с книгой

Знакомство  с  книгой   (обложка, титульный лист,         иллюстрации, оглавление). Выбор  книги  с  помощью  учителя  из  ряда  предложенных.   Знакомство с библиотекой.

Характеризовать текст: представлять,   предполагать (антиципировать) текст по заголовку, теме, иллюстрациям, ключевым словам; определять тему.

Объяснять  смысл  заглавия произведения; выбирать заголовок произведения из предложенных учителем,   обучающимися.

Пересказывать текст художественного   произведения:  подробно.

Озаглавливать небольшие части текста.

Составлять простой план.

Культура речевого общения (4 часа)

Диалог

Слушание  вопросов  собеседника.  Ответ  на  вопрос   собеседника. Правила  речевого  общения.  Вежливость — первое  правило  общения.  Как  задать  вопрос  собеседнику:  правила  постановки  вопроса. Выражение  сомнения,  огорчения, просьбы   в  вопросе.

Уроки вежливости: «Как надо здороваться». «Как надо дарить подарки», «Как нужно играть», «Правила гигиены», «Как вести себя в гостях у природы», «Как содержать домашних животных».

Участвовать в диалоге: понимать вопросы  собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами  речевого общения.

Формулировать вопросительные  предложения с использованием вопросительного слова, адекватного ситуации (как? когда? почему?  зачем?).

Литературоведческая пропедевтика (изучается на протяжении всего курса)

Жанры произведений: рассказ, стихотворение.   Прозаическая и  стихотворная  речь.  Тема  произведения. Герой  произведения.  Характер   героя.

Стихотворение. Рифма, ритм и настроение в стихотворении.

Рассказ. Герои рассказа, рассказчик и автор.

Словесное рисование в рассказах и стихах.

Сравнивать  жанры художественных произведений;  называть  жанры,  характеризовать их особенности.

Наблюдать:  выделять  особенности разных жанров художественных  произведений.

Творческая деятельность обучающихся  (на основе литературных произведений)

Инсценирование

Определение  фрагмента  для  инсценирования.    Освоение   ролей для  инсценирования.  Выразительные  средства  (мимика,  жесты,  интонация) для инсценирования. Инсценирование.

Иллюстрирование фрагментов прочитанного произведения.

Подбор рифмы.

Инсценировать художественное произведение.

Круг детского чтения

Жили-были буквы (6 ч )

Стихотворения В. Данько, С. Чёрного, С. Маршака. .  Литературная сказка И. Токмаковой, Ф. Кривина. Стихотворения Г. Сапгира, М. Бородицкой, И. Гамазковой, Е. Григорьевой.

6 ч

Проверочная работа 1.

Внеклассное чтение и развитие речи.

1ч.

Сказки, загадки, небылицы (5 ч )

Сказки авторские и народные. «Курочка Ряба». «Теремок». «Рукавичка». «Петух и собака». Сказки А. С. Пушкина. Произведения К. Ушинского и Л. Толстого. Песенки. Русские народные песенки. Английские народные песенки. Потешки. Герои потешки. Чтение по ролям. Небылицы.

5ч.

Проверочная работа 2.

Внеклассное чтение и развитие речи

Апрель, апрель! Звенит капель… (4ч )

Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева, Т. Белозёрова, С. Маршака. Литературная загадка. Сочинение загадок. И. Токмакова. Е. Трутнева.

4ч.

И в шутку и всерьез (5 ч )

Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова, К. Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева, Т. Собакина. Юмористические рассказы для детей Я. Тайца, Н. Артюховой, М. Пляцковского.

.

Проверочная работа 3.

Внеклассное чтение и развитие речи

Я и мои друзья ( 6ч)

Рассказы о детях Ю. Ермолаева, М. Пляцковского. Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, В. Берестова, И. Пивоваровой, Я. Акима, Ю. Энтина.

6ч.

О братьях наших меньших (6ч )

Стихотворения о животных С. Михалкова, Р. Сефа, И. Токмаковой. Рассказы В. Осеевой. Сказки — несказки Д. Хармса, Н. Сладкова.

6ч.

Проверочная работа 4.

Внеклассное чтение и развитие речи

Итого:

40ч

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Сокращения, принятые в данном планировании:

РНП– урок работы с новым произведением

Р – уроки рефлексии

Р/р – урок развития речи

Вн.чт. – урок внеклассного чтения

У – учебник

Т – рабочая тетрадь

Ч – самостоятельное чтение детей

С – слушание

с/к - самоконтроль

в/к - взаимоконтроль

р/к – рубежный контроль

и/к - итоговый контроль

*Проверочные работы (П - 1 и т.д.) приведены в разделе «Контрольно-измерительные материалы».

