планирование для 1 класса
календарно-тематическое планирование по чтению (1 класс) по теме

Фатина Ольга Михайловна

Материал содержит календарно-тематическое планирование для 1 класса по чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_gramote_chtenie.doc81.5 КБ
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie.doc289.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Развернутое тематическое планирование составлено на основе программы:

Учебно-методический комплекс (УМК) «Школа Росси». Федеральный государственный образовательный стандарт.  Сборник рабочих программ. Научный руководитель УМК «Школа Росси» кандидат педагогических наук А. А. Плешаков.

На изучение обучения грамоте отводится 207 часов  (9 часов в неделю: 5  часов письма + 4 часа чтения).

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

  1. Программа «Русский язык»  (Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК для 1–4 кл., авторов В.П. Канакиной, В.Г. Грецкого, М.В. Бойкиной)
  2. В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина. Азбука. 1 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2011
  3. В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова. Прописи. 1 класс. В 4 ч. – М.: Просвещение, 2011

В курсе «Обучение грамоте» обеспечивается пропедевтика изучения курса русского языка.

Фонетика. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определенной модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, Согласных твердых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.

Овладение первичными навыками клавиатурного письма.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

  • раздельное написание слов;
  • обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши);
  • прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
  • перенос слов по слогам без стечения согласных;
  • знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

Цель курса обучения грамоте состоит в том, чтобы заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Достижение цели и реализация основных линий курса осуществляются в рамках сквозных тем «Слово», «Предложение», «Текст».

Слово рассматривается с четырех точек зрения:

  1. звуковой состав и обозначение звуков буквами;
  2. состав слова (корень, приставка, суффикс); образование слов (образование имен существительных с помощью суффиксов, глаголов - с помощью приставок);
  3. грамматическое значение (на какой вопрос отвечает слово);
  4. лексическое значение (что обозначает слово, с какими словами сочетается в речи; слова, близкие по смыслу).

Знакомясь с предложением, дети усваивают признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу); учатся произносить и читать предложения с разной интонацией; правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать первое слово с прописной буквы, делать пробелы между словами, ставить в конце предложения точку, восклицательный, вопросительный знак или многоточие); конструировать предложения из слов, рисовать схему предложения.

В курсе обучения грамоте дается понятие о тексте  (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу; у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чем говорится в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, вдумываться в смысл заглавия, соотносить заглавие с содержанием и главной мыслью текста, самостоятельно озаглавливать текст и его части.

При работе с текстами «Азбуки» и прописей параллельно с развитием техники чтения начинается формирование у детей типа правильной читательской деятельности - умения целенаправленно осмысливать текст до начала чтения, во время чтения и после чтения.

Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов:добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

Добукварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

Послебукварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.


Результаты изучения курса

Учащиеся должны знать:

- все звуки и  буквы русского Языка, их основные различия.

Учащиеся должны уметь:

- вычленять отдельные звуки в словах, определять последовательность;

- различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;

- правильно называть мягкие и твердые звуки в слове;

- знать способы их буквенного обозначения;

- обозначать на письме мягкость согласных звуков;

- определять место ударения в слове;

- вычленять слова из предложений;

- правильно списывать слова и предложения с печатного и рукописного текста;

- употреблять большую букву;

- устно составлять 2-3 предложения на определенную тему.

Содержание программы

Тема блока

Количество часов

примечания

Добукварный период

14

Букварный период

54

Послебукварнный период

24


Тематическое планирование по обучению грамоте (чтение).

№ п/п

Тема урока

Дата

Количество часов

Тип  урока

Планируемые результаты

Форма организации познаватель-ной деятель-ности

           Формы

                  контроля.

Организация самостоятель-ной деятель-

ности

Наглядность , ИКТ

Примечанире

Предметные

Метапредмет-ные (УУД)

Личност-ные

знать

уметь

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Добукварный период (14ч).

1.

«Азбука» - первая учебная книга.

1

Комбинированный

Знать: элементы учебной книги, условные знаки, правила поведения на уроке

Уметь: правильно обращаться с учебной книгой

Учиться работать по предложенному учителем плану,  оценивать свою работу

Развитие мотивов учебной деятельности,  осознавать роль языка и речи в жизни людей

Фронтальная работа

Беседа

Находить нужную страницу в учебнике

Сюжет-ные картинки

2

Речь устная и письменная. Предложение.

1

Комбинированный

Знать: что такое предложение

Уметь: отличать письменную речь от устной,

Внимательно слушать то, что говорят другие,  осознавать роль языка и речи в жизни людей

Фронтальная работа

Беседа

Находить нужную страницу в учебнике

сюжет-ные картинки

3

Слово и предложение.

1

Комбинированный

Знать: отличия предложения от слова

Уметь: составлять простейшие предложения и моделировать их с помощью схем, делить предложения на слова

Формирование уважите-льного отно-шения к ино-му мнению

Фронтальная работа

Устный опрос

Составление схем предложений

сюжет-ные картинки

4

Слог.

1

Урок-путешествие

Знать: диких и домашних животных

Уметь: делить слова на слоги, находить ударный слог

Принимать учебную задачу урока, оценивать свою работу

Внимательно слушать то, что говорят другие

Фронтальная работа

Устный опрос

Находить нужную страницу в учебнике

Схемы слов

5

Ударение.

1

Комбинированный

Знать: Природу родного края.

Уметь: определять на слух ударный слог, обозначать его на схеме

Уважительное отношение к старшим членам семьи, заботы о младших (6)

Фронтальная работа

Устный опрос

Находить нужную страницу в учебнике Составление схем слов

Схемы-модели слов

6

Звуки в окружающем мире и в речи.


1

Комбинированный

Знать: особенности гласных и согласных звуков

Уметь: различать речевые и не речевые звуки

уважительное отношения к иному мнению

Фронтальная работа

Устный опрос

Составление схем слов

сюжет-ные картинки

7

Звуки в словах.

1

Урок -игра

Знать: особенности гласных и согласных звуков

Уметь: определять количество и последовательность слогов и звуков в слове

Использование знако-символических средств. Принимать учебную задачу урока, оценивать свою работу,

Внимательно слушать то, что говорят другие

Фронтальная работа , работа в паре

Устный опрос

Составление схем слов

сюжет-ные картинки

8

Слог-слияние.

1

Урок-путешествие

Знать:  слогообразующую роль гласных звуков

 Уметь: выделять слоги-слияния и звуки за пределами слияния в словах

Выслушивать и оценивать ответ товарища

Фронтальная работа , работа в паре

Устный опрос

Составление схем слов, звуковой анализ, ударение

Схемы-модели слов

9

Повторение и обобщение пройденного материала.

