4 класс. Урок литературного чтения. И. А. Бунин. Листопад.
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Тюленёва Елена Николаевна

1.    Это один из уроков в разделе «Поэтическая тетрадь». Предполагает первоначальное знакомство с творчеством Ивана Бунина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл listopad.docx39.46 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение.

И. А. Бунин. Листопад.

Цель урока: Познакомить учащихся с поэтом и писателем И.А.Буниным и его стихотворением «Листопад».

Задачи:

1.Воспитывать любовь к поэзии.
2.Работать над выразительным чтением стихотворения, новыми словами.
3.Развивать речь, творческие способности учащихся.
4. Развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному.
5. Закрепить знания о средствах художественной выразительности.

6. Воспитывать чувства прекрасного, любовь к родной природе и бережное отношение к ней.

Оборудование: 

1.Учебник «Литературное чтение» для 4 класса.

2.Компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации презентации. Слайдовая презентация по теме «И.Бунин. Листопад».

Ход урока:

I. Организационный момент.

2. Актуализация ранее изученного.

- Какое было домашнее задание? (Опрос стихотворения наизусть, биографии писателя)

- Объясните выражения: невесёлая дорога, едва прикрыта грудь,  не без добрых душ на свете – кто – нибудь свезёт в Москву, люблю глубоко.

- Сумерки,  салазки, забавы Саши.

3. Изучение нового материала.

1 слайд

- Отгадайте загадку:

Утром мы во двор идём -

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят. (Осень)

– Да это осень, а какие слова вам помогли отгадать загадку (листопад бывает осенью).

-Ребята, какое сейчас время года? (осень).

-Что характерно для осени?

- Осень, это немного грустное, но и прекрасное время года. Её красотой  восхищались не только поэты, но и художники, музыканты. Чтобы нарисовать картину, у художников есть краски, у поэтов – слова, у композитора – только звуки.

– Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке? (Об осени

- Многие поэты любили эту пору и посвятили ей немало поэтических строк.

Сегодня мы услышим, какой увидел осень великий мастер русского слова писатель И.А.Бунин.

-Начать этот разговор я предлагаю со знакомства с репродукции картин

2 слайд

-Что изобразил художник?

- Какие деревья занимают центральное место? (лиственные, жёлтые)

-Когда они бывают такими? (осенью)

-Какие деревья обрамляют картину? (ели)

-  Как вы думаете для чего художник изобразил такие темные, зеленые ели? ( чтобы создать контраст и подчеркнуть всю сочную густую желтизну)

- Какой это день солнечный или нет? Изобразил ли художник солнце? (нет). –

-Как же вы догадались, что день солнечный?

- Какое настроение вызывает у вас эта картина? (радостное, любуемся красотой природы)

– Стихотворение, с которым мы сейчас познакомимся, называется “Листопад”. Написал его великий русский писатель И.А.Бунин. 

3 слайд

Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в имении своих родителей под Воронежем, в центральной части России, в родовитой, но обедневшей дворянской семье. Детство поэта прошло в деревне среди “моря хлебов, цветов, трав”, “в глубочайшей полевой тишине”. Писать Иван Алексеевич начал рано, семи  лет, подражая А.С.Пушкину, М.Ю.Лермонтову.

Ивану Алексеевичу рано пришлось самому зарабатывать на жизнь. В 1887году, когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение. А уже через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил.

В январе 1920 года писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции. С болью переживал Иван Бунин события в России во время Великой Отечественной войны. С огромной радостью он встретил победу советских войск в этой войне.

В 1933 году, когда Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения).

Поэт очень тосковал по родине, но так и не вернулся. В возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже и похоронен на русском кладбище.

Выразительное чтение стихотворения учителем .

– Понравилось ли вам это стихотворение?

- Какие картины природы вы нарисовали в своём воображении?

- Чем восхищается автор? (природой, погодой)

 

4 слайд

- Познакомимся с незнакомыми словами, которые встретятся в стихотворении.

Терем - в Древней Руси: высокий богатый сказочный дом.

Лиловый - фиолетовый цвет, цвет сирени, фиалки

Багряный – тёмно - красный

Лазурь -  голубой цвет,  цвет неба

Вдова - одинокая женщина у которой умер муж.

Завороженный – околдовать, очаровать

— Прочитайте про себя и подготовьтесь к анализу.

 

4.Физкультминутка

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет,

Раз – наклон

Два – наклон,

Зашумел листвою клен.

Ветер тих клен качает

И листочки обрывает.

Листья желтые летят,

В нашем классе листопад!

5.Чтение по частям с анализом.

-Прочитаем 1 часть до слов «И осень тихою вдовой, вступает в пёстрый терем свой»

— Кто главный герой этого стихотворения? (Лес)

— А почему лес расписной? Кто его расписывал?(осень)

— С чем сравнивает поэт лес? (с теремом)

— Давайте найдём в стихотворении доказательство того, что осенний лес действительно похож на терем.

