Рабочая программа по литературному чтению по УМК "Школа России" для 3 класса
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) по теме
Рабочая программа содержит пояснительную записку, цели и задачи, содержание материала, учебно-тематический план, поанируемые результаты, календарно-тематический план.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabprlit3.docx | 101.46 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МО «БРАТСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« АЛЕКСАНДРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНО Заседание ШМО учителей начальных классов МКОУ «Александровская СОШ» Протокол № _____ от «____» августа 2013 г. Руководитель МО Кривенко Г.В. | СОГЛАСОВАНО Заседание педсовета МКОУ «Александровская СОШ» Протокол № _____ от «____» августа 2013 г. Зам. директора по УР Степанова Л.Н. | УТВЕРЖДАЮ Приказ № ___________ от «___»______________2012г. Директор МКОУ «Александровская СОШ» МО «Братский район» Астапова Л.Н. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Литературное чтение»
для учащихся 3 класса
на 2013 - 2014 учебный год
Образовательная область: «Филология»
Разработала:
Пилуева Нина Федоровна, учитель
2 квалификационной категории.
2013 г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа учебного предмета «литературное чтение» для учащихся 3 класса МКОУ «Александровская СОШ» разработана на основе Федерального образовательного стандарта второго поколения, примерной программы начального общего образования, авторской программы, утверждённой МО РФ Федерального перечня учебников, Л.Р.Климановой и др. по УМК «ШКОЛА РОССИИ», М.: Просвещение, 2010 г.,
Нормативно-правовой основой рабочей программы являются:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373);
- Региональный стандарт требований к программному обеспечению образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях Иркутской области (утверждён приказом ГлавУО и ПО от 16.06.2000г № 665);
- Письмо Службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области № 75-37-0541/11 от 15.04.2011 «О рабочих программах».
Общая характеристика учебного предмета
Курс литературного чтения охватывает два ключевых направления:
- формирование и совершенствование навыка чтения и коммуникативно-речевых умений;
- приобщение младших школьников к чтению художественной литературы, имеющей огромный потенциал с точки зрения эстетического и нравственного развития учащихся.
Курс «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы.
Цели обучения
Программа направлена на достижение следующих целей:
-развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
-овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
-воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
-обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России, активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.
Основные задачи:
- развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное,
- учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление,
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление,
- развивать поэтический слух,
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей,
- обогащать чувственный опыт ребёнка,
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни,
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров,
- обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Авторской программой предусмотрено 136 часов. Рабочая программа рассчитана на 140 часов согласно базисному учебному плану по 4 урока в неделю, 35 учебных недель. Программа соответствует ФГОС. Уровень – базовый.
Учебно-тематический план
№ | Наименование раздела, темы | Всего часов | Теория | Практика |
«Самое великое чудо на свете» | 3 | 3 | - | |
Устное народное творчество | 9 | 8 | 1 | |
Поэтическая тетрадь 1 | 10 | 9 | 1 | |
Великие русские писатели | 25 | 24 | 2 | |
Поэтическая тетрадь 2 | 9 | 8 | 1 | |
6. | Литературные сказки | 11 | 10 | 1 |
7. | Были-небылицы | 10 | 9 | 1 |
8. | Поэтическая тетрадь 1 | 7 | 6 | 1 |
9. | Люби живое | 17 | 16 | 1 |
10. | Поэтическая тетрадь 2 | 8 | 6 | 2 |
11. | Собирай по ягодке – наберешь кузовок | 15 | 14 | 1 |
12. | По страницам детских журналов «Мурзилка» | 8 | 7 | 1 |
13. | Зарубежная литература | 8 | 6 | 2 |
ВСЕГО | 140 | 126 | 15 |
Основные содержательные линии
Задачи курса «Литературное чтение» определили содержание учебников «Литературное чтение» 3 класса и программы, которая включает следующие разделы:
1. «Круг детского чтения. Тематика».
2. «Коммуникативно-речевые навыки и умения при работе с текстом произведения».
3. «Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусства и наблюдений за окружающим миром».
4. «Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся».
Круг детского чтения. Тематика.
1. Вводный раздел. «Приглашение в страну Литературию»; «Книга — друг и советчик».
2. Жанровый блок. Устное народное творчество: загадки, пословицы, потешки, небылицы; сказки о животных; бытовые и волшебные сказки (сказки народов России и зарубежных
стран).
Литературные произведения: сказки русских писателей; басни и рассказы современных писателей и писателей-классиков; «Страницы поэзии» (стихи русских поэтов).
Литература — искусство слова. Дальнейшее знакомство с произведениями детских писателей (К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто, Н. Носов), небольшой справочный материал о жизни и творчестве писателей.
3. Тематический блок. Произведения современных писателей, писателей-классиков русской и зарубежной литературы, раскрывающие художественно-эстетические, морально-этические и патриотические темы (о красоте родной природы, о детях и семье, о школе, родной стране и ее людях). Обобщение представлений детей по нравственно-этической тематике. Научно-познавательные тексты.
Коммуникативно-речевые умения и навыки при работе с текстом произведения
1. Развитие навыка чтения.
— Способ чтения: чтение целыми словами без разделения на слоги дву- и трехсложных слов; обучение чтению про себя.
— Увеличение «поля» чтения: от чтения двусложных слов к чтению трехсложных.
— Качества навыка чтения, обеспечивающие понимание прочитанного: сознательное, правильное чтение (без пропусков и искажений) в темпе 50—60 слов в минуту.
— Выразительное чтение с соблюдением пауз и интонации конца предложения. Развитие темпового чтения текстов (умение замедлять и ускорять темп чтения). Чтение небольших
текстов про себя с последующим воспроизведением содержания прочитанного.
2. Формирование речевых умений при работе с текстом произведения.