1

Комбинированный

Знать: гласные ударные и безударные, различия ударных и безударных слогов, словесное ударение.

Уметь: определять количество предложений в речи, порядок слов в предложении, делить слова на слоги, выделять слог слияние и звуки

составлять тексты в устной и письменной формах

Внимательно слушать то, что говорят другие

Творчес-кая  рабо та. Сочи-нение загадки

Устный опрос

Составление схем слов, звуковой анализ, ударение

сюжет-ные картинки

10

Гласный звук [а]. Буквы А, а.

1

Комбинированный

Знать звуки гласные и согласные. Буква как знак звука. Что звук [а] гласный

Уметь: выделять звук [а] из речи, производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком

Учиться работать в паре

Выбирать нужную интонацию

Фронтальная  рабо-та,  работа в паре

Индивидуальный опрос

Соотнесение рисун-ков и схем слов

Карто-чки  с буквами

11

Гласный звук [о], буквы О, о.

1

Комбинированный

Знать звуки гласные и согласные. Буква как знак звука. Что звук [о] гласный

Уметь: выделять звук [о] из речи, производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком

Осознавать ситуацию общения: где, с кем и с какой целью происходит общение

Выбирать нужную интонацию

Фронтальная работа,  работа в паре

Индивидуальный опрос

Подбор слов с буквой о

Карточки с бук-вами

12

Гласный звук [и], буквы И, и.

1

Комбинированный

Знать звуки гласные и согласные. Буква как знак звука. Что звук [и] гласный

Уметь: выделять звук [и] из речи, производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком

Использовать связные высказыва-ния на определен-ную тему

Внимательно слушать то, что говорят другие

Фронтальная работа,  работа в паре

Индивидуальный опрос

Составление предложений

Карточки с бук-вами

13

Гласный звук [ы], буква ы.

1

Комбинированный

Знать звуки гласные и согласные. Буква как знак звука. Что звук [ы] гласный

Уметь: выделять звук [ы] из речи, производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком

составлять тексты в устной и письменной формах

Внимательно слушать то, что говорят другие

Фронтальная работа,  работа в паре

Индивидуальный опрос

Составление схем слов, звуковой анализ, ударение

Карточки с буквами, сюжетные картинки

14

Гласный звук [у], буквы У, у.

1

Комбинированный

Знать звуки гласные и согласные. Буква как знак звука. Что звук [у] гласный

Уметь: выделять звук [у] из речи, производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком

Принимать учебную задачу урока, оценивать свою работу

Внимательно слушать то, что говорят другие

Фронтальная работа,  работа в паре

Индивидуальный опрос

Соотнесение рисунков и схем слов

Сюжет-ные картинки, карточки с буквами

Букварный период (54ч).

15

Согласные звуки [н],[н’], буквы Н, н

1

Комбинированный

Знать местоимения он, она, оно, они. Знать изученные буквы.

Уметь давать характеристи-ку звукам. Узнавать графический образ букв, читать сочетания букв, слогов, предложений

Ориентироваться в учебнике

Обращать внимание на особенности устных высказываний

Фронтальная работа

Устный опрос

Составление предложений

Сюжет-ные картинки, карточки с буквами

16

Согласные звуки [с],[с’], буквы С, с

1

Комбинированный

Знать изученные буквы.

Уметь приводить примеры слов с новыми звуками, объяснять смысл пословицы.

Ориентироваться в учебнике

Обращать внимание на особенности устных высказываний

Фронтальная работа

Устный опрос

Составление слов из слогов

Карточки с бук-вами, сюжет-ные картин-ки

17

Согласные звуки [к],[к’], буквы К, к

1

Комбинированный

Знать звуки гласные и согласные. Буква как знак звука.

Уметь составлять слова из букв и слогов, отгадывать ребусы

Обращать внимание на особенности устных высказываний

Фронтальная работа

Устный опрос

Соотнесение слов и схем

Сюжет-ные картин-ки, карточки с бук-вами

18-19

Согласные звуки [т],[т’], буквы Т, т

2

Комбинированный

Знать сказки А.С. Пушкина,  разные значения слов кисти, каток

Уметь добавлять слоги до слов, читать слоги-слияния и  слова с ранее изученными буквами

Обращать внимание на выбор слов

Фронтальная работа

Устный опрос

Разгадывание ребусов

Карточки с бук-вами, сюжет-ные кар-тинки

20

Согласные звуки [л],[л’], буквы Л, л

1

Комбинированный

Знать как следует вести себя в гостях, разные значения слова лук

Уметь отвечать на вопросы по сюжетной картинке, продолжать рассказ по его началу

Выразительно читать

Обращать внимание на выбор слов

Фронтальная работа

Беседа по вопросам

Соотнесение схем и рисунков

Сюжет-ные картин-ки, карточки с бук-вами

21

Чтение слогов и слов с изученными буквами

1

Комбинированный

Механизм слияния звуков прямого слога в речи

Находить и называть согласные звуки и буквы

Перенести этот способ с акта речи на акт чтения

Объяснять значение специальных знаков; сравнивать слова по звучанию, составлять звуковую  схему слова; дополнять слоги до слов.

Формиро-вать способ-ность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи

Фрон-тальная работа.

Беседа по вопросам

Внешний, взаимо-контроль

Соотнесение схем и рисунков

Сюжет-ные картин-ки, карточки с бук-вами

22

Согласные звуки [р],[р’], буквы Р, р

1

Комбинированный

Знать сказки А.С. Пушкина

Уметь разгадывать ребусы, определять основную мысль текста

Учиться работать в паре

Обращать внимание на интонацию

Фронтальная работа

Устный опрос

Соотнесение схем и рисунков

Карточки с бук-вами, сюжет-ные картин-ки

23

Согласные звуки [в],[в’], буквы В, в

1

Комбинированный

Знать изученные буквы.

Уметь озаглавливать текст, объяснять смысл пословицы, находить в словах общую часть

Использовать связные высказыва-ния на определен-ную тему

Обращать внимание на выбор слов

Фронтальная работа

Беседа по вопросам

Соотнесение схем и рисунков

Сюжет-ные картин-ки, карточки с бук-вами

24

Гласные буквы  Е, е.

1

Комбинированный

Знать, что буква Е в начале слова и после гласной буквы обозначает два звука [й], [э].

Уметь обозначать мягкость согласного звука после е

Оформлять свои мысли в устной форме.