№ уроков

Тема урока

Тип урока

Вид чтения

Элементы содержания

Вид

контроля

Планируемый результат обучения

1

Вводный урок (1 ч)

Р/р

Ч,С

Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.

с/к,

в/к

Уметь ориентироваться в новом учебнике.

Ориентироваться в учебнике.

Находить нужную главу в содержании учебника.

Понимать условные обозначения, использовать их при выполнении заданий.

Предполагать на основе названия содержание главы.

Находить в словаре непонятные слова

Жили-были буквы (7 ч)

1

В.Данько «Загадочные буквы».

И.Токмаков «Аля, Кляксич и буква А». 

Р/р  Деление текста на части.

РНП

Ч, С.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме.

Стихотворения В. Данько, С. Чёрного, С. Маршака. Тема стихотворения. Заголовок.

Характер героев (буквы). Выразительное чтение с опорой на знаки препинания.

Творческая работа: волшебные превращения. Проектная деятельность. «Создаём город букв», «Буквы — герои сказок». Литературная сказка И. Токмаковой, Ф. Кривина.

Главная мысль. Характер героя произведения. Творческий пересказ: дополнение содержания текста.

Стихотворения Г. Сапгира, М. Бородицкой, И. Гамазковой, Е. Григорьевой.

Заголовок. Рифма. Звукопись как приём характеристики героя.

Главная мысль произведения. Заучивание наизусть. Конкурс чтецов.

Изучаемые понятия

  • Писатель,
  • Автор,
  • Произведение,
  • Анализ и сравнение произведения.
  • Рифма

с/к,

в/к

Прогнозировать содержание раздела.

Расставлять книги на выставке в соответствии с темой раздела, сравнивать их, рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.

Выбирать книгу по заданному параметру.

Воспринимать на слух произведение.

Отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения.

Читать вслух плавно по слогам и целыми словами; передавать интонационно конец предложения.

Объяснять название произведения.

Выбирать из предложенного списка слова для характеристики различных героев произведения.

Описывать внешний вид героя, его характер, привлекая текст произведения и свой читательский и жизненный опыт.

Передавать характер героя с помощью жестов, мимики, изображать героев.

Определять главную мысль; соотносить главную мысль с содержанием произведения.

Составлять план пересказа прочитанного: что произошло в начале, потом, чем закончился рассказ.

Находить в стихах слова с созвучным окончанием.

Находить слова, которые помогают представить самого героя или его речь.

Использовать приём звукописи при изображении различных героев.

Читать стихи наизусть.

Участвовать в конкурсе чтецов; декламировать стихи на публику; оценивать себя в роли чтеца.

Проверять себя и оценивать свои достижения (с помощью учителя)

с/к,

в/к

2

С.Чёрный «Живая азбука»

Ф.Кривин «Почему «А» поёт, а «Б» нет»

РНП

Ч, С.

с/к,

в/к

3

Г.Сапгир «Про медведя»

М.Бородицкая «Разговор с пчелой»

И.Гамазкова «Кто как кричит?»

РНП

Ч, С.

с/к,

в/к

4

И.Гамазкова, Е.Григорьева «Живая

азбука»

С.Маршак «Автобус №26»

РНП

Ч, С.

с/к,

в/к

5

Из старинных книг. Разноцветные

страницы. Вопросы и задания по

теме.

РНП

Р

Ч, С.

с/к,

в/к

6

Творческая работа: вол

шебные превращения. Проектная деятельность. «Создаём город букв», «Буквы — герои сказок».

Р/р

Ч, С.

с/к,

в/к

7

Проверочная работа

Р

Ч

Р\к

8

Внеклассное чтение и развитие речи

Р\р

С,Ч

С\к

В\к

Слушать литературное произведение.

Осознанно воспринимать прочитанное

Отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения.

Сказки, загадки, небылицы (5 ч )

1

Русская народная сказка «Теремок»

РНП

Ч,С

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Выставка книг по теме.

 Сказки авторские и народные. «Курочка Ряба». «Теремок». «Рукавичка». «Петух и собака».

Сказки А. С. Пушкина. Произведения К. Ушинского и Л. Толстого.

Герои сказки. Рассказывание сказки на основе картинного плана. Инсценирование. Главная мысль сказки.

Сравнение народной и литературной сказок.

Выразительные средства языка. Выразительное чтение диалогов из сказок.

