Проект "Удивительный алфавит"
проект по чтению (1 класс) по теме

Винокурова Маргаритта Владимировна

В ходе проделанной нами работы мы узнали историю создания азбуки, выучили алфавит, создали сказочную азбуку и азбуку доброты и вежливости. 

Творческим результатом нашей совместной работы являются: буквы-самоделки, которые можно увидеть ниже, доклады учащихся, город Алфавинск.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon udivitelnyy_alfavit.doc350 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный проект

«Удивительный алфавит»

                             

Выполнили учащиеся 1 «Б» класса

                                                   Руководитель – учитель начальных классов

                                                   Винокурова Маргаритта Владимировна

                                                  «Сначала аз да буки, а потом и науки»

                                                                                              пословица

                                                  «Грамота, как знание, - есть необходимое

                                                  начало всякого правильного образования».

                                                                                                К. Д. Ушинский

Целью этого проекта стало:

- выяснить, какая бывает азбука и можно ли создать азбуку?

-обучение грамоте и подготовка детей к урокам русского языка  посредством совместного творческого взаимодействия с родителями,

Задачи:

Подвести учащихся к пониманию истории создания алфавита,

Создать условия для знакомства с удивительным миром букв русского языка.

Формирование  навыков исследовательской деятельности участников проекта.

Повышение творческой активности воспитанников.

Оценивать свои достижения и достижения своих товарищей.

Творческим результатом нашей совместной работы являются: буквы-самоделки, которые можно увидеть ниже, доклады учащихся, город Алфавинск.

Основополагающий вопрос: чему учит азбука?

Темы для исследований:

  • Алфавит или азбука?
  • Какая бывает азбука?
  • Можно ли создать азбуку?
  • Где живет азбука? 

Глава 1.

История создания алфавита.

    Работая по учебнику «Азбука», мы обратили внимание на то, что определенный порядок следования букв в русском языке мы называем по-разному: то алфавит, то азбука. Решили выяснить: как же правильно говорить: азбука или алфавит?

    В «Словаре школьника» мы узнали, что слово «Алфавит» пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась «альфа», а вторая «вита», из двух названий получилось слово «алфавит».

   Слово «азбука» появилась более 1000 лет назад из названий двух первых букв древнерусского алфавита: буква а  называлась «аз», б – «буки». Так  образовалось новое русское слово «азбука».

   Для всех славянских народов азбуку создали два монаха – Кирилл и Мефодий. Именно ту, которую мы изучаем. Конечно, написание букв сильно изменилось, некоторые исчезли из современной азбуки. Но основа осталась. Поэтому азбуку назвали кириллицей. За создание славянской азбуки Кирилл и Мефодий были причислены к лику святых.

Сравните современный и старославянский алфавит. Теперь нам понятна пословица: Сначала аз да буки, а потом и науки.

   А первый русский букварь написал и напечатал Иван Федоров. Это случилось в 1574 году. В Москве есть памятник первопечатнику Ивану Федорову. Буквы в своей азбуке Иван Федоров изображал в виде фигурок человека.

Значит, слова «азбука» и «алфавит» обозначают буквы, расположенные в определенном  порядке.

 

Глава 2.

Какая бывает азбука?

   Я знаю, что азбука – это книга, в которой описаны полезные вещи, помогающие нам познать окружающий мир. Мне стало интересно, какая бывает азбука.

   Мы учимся в первом классе и на уроках изучаем звуки, буквы, правила русского языка. Мы знакомы с русской азбукой.

    Я знаю, что бывает  азбука иностранных языков. Многие одноклассники уже начали изучать английский алфавит.

    На классных часах учительница рассказывала нам о правилах поведения на дорогах, о дорожных знаках. Я думаю, что, в этом случае нам не обойтись без дорожной азбуки.

     В школе проходят уроки музыки, где нас обучают нотной грамоте, знакомят с музыкальными произведениями.

   В будущем, мне хочется стать военным. Я знаю, что военные изучают специальную азбуку – азбуку Морзе, которая состоит из звуковых сигналов. Это, наверное, очень интересно.

   Девочки из нашего класса занимаются балетом. Они рассказывали, как на занятиях изучают хореографическую грамоту: правильное положение спины, рук, стоп в каждой позиции. Наверное, это очень трудная  азбука.

   Теперь я знаю, что бывает азбука русского языка и иностранных языков, азбука Морзе,  дорожная, хореографическая, музыкальная азбуки.

Глава 3.

Можно ли создать азбуку.

    На уроках обучения грамоте во время работы по теме «Алфавит» мы решили создать свою азбуку доброты и вежливости. Все дети нашего класса совместно со своими родителями выбрали букву алфавита, придумали или подобрали текст по теме «Вежливость и доброта», оформили работу на листах. Вот что у нас получилось.