— Подробный пересказ небольшого произведения с соблюдением логики развития сюжета и пересказ по предложенному картинному плану.
— Выборочный пересказ с опорой на вопросы и иллюстрации.
— Деление текста на части, нахождение главной мысли прочитанного (с помощью учителя).
— Умение выделять в тексте диалоги героев, читать их выразительно.
— Рисование словесных картин на основе прочитанного текста (с помощью учителя).
— Составление небольшого рассказа по картинке или серии картинок, объединенных общей темой.
3. Воспитание культуры речи и чтения.
— Развитие звуковой культуры речи: четкой дикции, закрепление умений правильно артикулировать звуки в словах и фразах, увеличивать или уменьшать силу голоса в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи.
— Соблюдение в устном общении интонационной выразительности речи и чтения при воспроизведении предложений различного типа.
— Формирование грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и пересказе текста.
— Воспитание культуры общения с собеседником (ребенком или взрослым): умение проявлять внимание, доброжелательность к собеседнику, умение слушать собеседника и поддерживать разговор с ним.
— Ориентировка в учебной книге: нахождение оглавления, нужного произведения; умение пользоваться методическим аппаратом учебника.
— Формирование культуры обращения с книгой: не загибать листы, не чертить в книге, не пачкать ее страницы, обертывать книгу при частом использовании.
Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений.
Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов
искусства и наблюдений за окружающим миром
1. Расширение опыта эстетического восприятия мира на основе наблюдений.
— Развитие способности воспринимать красоту природы в разное время года и потребности в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру.
— Формирование умения передавать впечатления от общения с природой в устной речи с использованием рисунков.
— Развитие умения наблюдать за движениями и позами животных, способами их общения, передавать свои впечатления в рассказе.
— Развитие умения воспринимать красоту предметного мира, передать через слово и рисунки свои впечатления, отношение к увиденному.
— Обогащение опыта эстетического восприятия в процессе знакомства с произведениями изобразительного искусства и музыки.
2. Слушание художественных произведений.
— Слушание произведений в исполнении мастеров художественного слова.
— Слушание стихотворений в исполнении взрослого или подготовленного ребенка (в сочетании с музыкальным сопровождением). Умение сопоставлять, сравнивать свои впечатления от прослушивания музыки и стихов.
— Заучивание наизусть стихотворений классиков русской литературы, посвященных разным временам года.
3. Перечитывание художественного произведения и его анализ.
— Развитие умения размышлять над прочитанным, формирование потребности перечитать текст для нахождения в нем слов, подтверждающих собственные высказывания.
— Умение выбирать слова, характеризующие героя (его внешний вид, поступки, речь), понять отношение автора к герою (с помощью учителя); сформировать свое отношение к поступкам героев.
— Развитие умения эстетического переживания; умения откликаться на произведение искусства, подмечать красоту и образность художественного слова.
— Сравнение авторского описания красоты природы (цветка, птицы, облака, неба и т. д.) с собственным сравнением.
— Активизация воображения, фантазии ребенка с помощью вопросов «На что похож данный предмет?», «С чем можно его сравнить?». И т. д.
— Нахождение в тексте с помощью учителя образных выражений, сравнений, эпитетов (без терминов).
— Развитие умения воспроизводить словесное описание места действия, предметов и т. д. (из прочитанного произведения).
— Формирование умения составлять словесное описание героя (персонажа).
4. Опыт творческой деятельности. Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами.
— Воспроизведение сказочных сюжетов (или отдельных эпизодов) с предварительной характеристикой персонажей, их внешнего вида, поведения, речи.
— Развитие умения сравнивать загадку и отгадку, находить в них общее, эмоционально откликаться и оценивать художественную образность, яркость изображения предмета в загадке.
— Придумывание (коллективное) продолжения сюжета сказки или рассказа, обсуждение и выбор лучших вариантов.
— Умение определять автора произведения («Кто написал эти стихи, рассказы?»).
— Формирование умения различать художественный и научно-познавательный тексты, находить (с помощью учителя) общее и различное (общая тема, разный способ изображения: научный и художественный, образный)
— Умение различать сказки о животных и бытовые сказки, обращать внимание на сказочный мир героев этих произведений.
Планируемые результаты к концу 3 класса:
Личностные результаты: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, эмпатия как понимание чувств других людей, уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества в различных ситуациях, эстетические потребности, ценности и чувства.
Метапредметные результаты: рефлексия способов и условий действий, ставить и формулировать проблемы, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, сбор, обработка, оценка и передача информации, адекватно воспринимать предложения других людей по исправлению допущенных ошибок, обращаться за помощью, ставить вопросы, предлагать свою помощь и сотрудничество, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром, осуществлять взаимный контроль, координировать и принимать различные позиции во взаимодействиях.
Предметные результаты: осознанно читать, строить диалогические и монологические высказывания на основе литературного произведения и личного опыта;
– описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др.
К концу 3 класса учащиеся должны уметь:
- читать вслух сознательно, правильно и выразительно целыми словами
(малоизвестные слова сложной слоговой структуры - по слогам), в темпе 60 - 70 слов в минуту; - владеть темпом, громкостью, тоном и мелодикой речи как средствами выразительности чтения;
- осознанно читать про себя;
- определять смысл событий и поступков героев, выражая своё отношение к ним;
- устанавливать логические связи между событиями и явлениями, описываемые в тексте;
- пересказывать, прочитанное подробно и сжато;
- сочинять новое окончание сюжета или вставные эпизоды в текст, сказки на основе прочитанного;
- самостоятельно выбирать и читать детскую книгу в соответствии с темой урока, пользуясь рекомендательным списком;
- самостоятельно находить произведения по их названию в оглавлении.
Учащиеся должны знать:
- фамилии 3 -4 (новых по сравнению с прошлым учебным годом) писателей и названия их произведений для детей;
- знать наизусть 8-10 стихотворений.
