Конспект урока литературного чтения по теме: "Рассказ Л.Н.Толстого "Прыжок"" с презентацией.
план-конспект урока (чтение, 3 класс) по теме

Урок разработан для учащихся 3 класса, обучающихся по УМК "Школа России". В ходе урока дети учатся анализировать текст,  находить главных героев рассказа, определять тему и основную мысль, а также сравнивать рассказы Л.Н.Толстого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolstoy_pryzhok_lyubimova.docx38.35 КБ
Файл tolstoy_pryzhok.pptx1.16 МБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок литературного чтения по теме: Л. Н. Толстой «Прыжок».

Цель: познакомить учащихся с рассказом Л.Н.Толстого «Прыжок».

УУД:

- формирование умения анализировать рассказ;

- определять главных героев произведения, выражать своё отношение к героям;

- самостоятельно определять тему и главную мысль;

- развитие умения вдумчивого чтения;

- формирование умения сравнивать рассказы.

Оборудование:

- ноутбук;

- интерактивная доска SMART;

- презентация;

- иллюстрации частей рассказа;

- таблички с названием заголовка каждой части;

- сравнительные таблицы.

Этап урока

Ход урока

Примечание

Орг.момент.

Повторение изученного

Сообщение темы и цели урока

Первичное восприятие

Проверка первичного восприятия

Вторичное восприятие

Чтение

 1 части

Анализ рассказа

Физминутка

Чтение

 2 части

Чтение

 3 части

Работа с планом

Физминутка

Работа в паре

Сравнение содержания рассказов

Итог урока

Домашнее задание.

-Здравствуйте, ребята. Поприветствуйте наших гостей.

- На прошлом уроке мы с вами говорили о замечательном русском писателе. Посмотрите на портрет и назовите его имя. (Лев Николаевич Толстой)

-  Что вы знаете об этом человеке? Попробуйте рассказать, глядя на слайды.

- Как назывался рассказ, который мы читали на прошлом уроке?(Акула)

- Проверим, насколько вы внимательно читали рассказ. Выполним тест. Вам необходимо на листочках записать букву, которая, по вашему мнению, соответствует правильному ответу.  Если вы правильно ответите на вопросы теста, то получите название произведения, с которым мы  сегодня будем знакомиться.

Тест.

  1. Как мальчики оказались в открытом море?

О. Они упали в воду с корабля.

П. Им было тесно в парусе, который спустили в воду для купания.

2. Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища?

Р. Он стоял и любовался своим сынишкой. Когда  сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! Поднатужься!»

С. Он был недоволен забавами своего сына и его товарища в открытом море. И кричал им, чтобы они вернулись на корабль.

3. Когда отца охватил страх?

        В.  Когда один из мальчиков стал тонуть.

Ы. Когда все заметили акулу и стали кричать мальчикам.

4. Почему, когда все пытались спасти мальчиков, артиллерист стоял, не предпринимая ничего?

        Ж. Его сковал страх за детей, за сына.

З. Ему было все равно, что происходило в море.

5. Что заставило отца начать действовать, спасать мальчиков?

        О. Визг одного из мальчиков.

П. Крики матросов.

6. Что предпринял артиллерист для спасения мальчиков?

        И. Он бросился к  лодке и поплыл к ним.

К. Он подбежал к пушке. Развернул ее, прицелился и выстрелил.

- Как же называется произведение, с которым мы будем сегодня знакомится? (Прыжок)

- Как вы думаете, кто его автор? (Л.Н.Толстой)

     Вот вы сами и назвали тему нашего урока. Сегодня мы будем читать рассказ Л.Н.Толстого «Прыжок».

- Как вы понимаете слово «прыжок»?  (В словаре словом "прыжок" называют быстрое перемещение тела, отталкиванием от какой-либо точки опоры.)

 - Ребята, как вы думаете, о чем этот рассказ?

Сейчас мы это и узнаем. Приготовьтесь слушать.

(Прослушивание аудиозаписи рассказа)

- Правильно ли мы предположили? (Мы не совсем точно сделали предположение. Это был опасный прыжок.)
- Какие чувства вы испытали?

- Какие моменты запомнились больше всего?

- Назовите главных героев рассказа?

А сейчас вы будете читать этот рассказ вслух. Следим по учебнику.(Читаем до слов: … и оттого еще больше расходилась.)

- Где происходит действие рассказа? (На корабле.)

- Вспомните, где начиналось действие рассказа «Акула»? (Тоже на корабле)

- Какая была погода? Где находились люди?  Зачитайте.

- Кто это за люди? (Скорее всего это матросы)

- Что такое палуба?

 Палуба - горизонтальное перекрытие в корпусе судна.

- Как вы думаете, какое настроение было у собравшихся на палубе, почему? (Весёлое. Всех забавляла обезьяна.) Найдите в тексте.

- Предположите, откуда на корабле появилась обезьяна? (Корабль возвращался из кругосветного путешествия, и скорее всего обезьяну купили в какой-либо жаркой стране)

– Подумайте, почему на корабле держали обезьяну? (Для забавы. Путешествие было долгим, и матросам хотелось отдохнуть, наблюдая за её проделками)

- Как вела себя обезьяна? Зачитайте.