Загадки. Тема загадок. Сочинение загадок.

Песенки. Русские народные песенки. Английские народные песенки. Герои песенок. Сравнение песенок. Настроение. Выразительное чтение песенок.

Потешки. Герои потешек. Чтение по ролям.

Небылицы. Сочинение небылиц. Оценка планируемых достижений

Изучаемые понятия

  • Рифма
  • Пересказ
  • Устное народное творчество
  • Загадка
  • Произведения устного народного творчества других стран.

С\к

В\к

Прогнозировать содержание раздела.

Подбирать книги на выставку в соответствии с темой раздела; рассказывать о ней в соответствии с коллективно составленным планом, обсуждать прочитанное.

Выбирать нужную книгу по заданным параметрам.

Читать известную сказку плавно, целыми словами, при повторении — читать выразительно, воспринимать на слух художественное произведение.

Анализировать представленный в учебнике картинный план.

Соотносить иллюстрацию с содержанием текста.

Рассказывать сказку на основе картинного плана.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Называть героев сказки и причины совершаемых ими поступков, давать их нравственную

Пересказывать сказку подробно на основе картинного плана и по памяти.

Сравнивать народную и литературную сказку.

Сравнивать различные произведения малых и больших жанров: находить общее и отличия.

Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов загадки, сочинять загадки, небылицы; объединять их по темам.

Работать в паре, договариваться друг с другом, проявлять внимание.

Проверять чтение друг друга, работая в парах и самостоятельно оценивать свои достижения

2

Русская народная сказка «Рукавичка»

РНП

Ч, С.

С\к

В\к

3

Устное народное творчество. Загадки. Песенки.

Р\р. Сочинение загадок.

РНП

Р\р

Ч,С

С\к

В\к

С\к

В\к

4

Произведения устного народного творчества других стран.

Рифмы Матушки Гусыни.

Король Пипин.

Дом, который построил Джек.

РНП

Ч,С.

5

Урок обобщение. Узнай сказку.

Р

Ч,С.

Р/к

6

Проверочная работа.

Р\к

7

Внеклассное чтение. Развитие речи.

РНП

С,Ч.

С\к

В\к

Апрель, апрель! Звенит капель… (4 ч )

1

Настроение автора.

А.Майков «Ласточка примчалась…»

А.Плещеев «Травка зеленеет..»

РНП

С,Ч.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Выставка книг по теме.

Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева, Т. Белозёрова, С. Маршака.

Настроение. Развитие воображения, средства художественной выразительности: сравнение.

Литературная загадка. Сочинение загадок. И. Токмакова. Е. Трутнева.

Проект: «Составляем сборник загадок». Чтение наизусть стихотворений.

Наблюдение за ритмическим рисунком стихотворного текста.

Запоминание загадок.

Сравнение стихов разных поэтов на одну тему, выбор понравившихся, их выразительное чтение

Изучаемые понятия

  • Рифма
  • Настроение автора

С/к

В/к

Прогнозировать содержание раздела.

Отбирать книги на выставке в соответствии с темой раздела, рассказывать о книге с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Читать вслух лирические стихотворения, передавая настроение; отражая интонацию начала и конца предложения; с опорой на знак препинания в конце предложения.

Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные.

Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений.

Сравнивать стихотворения разных поэтов на одну и ту же тему; на разные темы.

Находить в загадках слова, с помощью которых сравнивается один предмет с другим; придумывать свои сравнения.

Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов загадки.

Сочинять загадки на основе подсказки, данной в учебнике.

Оценивать свой ответ в соответствии с образцом.

Проверять чтение друг друга, оценивать свои достижения.

Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом

2

А.Майков «Весна»

Т Белозёров «Подснежники».

РНП

С,Ч.

С/к

В/к

3.

С.Маршак «Апрель»

И.Токмакова «Ручей»

РНП

С,Ч.

С/к

В/к

4.

Урок обобщения Л.Ульяницкая Фонарик». Л.Яхнин «У дорожки».

Е.Трутнева, И.Токмакова «Когда это бывает?»

Р\Р. Восстановление деформированного текста. С/к

В/к С/к

В/к

Р

Р\р

С,Ч.

Р/К

И в шутку и всерьез (5 ч )

1

Юмористические произведения.

И.Токмакова «Мы играли в  хохотушки».                          

Я.Тайц «Волк». Г.Кружков «Ррры».

РНП

С,Ч.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания произведений раздела. Выставка книг по теме.

Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова, К. Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева, Т. Собакина.