Учебно-методическое обеспечение программы.
- Концепция и программы для начальных классов «Школа России» Москва,
- «Просвещение», 2010 г
- Программа «Школа России». Москва Просвещение 2010 год.
- Тематическое планирование по литературному чтению (3 класс) разработано по УМК «Школа России»:
- Л.Р.Климанова Литературное чтение 3 класс : учебник для общеобразовательных учреждений– М. : Просвещение, 2013.
- Л.Р.Климанова Литературное чтение 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных. учреждений– М. : Просвещение, 2013.
- Методическая газета для учителей начальной школы «Начальная школа»
- Аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение»
Формы контроля уровня достижений обучающихся и критерии оценки.
Обязательные формы и методы контроля | Иные формы учета достижений. | |
текущая аттестация | итоговая (четверть, год) аттестация | урочная деятельность |
- устный опрос - письменная самостоятельная работа - тестовые задания - творческая работа | -проверка техники чтение -проверка читательских умений | - анализ динамики текущей успеваемости |
Критерии оценивания:
Особенности организации контроля по литературному чтению
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более 2);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше хорошего: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
- Ноутбук
- Интерактивная доска
- Документ-камера
- Принтер
- Электронное приложение к учебнику «Литературное чтение»
- Электронное приложение к журналу «Начальная школа»
- Электронные источники.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Календарные сроки | № уроков | Тема (тип урока) | Кол-во часов | Элементы содержания | Планируемые результаты | Характеристика деятельности учащихся | Формы контроля | |
Метапредметные | Предметные | |||||||
Название раздела (количество часов) | ||||||||
Самое великое чудо на свете (3ч) | ||||||||
1 | Рукописные книги Древней Руси. (Изучение нового материала) | 1 | Какое чудо считаете самым удивительным? Какие книги называют рукописными? Как создавалась первая русская печатня? | Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром, осуществлять взаимный контроль, координировать и принимать различные позиции во взаимодействиях. | Работа с учебником, (знакомство с условными обозначениями, содержанием учебника, словарем.) | Фронтальная, индивидуальная | Фронтальный опрос | |
2 | Первопечатник Иван Федоров. (Комбинированный) | 1 | Почему царь Иван Васильевич решил построить печатный двор?? | Воспринимать и различать на слух произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова, оценивать свои эмоциональные реакции | Фронтальная, индивидуальная | Выразительное чтение | ||
3 | Урок - путешествие в прошлое. (Обобщение). | 1 | Почему книгу называют великим чудом? | Воспринимать и различать на слух произведения разных жанров | Фронтальная, индивидуальная | Фронтальный опрос | ||
Устное народное творчество (9ч) | ||||||||
4 | Русские народные песни. (Комбинированный) | 1 | Русские народные песни. Обращение к силам природы. Лирические и шуточные. | Ставить и формулировать проблемы, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, сбор, обработка, оценка и передача информации, | Ориентироваться в основном и второстепенном плане (действия, события, герои), характеризовать особенности поэтических и прозаических произведений. | Фронтальная, индивидуальная | Фронтальный, индивидуальный опрос | |
5 | Докучные сказки. (Комбинированный) | 1 | Сочинение докучных сказок. Произведения прикладного искусства: гжельская, хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. | Интонировать предложения на основе знаков препинания. | Индивидуальная | Индивидуальный опрос | ||
6-7 | «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (Комбинированный) | 2 | Составление плана. Пересказ. | Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно. | Фронтальная, индивидуальная | Фронтальный, индивидуальный опрос | ||
8-9 | «Иван-царевич и Серый волк» (Комбинированный) | 2 | Составление плана. Пересказ. | Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить высказывание, выбирать выразительные средства языка | Фронтальная, индивидуальная | Фронтальный, индивидуальный опрос | ||
10-11 | «Сивка-Бурка» (Комбинированный) | 2 | Выразительное чтение. Пересказ. | Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. | Фронтальная, индивидуальная | Фронтальный, индивидуальный опрос | ||
12 | Проверим себя и оценим свои достижения (Обобщение). | 1 | Что означает понятие устное народное творчество? Что такое сказка? Какие сказки называются волшебными? Что такое зачин, присказка. концовка? | Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка. | Фронтальная, индивидуальная | Фронтальный, индивидуальный опрос | ||
Поэтическая тетрадь (10 ч) | ||||||||
13 | Как научиться читать стихи. Ф.Тютчев «Весенняя гроза» (Изучение нового материала) | 1 | Какие произведения входят в раздел: стихотворные или прозаические? Каким советам Я.Смоленского последуете при чтении стихотворения? | Адекватно воспринимать предложения других людей по исправлению допущенных ошибок, обращаться за помощью, ставить вопросы, предлагать свою помощь и сотрудничество, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром, осуществлять взаимный контроль, координировать и принимать различные позиции во взаимодействиях. | Сравнивать учебный, художественный и научно-популярный тексты: выделять особенности каждого, устанавливать общие черты и различия | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | Выразительное чтение | |
14 | Ф.Тютчев «Листья». (Комбинированный) | 1 | Выразительное чтение стихотворения, передавая настроения автора | Выразительно читать небольшие стихотворные произведения. | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | Выразительное чтение | ||
15 | А.Фет «Мама, глянь-ка, из окошка…». (Комбинированный) | 1 | Настроение поэта и наблюдение за повторением ударных и безударных слогов в слове, рифмующиеся слова | Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | Выразительное чтение | ||
16 | А.Фет «Зреет рожь над жаркой нивой». (Комбинированный) | 1 | Подвижные картины природы в поэзии А. А. Фета и И. С. Никитина | Выразительно читать небольшие стихотворные произведения. | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | Выразительное чтение | ||
17 | И.С.Никитин «Полно, степь моя…». (Комбинированный) | 1 | Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | Выразительное чтение | |||
18 | И.С.Никитин «Встреча зимы». (Комбинированный) | 1 | Роль заголовка и олицетворения. | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | Отрывок наизусть | |||