- Что значит слово «расходилась»? (Значит, ещё больше корчилась, кривлялась, прыгала…)

- Как можно озаглавить эту часть? (На палубе)

Представьте, что я ваш капитан, а вы – матросы. Выполняйте мои команды, только в том случае, если я скажу слово «Матросы». (Учитель пытается запутать детей)

(Читаем дальше до слов: Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался)

– Что мы узнали о мальчике? (Он сын капитана. Ему 12 лет)

 Что сделала обезьяна со шляпой мальчика? (Сорвала с головы мальчика, утащила на мачту и начала рвать её.)

-Что такое мачта?

 Мачта - вертикальная конструкция на палубе. Высота мачты 15-20 метров, это  примерно равно высоте 7 этажного дома. На мачте есть перекладины, на которых держатся паруса. От перекладины к перекладине протягивалось множество канатов, верёвочных лесенок. 

- Почему мальчик полез за обезьяной? Что подтолкнуло его к этому? Зачитайте. (Матросы смеялись над ним)

 Сумел ли он догнать обезьяну? (Нет, обезьяны лучше людей карабкаются по перекладинам.)

 Как высоко забрался мальчик? (Высоко. До самого верху.) 

– Почему мальчик не остановился? (Он очень раззадорился.)

- Было у вас желание остановить мальчика от его затеи?

- Какие черты характера мальчика проявились в этот момент? Выберите правильные.

(Мальчишеский задор, смелость, гордость,  трусость, упрямство. )

- Какие слова подходят для характеристики героя рассказа.

- Как сначала реагировали люди на палубе на происходящее? (На палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын.)

- В какой момент все замерли от страха? Как вы понимаете это выражение? (Очень испугались. Когда мальчик опустил веревку и ступил на перекладину)

- Какое расстояние было от мачты до конца перекладины, где висела шляпа? (Два аршина)

Аршин – старинная мера длины, чуть меньше метра.

 Что могло произойти с мальчиком, если бы он потерял равновесие? (Он упадёт на палубу и разобьётся.)

– Когда мальчик понял, что его жизни угрожает опасность? (Когда кто-то из людей ахнул)

- Что с ним произошло в этот момент. (Он зашатался)

- О чем это говорит? (Мальчик сильно испугался)

- Как назовем эту часть? (В погоне за обезьяной)

Читаем до конца.

 Для чего отец мальчика вынес ружьё? (Стрелять чаек.)

- Что сделал капитан, когда увидел сына, стоящим на мачте? (Прицелился в сына)

- Как вы думаете, неужели он и вправду выстрелил бы в него? (Нет.)

- Для чего он это сделал? (Чтобы спасти сына. Если мальчик прыгнет в воду, то есть шанс на спасение. Тем более он сын капитана и не раз прыгал в воду, умел хорошо плавать)

- Как вы думаете, был ли отец уверен, что прыжок безопасен для сына? (Не был, т.к .мальчик залез очень высоко и мог насмерть удариться об воду или утонуть)

- А артиллерист из рассказа «Акула?»(Тоже нет)

 Давайте найдем и прочитаем в тексте этот отрывок еще раз.

– Дети перечитывают и находят строчки «Мальчик шатался и не понимал... и как только отец крикнул … мальчик ... прыгнул.»  Да, отец не хотел убивать сына.

- Почему 40 секунд показались всем очень долгими? (Не знали, что с мальчиком)

- А на самом деле 40 секунд это много или мало?(Мало, но для такого момента много.)

- Как повел себя капитан, увидев, что его сын стал дышать? (Закричал, как будто его что-то душило, и убежал к себе в каюту, чтобы никто не видел, как он плачет)

- Почему он плакал? Неужели он слабохарактерный человек? Плакса? (Он пережил слишком сильное потрясение; он очень сильно испугался за сына; от счастья, что всё хорошо закончилось.)

 Какие чувства вызывает у вас поступок отца? (Гордость)

- Что вы думаете о капитане? Какой он человек? Выберете качества, подходящие этому человеку.

(Злой, решительный, отважный, плакса, смелый)

- Вспомните, артиллериста из рассказа «Акула». Можем ли мы, эти качества отнести и к нему? (Да)

- Как назовём эту часть? (Рискованное решение)

Посмотрите, у нас получился план. Вспомните рассказ. Подумайте и скажите, какая же основная мысль рассказа? (Капитан – настоящий герой. В сложной ситуации он не растерялся, а действовал решительно и быстро. Именно эти качества спасли жизнь его сыну.)

Давайте сделаем разминку для мышц плечевого пояса и спины. Поплывём по морю брассом, кролем, а теперь, как умеете.

- Ребята, мы с вами познакомились с двумя очень интересными рассказами Л. Н. Толстого «Акула» и «Прыжок». Сейчас вы будете работать в паре. Каждой паре нужно заполнить таблицу. А потом проверим.