 Осознавать ситуацию общения.

Фронтальная работа

Устный опрос

Составление слов из слогов

Карточки с бук-вами, сюжет-ные картин-ки

25

Гласные буквы  Е, е.

1

Урок -игра

Знать, что буква Е в начале слова и после гласной буквы обозначает два звука [й], [э].

Уметь обозначать мягкость согласного звука после е

Оформлять свои мысли в устной форме.

 Осознавать ситуацию общения.

Фронтальная работа

Устный опрос

Составление слов из слогов

Карточки с бук-вами, сюжет-ные картин-ки

26-27

Согласные звуки [п],[п’], буквы П, п.

2

Комбинированный

Знать разные значения слова плитка, профессии родителей

Уметь находить отрывки, которые помогут ответить на вопрос; находить по данному началу или концу предложения всё предложение

Работать по предложенному учителем плану.

Осознавать роль языка и речи в жизни людей

Фронтальная работа

Беседа по вопросам

Составление слов из слогов

Сюжет-ные картин-ки, карточки с бук-вами

28-29

Согласные звуки [м],[м’], буквы М, м.

2

Комбинированный

 Знать, что буквы М, м обозначают согласные звуки [м], [м'].

Уметь характеризовать звуки

Ориентироваться в учебнике.

Обращать внимание на особенности устных высказываний

Фронтальная работа

Устный опрос

Составление слов из слогов

Карточки с бук-вами, сюжет-ные картин-ки

30-31

Согласные звуки [з],[з’], буквы З, з.

2

Комбинированный

Знать, что буквы 3, з обозначают звонкие согласные звуки [з], [з']; что часть слова «зоо» в переводе означает «животные»

Уметь называть сказки; находить в словах общую часть; объяснять значение выделенных слов; работать с буквенными схемами слов, читать по слогам, характеризовать изучаемые звуки

составлять тексты в устной и письменной формах, сравнивать содержание текста и иллюстрации к нему,

пересказывать текст с опорой на иллюстративный ряд

Выслушивать ответы одноклассников, высказывать свою точку зрения, комментировать ситуацию

Фронтальная работа

Беседа по вопросам

Составление слов из слогов

Сюжет-ные картин-ки, карточки с бук-вами

32-34

Согласные звуки [б],[б’], буквы Б, б. Сопоставле-ние слогов и слов с буквами б и п.

3

Комбинированный

Знать, что буквы Б, б обозначают глухие согласные звуки [б], [б']; парные согласные звуки [п]-[б] и [п']-[б']

Уметь узнавать графический образ буквы; читать сочетания букв, слогов; называть парные согласные звуки [п]-[б] и [п']-[б']

Развивать эстетические чувства на основе выбора языковых средств при общении

Обращать внимание на интонацию

Фронтальная работа

Устный опрос

Работа с азбукой

Карточки с бук-вами, сюжет-ные картин-ки

35

Согласные звуки [д],[д’], буквы Д, д.

1

Комбинированный

Знать, что буквы Д, д обозначают звонкие согласные звуки [д], [д'].

Уметь дифференцировать парные звонкие и глухие согласные звуки; выполнять фонетический разбор слов

Учиться работать в паре

Обращать внимание на выбор слов

Фронтальная работа

Беседа по вопросам

Составление слов из слогов

Сюжет-ные картин-ки, карточки с бук-вами

36

Согласные звуки [д],[д’], буквы Д, д.  Сопоставле-ние слогов и слов с буквами д и т.

1

Комбинированный

Парные согласные звуки [д]-[т] и [д']-[т']

Уметь называть парные согласные звуки [д]-[т] и [д']-[т']заглавливать текст; отвечать на вопросы по прочитанному произведению.

Использовать связные высказывания на определенную тему

Воспитывать уважение к труду, целеустремлённость и настойчивость в работе.

Фронтальная работа

Устный опрос

Задание повышенной сложности

Карточки с бук-вами, сюжет-ные картин-ки

37-39

Гласные буквы Я, я.

3

Комбинированный

Знать, что буква Я обозначает два звука (в начале слова и после гласного звука).

Уметь обозначать мягкость согласного звука после я

Оформлять свои мысли в устной форме.

Осознавать роль языка и речи в жизни людей

Фронтальная работа

Беседа по вопросам

Составление слов из слогов

Сюжет-ные картин-ки, карточки с бук-вами

40-41

Согласные звуки [г],[г’], буквы Г, г.  Сопоставле-ние слогов и слов с буквами г и к.

2

Комбинированный

Знать, что буквы Г, г обозначают звонкие согласные звуки [г], [г']; парные согласные звуки [г]-[к] и [г']-[к']

Уметь находить отрывки, которые помогут ответить на вопрос; находить по данному началу или концу предложения всё предложение

Работать по предложенному, учителем плану. Объяснять происхождение слов (названий грибов) Сравнивать слова с парными по звонкости-глухости согласными на конце (луг - лук, маг-мак)..

Внимательно слушать то, что говорят другие

Фронтальная работа

Устный опрос

Разгадывание ребусов

Карточки с бук-вами, сюжет-ные картин-ки

42-43

Мягкий согласный звук [чʼ], Буквы Ч,ч.

2

Комбинированный

Знать, что буквы Ч, ч обозначают глухой всегда мягкий

согласный звук.

Уметь работать с текстом; находить отрывки, которые помогут ответить на вопрос; находить по данному началу или концу предложения всё предложение

Приводить примеры использования слов в прямом и переносном значении .

Формиро-вать поло-жительную мотивацию и познавательный интерес к изучению данной темы

Фронтальная работа

Беседа по вопросам

Решение ребусов, кроссвордов

Сюжет-ные картин-ки, карточки с бук-вами

44-45

Буква ь – показатель  мягкости предшествующих согласных звуков.

2

Комбинированный

Какую роль выполняет разделительный мягкий знак.

Уметь читать слова с Ь – показателем мягкости согласных звуков. Понимать, что Ь не обозначает звука

Сравнивать написание и произношение слов с разделительным мягким знаком, составлять тексты в устной и письменной формах.

Выслушивать ответы одноклассников, высказывать свою точку зрения, комментировать ситуацию

Фронтальная работа

Устный опрос

Составление слов из слогов

Карточки с бук-вами, сюжет-ные картин-ки

46-47

Твердый согласный звук [ш], Буквы Ш, ш. Сочетание ши.

2

Комбинированный

Знать, что  буквы Ш, ш обозначают всегда твердый глухой согласный звук.