-С чем сравнивается поляна? (со двором)

— С помощью каких слов и выражений автор рисует берёзы? Зачитайте

— Что говорит о ёлочках? Зачитайте

— Какие ещё деревья автор увидел в осеннем лесу? (Клёны)

— Почему образуются просветы?(листья опали, поредели ветки)

- С чем автор сравнивает эти просветы? (С оконцами терема)

— Почему Бунин говорит «оконца», а не окна? (раньше в теремах были маленькие окошки)

— Кто хозяйка терема? (Осень) Докажите словами текста  

— Почему слово “Осень” поэт пишет с большой буквы?

— Такое изображение осени называется (Олицетворение)

— Объясните слова поэта “И Осень тихою вдовой  вступает в пестрый терем свой”. ( Автор показывает внешнюю красоту леса, но близится конец этой красоте, она тихо угасает, как жизнь женщины, потерявшей мужа. В её жизни нет больше радости и веселья. Осень напоминает нам эту женщину.)

-Теперь прочитаем вторую часть текста до "Пригретый солнечным…

 

- А когда бывает много паутины? ( в дни теплых дней бабьего лета)

- С чем сравнивает мотылька (белый лепесток)

- Это последний мотылек, - уже нет насекомых. Мотылек пригрелся на солнышке, ему тепло, приятно, он замер на паутине: 

А теперь прочитайте до …расслышать листика шуршанье…»

- Какие слова помогают автору показать, что в осеннем лесу наступает тишина? (мертвое молчанье)

-А почему о тишине автор говорит, что она - "мертвая"?(нет никаких звуков: ни шума ветра, ни птичьих голосов)

-Вспомните,  как шуршат под ногами листья?(шш…)

 

- Попробуйте найти в стихотворении слова, в которых употребляются звуки, передающие шуршание листика: 

"молчанье" - ч ; 
"вышине" - ш ; 
"можно" - ж ; 
"тишине" - ш ; 
"расслышать" - ш ; 
"шуршанье" - ш .

— Какой звук повторяется в этом отрывке? (Ж, ш, ч)

— Для чего? (чтобы передать шорох листьев)

-Этот приём называется звукопись.

-Ещё в стихотворении присутствует обонятельный образ.

-Попробуйте найти его. («Лес пахнет дубом и сосной»)

— Для чего Бунин описал звуки и запахи леса? (Чтобы легче было представить картину осеннего леса)

- Почему в стихотворении несколько раз повторяется слово “сегодня”? Что хотел сказать Бунин своим читателям? (красота недолговечна)

— Можно ли назвать Бунина художником слова? Почему?

 

- Для того чтобы так замечательно описать лес осенью поэт использовал средства художественной выразительности: олицетворения,  сравнения, эпитеты)

   

-Красивое в природе привлекает любого человека,  мимо такой красоты нельзя пройти равнодушно.

-Какое настроение надо передать при чтении? (радость, восторг, любование)

— Одинаково ли их надо читать? (Нет)

(1 – более громко, восторженно, 2 – спокойно, тихо)

— Почему? (Когда автор входит в лес он им восхищается, а в конце замечает, что там тихо и старается не нарушать покой леса)

-Очень важно замечать красоту окружающего мира, уметь любоваться ею, но ещё важнее сохранить эту красоту.

-Что мы должны помнить, находясь в лесу?

— Прочитайте стихотворение про себя и подготовьтесь к выразительному чтению.

- Чтение стихотворения учащимися вслух.

6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- С каким стихотворением вы познакомились на уроке?

- Какие чувства выразил поэт в стихотворении? (восхищение, грусть).

- Совпало ли ваше настроение с настроением автора?

На уроке мне понравилось...

На уроке мне было трудно…

На уроке мы узнали...

7. Домашнее задание:                                        

-Выучите наизусть стихотворение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока по литературному чтению И.А. Бунин "Листопад"

Тема: И.А. Бунин «Листопад»Цели урока: Продолжить работу над формированием навыков анализа лирического текста;Учить ребят соотнесению словесного и зрительного образа природы через  рассматр...

Урок по литературному чтению И.А. Бунин "Листопад" для 4 класса.

Тип урока: урок чтения лирического пейзажного стихотворения.Вид работы: стилистический анализ стихотворения, словесное рисование....

Презентация по литературному чтению И.А. Бунин "Листопад" для 4 класса.

Красочная презентация воспитывает любовь к поэзии русских поэтов и красоте родной природы....

Урок по литературному чтению И.А. Бунин «Листопад».

Познакомить учащихся с произведением И.А. Бунина «Листопад».Совершенствовать умения анализировать изучаемое произведение.Продолжить работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного,...

Презентация к уроку литературного чтения. А.И.Бунин "Листопад".

Можно использовать на уроках литератуного чтения....

Презентация к уроку литературного чтения "И.А.Бунин "Листопад"

Презентация к уроку литературного чтения "И.А.Бунин "Листопад"...

Конспект урока по литературному чтению И.А. Бунин "Листопад" (УМК "Школа России") 4 класс

Цель: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством И.А. Бунина...