19 | И.З.Суриков «Детство». (Комбинированный) | 1 | Сказочность стихотворения. И. З. Сурикова «Детство» | Ставить и формулировать проблемы, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме. Смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, сбор, обработка, оценка и передача информации | Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно. | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | Отрывок наизусть | |
20 | И.З.Суриков «Зима». (Комбинированный) | 1 | Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении И. З. Суриков «Зима». | Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | Выразительное чтение | ||
21 | Проверим себя и оценим свои достижения (Обобщение). | 1 | Обобщение по разделу. Оценка достижений. | Конструировать монологическое высказывание: формулировать главную мысль, отбирать доказательства, логично и последовательно строить текст (высказывание), выбирать выразительные средства языка. | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | Фронтальный, индивидуальный опрос | ||
22 | Урок-концерт. (Проверка знаний) | 1 | Чтение стихотворных произведений наизусть (по выбору); участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. | Читать наизусть небольшие стихотворные произведения. | Индивидуальная | Чтение наизусть | ||
Великие русские писатели. (25 ч) | ||||||||
23 | А.С.Пушкин Стихотворения о природе (Комбинированный) | 1 | Подготовка сообщения « Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина». | Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Уметь осуществлять выбор произведений для чтения перед аудиторией | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | Чтение наизусть | |
24 | А.С.Пушкин Отрывки из романа «Евгений Онегин» (Комбинированный) | 1 | Восприятие на слух и понимание художественных произведений | Читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | Чтение наизусть | ||
25 | А.С.Пушкин «Зимнее утро». (Комбинированный) | 1 | Настроение стихотворения и прием контраста . | Понимать смысл стихотворения и настроение лирического героя | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | Выразительное чтение | ||
26 | А.С.Пушкин «Зимний вечер». (Комбинированный) | 1 | Настроение стихотворения и прием контраста . | Понимать смысл стихотворения и настроение лирического героя | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | Выразительное чтение | ||
27 | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Знакомство. (Изучение нового материала) | 1 | Знакомство. Тема сказки. | Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. | Фронтальная, индивидуальная | Фронтальный, индивидуальный опрос | ||
28 | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Выразительное чтение. (Комбинированный) | 1 | Выразительное чтение. События сказочного текста. Сравнение народной и литературной сказки. Особенности волшебной сказки. | Различать лирическое и прозаическое произведения | Фронтальная, индивидуальная | Фронтальный, индивидуальный опрос | ||
29 | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Составление плана. (Комбинированный) | 1 | Составление плана. Герои литературной сказки. Нравственный смысл сказки. | Определять нравственный смысл литературной сказки | Фронтальная, индивидуальная | Фронтальный, индивидуальный опрос | ||
30 | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане». Краткий пересказ. (Комбинированный) | 1 | Краткий пересказ. Чем сказка А.С. Пушкина интересна современному читателю? | Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения. | Фронтальная, индивидуальная | Фронтальный, индивидуальный опрос | ||
31 | «Сказки» А.С. Пушкина. (Внеклассное чтение) | 1 | Знакомство с другими сказками А.С.Пушкина | Знать волшебные сказки А.С.Пушкина | Фронтальная, индивидуальная | Фронтальный, индивидуальный опрос | ||
32 | Иван Андреевич Крылов. Из воспоминаний. (Изучение нового материала) | 1 | Подготовка сообщения о И. А. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове | Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; | Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства | Фронтальная, индивидуальная | Фронтальный, индивидуальный опрос | |
33 | И.А.Крылов «Мартышка и очки». (Комбинированный) | 1 | Определение морали в произведении, представление героев, характеристика героев на основе их поступков, инсценировка басни | Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору | Фронтальная, индивидуальная | Фронтальный, индивидуальный опрос | ||
34 | И.А.Крылов «Зеркало и Обезьяна» (Комбинированный) | 1 | Нравственный урок и мораль басни И. А. Крылова «Зеркало и обезьяна». | Воспринимать и различать на слух произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров художественного слова, оценивать свои эмоциональные реакции | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | Выразительное чтение | ||
35 | И.А.Крылов «Ворона и Лисица» (Комбинированный) | 1 | Характеристика героев басен И. А. Крылова на основе их поступков. | Выразительно читать стихотворные произведения по памяти. | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | Чтение наизусть | ||
36 | Проверка читательских умений Воскобойников. М.Ю.Лермонтов (Комбинированный | 1 | Подготовка сообщения на основе статьи В.Воскобойникова. М. Ю. Лермонтов | Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства | Фронтальная, индивидуальная | Контрольная работа №1 | ||
37-38 | М.Ю.Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком» (Комбинированный | 2 | Лирические стихотворения ( «Горные вершины», «Утес», настроение и образность. Сравнение лирического текста и произведения живописи. Подбор музыкального сопровождения к лирическому произведению | Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | Выразительное чтение | ||
39 | М.Ю.Лермонтов «Утёс» ,«Осень». (Комбинированный | 1 | Скрытый, переносный смысл стихотворения, выразительное чтение, понимание прочитанного | Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. | Выразительно читать небольшие стихотворные произведения. | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | Чтение наизусть | |
40 | Детство Л.Н.Толстого. (Изучение нового материала) | 1 | Подготовка сообщения на основе статьи о детстве и творчестве Л. Н. Толстом. | Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства | Фронтальная, индивидуальная | Фронтальный, индивидуальный опрос | ||
41 | Л.Н.Толстой «Акула» (Комбинированный | 1 | Соотнесение заглавия рассказа с темой и главной мыслью, ответы на вопросы по содержанию | Характеризовать текст: предполагать тему и содержание текста по заголовку, иллюстрациям, аннотации. Определять жанр, тему. Формулировать главную мысль текста, его частей. | Фронтальная, индивидуальная | Фронтальный, индивидуальный опрос | ||