Уметь находить отрывки, которые помогут ответить на вопрос; находить по данному началу или концу предложения всё предложение

Выразительно читать

Обращать внимание на интонацию

Фронтальная работа

Беседа по вопросам

Задание повышенной сложности

Сюжет-ные картин-ки, карточки с бук-вами

48

Чтение слогов и слов с изученными буквами

1

Комбинированный

Механизм слияния звуков прямого слога в речи

Находить и называть согласные звуки и буквы

Перенести этот способ с акта речи на акт чтения

Объяснять значение специальных знаков; сравнивать слова по звучанию, составлять звуковую  схему слова; дополнять слоги до слов.

Формиро-вать способ-ность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи

Фрон-тальная работа.

Беседа по вопросам

Внешний, взаимо-контроль

Соотнесение схем и рисунков

Сюжет-ные картин-ки, карточки с бук-вами

49-50

Твердый согласный звук [ж], Буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж] и [ш]

2

Комбинированный

Знать, что  буквы Ж, ж обозначают всегда твердый звонкий согласный звук; парные согласные звуки [ж]-[ш], написание сочетаний букв жи и ши.  

Уметь  выделять в слове мягкие и твердые согласные звуки; читать текст с изученными буквами; отвечать на вопросы по тексту.

Учиться работать в паре

Обращать внимание на выбор слов

Фронтальная работа

Устный опрос

Составление слов из слогов

Карточки с бук-вами, сюжет-ные картин-ки

51-52

Гласные буквы Ё, ё.

2

Комбинированный

Знать, что  буква Ё в начале слова  обозначает два звука -[й'о],

Уметь обозначать мягкость согласного после ё, Читать слоги с буквой ё; выбирать слова, которые соответствуют данным звуковым схемам; называть детёнышей животных; решать ребусы.

Читать и сравнивать слова содержащие букву ё вначале слова, со звуковыми моделями этих слов и делать выводы

  Осознавать язык, как основное средство мышления и общения людей.

Фронтальная работа

Беседа по вопросам

Разгадывание ребусов

Сюжет-ные картин-ки, карточки с бук-вами

53

Звук [jʼ]буквы Й, й.

1

Комбинированный

Знать, что  буквы Й, й обозначают звонкий мягкий согласный звук

Уметь выделять, дифференцировать и характеризовать звук [й]; находить отрывки, которые помогут ответить на вопрос; находить по данному началу или концу предложения всё предложение

Оформлять свои мысли в устной форме.

Осознавать роль языка и речи в жизни людей

Фронтальная работа

Устный опрос

Задание повышенной сложности

Карточки с бук-вами, сюжет-ные картин-ки

54-56

Согласные звуки [х],[х’], буквы Х, х.  

3

Комбинированный

Знать, что буквы X, х обозначают глухие согласные звуки [х], [х'].

Уметь анализировать слова, производить звукобуквенный анализ

Работать по предложенному учителем плану.

Внимательно слушать то, что говорят другие

Фронтальная работа

Беседа по вопросам

Составление слов из слогов

Сюжет-ные картин-ки, карточки с бук-вами

57-58

Гласные буквы Ю, ю.

2

Комбинированный

Знать, что буква Ю обозначает два звука (в начале слова и после гласного звука), и один звук после мягкого согласного

Уметь обозначать слияние [j'у] буквой ю. Уметь быстро ориентироваться по тексту.

Ориентироваться в учебнике.

Обращать внимание на особенности устных высказываний

Фронтальная работа

Устный опрос

Разгадывание ребусов

Карточки с бук-вами, сюжет-ные картин-ки

59-60

Твердый согласный звук [ц], Буквы Ц, ц.

2

Комбинированный

Знать особенности написания букв Ы и И после Ц.

Уметь понимать, что звук [ц] всегда твердый и глухой, находить отрывки, которые помогут ответить на вопрос; находить по данному началу или концу предложения всё предложение

составлять тексты в устной и письменной формах

Воспиты-вать аккурат-ность, бережное отношение к своим вещам, школьному имуществу

Фронтальная работа

Беседа по вопросам

Составление рассказа по иллюстрациям

Сюжет-ные картин-ки, карточки с бук-вами

61-62

Гласный звук [э],  Буквы Э,э.

2

Комбинированный

Знать, что буква Э не пишется после согласных Ч, Ш, Ц, Ж

Уметь выделять звук э вначале слова и после гласных, пересказывать тексты.

Оформлять свои мысли в устной форме.

Обращать внимание на интонацию

Фронтальная работа

Устный опрос

Головоломки

Карточки с бук-вами, сюжет-ные картин-ки

63-64

Мягкий  глухой согласный звук [щʼ]. Буква Щ, щ.

2

Комбинированный

Знать, что [щ’] глухой мягкий

непарный звук, что в слоге ЩА всегда пишется буква А, а в слоге ЩУ - У

Уметь распознавать в словах новый звук, работать с текстом

Учиться работать в паре

Обращать внимание на выбор слов

Фронтальная работа

Беседа по вопросам

Составление слов из слогов

Сюжет-ные картин-ки, карточки с бук-вами

65

Согласные звуки [ф],[ф’], буквы Ф, ф.  

1

Комбинированный

Знать, что буквы Ф, ф обозначают глухие согласные

звуки [ф], [ф']. Знать правила дорожного движения

Уметь различать парные по звонкости-глухости согласные звуки [в]-[ф] и [вʼ]-[фʼ] в словах, правильно ставить логическое ударение

Использовать связные высказывания на определенную тему

 Осознавать ситуацию общения.

Фронтальная работа

Устный опрос

Чтение стихотворения

Карточки с бук-вами, сюжет-ные картин-ки

66

Буквы ь,ъ

Комбинированный

Знать, что буквы Ь и Ъ не обозначают звуков

Уметь читать слова с разделительным мягким знаком и мягким знаком – показателем мягкости согласного,

Оформлять свои мысли в устной форме.

Обращать внимание на интонацию

Фронтальная работа

Устный опрос

Головоломки

Карточки с бук-вами, сюжет-ные картин-ки

67

Мягкий и твердый разделительные знаки.

1

Комбинированный

Знать, что буквы Ь и Ъ не обозначают звуков

Уметь читать слова с разделительным мягким знаком и мягким знаком – показателем мягкости согласного, читать слова с разделительным твердым знаком, объяснять что обозначает эта буква после согласных перед гласными я, е, ю,ё

составлять тексты в устной и письменной формах

Осознавать роль языка и речи в жизни людей

Фронтальная работа

Беседа по вопросам

Составление слов

Сюжет-ные картин-ки, карточки с бук-вами

68

Русский алфавит.

