Главные вкладки

    Проект по чтению (1 класс) по теме:
    Проект "Удивительный алфавит"

    Винокурова Маргаритта Владимировна

    В ходе проделанной нами работы мы узнали историю создания азбуки, выучили алфавит, создали сказочную азбуку и азбуку доброты и вежливости. 

    Творческим результатом нашей совместной работы являются: буквы-самоделки, которые можно увидеть ниже, доклады учащихся, город Алфавинск.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon udivitelnyy_alfavit.doc350 КБ

    Предварительный просмотр:

    Учебный проект

    «Удивительный алфавит»

                                 

    Выполнили учащиеся 1 «Б» класса

                                                       Руководитель – учитель начальных классов

                                                       Винокурова Маргаритта Владимировна

                                                      «Сначала аз да буки, а потом и науки»

                                                                                                  пословица

                                                      «Грамота, как знание, - есть необходимое

                                                      начало всякого правильного образования».

                                                                                                    К. Д. Ушинский

    Целью этого проекта стало:

    - выяснить, какая бывает азбука и можно ли создать азбуку?

    -обучение грамоте и подготовка детей к урокам русского языка  посредством совместного творческого взаимодействия с родителями,

    Задачи:

    Подвести учащихся к пониманию истории создания алфавита,

    Создать условия для знакомства с удивительным миром букв русского языка.

    Формирование  навыков исследовательской деятельности участников проекта.

    Повышение творческой активности воспитанников.

    Оценивать свои достижения и достижения своих товарищей.

    Творческим результатом нашей совместной работы являются: буквы-самоделки, которые можно увидеть ниже, доклады учащихся, город Алфавинск.

    Основополагающий вопрос: чему учит азбука?

    Темы для исследований:

    • Алфавит или азбука?
    • Какая бывает азбука?
    • Можно ли создать азбуку?
    • Где живет азбука? 

    Глава 1.

    История создания алфавита.

        Работая по учебнику «Азбука», мы обратили внимание на то, что определенный порядок следования букв в русском языке мы называем по-разному: то алфавит, то азбука. Решили выяснить: как же правильно говорить: азбука или алфавит?

        В «Словаре школьника» мы узнали, что слово «Алфавит» пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась «альфа», а вторая «вита», из двух названий получилось слово «алфавит».

       Слово «азбука» появилась более 1000 лет назад из названий двух первых букв древнерусского алфавита: буква а  называлась «аз», б – «буки». Так  образовалось новое русское слово «азбука».

       Для всех славянских народов азбуку создали два монаха – Кирилл и Мефодий. Именно ту, которую мы изучаем. Конечно, написание букв сильно изменилось, некоторые исчезли из современной азбуки. Но основа осталась. Поэтому азбуку назвали кириллицей. За создание славянской азбуки Кирилл и Мефодий были причислены к лику святых.

    Сравните современный и старославянский алфавит. Теперь нам понятна пословица: Сначала аз да буки, а потом и науки.

       А первый русский букварь написал и напечатал Иван Федоров. Это случилось в 1574 году. В Москве есть памятник первопечатнику Ивану Федорову. Буквы в своей азбуке Иван Федоров изображал в виде фигурок человека.

    Значит, слова «азбука» и «алфавит» обозначают буквы, расположенные в определенном  порядке.

     

    Глава 2.

    Какая бывает азбука?

       Я знаю, что азбука – это книга, в которой описаны полезные вещи, помогающие нам познать окружающий мир. Мне стало интересно, какая бывает азбука.

       Мы учимся в первом классе и на уроках изучаем звуки, буквы, правила русского языка. Мы знакомы с русской азбукой.

        Я знаю, что бывает  азбука иностранных языков. Многие одноклассники уже начали изучать английский алфавит.

        На классных часах учительница рассказывала нам о правилах поведения на дорогах, о дорожных знаках. Я думаю, что, в этом случае нам не обойтись без дорожной азбуки.

         В школе проходят уроки музыки, где нас обучают нотной грамоте, знакомят с музыкальными произведениями.

       В будущем, мне хочется стать военным. Я знаю, что военные изучают специальную азбуку – азбуку Морзе, которая состоит из звуковых сигналов. Это, наверное, очень интересно.

       Девочки из нашего класса занимаются балетом. Они рассказывали, как на занятиях изучают хореографическую грамоту: правильное положение спины, рук, стоп в каждой позиции. Наверное, это очень трудная  азбука.

       Теперь я знаю, что бывает азбука русского языка и иностранных языков, азбука Морзе,  дорожная, хореографическая, музыкальная азбуки.

    Глава 3.

    Можно ли создать азбуку.

        На уроках обучения грамоте во время работы по теме «Алфавит» мы решили создать свою азбуку доброты и вежливости. Все дети нашего класса совместно со своими родителями выбрали букву алфавита, придумали или подобрали текст по теме «Вежливость и доброта», оформили работу на листах. Вот что у нас получилось.