42 | Л.Н.Толстой «Прыжок» (Комбинированный | 1 | Составление плана, воссоздание текста по плану | Характеризовать текст: предполагать тему и содержание текста по заголовку, иллюстрациям, аннотации. Определять жанр, тему. Формулировать главную мысль текста, его частей. | Фронтальная, индивидуальная | Фронтальный, индивидуальный опрос | ||
43 | Л.Н.Толстой «Лев и собачка». (Комбинированный | 1 | Соотнесение заглавия рассказа с темой и главной мыслью, ответы на вопросы по содержанию и анализ поступков героев |
определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; | Фронтальная, индивидуальная | Фронтальный, индивидуальный опрос | ||
44 | Л.Н.Толстой «Какая бывает роса на траве». (Комбинированный | 1 | Сравнение текстов разных видов. (текст-рассуждение, текст-описание). | читать осознанно текст худо- определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; | Фронтальная, индивидуальная | Фронтальный, индивидуальный опрос | ||
45 | Л.Н.Толстой «Куда девается вода из моря?» (Комбинированный | 1 | Сравнение текстов разных видов. (текст-рассуждение, текст-описание). | Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. | Фронтальная, индивидуальная | Фронтальный, индивидуальный опрос | ||
46 | Великие русские писатели. (Обобщение). | 1 | Проверка своих знаний и самостоятельная оценка своих достижений | Приводить | Фронтальная, индивидуальная | Фронтальный, индивидуальный опрос | ||
47 | «Сказки» Л.Н.Толстого. (Внеклассное чтение) | 1 | Знакомство со сказками Л.Н.Толстого | Знать сказки Л.Н.Толстого | Фронтальная, индивидуальная | Фронтальный, индивидуальный опрос | ||
Поэтическая тетрадь (9ч) | ||||||||
48 | Н.А.Некрасов «Славная осень». (Комбинированный | 1 | Стихи о природе Н. А. Некрасова | Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; | Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. | Фронтальная, индивидуальная | Фронтальный, индивидуальный опрос | |
49 | Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором» (Комбинированный | 1 | Стихи о природе Н. А. Некрасова Создание словесных картин по тексту стихотворения | Выразительно читать стихотворные произведения по памяти. | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | Чтение наизусть | ||
50 | Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» (Комбинированный | 1 | Повествовательное произведение в стихах | Анализировать соответствие темы пословице; выбирать пословицу, отражающую главную мысль произведения. | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | Выразительное чтение | ||
51 | К.Д.Бальмонт «Золотое слово» (Комбинированный | 1 | Средства художественной выразительности: сравнение, эпитеты, олицетворения. | Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | Выразительное чтение | ||
52 | И.А.Бунин «Детство» (Комбинированный | 1 | Чувство прекрасного, характеристика выразительных средств. | воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | Выразительное чтение | ||
53 | И.А.Бунин «Полевые цветы» (Комбинированный | 1 | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | Выразительное чтение | ||||
54 | И.А.Бунин «Густой ельник у дороги» (Комбинированный | 1 | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | Выразительное чтение | ||||
55 | Поэтическая тетрадь. (Обобщение). | 1 | Проверка своих знаний и самостоятельная оценка своих достижений | Читать стихотворение, выражая авторское настроение, высказывать свои собственные впечатление о прочитанном , оценивать свои достижения | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | Чтение наизусть | ||
56 | Стихи С.Я. Маршака. (Внеклассное чтение) | 1 | Чтение стихотворений С.Я.маршака | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | Чтение наизусть | |||
Литературные сказки (11ч) | ||||||||
57 | О народных и литературных сказках. (Изучение нового материала) | 1 | Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: народная сказка, литературная сказка | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач | Уметь определять тему и главную мысль произведения | Фронтальная, индивидуальная | Фронтальный, индивидуальный опрос | |
58 | Д.И.Мамин- Сибиряк «Аленушкины сказки». (Комбинированный | 1 | Нравственный смысл сказки. | Уметь определять тему и главную мысль произведения | Фронтальная, индивидуальная | Фронтальный, индивидуальный опрос | ||
59 | Д.И.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца». (Комбинированный | 1 | Знакомство. Тема и главная мысль произведения. | Читать по ролям: выбирать фрагмент для чтения по ролям, распределять роли, отбирать выразительные средства (тон, темп, интонация), раскрывающие особенности произведения. | Фронтальная, индивидуальная | Фронтальный, индивидуальный опрос | ||
60 | Д.И.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца». (Комбинированный | 1 | Пересказ. Сравнение содержания литературной и народной сказок. | Анализировать соответствие темы пословице; выбирать пословицу, отражающую главную мысль произведения. | Фронтальная, индивидуальная | Фронтальный, индивидуальный опрос | ||
61 | В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница». (Комбинированный | 1 | Составление плана. Наблюдение за развитием и последовательностью событий в литературных сказок, сравнение героев | Характеризовать текст: предполагать тему и содержание текста по заголовку, иллюстрациям, аннотации. Определять жанр, тему. Формулировать главную мысль текста, его частей. | Фронтальная, индивидуальная | Фронтальный, индивидуальный опрос | ||
62 | В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница». (Комбинированный | 1 | Составление характеристики лягушки. Составление смешных историй. Пересказ. | Читать по ролям: выбирать фрагмент для чтения по ролям, распределять роли, отбирать выразительные средства (тон, темп, интонация), раскрывающие особенности произведения. | Фронтальная, индивидуальная | Фронтальный, индивидуальный опрос | ||
63 | В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». (Комбинированный | 1 | Сравнение народной и литературной сказок. Выразительное чтение. | Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. | Фронтальная, индивидуальная | Фронтальный, индивидуальный опрос | ||
64 | В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». (Комбинированный | 1 | Сравнение героев сказки. Подробный и выборочный пересказ. | Составлять план текста: делить текст на части, определять микротемы каждой части, озаглавливать их. Формулировать вопрос по фрагменту текста. | Фронтальная, индивидуальная | Фронтальный, индивидуальный опрос | ||