«Акула»

«Прыжок»

Место действия

Корабль

Корабль

Главный герой

Артиллерист (отец)

Капитан (отец)

Качества главного героя

Решительность,

смелость

Решительность, смелость

Финал рассказа

Спасение

Спасение

-Похожи ли эти два рассказа? Чем? (Ответы учащихся)

Вы все верно сказали. Место действия происходят на корабле. И в одном и в другом рассказе отец спасает сына, проявляет находчивость в трагические моменты. Это сильные, решительные люди. Когда их дети на волоске от смерти, они спасают их, им помогают сильные отцовские чувства, в их характерах – смелость, умение действовать  и не теряться.

- А чем рассказы отличаются? (В «Прыжке» хорошо показано состояние мальчика. А в «Акуле» лучше показано состояние отца.)

Прочитать текст. Подготовить пересказ, для сильных учащихся - пересказ от лица мальчика.

Слайд 2

Слайд 3

Слайды 4-9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Учитель вывешивает иллюстрацию и заголовок на доску

Слайд 14

Учащиеся работают на интерактивной доске

Слайд 15

Учитель вывешивает иллюстрацию и заголовок на доску

Учащиеся работают на интерактивной доске

Слайд 16

Учитель вывешивает иллюстрацию и заголовок на доску

По ходу урока на доске появляется план

Слайд 17


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Л.Н. Толстой «Прыжок» Учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 1024 Любимова О.С.

Слайд 2

Лев Николаевич Толстой (1828-1910)

Слайд 4

1. Как мальчики оказались в открытом море? О. Они упали в воду с корабля. П. Им было тесно в парусе, который спустили в воду для купания.

Слайд 5

2. Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища? Р. Он стоял и любовался своим сынишкой. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! Поднатужься!» С. Он был недоволен забавами своего сына и его товарища в открытом море. И кричал им, чтобы они вернулись на корабль.

Слайд 6

3. Когда отца охватил страх? В. Когда один из мальчиков стал тонуть. Ы. Когда все заметили акулу и стали кричать мальчикам.

Слайд 7

4. Почему, когда все пытались спасти мальчиков, артиллерист стоял, не предпринимая ничего ? Ж. Его сковал страх за детей, за сына. З. Ему было все равно , что происходило в море.

Слайд 8

5. Что заставило отца начать действовать, спасать мальчиков? О. Визг одного из мальчиков. П. Крики матросов.

Слайд 9

6. Что предпринял артиллерист для спасения мальчиков? И. Он бросился к лодке и поплыл к ним. К. Он подбежал к пушке. Развернул ее, прицелился и выстрелил.

Слайд 10

Л.Н. Толстой Прыжок

Слайд 11

Прыжок – быстрое перемещение тела, отталкиванием от какой-либо точки опоры.

Слайд 12

Палуба

Слайд 13

1. На палубе.

Слайд 14

Мачта

Слайд 15

2. В погоне за обезьяной.

Слайд 16

3. Рискованное решение.

Слайд 17

«Акула» «Прыжок» Место действия Главный герой Качества главного героя Финал рассказа Корабль Корабль Артиллерист (отец) Капитан (отец) Решительность, смелость Решительность, смелость Спасение Спасение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме "Рассказ В.И.Белова «Верный и Малька» из цикла «Рассказы о всякой живности».

Урок литературного чтения способствует формированию универсальных учебных действий. Обогащает чувственный опыт учащихся. Формирует навыки чтения и слушания. Знакомит с творчеством писателя В.И. Белова...

Конспект урока литературного чтения по теме: "Рассказы Л.Н.Толстого". 1 класс.

Конспект урока литературного чтения в послебукварный период в первом классе содержит основные этапы урока, блоки: деятельность учителя, деятельность учащихся, формируемые УУД....

Конспект урока литературного чтения по теме "Рассказ Л.Н.Толстого "Прыжок" (3 класс)

Урок в системе УМК "Школа России". Урок полностью соответствует требованиям ФГОС НОО.  Цель урока: создать условия для чтения и изучения рассказа Л.Н.Толстого «Прыжок»....

Конспект урока литературного чтения по теме "Рассказ "Почему"

Дата: 15.03.2018База практики: СОШ №1Образовательная система: «Школа России»Класс: 2 вУчитель: Лабузько Е.В.Учебный предмет: литературное чтениеТема раздела: «Я и мои друзья».Т...

Конспект урока литературного чтения по теме: «Рассказ Л.Н. Толстого «Прыжок» 3 класс УМК «Школа России»

Конспект урока литературного чтения по теме: «Рассказ Л.Н. Толстого «Прыжок»3 класс УМК «Школа России»...

Конспект урока литературного чтения на тему Рассказ Н.Н.Носова «Фантазеры»

Конспект урока литературного чтения для 2 класса с использованием современных образовательных технологий...

Презентация к уроку литературного чтения по теме «Рассказ А.И.Куприна «Скворцы. Словарная работа" по АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ. (вариант 2.2), 4 класс »

Данный материал предназначен для детей с нарушением слуа, а также для родителей, педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. Презентация поможет школьникам понять новые слова и выражения из изучаемого текст...