Урок литературного чтения Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки» 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Попова Надежда Петровна

                                Урок литературного чтения Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки» 3 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krylov.pptx1.67 МБ
Файл urok_literaturnogo_chteniya.docx15.47 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Басня И. А. Крылова «Мартышка и Очки»

Слайд 2

Познакомиться с басней И. А. Крылова «Мартышка и Очки»; Научиться выразительному чтению; Развить творческие способности детей и навыки беглого чтения. Цель урока:

Слайд 3

Ба – бо – бы – на дворе стоят столбы Ду – до – да – гудят провода Ло – ло – ло – на улице тепло Ри – ри - ри – на ветке снегири Арь – арь – арь – на стене висит фонарь Са – са – са - в лесу бегает лиса чистоговорки

Слайд 4

Белые бараны били в барабаны. В зимний холод всякий молод. У зайки Бубы заболели зубы. Звенит звонок, звонок зовет, И З оя в класс к себе идёт. У Ивашки рубашка, У рубашки кармашки. Кошка Крошка на окошке Кашку кушала по крошке.

Слайд 5

Иван Андреевич Крылов

Слайд 6

Памятник И.А. Крылову в летнем саду Петербурга

Слайд 7

Басня - это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей - хитрость, ложь, жадность, глупость и др.

Слайд 8

Признаки басни: Чаще всего басня – это стихотворное произведение; Басня небольшая по объему; Героями басен являются животные или предметы, которые наделены способностями говорить и думать и в которых мы легко узнаём людей . Басня обязательно содержит мораль – вывод, поучением, где объясняется смысл басни.

Слайд 9

Словарная работа Мартышка – маленькая обезьяна Дюжина – 12 Полдюжины – 6 Темя – верхняя часть головы Нанижет –оденет подряд на нитку, проволоку К худу клонит – к плохому клонит Познатней – знать – высший слой дворянства Невежа – грубый, невоспитанный человек Невежда – необразованный, безграмотный человек Толк – польза Ежели - если

Слайд 10

Невежа - грубый, невоспитанный человек. Невежда – необразованный, безграмотный, ничем не интересующийся человек.

Слайд 11

Лиса Ворона Заяц Мартышка Плутовка Серая Невоспитанная Хитрая Трусливый Грубая

Слайд 12

Лиса Ворона Заяц Мартышка Плутовка Серая Невоспитанная Хитрая Трусливый Грубая

Слайд 13

Что такое «БАСНЯ»? Кто такой И.А. Крылов? С какой басней вы сегодня познакомились? О бобщение урока

Слайд 14

Стр. учебника 134 – 135 басню учить наизусть Домашнее задание



Предварительный просмотр:

                                Урок литературного чтения

Тема. И. А. Крылов «Мартышка и Очки»

Цели: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством И. А. Крылова ; расширение читательского кругозора детей ; воспитание культуры поведения.

Планируемые результаты:

 Дети  научатся определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительство);

 находить мораль в произведении, понимать её смысл;

развивать навыки беглого, выразительного чтения;

слушать и слышать.

Ресурсы: учебник «Литературное чтение» 3 класс ; презентация ; тетрадь.

                                        Ход урока.

1.Оргмомент (учащиеся хором говорят стихи).

Прозвенел для нас звонок.

Рот закрыли на замок.

Тихо сели,

Ноги вместе,

Книги, ручки – всё на месте.

Руки замерли у всех.

Будем думать, будем слушать –

И учиться лучше всех!

2.Актуализация знаний.

а) Обобщение по теме.

     - Какой большой раздел мы изучаем

          - Соедините линией писателя и произведение.

Ф. И. Тютчев                      «Зимний вечер»

И. А. Крылов                      «Весенняя гроза»

А. А. Фет                             «Мартышка и очки»

А. С. Пушкин                      «Зреет рожь»

б) Речевая разминка.(Слайд 3-4)

-Скороговорки, чистоговорки.

3.Самоопределение к деятельности.

Выведение темы урока,  целеполагание и мотивация.   (Слайды 1-2)

-Автобиографическая справка (опережающее задание- готовят дети).(Слайды 5-6)

     - Как вы думаете, что он писал?

- Высказывают свои предположения (стихи, а один из учащихся говорит, что он знает, что И. А. Крылов писал басни).

          - В соответствии с темой и записью на доске поставьте себе задачи     на урок.    

На доске опорная запись:

          1) Узнать, …

          2) Учиться понимать …

  Задачи урока: узнать, что такое басня, учиться понимать мораль басни, то есть её смысл.  

           Коллективное формулирование третьей задачи урока:

          3) Ответить на вопрос: для чего мы читаем басни И. А. Крылова?

4. «Открытие» нового знания детьми.                            