65 | В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович». (Комбинированный | 1 | Чтение по ролям. Подробный и выборочный пересказ. | Наблюдать: проводить разметку текста, определять логические ударения, слова для выделения голосом, паузы – логические и психологические с помощью учителя и самостоятельно. | Фронтальная, индивидуальная | Фронтальный, индивидуальный опрос | ||
66 | Проверка читательских умений Литературные Сказки (Обобщение) | 1 | Проверка своих знаний и самостоятельная оценка своих достижений | Конструировать монологическое высказывание: | Фронтальная, индивидуальная | Контрольная работа №2 Фронтальный, индивидуальный опрос | ||
67 | «Лес не школа, а всему учит». (Внеклассное чтение) | 1 | Знакомство с «Лесной газетой» В.В.Бианки | Уметь определять тему и главную мысль произведения | Фронтальная, индивидуальная | Фронтальный, индивидуальный опрос | ||
Были-небылицы (10 ч) | ||||||||
68 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. М. Горький «Случай с Евсейкой» (Изучение нового материала) | 1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Знакомство с героями произведения. | Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; | Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. | Фронтальная, индивидуальная | Фронтальный, индивидуальный опрос | |
69-70 | М. Горький «Случай с Евсейкой» (Комбинированный | 2 | Прием сравнения – основной прием описания подводного царства в рассказе М. Горького | Анализировать соответствие темы пословице; выбирать пословицу, отражающую главную мысль произведения. | Фронтальная, индивидуальная | Фронтальный, индивидуальный опрос | ||
71-73 | К. Паустовский «Растрёпанный воробей». (Комбинированный | 3 | Жанр произведения. Герои, характеристика героев. Выборочный пересказ. Составление плана для краткого и полного пересказов Развитие речи: обучение краткому пересказу | Характеризовать текст: предполагать тему и содержание текста по заголовку, иллюстрациям, аннотации. Определять жанр, тему. Формулировать главную мысль текста, его частей | Фронтальная, индивидуальная | Фронтальный, индивидуальный опрос | ||
74-75 | А. Куприн «Слон» (Комбинированный | 2 | Составлять небольшого монологического высказывания с опорой на авторский текст; | Характеризовать текст: предполагать тему и содержание текста по заголовку, иллюстрациям, аннотации. Определять жанр, тему. Формулировать главную мысль текста, его частей. | Фронтальная, индивидуальная | Фронтальный, индивидуальный опрос | ||
76 | Проверим себя и оценим свои достижения (Проверка знаний) | 1 | Рубрика «Проверим себя и оценим свои достижения» | Конструировать монологическое высказывание. | Фронтальная, индивидуальная | Фронтальный, индивидуальный опрос | ||
77 | Рассказы, повести А.Воронковой. (Внеклассное чтение) | 1 | Рассказы, повести А.Воронковой. | Знакомиться с произведениями А.Воронковой | Фронтальная, индивидуальная | Фронтальный, индивидуальный опрос | ||
Поэтическая тетрадь (7ч) | ||||||||
78 | Саша Чёрный «Что ты тискаешь утенка». (Изучение нового материала) | 1 | Знакомство с разделом. Прогнозирование содержания. Авторское отношение к изображаемому в стихах С. Черного. Отработка выразительного чтения. | Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха. | уметь: | Фронтальная, индивидуальная | Фронтальный, индивидуальный опрос | |
79 | Саша Чёрный «Воробей», «Слон». (Комбинированный | 1 | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | Выразительное чтение | ||||
80 | А.А.Блок «Ветхая избушка». (Комбинированный | 1 | Картины зимних забав в стихах А. Блока. | уметь: | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | Выразительное чтение | ||
81 | А.А.Блок «Сны», «Ворона». (Комбинированный | 1 | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | Выразительное чтение | ||||
82 | С.А.Есенин «Черёмуха». (Комбинированный | 1 | Сравнение стихотворений разных авторов на одну тему. | уметь читать стихотворные произведения наизусть | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | Чтение наизусть | ||
83 | Проверим и оценим свои достижения (Проверка знаний) | 1 | Урок-концерт по произведениям изученных поэтов | Рубрика «Проверим себя и оценим свои достижения» | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | Чтение наизусть | ||
84 | Книги А.Миняева об армии и её героях. (Внеклассное чтение) | 1 | Основные темы детского чтения: произведения | Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. | Фронтальная, индивидуальная | Фронтальный, индивидуальный опрос | ||
Люби живое 17ч | ||||||||
85 | М.М. Пришвин «Моя Родина». (Изучение нового материала) | 1 | Основные темы детского чтения: произведения | Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с графическим сопровождением. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. | Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | Фронтальный, индивидуальный опрос | |
86-87 | И.С.Соколов-Микитов «Листопадничек». (Комбинированный | 2 | Выражение личного отношения Выразительное чтение. Выразительное чтение. | Характеризовать текст: предполагать тему и содержание текста по заголовку, иллюстрациям, аннотации. Определять жанр, тему. Формулировать главную мысль текста, его частей. | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | Фронтальный, индивидуальный опрос | ||
88- | В.И.Белов «Малька провинилась». (Комбинированный | 1 | Выражение личного отношения | Анализировать соответствие темы пословице; выбирать пословицу, отражающую главную мысль произведения. | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | Фронтальный, индивидуальный опрос | ||
89 | В.И.Белов « Ещё про Мальку». (Комбинированный | 1 | Умение составлять вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | Фронтальный, индивидуальный опрос | |||
90-92 | В.В.Бианки «Мышонок Пик». (Комбинированный | 3 | Пересказ текста, умение последовательно воспроизводить содержание рассказа Выразительное чтение. Составление краткого плана. | Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. Составлять план текста: делить текст на части, определять микротемы каждой части, озаглавливать их. Формулировать вопрос по фрагменту текста. | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | Фронтальный, индивидуальный опрос | ||
93-95 | Б.С.Житков «Про обезьянку». (Комбинированный | 3 | Выразительное чтение. Составление плана. Творческий пересказ. Умение кратко пересказывать произведение (эпизод) | Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии) | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | Фронтальный, индивидуальный опрос | ||