Авторское отношение к изображаемому.

Звукопись как средство выразительности.

Юмористические рассказы для детей Я. Тайца, Н. Артюховой, М. Пляцковского. Заголовок — «входная дверь» в текст. Подбор другого заголовка.

Герой юмористического рассказа. Чтение по ролям.

 Заучивание наизусть. Рассказывание. Сравнение произведений на одну тему: сходство и различия.

Изучаемые понятия

  • Юмористические произведения
  • Настроение и чувства героя

С/к

В/к

Прогнозировать содержание раздела.

Подбирать книги к выставке в соответствии с темой раздела, рассказывать о книгах с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом.

Читать стихи с разным подтекстом, выражая удивление, радость, испуг.

Отличать юмористическое произведение; находить характерные черты юмористического текста.

Определять настроение автора.

Объяснять смысл названия произведения.

Придумывать свои заголовки.

Находить слова, которые отражают характер героя.

Передавать при чтении настроение стихотворения.

Читать по ролям, отражая характер героя произведения.

Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении.

Сравнивать произведения на одну и ту же тему; находить сходства и различия.

Оценивать свои достижения.

2

Н.Артюхова

«Саша-дразнилка»

Р/р  Деление текста на части, определение опорных слов.

РНП

С,Ч.

С/к

В/к

3

Настроение  и чувства героя. К.Чуковский Федотка»

О.Дриз «Привет»

РНП

С,Ч.

С/к

В/к

4

И.Пивоварова «Кулинаки-пулинаки».

М.Пляцковский «Помощник».

Разноцветные картинки.

РНП

С,Ч.

С/к

В/к

5

Из старинных книг.К.Ушинский

«Что хорошо и что дурно?», «Ворон и сорока», «Худо тому, кто добра не делает никому».

РНП

С,Ч.

С/к

В/к

6

Проверочная работа.

Урок обобщения.

Р

Ч

Оценка достижений

Р\к

7

Внеклассное чтение и развитие речи.

Р\р

С,Ч.

С/к

В/к

Я и мои друзья (6ч)

1

Поступки героя.

Ю.Ермолаев «Лучший друг»

Е.Благинина «Подарок»

РНП

С,Ч.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка книг по теме.

Рассказы о детях Ю. Ермолаева, М. Пляцковского.

Заголовок — «входная дверь» в текст. План рассказа.

Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, В. Берестова, И. Пивова-ровой, Я. Акима, Ю. Энтина. Тема произведений. Главная мысль. Нравственно-этические представления. Соотнесение содержания произведения с пословицами.

Сравнение рассказа и стихотворения. Выразительное чтение. Заучивание наизусть.

Проект: «Наш класс — дружная семья». Создание летописи класса.

Оценка достижений

Изучаемые понятия

  • Поступки героя.
  • Прогнозирование текста по названию.
  • Абзац.

С/к

В/к

Планировать работу на уроке в соответствии с содержанием результатов шмуцтитула.

Анализировать книги на выставке в соответствии с темой раздела.

Прогнозировать содержание раздела.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Обсуждать с друзьями, что такое «настоящая дружба», кого можно назвать другом, приятелем.

Читать произведение, отражая настроение, высказывать своё мнение о прочитанном.

Обсуждать варианты доброжелательного и необидного способа общения.

Определять тему произведения и главную мысль.

Соотносить содержание произведения с пословицами.

Составлять план рассказа.

Сравнивать рассказы и стихотворения.

Оценивать свой ответ в соответствии с образцом.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

Учиться работать в паре, обсуждать прочитанное, договариваться друг с другом.

Участвовать в работе группы; распределять работу в группе; находить нужную информацию в соответствии с заданием; представлять найденную информацию группе

2

Прогнозирование текста по названию. В.Орлов «Кто первый?»

С.Михалков «Бараны»

Р.Сеф «Совет»

РНП

С,Ч.

С/к

В/к

3

И.Пивоварова «Вежливый ослик»

В.Берестов «В магазине игрушек»

В Орлов «Если дружбой…»

РНП

С,Ч.

С/к

В/к

4

Я.Аким «Моя родня»

А.Барто «Вот так защитник!»

РНП

С,Ч.

С/к

В/к

5

Ю.Энтин «Про дружбу»

С.Маршак «Хороший день»

По М.Пляцковскому «Сердитый дог Буль»

РНП

С,Ч.

С/к

В/к

6

Из старинных книг. Д.Тихомирова «Мальчик и лягушки», «Находка».

Разноцветные страницы.