а) Прежде всего познакомимся с творчеством замечательного баснописца И. А. Крылова. И. А. Крылов родился в 1769 году, А. С. Пушкин – в 1799 году. Значит, был современником И. А. Крылова, очень любил его басни и назвал его «истинно народным поэтом». Рассмотрите на развороте учебника репродукцию портрета И. А. Крылова работы Карла Брюллова. Каким он вам представляется по характеру?

- Да, мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. Таким же мудрым и проницательным запечатлён баснописец в бронзе. На каждой стороне высокого постамента, на котором размещён памятник, барельефные изображения животных – персонажей его басен. Памятник был сооружён на деньги, которые собирали по всей России и построен в С.-П. в Летнем саду. Почему народ так высоко чтит память о великом баснописце, поговорим об этом, когда будем подводить итог урока.

     Чтение статьи в учебнике о И. А. Крылове заранее подготовленными учащимися, выборочное чтение по вопросам: Что узнали о детстве баснописца? Чем он занимался? В чём его успех? Как Крылов читал свои басни?

б) Далее обратимся к первой задаче урока: узнать, что такое басня? (даёт готовые сведения с небольшой помощью детей)  (Слайды 7-8)

Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются недостатки людей;

В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей;

Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

- На какой жанр похожа басня, если животные там разговаривают и действуют, как люди?

Подводятся итоги решения 1 задачи.  

в)Анализ басни.

- Переходим к решению 2 задачи: учиться находить мораль басни, т. е. что хотел сказать своей басней Крылов. Для этого поработаем над содержанием басни. Почему слова Мартышка и Очки написаны с большой буквы?

- Можно ли по названию определить, о чём будет произведение?

г) Словарная работа. (Слайды 9-10).

- Чтобы текст басни был понятен, поработаем над лексическим значением слов: мартышка (маленькая обезьянка), дюжина (12), полдюжины (6), темя (верхняя часть головы), нанижет (оденет подряд на нитку, проволоку),  к худу клонит (к плохому), невежда (необразованный, несведущий человек), невежа (грубый, невоспитанный человек), познатней (знать - в буржуазно-дворянском обществе: высший слой привилегированного класса).

 д) Прослушивание басни в исполнении актера.

- Понравилось ли вам исполнение басни?

е) Обмен впечатлениями.

5 .Закрепление полученных знаний.

а) Работа в парах. - Ответим на вопросы учебника:

№2. Подумайте, почему баснописец выбрал для своей басни именно Мартышку.

№3. Обратите внимание на те действия, которые совершала Мартышка с очками. Соответствуют ли эти действия тому, что обычно делают с очками? Почему Мартышка решила, что люди её обманули? Кто виноват в том, что очки не действовали?

№4. В чём комичность ситуации? Что тебя в басне забавляет, смешит?

№5. Перечитай мораль басни и сделай вывод. Подтверди примерами, что твой вывод правилен, что он очень важен для сегодняшнего дня.

б) Подводятся итоги решения 2 задачи: учиться находить мораль и учиться понимать, что хотел сказать автор нам, читателям.

- С каким человеческим пороком боролся Крылов, создавая эту басню?

     - Что же автор хотел сказать нам,  читателям?

     ( Надо учиться, чтобы быть образованными, стыдно быть невеждами.)

- Сравнить еще раз ,что такое «невежа» и «невежда».

   в) Составление сравнительных характеристик героев. (Слайды 11-12)

г)Работа над выразительным чтением басни.

     - Как читаем первые строчки?

     (  Спокойно.)

     - Прочитайте выразительно, как Мартышка примеряла очки.

     - Как реагирует Мартышка на то, что очки не действуют? С какой интонацией нужно читать эти строки? С радостью, огорчением, досадой, недовольством?    

      ( С досадой, недовольством. )  

     -. Как понимаете выражение «это зло ещё не так большой руки», «тьфу, пропасть!», «проку на волос нет в них»  (нет пользы), «о камень так хватила их, что только брызги засверкали»

д)Чтение басни в парах, выразительное чтение басни хором и индивидуально

6. Рефлексия.

- Решаем 3 задачу урока. Ответьте на вопрос: для чего люди читают басни И. А. Крылова?

 - Чтение басен Крылова обогащает нас знанием жизни, родного языка. Басни учат нас мудрости жизни. Познакомиться с новой басней, значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и о людях. Вот почему народ высоко чтит память о великом баснописце.

-Контрольная минутка.

7 .Итоги урока.

(Слайд 13)

    -. Закончите предложение, выбрав слова, которые соответствуют вашему настроению.

 Урок был для меня:

( интересный, сложный, увлекательный, непонятный, познавательный, трудный)

8. Домашнее задание (по выбору)  

      - читать басню выразительно

      - изобразить характер героев с помощью мимики, жестов

      - выучить наизусть.