Урок по литературному чтению во 2 классе Тема урока: Русская народная сказка «Снегурочка»
план-конспект урока (чтение, 2 класс) по теме

Герасимова Людмила Алексеевна

Конспект урока по литературному чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_snegurochka_2.docx109.32 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ  Раменская  общеобразовательная  средняя  школа  №5

Урок  по  литературному  чтению  во  2  классе

Тема  урока: Русская  народная  сказка  «Снегурочка»

Герасимова  Л. А.

Тип  урока:  Урок  открытия  новых  знаний.

Цели урока:

  • познакомить учащихся с русской народной сказкой;
  • учить  определять  жанр  и  тему  произведения;
  •  развивать навыки беглого выразительного чтения;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  •  развивать творческие способности, вырабатывать активность мысли;
  • формировать способность отстаивать свою точку зрения;
  •  проводить работу по развитию речи;
  • воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки.

Методы обучения: 

словесные, наглядные, практические,  проблемные.

 Формы организации познавательной деятельности обучающихся:

 фронтальная,  индивидуальная, в паре.

I. Организационный момент.

   Порядок на столе,

   Порядок в голове,

   Как всегда мы снова

   Начать урок готовы.

-Повернитесь лицом   друг к  другу. Протяните руки вперед ладошками вверх,  пошлите  лучики добра, тепла, радости.  Улыбнитесь.

II. Повторение  пройденного  произведения.

- Давайте  вспомним,  с  каким  произведением  мы  познакомились  на  прошлом  уроке  литературного  чтения?

Опрос по пройденному произведению: сказка В. И. Даля «Девочка Снегурочка».
- Из чего появилась девочка Снегурочка?
- Какой она  росла?
- Кто принёс  беду бабке с дедкой?
- Кто пострадал за лисьи проделки?
- Что случилось со Снегурочкой летом?
- Кто пытался помочь Снегурочке?
- Почему им не поверила Снегурочка?
- Кто выручил девочку из беды?
- Какой у сказки конец?

На  доске  пословица «Нет худа без добра».
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Подходит  ли  она  к  сказке  В. И. Даля?  Почему?
( Если бы собачку не выгнали, Снегурочка могла бы пропасть. Ей некому было бы помочь. То, что Жучку выгнали – это худо, плохо, но это худо сделало добро – Снегурочка была спасена.)

III. Целеполагание.

- Белая звездочка с неба упала

  Мне на ладошку, но не пропала,

  А превратилась в волшебную снежинку наших желаний на уроке.

 - Какие желания вы хотели бы исполнить на уроке  литературного чтения?

   (Ответы  детей)

- Это наши желания.

-  А каковы возможности?

-  Можем ли мы сразу исполнить свои желания и почему? ( Нет, мы не знаем темы урока)

IV. Определение темы урока.

- Сегодня  на  уроке  мы  продолжим    разговор  о  сказках. 

-  Сказки в нашей жизни возникли давно, когда ещё не было письменности. Их не записывали, а передавали из “ уст в уста”.  Сказки рассказывали в зимние вечера, когда на улице потрескивал жгучий мороз, а в окна скреблась вьюга. Люди собирались в комнатах около печек и начинали рассказывать разные причудливые и забавные небылицы.  В сказках люди “летали по воздуху”, “ходили в сапогах – скороходах”, “воскрешали убитых”, “в одну ночь строили дворцы”.  Сказка – это мечты о будущем, за ними чувствовалась великая сила. Они учат познавать жизнь, прививают такие благородные черты, как мужество, трудолюбие, воспевают справедливость, правдивость, доброту, любовь.

- Разгадайте  ребус  и  вы  узнаете  название  произведения,  с  которым  мы  познакомимся.

 (Снеговик, куры, бочка = Снегурочка)  /слайд  № 2/

- Итак,  тема  нашего  урока  русская  народная  сказка « Снегурочка».  

- В  словаре  С.И. Ожегова  даётся  два  значения  слову  Снегурочка.  

  • 1) СНЕГУРОЧКА – сказочная снежная девушка, тающая под весенними лучами солнца.
  • 2) СНЕГУРОЧКА – внучка Деда Мороза, традиционный персонаж русских новогодних праздников. (С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова)

- Как  вы  думаете,  о  какой  Снегурочке  пойдёт  речь  в  нашей  сказке?

V. Физминутка.

- Какое время года наступило?
Покажите, что вы замёрзли и съёжились; отогрелись и расслабились. Вам на ладошки упала снежинка, ещё одна. Давайте их легонько сдунем — пусть летят дальше. Вот вам случайно попали в лицо снежком, изобразите огорчение. Изобразите, как вы лепите снеговика: скатали большой ком снега, второй, поставили их друг на друга. Молодцы, какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли весёлые домой. Улыбнитесь. Какое у вас настроение? Я надеюсь, что с таким настроением мы с вами  продолжим  наш  урок.