Вопросы и задания по теме.

РНП

Р

С,Ч.

Р\к

О братьях наших меньших (6 ч)

1

С.Михалков «Трезор»

Р.Сеф «Кто любит собак…»

РНП

С,Ч.

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

Планирование работы учащихся и учителя по освоению содержания раздела. Выставка книг по теме.

Стихотворения о животных С. Михалкова, Р. Сефа, И. Токмаковой. Выразительное чтение стихотворения. Рассказы В. Осеевой.

Сказки — несказки Д. Хармса, Н. Сладкова.

Художественный и научно-популярный тексты. Сравнение художественного и научно-популярного текстов.

Событие рассказа. Поступок героя. Пересказ на основе иллюстрации.

Оценка достижений

Изучаемые понятия

  • Сравнение текстов разных жанров.

С/к

В/к

Планировать работу на уроке в соответствии с содержанием результатов шмуцтитула.

Прогнозировать содержание раздела.

Воспринимать на слух художественное произведение.

Читать произведение с выражением.

Сравнивать художественный и научно-популярный текст.

Определять основные особенности художественного текста и основные особенности научно-популярного текста (с помощью учителя).

Называть особенности сказок — несказок; придумывать свои собственные сказки — несказки; находить сказки — несказки, в книгах.

Характеризовать героя художественного текста на основе поступков.

Рассказывать содержание текста с опорой на иллюстрации.

Оценивать свой ответ в соответствии с образцом.

Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Рассказывать истории из жизни братьев наших меньших, выражать своё мнение при обсуждении проблемных ситуаций.

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

2

В.Осеева «Собака яростно лаяла»

Р\р. Пересказ текста по картинному плану.

РНП

С,Ч.

С/к

В/к

3

И.Токмакова «Купите собаку»

М Пляцковский «Цап Царыпыч»

Г.Сапгир «Кошка»

В.Берестов «Лягушата»

РНП

С,Ч.

С/к

В/к

4

Сравнение текстов разных жанров.

Д.Хармс. «Храбрый ёж»

Н.Сладков «Лисица и ёж»

РНП

С,Ч.

С/к

В/к

5

В.Лунин «Никого не обижай»

С.Михалков «Важный совет»

РНП

С,Ч.

С/к

В/к

6

Н.Сладков «Лисица и ёж»

Из старинных книг.

С.Аскаков «Гнездо»

Разноцветные страницы.

Вопросы и задания по теме.

РНП

С,Ч.

С/к

В/к

7

Урок обобщения «О братьях наших меньших»

Р

Ч

Р\к

8

Путешествие в страну Поэзии. Литературная викторина.

Р

Р/р

С,Ч.

С/к

В/к

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

П-1.

Раздел «Жили-были буквы».

  1. Ты прочитал произведения первого раздела.  Вспомни, как он называется.
  2. Как можно по-другому назвать этот раздел. Например, «В волшебной стране букв». Придумай свой вариант.
  3. Напиши, как называется твое любимое произведение о буквах.
  4. Проверка скорости чтения и ответы по содержанию текста. ( Рабочая тетрадь стр. 28-29)

П-2.

Раздел «Сказки, загадки, небылицы».

  1. Определи, какие произведения ты прочитал в этом разделе и устно приведи примеры.

небылица

рассказ

загадка

сказка

басня

стихотворение

песенка

былина

  1. Как найти значение непонятного слова?
  2. Соотнеси название произведения и автора.

                              К. Ушинский             Е. Чарушин                  И. Токмакова

           Ручей                        Теремок                         Гусь и журавль.

  1. Закончи предложение так, чтобы оно стало небылицей.

По небу плывут…..     По лесу скачут ……     По траве бегут …..

П-3.

Раздел «И в шутку и в серьез».

  1. Напиши название одного из юмористических произведений, которое ты прочитал в этом разделе.
  2. Объясни, почему это произведение является юмористическим.
  3. Дополни предложение: Это произведение юмористическое, потому что ____________________________

П-4.

Итоговая контрольная работа.

  1. Начни читать текст шепотом. Через минуту сделай отметку карандашом в том месте, до которого дочитал. ( Р\т стр. 63-64).
  • Сколько времени тебе понадобилось, чтобы дочитать текст до конца?
  • Ты прочитал: а) рассказ;     б) сказку;    в) небылицу ;    г) загадку.
  • Озаглавь текст. Выбери название из предложенных или придумай сам.
  • Определи главную мысль произведения. Отметь правильный ответ. ( На выбор дается 4 варианта ответа)
  • Подумай- действительно ли медведь и бурундук – друзья? Обоснуй свое мнение.
  • Объясни значение слова попотчевал. Отметь правильный ответ: а) накормил,   б) угостил; в) позвал;  г) пригласил.
  • Определи, в какой сборник может войти это произведение.