1

Комбинированный

Знать алфавит.

Уметь называть группы букв (гласные, согласные, гласные обозначающие мягкость согласного и т.д.), объяснять особенности букв каждой группы.

Выразительно читать

Внимательно слушать то, что говорят другие

Фронтальная работа

Устный опрос

Головоломки

Карточки с бук-вами, сюжет-ные картин-ки

Послебукварный период (24ч)

69

Как  хорошо уметь читать

1

Уметь выполнять анализ слов текстов

Правильно строить высказывания выражать собственное мнение об изучаемом объекте

Корректировать ответы одноклассников

Фронтальная работа

Внешний, взаимо-контроль

Чтение наизусть

70

Е. Чарушин. Как  мальчик Женя научился говорить букву «р».

1

Комбинированный

Знать героев произведения

Уметь читать текст по ролям; отвечать на вопросы по тексту,

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение данной  учебной задачи под руководством учителя

Обращать внимание на особенности устных высказываний

Фронтальная работа

Внешний, взаимо-контроль

Работа  над лексическим значением слов

Выставка книг

71

К.Д. Ушинский Наше Отечество.

1

Комбинированный

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов

Уметь читать текст;  ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Воспринимать на слух и понимать художественные произведения разных жанров.

Воспиты-вать аккурат-ность, бережное отношение к своим вещам, школьному имуществу

Фрон-

тально –

инди-

видуаль-

ная

работа

Внешний, взаимо-контроль

Выборочное чтение

Выставка книг

72

В. Куприн Первоучители словенские.

1

Комбинированный

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов

Читать тексты; отвечать на вопросы по тексту, пересказывать текст, работать со справочной литературой.

Использовать полученные знания для ответов на вопросы и обсуждения прочитанного.

Обращать внимание на интонацию

Фронтальная работа

Беседа по вопросам

Вырази-тельное чтение

Выставка книг

73, 74

В. Куприн Первый букварь

2

Комбинированный

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов

Уметь читать старинную азбуку, сравнивать названия русских букв и старинных.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение данной  учебной задачи под руководством учителя

Обращать внимание на выбор слов

Фронтальная работа

Устный опрос

Работа  над лексическим значением слов

Выставка книг

75

А. С. Пушкин «Только месяц показался…»

1

Комбинированный

Знать названия и основное содержание произведений А.С. Пушкина

Уметь определять название сказки на основе иллюстрации, читать самостоятельно отрывок сказки.

В6оспринимать на слух и понимать художественные произведения разных жанров.

 Осознавать ситуацию общения.

Фронтальная работа

Беседа по вопросам

Чтение наизусть

Выставка книг

76

Л.Н. Толстой  Рассказы для детей.

1

Комбинированный

Знать другие рассказы из азбуки  Л.Н. Толстого

Уметь определять смысл поступка героев, соотносить их поступки со своими поступками

Использовать полученные знания для ответов на вопросы и обсуждения прочитанного.

Осознавать роль языка и речи в жизни людей

Фронтальная работа

Устный опрос

Выборочное чтение

Выставка книг

77, 78

К.Д. Ушинский  Рассказы для детей.

2

Комбинированный

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов

Уметь объяснять смысл названия рассказов, соотносить главную мысль рассказов с названием рассказа

Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров

Внимательно слушать то, что говорят другие

Фронтальная работа

Беседа по вопросам

Вырази-тельное чтение

Выставка книг

79-80

К.И. Чуковский. Телефон. Путаница.

2

Комбинированный

Знать наизусть известные отрывки сказок

Уметь рассказывать по рисунку о событиях, изображенных на рисунке

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение данной  учебной задачи под руководством учителя

Обращать внимание на особенности устных высказываний

Фронтальная работа

Устный опрос

Чтение наизусть

Выставка книг

81

В.В. Бианки. Первая охота.

1

Комбинированный

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов

Уметь пересказывать текст на основе опорных слов. Придумывать свои заголовки, соотносить заголовки с содержанием текста.

Воспринимать на слух и понимать художественные произведения разных жанров.

Описывать случаи своего общения с животными.

Воспиты-вать аккурат-ность, бережное отношение к своим вещам, школьному имуществу

Фронтальная работа

Беседа по вопросам

Работа  над лексическим значением слов

Выставка книг

82

С.Я. Маршак. Угомон. Дважды два.

1

Комбинированный

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов

Уметь определять героев произведения, распределять роли, читать по ролям.

Использовать полученные знания для ответов на вопросы и обсуждения прочитанного

Обращать внимание на интонацию

Фронтальная работа

Устный опрос

Чтение наизусть

Выставка книг

83-84

М.М. Пришвин. Предмайское утро. Глоток молока.

2

Комбинированный

Знать другие рассказы  М.М. Пришвина

Уметь воспроизводить на слух слова, которые помогают представить картину природы, рисовать словесные картины

Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров

Обращать внимание на выбор слов

Фронтальная работа

Беседа по вопросам

Выборочное чтение

Выставка книг

85-86

Стихи и рассказы русских поэтов и писателей: С. Маршак, А. Барто, В. Осеева

2

Комбинированный

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов

Уметь сравнивать рассказ и стихотворение. Определять нравственный смысл рассказа В. Осеевой

Использовать полученные знания для ответов на вопросы и обсуждения прочитанного

 Осознавать ситуацию общения.

Фронтальная работа

Устный опрос

Вырази-тельное чтение

Выставка книг

87-88

Веселые стихи Б. Заходера, В. Берестова

2

Комбинированный

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов

Уметь читать наизусть знакомые стихи. Уметь определять настроение стихотворения.

Принимать учебную задачу урока. Осуществлять решение данной  учебной задачи под руководством учителя

Осознавать роль языка и речи в жизни людей

Фронтальная работа

Беседа по вопросам

Чтение наизусть

Выставка книг

89-90

Проект «Живая азбука»

2

Комбинированный

Знать алфавит

Уметь представлять и защищать проект

Использовать полученные знания для ответов на вопросы и обсуждения прочитанного

Договариваться и распределять роли при создании проекта

Фронтальная работа

Устный опрос

91

Наши достижения. Конкурс чтецов.

1

Комбинированный

Уметь выделять рифмы в тексте стихотворения;

чувствовать ритм стихотворения

участвовать в диалоге

Формиро-вать спо-собность к

самооценке успешности

в овладении языковыми

средствами в устной и письменной речи

Фронтальная работа

Устный опрос

92

Прощание с «Азбукой»

1

Обоб-щающий

Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые жанры фольклора, стихотворения

Читать и понимать  текст с изученными буквами.