96 | «Мама и мы». (Внеклассное чтение) | 1 | Основные темы детского чтения: произведения | Знать несколько произведение о маме. | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | Фронтальный, индивидуальный опрос | ||
97 | В.Л.Дуров «Наша Жучка». (Комбинированный) | 1 | Построение небольшого монологического высказывания (рассказ, устное сочинение с элементами рассуждения, описания) | уметь: составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | Фронтальный, индивидуальный опрос | ||
98 | В.П.Астафьев «Капалуха». (Комбинированный | 1 | Нравственный смысл рассказа. Выразительное чтение Пересказ. | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | Фронтальный, индивидуальный опрос | |||
99-100 | В.Ю.Драгунский «Он живой и светится». (Комбинированный | 2 | Обучение пересказу с элементами перевода диалогов в косвенную речь. | Понимать нравственный смысл рассказа. | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | Фронтальный, индивидуальный опрос | ||
101 | Проверим себя и оценим свои достижения (Проверка знаний) | 1 | Рубрика «Проверим себя и оценим свои достижения» | Уметь создавать небольшой устный текст | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | Фронтальный, индивидуальный опрос | ||
Поэтическая тетрадь (8 ч) | ||||||||
102 | Знакомство с названием раздела. (Изучение нового материала) | 1 | Запуск проекта «Праздник поэзии». | Активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач. логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | Фронтальный, индивидуальный опрос | ||
103 | С. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной» (Комбинированный) | 1 | Выразительное чтение | Умение выразительно читать | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | Чтение наизусть | ||
104 | А. Барто «Разлука», «В театре» (Комбинированный) | 1 | Выразительное чтение стихотворений по памяти. | Выразительно читать стихотворные произведения по памяти. | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | Выразительное чтение | ||
105 | С. Михалков «Если» (Комбинированный) | 1 | Выразительное чтение стихотворений по памяти. | Выразительно читать стихотворные произведения по памяти. | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | Чтение наизусть | ||
106 | Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок» (Комбинированный) | 1 | Выразительное чтение. Заголовок стихотворения. | Читать выразительно стихи, передавая настроения автора. | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | Выразительное чтение | ||
107 | Проверка читательских умений (Проверка знаний) | 1 | Рубрика «Проверим себя и оценим свои достижения» | Уметь работать с художественным текстом. | Индивидуальная | Контрольная работа №3 | ||
108 | Проверим себя и оценим свои достижения Урок-концерт по произведениям изученных авторов (Проверка знаний) | 1 | Чтение стихотворных произведений наизусть (по выбору. | Читать наизусть стихи, передавая настроения автора. | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | Чтение наизусть | ||
109 | Подведение итогов выполненного проекта. (Внеклассное чтение) | 1 | Подведение итогов выполненного проекта. «Праздник поэзии». Книги о космонавтах. | Знать и называть несколько произведение о космонавтах. | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | Фронтальный, индивидуальный опрос | ||
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (15 ч) | ||||||||
110 | Б.В.Шергин «Собирай по ягодке –наберешь кузовок». (Изучение нового материала) | 1 | Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Соотнесение пословицы и содержания произведения. | Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с графическим сопровождением. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах. | Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства. | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | Фронтальный, индивидуальный опрос | |
111-112 | А.П.Платонов «Цветок на земле». (Комбинированный) | 2 | Выразительное чтение Творческий пересказ. Характер героя, его поступки | Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | Фронтальный, индивидуальный опрос | ||
113-114 | А.П.Платонов «Ещё мама». (Комбинированный) | 2 | Герои рассказа, особенности речи героев. Чтение по ролям. | Составлять план текста: делить текст на части, определять микротемы каждой части, озаглавливать их. Формулировать вопрос по фрагменту текста. | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | Фронтальный, индивидуальный опрос | ||
115-117 | М.М.Зощенко «Золотые слова». (Комбинированный) | 3 | Смысл названия рассказа. Главная мысль произведения. Герои произведения. Выразительное чтение. | Анализировать соответствие темы пословице; выбирать пословицу, отражающую главную мысль произведения. | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | Фронтальный, индивидуальный опрос | ||
118-119 | М.М.Зощенко «Великие путешественники». (Комбинированный) | 2 | Особенности юмористического рассказа. Герои. Восстановление порядка событий. | Читать по ролям: выбирать фрагмент для чтения по ролям, распределять роли, отбирать выразительные средства (тон, темп, интонация), раскрывающие особенности произведения. | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | Фронтальный, индивидуальный опрос | ||
120 | «Наша библиотека». (Внеклассное чтение.) | 1 | Основные темы детского чтения: произведения о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др | Знать несколько произведений о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | Фронтальный, индивидуальный опрос | ||
121 | Н.Н.Носов «Федина задача» (Комбинированный) | 1 | Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. | Характеризовать текст: предполагать тему и содержание текста по заголовку, иллюстрациям, аннотации. Определять жанр, тему. Формулировать главную мысль текста, его частей. | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | Фронтальный, индивидуальный опрос | ||
122 | Н.Н.Носов «Телефон». (Комбинированный) | 1 | Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам (в пределах изучаемого материала) | Читать по ролям: выбирать фрагмент для чтения по ролям, распределять роли, отбирать выразительные средства (тон, темп, интонация), раскрывающие особенности произведения | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | Фронтальный, индивидуальный опрос | ||
123 | В.Ю.Драгунский «Друг детства». (Комбинированный) | 1 | Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. | Составлять план текста: делить текст на части, определять микротемы каждой части, озаглавливать их. Формулировать вопрос по фрагменту текста. | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | Фронтальный, индивидуальный опрос | ||