VI.  Знакомство  новым  произведением.

     /слайд  № 3,  № 4/

   Чтение  первой  части  сказки.

   Вопросы  по  прочитанному:

- Прочитайте, как начинается сказка?

- Что означают слова “жили – были”? (Зачин)

- В какой ещё сказке встречаются слова “жили – были”?

- Почему  дед  с  бабкой  решили  слепить  Снегурочку?

- Какая  получилась  Снегурочка,  зачитайте?

- Как  вы  думаете,  почему  она  ожила?

(Любовь  и  желание  стариков  было  настолько  велико,  что  помогло  ей  ожить)

- Как  же  нам  показана  радость  стариков?

- Так  что  же  мы  узнали,  прочитав  первую  часть  сказки?

(Как  появилась  Снегурочка)

Чтение  второй  части  сказки «по цепочке»

(Проводится  предварительная  словарная  работа)

“сапожки сафьяновые” - т.е. сапоги, сделанные из козловой кожи высокого качества;

“ленты атласные” - ленты из гладкой, блестящей шёлковой ткани

/слайд  № 5, /

Вопросы  по  прочитанному:  /слайд  №6,  №7,  №8/

- Как  вы  понимаете  слова: «Растёт  Снегурочка  не  по  дням,  а  по  часам».

- Какой  стала  Снегурочка  с  приходом  весны,  зачитайте?

- Прочитайте  слова,  которые  говорят  о  ласковом  отношении  деда  и  бабки  к          Снегурочке.

- А  как  Снегурочка  обращается  к  своим  близким?

- Что  же  мы  узнали  этой  части?

(Снегурочка  боится  тепла)

Чтение  третьей  части  сказки “ про себя”

/слайд  №9,  № 10/

Вопросы  по  прочитанному:

- Куда  пошла  Снегурочка  с  подружками?

- Что  там  произошло?

- Как  это  случилось,  зачитайте?

- Что  же  мы  узнали  этой  части?

(Снегурочка  растаяла)

- Нашу сказку мы записали кратко в виде плана./слайд  № 11/

1. Появление  Снегурочки.

2. Снегурочка  боится  тепла.

3. Снегурочка  растаяла.

Проблемный вопрос.

- Ребята,  подумайте,  бесследно  ли  исчезла  Снегурочка?

/Обсуждая,  на  доске  выстраивается  схема/

Снег  --  вода  --  пар  --  облако  --  дождь  --  снег

/Весной,  летом  облачко  прольётся  дождём  и  на  земле  распустятся  нежные  цветы,  похожие  на  Снегурочку.  А  зимой  из  облачка  пойдёт  снег,  и  старики  смогут  снова  слепить  себе  дочку  Снегурочку./

Проблемный вопрос.

-  А  как  вы  думаете,  если  бы  Снегурочка  не  пошла  в лес  и  не  стала  прыгать  через  костёр,  она  смогла  бы  выжить?

 (Правильно, время снега не вечно. Последний снег тает в лесу позже, чем на открытой местности. Но и туда рано или поздно проникают солнечные лучи.)

Проблемный вопрос.

-  Почему  эта  сказка  появилась  у  русского  народа?  

 - Почему такой персонаж как Снегурочка не мог возникнуть где-нибудь, скажем, в Индии, Бразилии или странах Африки?

VI. Гимнастика  для  глаз.

VII. Составление  синквейна.  /слайд  №12/

Свое настроение, впечатление можно выразить в синквейне.
Синквейн — это небольшое произведение, которое составляется по определённым правилам:

              1) Существительное
             2) Два прилагательных
             3) Три глагола
             4) Фраза из четырёх слов — что автор думает о данном персонаже
             5) Существительное — новое имя героя

 /слайд  № 13/                                     Снегурочка.

Ласковая,  приветливая.

Улыбается,  поёт,  радуется.

Хорошая  дочка  любящим  родителям.

Мечта.

VIII. Рефлексия.

9. Итог урока.

         - Ребята,  как  вы  думаете, нужны ли сказки детям? Взрослым?

         - Чему они учат? (добру, милосердию, верности, надёжности, состраданию)

         - А какое человеческое качество вы бы взяли у Снегурочки?

          (воспитанность, терпеливость,  любовь  к  родителям,  послушание….)

10. Дифференцированное домашнее задание.14

*с. 151 – 155,  вопросы

* Пересказать сказку по плану.

 *Написать  мини – сочинение  «След  Снегурочки»