Использовать 

приобретённые знания

и умения в практической деятельности

 и повседневной жизни

Формировать

 способность к

самооценке успешности

в овладении языковыми

средствами в устной и письменной речи

Ролевая игра

Само-конт-

роль

Заучивание наизусть



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К ТЕМАТИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 1 КЛАСС

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

На изучение литературного чтения в 1 классе отводится 40 часов (4 часа в неделю).

Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

  1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Литературное чтение. Рабочие программы 1-4 классы.
  2. Литературное чтение. Учебник 1 класс. В 2 частях. (сост. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская  Л.А.

Литературное чтение – один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует обще учебный  навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения направлен достижение следующих целей:

-овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

-развитие художественно-творческих и познавательных способностей,  эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;

-обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных чувств и представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

Знакомство учащихся с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках литературного чтения формируется читательская компетентность, помогающая младшему школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.

Курс литературного чтения пробуждает интерес учащихся к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Младшие школьники учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Изучение предмета «Литературное чтение» решает множество важнейших задач начального обучения и готовит младшего школьника к успешному обучению в средней школе.

Содержание программы

Тема блока

Количество часов

Примечания

Вводный урок

1

Жили были буквы

7

Сказки, загадки, небылицы

7

Апрель, апрель! Звенит капель!

6

И в шутку и всерьёз

6

Я и мои друзья

6

О братьях наших меньших

5

Резервное время 2 часа

Личностные, метапредметные и предметные результаты 

освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

-ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах


Тематическое планирование по литературному чтению.

№ п/п

Тема урока

Дата

Количество часов

Тип  урока

Планируемые результаты

Форма организации познавательной деятельности

           Формы

                  контроля.

Организация самостоятельной деятель-

ности

Наглядность , ИКТ

Примечание

Предметные

Метапредметные (УУД)

Личностные

Знать

Уметь

1

Вводный урок 

1

Комбинированный

Знать понятия «автор», «писатель», «произведение»: будет

Уметь  использовать эти понятия в речи, понимать и различать их значения. Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться подбирать рифму, передавать интонационно чувства и характеры героев.

 Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).

Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».

Фронтально-индивидуальная работа

Взаимопроверка, самоконтроль

выразительное чтение

Выставка книг

Жили были буквы

7

2.

В. Данько «Загадочные буквы». Проекты   «Создаем город букв», «Буквы - герои сказок»

1

Урок-исследование

Знать Алфавит

Уметь отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения; читать вслух плавно по слогам и целыми словами

Делать предварительный отбор источников информации; добывать новые знания

Формировать  положительное отношение к урокам литературного чтения; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя)

Творческая работа, выполнение проектов

Взаимопроверка, самоконтроль

выразительное чтение

Выставка книг

  3.

И. Токмаков «Аля, Кляксич и буква А».

1

Комбинированный

Знать  понятие «действующие лица».

Уметь  делить текст  на части,  пересказывать текст с опорой на картинку. Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться составлять картинный план.

Формирование умения планировать и оценивать учебные действия

Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».

Фронтально-индивидуальная работа

Взаимопроверка, самоконтроль

выразительное чтение

Выставка книг

  4.

С.Чёрный «Живая азбука»

Ф.Кривин «Почему «А» поёт, а «Б» нет»

1

Комбинированный

Знать  понятие «маскарад», гласные и согласные звуки.

Уметь  читать произведения по ролям, передавать различные интонации при чтении. Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться инсценировать художественное произведение, подбирать пословицу для доводов в споре.

Анализ и сравнение произведений. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике. работа со словарем

Высказывать  своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам

Фронтально-индивидуальная работа

Конкурс чтецов

Чтение по ролям

Выставка книг

  5.

Г.Сапкир «Про медведя»

1

Комбинированный

Знать понятие «рифма»

Уметь  выразительно читать произведение наизусть; понимать содержание прочитанного; отвечать на вопросы по содержанию Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться подбирать рифму, передавать интонационно чувства и характеры героев.

Слушать и понимать речь других,  вести диалог;

выразительно читать понимать текст; работа со словарем

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать

Фронтальная работа

самоконтроль

выразительное чтение

Выставка книг

6.

М.Бородицкая «Разговор с пчелой»

И.Гамазкова «Кто как кричит?»

1

Комбинированный

Знать понятие «рифма»

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать

Фронтально-индивидуальная работа

Взаимопроверка, самоконтроль

выразительное чтение

Выставка книг

  7.

И.Гамазкова, Е.Григорьева «Живая азбука»

С.Маршак «Автобус №26»

1

Комбинированный

Знать изученные понятия

Уметь  читать текст художественного произведения про себя (без учета скорости). Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться  создавать иллюстрированную книгу в соответствии с заданной тематикой.

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; работа в группах (создание азбуки); планировать и оценивать учебные действия;

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Фронтальная работа

Взаимопроверка

выразительное чтение

Выставка книг

  8.

  Урок-обобщение по разделу «Жили-были буквы». Защита проектов  «Создаем город букв», «Буквы - герои сказок»

1

Урок- защиты проектов

Творческая работа

Взаимопроверка, самоконтроль

выразительное чтение

Проекты

Выставка книг

Сказки, загадки, небылицы

7

  9.

Русская народная сказка «Теремок»

1

Комбинированный

Знать  произведения устного народного творчества

Уметь читать текст художественного произведения про себя (без учета скорости), делиться впечатлениями по поводу прочитанного. Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться пересказывать текст своими словами и с опорой на  план и картинку

Формирование умения планировать (составление плана пересказа);  выразительно читать и пересказывать текст ; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях  

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать

Фронтальная работа

Взаимопроверка

Чтение по ролям

Выставка книг

 10.

Русская народная сказка «Рукавичка»

1

Комбинированный

Фронтально-индивидуальная работа

самоконтроль

Чтение по ролям

Выставка книг

 11.

Малые фольклорные жанры. Загадки. Песенки. Потешки. Небылицы.

1

Комбинированный

Знать  произведения устного народного творчества

Уметь  находить заглавие текста, называть автора произведения; различать в практическом плане сказку, стихотворение. Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться сочинять загадки.

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами

Формирование социально-ориентированного взгляда на мир и разнообразие природы, народов, религий, культур

Фронтально-индивидуальная работа

Взаимопроверка, самоконтроль

Чтение по ролям

Выставка книг

 12.

«Рифмы Матушки Гусыни».

Король Пипин.

Дом, который построил Джек.