А – ангелы – Ангелы в Рождественскую ночь в небесах летали.

                         Всем детям на Земле счастья и добра желали.

Б – благодарю – За всё тебя благодарю и шарики тебе дарю.

В – вежливость – Однажды летом ехал я в автобусе, сидел у окошка и любовался пейзажем. На остановке в автобус зашла старенькая бабушка. Я уступил свое место.

Г – гостеприимство –

Буква «Г» гуляш сварила и все буквы пригласила.

Сок грейпфрута наливала, гренками всех угощала.

На десерт гранат давала, на гуслях песенку сыграла

И гулять всех созывала. Гости ей, сказав спасибо,

Вышли дружною гурьбой прямо в азбуку, домой!

Д – до свидания, доброго пути, добро пожаловать, добрый день, до скорой встречи.

Нам желают «Доброго пути!»  Будет легче ехать и идти.

Приведёт, конечно, добрый путь только к доброму чему-нибудь

Е – единство – По одному мы все слабы,

Но если вступим мы в единство,

То, значит, будем мы едины

И вместе мы -  непобедимы.

З – забота- Повсюду снег. И кто-то мне

Кормушки ставит на окне.

Быть благодарным я привык. Спасибо, люди! Чик-чирик.

И – извините - Ваня и Оля играли. Ваня обидел Олю, отнял у нее любимого мишку. Оля расплакалась, ей стало обидно, что мальчик ее обижает. Ване стало стыдно. Он подошел и сказал: «Извини меня, пожалуйста». Дети помирились. Больше они не ссорятся!

Й – Солнечный и милый, радостный, счастливый,

Этот день любимый – День рождения мой!

К – книга – Книга мала, а ума придала.

Л – ласковые руки – Они всего на свете добрее и нежней

Ласковые руки мамочки моей.

Они всегда утешат, прогонят страхи все

Придут к тебе на помощь и выручат в беде.

Берегите маму, нежность ее рук,

Потому что мама – самый лучший друг.

М – мама- Милая мамочка! Я твой котенок.

Ты сама так говоришь.

Даже хочется мурлыкать, когда рядышком сидишь.

Н – нежность – Хлопоты и ласки, песенки и сказки.

Вкусные ватрушки, новые игрушки.

А для меня всего важней – нежность мамочки моей!

О – отзывчивость

П – помощь – Рада бабуля – поможет ей Юля.

Польёт она грядки – всё будет в порядке.

Растет там картошка, капусты немножко.

Редиска, томаты, арбуз полосатый.

Растёт всё на славу – помощнице браво!

Р – радость

С – спокойной ночи – А теперь котёнок спит,

Тёплым носиком сопит.

Т – трудолюбие

У – уважение – Старших надо уважать

И места им уступать.

Ф – фантазия

Х –  хороший –  Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу.

Всё равно его не брошу, потому что он хороший.

Ц – целеустремленность – Целый день пришлось детишкам

Строить горку изо льда.

Целеустремленные ребята. Всем за это  - похвала.

Ч – честность, честь, чуткость, человечность.

Буква Ч в алфавите есть,

Есть слова – это «честность» и «честь».

А еще – «чуткость» и «человечность»

Пусть эти слова живут целую вечность.

Ш – школьник – Школьник, школьник, ты – силач!

Шар земной несешь, как мяч.

Щ – щедрость.

Ы – Ведь без этой буквы Ы

Не было бы слова «МЫ».

Э – этикет - Хотя этикет не коробка конфет, не чемодан денег,

Ценят везде - этикет и воспитание ценят.

Я – Всем советуем, друзья,

Помнить место буквы я.

           

Во время работы мы поняли: если ты будешь вежлив и воспитан, то тебя будут любить и уважать.

Вывод: в ходе проделанной нами работы мы узнали историю создания азбуки, выучили алфавит, создали сказочную азбуку(каждый ученик презентовал свою букву: рассказывали стихи, загадывали загадки, пели песни и т.д) и азбуку доброты и вежливости.

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алфавит в стихах

Красивые иллюстрации и стихи помогут лучше запомнить алфавит.1 часть (А-Н)...

Алфавит в стихах 2 часть

Красивые иллюстрации и стихи помогут запомнить буквы алфавита. 2 часть (О-Я)...

Детский алфавит

В предложенном архиве представлен детский алфавит, который можно использовать для оформления....

Английский алфавит в стихах

Учим английский алфавит вместе! Как проконтроллировать знание алфавита, если родители учили немецкий....

Английский алфавит

При помощи это таблицы родители помогут детям закрепить знания  при изучении букв...

Алфавит

Красочные карточки с буквами английского алфавита...