а) Стихи для детей.  б) Рассказы о животных.  в) Народные сказки.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

учащихся   1 класса

К концу первого класса обучающиеся должны знать:

         

  1. критерии выразительного чтения;
  1. интонационные особенности произведения: тон, тембр, ритм;
  1. тексты художественной литературы, рекомендованные программой для изучения;
  1. законы русской речи и этикетные нормы в ситуациях общения между собеседниками.

уметь:

  1. выразительно читать небольшие по объему художественные тексты;
  1. интонировать наизусть стихи;
  1. отвечать на вопросы к текстам, выполнять творческие задания;
  1. читать вслух незнакомый несложный текст целыми словами:

I полугодие. Плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными звуками и обозначающими их буквами.

II полугодие. Правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого, передача интонации  и настроения при чтении.

Основные требования к уровню подготовки по литературному чтению    оканчивающих 1 класс.

Умения и навыки

УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Универсальные учебные действия

К концу первого класса обучающиеся должны знать:

        критерии выразительного чтения;

  •         интонационные особенности произведения: тон, тембр, ритм;
  • тексты художественной литературы, рекомендованные программой для изучения;
  • законы русской речи и этикетные нормы в ситуациях общения между собеседниками.

уметь:

  • выразительно читать небольшие по объему художественные тексты;
  • интонировать наизусть стихи;
  • отвечать на вопросы к текстам, выполнять творческие задания;
  • читать вслух незнакомый несложный текст целыми словами:

I полугодие. Плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными звуками и обозначающими их буквами.

II полугодие. Правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого, передача интонации  и настроения при чтении.

Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.

Формирование навыков чтения целыми словами. Ответы на вопросы по содержанию текста, нахождение в нем предложений подтверждающих устное высказывание.

Прогнозирование текста по названию.

Познавательные общеучебные действия

        Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

        Выделение познавательной цели;

        Выбор наиболее эффективного способа решения;

        Смысловое чтение;

Учебные предметно- логические действия

        Анализ объектов

        Синтез как составление частей целого;

        Доказательство;

        Установление причинно-следственных связей;

        построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные УУД

        Постановка вопросов;

        Умение выражать свои мысли  полно и точно;

        Разрешение конфликтов.

        Управление действиями партнера( оценка, коррекция)

Регулятивные УУД

        Целеполагание;

        Волевая саморегуляция

        Прогнозирование уровня усвоения

        Оценка;

        Коррекция

Личностные УУД

Смыслополагание.

Перечень учебного оборудования и наглядных пособий

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Учебно-методические комплекты по литературному чтению для 1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради и др.)

Стандарт начального образования по литературному чтению.

Примерная программа начального образования по литературному чтению.

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по литературному чтению и в программе обучения (в том числе в цифровой форме).

Словари (по возможности всех типов) по литературному чтению..

Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с содержанием обучения по литературному чтению (в том числе в цифровой форме).

Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения.

Портреты поэтов и писателей (персоналия в соответствии с Обязательным минимумом).

3.

Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений.

Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).

   Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения (по возможности)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 1 класс Школа России ФГОС

Рабочая программа по математике 1 класс Школа России ФГОС...

Рабочая программа по математике 2 класс Школа России ФГОС

Рабочая программа по математике 2 класс Школа России  Моро М. И. ФГОС...

рабочая программа по математике 1 класс Школа России ФГОС

рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа России ФГОС...

Рабочие программы и планирование 2 класс Школа России ФГОС

Рабочие программы и планирование 2 класс Школа России ФГОС...

Рабочая программа по математике. 3 класс. Школа России. ФГОС

Пояснительная записка и развернутое тематическое планирование к учебнику Моро М.И., Степанова С.В., Волкова С.И. Математика. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.  В 2 ч.: М.:...

Рабочая программа по Математике 1 класс Школа России ФГОС

Рабочая программа для 1 класса по дисциплине "Математика" Школа России ФГОС на основе авторской  программы М.И.Моро, Ю.М.Колягиной, М.А.Бантовой с тематическим планированием (136 ч.)...

Рабочая программа по технологии, 2 класс, "Школа России" ФГОС.

Рабочая программа по технологии, "Школа России", 2 класс, ФГОС....