1

Комбинированный

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь  рассказывать наизусть 1–2 стихотворения, различать фольклорные жанры. Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность познакомиться с рифмой.

определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

Формирование социально-ориентированного взгляда на мир и разнообразие природы, народов, религий, культур

Фронтально-индивидуальная работа

Взаимопроверка, самоконтроль

выразительное чтение

Выставка книг

13.

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Русская народная сказка «Петух и собака»

1

Комбинированный

Знать  названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь подбирать книги на выставку в соответствии с темой раздела, рассказывать о ней, обсуждать.   Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться пересказывать текст своими словами и с опорой на  картинный план

воспринимать на слух художественное произведение;

читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию

оценивать поступки, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие

Фронтально-индивидуальная работа

Конкурс чтецов

Чтение наизусть

Выставка книг

14.

К.Ушинский «Гусь и Журавль»

Л.Толстой «Зайцы и лягушки».

1

Комбинированный

Знать  названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь пересказывать текст известных писателей, высказывать свои впечатления о прочитанном

Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться пересказывать текст своими словами и с опорой на  план и картинку

Формирование умения планировать (составление плана пересказа);  выразительно читать и пересказывать текст; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях  

оценивать поступки, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие

Фронтально-индивидуальная работа

Взаимопроверка, самоконтроль

пересказ

Выставка книг

15.

Обобщение по разделу «Сказки, загадки, небылицы» Викторина по сказкам.

1

Урок-игра

Знать   произведения устного народного творчества

Уметь  пересказывать текст известных писателей, высказывать свои впечатления о прочитанном. Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться определять характер героев, пересказывать по картинному плану, познакомиться с звукозаписью.

Овладение  логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно следственных связей

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Фронтально-индивидуальная работа

Взаимопроверка, самоконтроль

Выставка книг

Апрель, апрель! Звенит капель!

5

16.

А.Майков «Ласточка примчалась…»

А.Плещеев «Травка зеленеет..» А.Майков «Весна»,

Т Белозёров «Подснежники»

1

Комбинированный

Знать  названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь  определять жанр стихотворения, отвечать на вопросы по содержанию; читать целыми словами с элементами слогового чтения; понимать содержание прочитанного. Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность познакомиться с рифмой.

Овладение логическими действиями  сравнения, анализа и синтеза

Формирование чувства гордости за свою Родину, народ; развитие эстетических чувств

Фронтально-индивидуальная работа

Конкурс чтецов

Чтение наизусть

Выставка книг

17.

С.Маршак «Апрель» И.Токмакова «Ручей» Л.Ульяницкая Фонарик». Л.Яхнин «У дорожки».

1

Комбинированный

Знать наизусть стихотворение (по выбору)

Уметь  рассказывать наизусть стихотворение (по выбору). Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность познакомиться с сравнением  и олицетворением.

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность  признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою

Формирование социально-ориентированного взгляда на мир и разнообразие природы; развитие эстетических чувств

Фронтально-индивидуальная работа

Конкурс чтецов

Чтение наизусть

Выставка книг

18.

Е.Трутнева, И.Токмакова «Когда это бывает?» Проект «Составляем сборник загадок»

1

Урок-исследование

Знать  названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь  выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.  Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться сочинять загадки.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате работы всего класса; оформлять свою мысль в устной форме и письменной речи

Опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить

Творческая работа, проектирование и моделирование

Взаимопроверка

Работа в группах

Выставка книг

 19.

В.Берестов «Воробушки».Сеф «Чудо» РА.Майков «Христос Воскрес».

1

Комбинированный

Знать  названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь читать вслух  лирические стихотворения, передавая настроение, отражая интонацию начала и конца предложения, с опорой на знак препинания

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность  признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою

Формирование социально-ориентированного взгляда на мир и разнообразие природы, народов, религий, культур

Фронтально-индивидуальная работа

Взаимопроверка

Чтение наизусть

Выставка книг

 20.

Обобщение по разделу «Апрель! Апрель! Звенит капель!». Защита проектов «Составляем сборник загадок»

1

Урок- защиты проектов

Знать  названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь  примеры художественных произведений по изученному материалу. Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность познакомиться с устаревшими словами.

Перерабатывать полученную информацию (сравнивать); учиться высказывать свое предположение

Развитие ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах

Творческая работа

Взаимопроверка, самоконтроль

Чтение наизусть

Проекты

Выставка книг

И в шутку и всерьёз

6

21.

И.Токмакова «Мы играли в                               хохотушки».

Я.Тайц «Волк» Г.Кружков «Ррры».

1

Комбинированный

Знать  названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь работать с художественными текстами, доступными для восприятия младшими школьниками; читать целыми словами с элементами слогового чтения; отвечать на вопросы. Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность познакомиться с звукоподражанием и рифмой

Орпределять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

Развитие ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

Фронтально-индивидуальная работа

Взаимопроверка, самоконтроль

Чтение по ролям

Выставка книг

   22.

Н.Артюхова

«Саша-дразнилка» К.Чуковский «Федотка»

О.Дриз «Привет»

1

Комбинированный

Знать  названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь  понимать содержание прочитанного. Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться расценивать мотивы поведения героев

Слушать собеседника и вести диалог,  признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою

Развитие ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

Фронтально-индивидуальная работа

Взаимопроверка, самоконтроль

Чтение по ролям

Выставка книг

 23.

О.Григорьев «Стук»

И.Токмакова «Разговор Лютика и Жучка» И.Пивоварова «Кулинаки-пулинаки».

1

Комбинированный

Знать  названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь  находить заглавие текста, называть автора произведения, различать в практическом плане рассказ, стихотворение. Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность познакомиться с рифмой.

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами

Формирование социально-ориентированного взгляда на мир и разнообразие природы, народов, религий, культур

Фронтально-индивидуальная работа

Взаимопроверка, самоконтроль

выразительное чтение

Выставка книг

 24.

К.Чуковский «Телефон»

1

Комбинированный

Знать  названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь  читать осознанно текст художественного произведения «про себя». Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность познакомиться с рифмой.

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами

Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей

Фронтально-индивидуальная работа

Взаимопроверка, самоконтроль

Чтение по ролям

Выставка книг

 25.

М. Пляцковский «Помощник».

1

Комбинированный

Знать  названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь  работать с художественными текстами, доступными для восприятия младшими школьниками; читать целыми словами; понимать содержание прочитанного. Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться пересказать текст своими словами и с опорой на картинку; давать оценку героям.