124 | Проверим себя и оценим свои достижения (Проверка знаний) | 1 | Рубрика «Проверим себя и оценим свои достижения» | Конструировать монологическое высказывание. | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | Фронтальный, индивидуальный опрос | ||
По страницам детских журналов (8 ч) | ||||||||
125 | Знакомство с названием раздела. (Изучение нового материала) | 1 | Прогнозирование содержания раздела. Выставка детской периодики. | Признавать важность учебы и познания нового, понимать, зачем выполняются те или иные учебные действия; проявлять заинтересованность осознавать ответственность за произнесенное и написанное слово. Проявлять интерес и уважение к различным точкам зрения. | Уметь читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | Фронтальный, индивидуальный опрос | |
126- 127 | Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой» (Комбинированный) | 2 | Развитие речи: составление вопросов по содержанию рассказа Л. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой», развёрнутые ответы на составленные вопросы. | Создавать небольшие устные ответына поставленный вопрос по прочитанному произведению | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | Фронтальный, индивидуальный опрос | ||
128 | Ю.Ермолаев «Проговорился» (Комбинированный) | 1 | Понимание цель чтения и осмысливание прочитанного. | Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | Фронтальный, индивидуальный опрос | ||
129 | Ю.Ермолаев «Воспитатели» (Комбинированный) | 1 | Оценка простых ситуаций и поступков как хороших или плохих, с опиройна общечеловеческие ценности; | Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения. | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | Фронтальный, индивидуальный опрос | ||
130 | Г. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды» (Комбинированный) | 1 | Сочинение вредных советов. | Уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя» | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | Фронтальный, индивидуальный опрос | ||
131 | Р. Сеф «Весёлые стихи» (Комбинированный) | 1 | Конструирование монологического высказывания: формулировка главной мысли, выбор выразительных средства языка. | Анализировать особенности авторских выразительных средств, соотносить их с жанром произведения | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | Выразительное чтение | ||
132 | Проверим себя и оценим свои достижения (Проверка знаний) | 1 | Рубрика «Проверим себя и оценим свои достижения» | Конструировать монологическое высказывание. | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | Фронтальный, индивидуальный опрос | ||
Зарубежная литература (8 ч) | ||||||||
133-135 | Знакомство с названием раздела. Древнегреческий миф «Храбрый Персей» (Комбинированный) | 3 | Прогнозирование содержания раздела. Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления или получения ответа на поставленный вопрос. | Определять последовательность действий для решения предметной задачи; осуществлять простейшее планирование своей работы; создавать текст-описание проведенных наблюдений доброжелательно, эмоционально-нравственно отзываться на чувства других людей, уметь сопереживать и проявлять свои чувства в добрых поступках; проявлять интерес к поиску и присвоению общих способов ре Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. | Сравнивать самостоятельно прочитанный текст (художественный, научно-популярный, учебный) определять особенности каждого: цель, структура, художественные средства. | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | Фронтальный, индивидуальный опрос | |
136 | Проверка читательских умений (Проверка знаний) | 1 | Проверка читательских умений и навыков. | Уметь работать с художественным текстом. | Индивидуальная | Контрольная работа №4 | ||
137-138 | Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок» (Комбинированный) | 2 | Умение самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение), | Составлять план текста: делить текст на части, определять микротемы каждой части, озаглавливать их. Формулировать вопрос по фрагменту текста. | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | Фронтальный, индивидуальный опрос | ||
139 | Проверим себя и оценим свои достижения (Проверка знаний) | 1 | Рубрика «Проверим себя и оценим свои достижения» | Конструировать монологическое высказывание. | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | Фронтальный, индивидуальный опрос | ||
140 | «Советуем прочитать» (Внеклассное чтение) | 1 | Рубрика «Советуем прочитать» | Знакомиться с произведениями из рубрики «Советуем прочитать» | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | Фронтальный, индивидуальный опрос |
Интернет-ресурсы:
http://www.km.ru
http:// km-school.ru/r9/index.asp
http://skazochki.narod.ru/index_flash.html
http://nachalka.info/about
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению для 1-4 классов по программе "Перспектива"
Программа по литературному чтению для 1-4 классов разработана в соответствии:- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего...
Рабочая программа по литературному чтению для 1-4 классов, КТП для 1 класса. Программа "Начальная школа 21 века"
Пояснительная записка по литературному чтению составлена на весь курс (1-4классы), календарно-тематическое планирование составлено для 1 класса. Рабочая программа может быть использована учителями нац...
Рабочая программа по "Литературному чтению" для учащихся 2 класса по программе: "Планета знаний"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО КУРСУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» К КОНЦУ 2 КЛАССАСОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ» 2 КЛАСС (175Ч)...
Рабочая программа по литературному чтению, КИМы для 3 класса по программе "Школа России"
Рабочая программа составлена в соответст...
Рабочая программа по "Литературному чтению" для учащихся 3 класса по программе "Планета знаний"
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ПО «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕКАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ...
Рабочая программа по литературному чтению для учащихся 3 класса по программе: "Планета знаний"
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»Содержание учебного предметаТематическое планированиеКалендарно - тематическое планирование...
Рабочая программа по литературному чтению для ученицы 1 класса, обучающейся по адаптированной образовательной программе НОО для детей с ЗПР
Рабочая программа по литературному чтению для ученицы 1 класса, обучающейся по адаптированной образовательной программе НОО для детей с ЗПР...