    А – ангелы – Ангелы в Рождественскую ночь в небесах летали.

                             Всем детям на Земле счастья и добра желали.

    Б – благодарю – За всё тебя благодарю и шарики тебе дарю.

    В – вежливость – Однажды летом ехал я в автобусе, сидел у окошка и любовался пейзажем. На остановке в автобус зашла старенькая бабушка. Я уступил свое место.

    Г – гостеприимство –

    Буква «Г» гуляш сварила и все буквы пригласила.

    Сок грейпфрута наливала, гренками всех угощала.

    На десерт гранат давала, на гуслях песенку сыграла

    И гулять всех созывала. Гости ей, сказав спасибо,

    Вышли дружною гурьбой прямо в азбуку, домой!

    Д – до свидания, доброго пути, добро пожаловать, добрый день, до скорой встречи.

    Нам желают «Доброго пути!»  Будет легче ехать и идти.

    Приведёт, конечно, добрый путь только к доброму чему-нибудь

    Е – единство – По одному мы все слабы,

    Но если вступим мы в единство,

    То, значит, будем мы едины

    И вместе мы -  непобедимы.

    З – забота- Повсюду снег. И кто-то мне

    Кормушки ставит на окне.

    Быть благодарным я привык. Спасибо, люди! Чик-чирик.

    И – извините - Ваня и Оля играли. Ваня обидел Олю, отнял у нее любимого мишку. Оля расплакалась, ей стало обидно, что мальчик ее обижает. Ване стало стыдно. Он подошел и сказал: «Извини меня, пожалуйста». Дети помирились. Больше они не ссорятся!

    Й – Солнечный и милый, радостный, счастливый,

    Этот день любимый – День рождения мой!

    К – книга – Книга мала, а ума придала.

    Л – ласковые руки – Они всего на свете добрее и нежней

    Ласковые руки мамочки моей.

    Они всегда утешат, прогонят страхи все

    Придут к тебе на помощь и выручат в беде.

    Берегите маму, нежность ее рук,

    Потому что мама – самый лучший друг.

    М – мама- Милая мамочка! Я твой котенок.

    Ты сама так говоришь.

    Даже хочется мурлыкать, когда рядышком сидишь.

    Н – нежность – Хлопоты и ласки, песенки и сказки.

    Вкусные ватрушки, новые игрушки.

    А для меня всего важней – нежность мамочки моей!

    О – отзывчивость

    П – помощь – Рада бабуля – поможет ей Юля.

    Польёт она грядки – всё будет в порядке.

    Растет там картошка, капусты немножко.

    Редиска, томаты, арбуз полосатый.

    Растёт всё на славу – помощнице браво!

    Р – радость

    С – спокойной ночи – А теперь котёнок спит,

    Тёплым носиком сопит.

    Т – трудолюбие

    У – уважение – Старших надо уважать

    И места им уступать.

    Ф – фантазия

    Х –  хороший –  Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу.

    Всё равно его не брошу, потому что он хороший.

    Ц – целеустремленность – Целый день пришлось детишкам

    Строить горку изо льда.

    Целеустремленные ребята. Всем за это  - похвала.

    Ч – честность, честь, чуткость, человечность.

    Буква Ч в алфавите есть,

    Есть слова – это «честность» и «честь».

    А еще – «чуткость» и «человечность»

    Пусть эти слова живут целую вечность.

    Ш – школьник – Школьник, школьник, ты – силач!

    Шар земной несешь, как мяч.

    Щ – щедрость.

    Ы – Ведь без этой буквы Ы

    Не было бы слова «МЫ».

    Э – этикет - Хотя этикет не коробка конфет, не чемодан денег,

    Ценят везде - этикет и воспитание ценят.

    Я – Всем советуем, друзья,

    Помнить место буквы я.

               

    Во время работы мы поняли: если ты будешь вежлив и воспитан, то тебя будут любить и уважать.

    Вывод: в ходе проделанной нами работы мы узнали историю создания азбуки, выучили алфавит, создали сказочную азбуку(каждый ученик презентовал свою букву: рассказывали стихи, загадывали загадки, пели песни и т.д) и азбуку доброты и вежливости.

       

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Алфавит в стихах

    Красивые иллюстрации и стихи помогут лучше запомнить алфавит.1 часть (А-Н)...

    Алфавит в стихах 2 часть

    Красивые иллюстрации и стихи помогут запомнить буквы алфавита. 2 часть (О-Я)...

    Детский алфавит

    В предложенном архиве представлен детский алфавит, который можно использовать для оформления....

    Английский алфавит в стихах

    Учим английский алфавит вместе! Как проконтроллировать знание алфавита, если родители учили немецкий....

    Английский алфавит

    При помощи это таблицы родители помогут детям закрепить знания  при изучении букв...

    Алфавит

    Красочные карточки с буквами английского алфавита...