Обладание навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами

Развитие ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

решение проблемных ситуаций

Взаимопроверка, самоконтроль

Чтение по ролям, пересказ

Выставка книг

 26.

Обобщение по разделу «И в шутку и всерьёз».  Рассказы К.Ушинского

1

Комбинированный

Знать  названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Уметь  приводить примеры художественных произведений по изученному материалу. Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться давать оценку героям.

Перерабатывать полученную информацию (сравнивать); учиться высказывать свое предположение

Развитие ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах

Фронтально-индивидуальная работа

Взаимопроверка, самоконтроль

Пересказ

Выставка книг

Я и мои друзья

6

 27.

Ю.Ермолаев «Лучший друг»

Е.Благинина «Подарок» В.Орлов «Кто первый?»

1

Комбинированный

Знать  названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов

Уметь  работать с художественными текстами, доступными для восприятия младшими школьниками; читать целыми словами; понимать содержание прочитанного. Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться пересказать текст своими словами и с опорой на картинку; давать оценку героям.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника

Развитие ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах

Фронтально-индивидуальная работа

Взаимопроверка, самоконтроль

выразительное чтение

Выставка книг

28.

С.Михалков «Бараны»

Р.Сеф «Совет» В.Берестов «В магазине игрушек» В Орлов «Если дружбой…»

1

Комбинированный

Знать  названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов

Уметь  находить заглавие текста, называть автора произведения; выразительно читать произведения; отвечать на вопросы; работать с иллюстрациями; Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться оценивать поведение героев.

Готовность слушать собеседника и вести диалог;  Формирование умения планировать и оценивать учебные действия

Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

Фронтально-индивидуальная работа

Взаимопроверка, самоконтроль

выразительное чтение

Выставка книг

 29.

И.Пивоварова «Вежливый ослик»

Я.Аким «Моя родня» Проект «Наш класс - дружная семья» Создание летописи класса

1

Урок-исследование

Знать  названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов

Уметь  рассказывать наизусть 1–2 стихотворения, содержание произведений, отвечать на вопросы по тексту. Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться оценивать поведение героев.

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли

Принятие и понимание социальной  роли ученика и личного смысла учения

проектирование и моделирование

Взаимопроверка, самоконтроль

Чтение наизусть

Чтение по ролям

Проекты,  Выставка книг

 30.

С.Маршак «Хороший день»

1

Комбинированный

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов

Уметь  читать осознанно текст художественного произведения «про себя». Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться оценивать поступки  героев.

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст

понимать эмоции других людей

Фронтальная работа

Взаимопроверка, самоконтроль

выразительное чтение

Выставка книг

31.

М.Пляцковский «Сердитый дог Буль»

Ю.Энтин «Про дружбу»

1

Комбинированный

находить ответы на вопросы в тексте

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам

решение проблемных ситуаций

Чтение по ролям

Выставка книг

32.

Обобщение по теме «Я и мои друзья». Рассказы Д.Тихомирова

1

Комбинированный

Знать  названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов

Уметь  приводить примеры художественных произведений по изученному материалу. Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться высказывать оценочные суждения о прочитанных произведениях.

Перерабатывать полученную информацию (сравнивать); учиться высказывать свое предположение

Развитие ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах

Фронтально-индивидуальная работа

Взаимопроверка, самоконтроль

пересказ

Выставка книг

О братьях наших меньших

5

33.

С.Михалков «Трезор»

Р.Сеф «Кто любит собак…»

1

Комбинированный

Знать  названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов

Уметь  читать целыми словами с элементами слогового чтения; понимать содержание прочитанного; Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться пересказывать текст своими словами и с опорой на картинку.

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

Фронтально-индивидуальная работа

Взаимопроверка, самоконтроль

выразительное чтение

Выставка книг

34.

В.Осеева «Собака яростно лаяла»

И.Токмакова «Купите собаку»

1

Комбинированный

Знать  названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов

Уметь  читать целыми словами с элементами слогового чтения; понимать содержание прочитанного; Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться делить текст на смысловые части; составлять план; пересказывать текст; работать с иллюстрациями

определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам

решение проблемных ситуаций

Взаимопроверка, самоконтроль

пересказ

Выставка книг

35.

М Пляцковский «Цап Царыпыч»

Г.Сапгир «Кошка»

В.Берестов «Лягушата»

1

Комбинированный

Знать  названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов

Уметь  отвечать на вопросы; определять названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов. Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться анализировать тон, настроение произведения.

Перерабатывать полученную информацию (сравнивать); учиться высказывать свое предположение

Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

Фронтально-индивидуальная работа

Взаимопроверка, самоконтроль

Выставка книг

36

В.Лунин «Никого не обижай»

С.Михалков «Важный совет»

Д.Хармс «Храбрый ёж» Н.Сладков «Лисица и ёж»

1

Комбинированный

Знать  названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов

Уметь  находить заглавие текста, называть автора произведений. Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться делить текст на части; составлять план; пересказывать по рисункам.

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст

Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

Фронтально-индивидуальная работа

Взаимопроверка, самоконтроль

Чтение по ролям, пересказ  

Выставка книг

37

Обобщающий урок «О братьях наших меньших». С.Аксаков «Гнездо»

1

Комбинированный

Знать  названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов

Уметь  приводить примеры художественных произведений по изученному материалу. Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться высказывать оценочные суждения о прочитанных произведениях.

Перерабатывать полученную информацию (сравнивать); учиться высказывать свое предположение

Развитие ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах

Фронтально-индивидуальная работа

Взаимопроверка, самоконтроль

пересказ

Выставка книг


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование. 4 класс. УМК "Школа 2100".

Планирование уроков математики, русского языка, чтения, окружающего мира, ИЗО, труда....

Календарно-тематическое планирование , 2 класс

Планирование составлено по программе "Перспективная начальная школа"....

Календарно-тематическое планирование 1 класс

Планирование уроков с ИКТ поддержкой к учебному комплекту Б.П. Гейдмана....

Календарно-тематическое планирование 1 класс

Планирование интегрированных уроков "Окружающий мир, литературное чтение" для 1 класса (учебник: А. Плешаков)...

Календарно-тематическое планирование 1 класс

Планирование уроков по обучению грамоте (Горецкий) и литературному чтению (Климанова)+ИКТ...

Рабочие программы по предмету "Русский язык" 1-4 класс.Календарно тематическое планирование 1 класс УМК "Школа России"

Рабочие программы с 1 по 4 класс  и календарно тематическое планирование  1  класс  УМК "Школа России"...